Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Зелёная лампа
Литературный дискуссионный клуб
14 марта состоялось очередное заседание литературного клуба «Зелёная лампа» на тему «Виртуальная реальность Виктора Пелевина»

«Новый Пелевин ещё смешнее, ещё презрительнее, ещё отчаяннее. Он по-прежнему попадает в главные болевые точки так, что становится не больно, а смешно».

Д. Быков (о романе «ДПП»)

Обсудить творчество культового писателя современности собрались более 30 человек, среди которых было немало новых лиц, в том числе молодых.

Заседание отчасти было экспериментальным, так как впервые в роли ведущих вечера выступили студенты МГЮА Андрей Халявин и Дмитрий Курочкин, которые и были инициаторами проведения этой встречи. Традиционно заседание клуба началось с биографии писателя, которую представил Андрей Халявин. Виктор Олегович Пелевин родился в 1962 году в Москве в семье преподавателей. С отличием окончил сначала один из технических вузов столицы, а затем заочно Литературный институт им. М. Горького, работал в редакциях различных журналов. Первый рассказ написал в 1989 году, в начале 90-х печатался в «Юности», «Знамени». Первый авторский сборник рассказов «Синий фонарь» выходит в 1993 году огромным 100-тысячным тиражом и мгновенно расходиться среди читателей. В 1996 году публикуется один из ключевых романов Пелевина – «Чапаев и Пустота», после которого автор приобретает всероссийскую известность и славу культового писателя современности. Помимо переиздания ранних рассказов и повестей «Жёлтая стрела», «Омон Ра», «Затворник и Шестипалый» в последние годы выходят новые книги Пелевина «ДПП NN (Диалектика переходного периода из Ниоткуда в Никуда)», «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса», «Ампир В, или Повесть о настоящем сверхчеловеке».

Более подробно ведущие вечера Андрей Халявин и Дмитрий Курочкин остановились на романах Пелевина «Чапаев и Пустота» и «Числа» (из сборника «ДПП»), отметив особую иронию и сарказм, с помощью которых Пелевин изображает реалии российской жизни середины 90-х годов. А затем началось непосредственное обсуждение творчества писателя.

Старостин В.А .(обращаясь к ведущим): «Правильно ли я понял, что для вас, молодых, Пелевин – писатель по приколу? Я бы сказал о Пелевине по-другому. По своей сути – он фантаст, в советское время, когда о многом нельзя было говорить открыто, он таковым и был. Буквально сегодня я прочитал его последний роман «Ампир В», в котором Пелевин иносказательно, метафорически показывает современную российскую действительность. Пелевин в современной России – это своего рода дырочка в чайнике, через которую выпускают лишний пар. Я был очень возбуждён после прочтения этой книги, её обязательно должен прочесть каждый!»

Димитрий Курочкин
Андрей Халявин
Крохова И.Н., руководитель клуба: «Мне ближе ранние вещи Пелевина «Омон Ра», «Затворник и Шестипалый» и другие, где те же идеи, что и в последних вещах писателя, но в них есть выход, не всё так безнадёжно».

Василевский А.С, профессор физики ВГГУ: «Что кроме сюжета есть у Пелевина? Когда я читал его роман «Чапаев и Пустота» казалось, что вот-вот появится какая-то глубина. Но – нет, ни мысли, ни чувств, только констатация фактов. Русская литература всегда строилась на сочувствии к человеку, у Пелевина этого совсем нет».

Вдовин А., студент филфака ВГГУ: «По своим пристрастиям я нахожусь в XIX веке, но по рекомендации своих товарищей прочёл роман Пелевина «Чапаев и Пустота». Действительно, в процессе чтения есть ощущение, что сейчас появится что-то очень важное и глубинное, но в итоге – пустота. Да, занимательный сюжет, любопытные ходы, но софистика, которую продуцируют герои Пелевина, надоедает к концу романа. Кроме того, книга не порождает эмоционального отношения, она построена слишком рационально. А я хочу читать книги, где сочетается и то и другое, как, например, в одном из моих любимых романов – «Доктор Живаго» Бориса Пастернака».

Гребенщиков М., преподаватель физики ВГУ: «Я не согласен, что Пелевин не эмоционален. Например, его «Священная книга оборотня» вызвала у меня обратную реакцию. В этом романе есть несколько сцен, буквально берущих за душу».

Василевский А.С. (обращаясь к студентам): «А своим товарищам, чтобы Вы порекомендовали почитать если бы перед Вами стоял выбор – Пелевин или Донцова?».

Вдовин А.: «Донцову я не читал, но, думаю, что всё же рекомендовал из этих двоих – Пелевина».

Старостин В.А.: «Не хотел хвалить Пелевина, но, видимо, придётся. Чем силён Пелевин? Тем, что он издевается над самим собой, он всегда очень ироничен, в нём нет слащавости. Пелевин – идол для современного молодого читателя. Почему? потому что он матерится? Нет! В его романах всегда как минимум 5 смыслов, он очень многозначен, и каждый находит в нём что-то своё».

Отец Андрей Кононов : «Основной нерв Пелевина, который затрагивает молодёжь, - это та виртуальная реальность, которую он открывает своему читателю. То, о чём он писал в «Жёлтой стреле» и «Омон Ра» сегодня воплощается в реальности. Ведущие компьютерные фирмы сегодня создают виртуальные миры, государства со своей валютой, законами и т.п., где можно жить, работать и отдыхать как в реальной жизни. Современному молодому человеку плохо в этом трёхмерном реальном мире, он жаждет иного мира, куда можно уйти от своих проблем. Дух человека настолько глубок, бездонен, что его не удовлетворяет эта жизнь, эти взаимоотношения между людьми, между мужчиной и женщиной, эта литература и т.п. Пелевин пишет об ином виртуальном мире, этим он и привлекателен для молодых. Его книги работают на смену психического состояния человека, средствами художественной прозы они помогают решить хотя бы частично проблемы современного человека. Книги Пелевина – это не худший вариант в данном случае».

Старостин В.А.: «На сегодняшний день Пелевин в 100 раз лучше Пастернака, потому что он жив сегодня, а Пастернак умер!»

Халявин А .: «Пастернак рисует прекрасную действительность, показывает её, но не объясняет. А Пелевин пытается это делать».

Павлов А, студент МГЮА: «Мне нравится Пелевин тем, что он создаёт яркие, сильные образы, которые удивляют и поражают. Его произведения разобраны на цитаты, а это значит, что он актуален и тонко чувствует время. Я бы сравнил Пелевина с современным японским писателем Харуки Мураками, который также пишет о современном человеке в большом городе. Я не согласен, что у Пелевина нет языка, почти в каждой фразе у него игра слов, каламбур, явные или скрытые цитаты».

Сенникова Л.Г., краеведческий музей: «Послушав всех, я поняла, почему мне не нравится Пелевин: в нём слишком много планов. Я читала его книги как современную беллетристику, об авторе много говорят, не прочесть его нельзя. Но многоплановость беллетристике не нужна!».

Гребенщиков М.: «У Пелевина много явных цитат из Гессе, из дроевнекитайской литературы и т.п. Это выдаёт в нём образованного человека. Цитируя, Пелевин невольно стимулирует своего читателя обращаться к первоисточнику, тем самым, образовывая его».

Богатырёва Н.Д., преподаватель, филфак ВГГУ: «Я немного читала Пелевина, единственно, что мне понравилось – его эссе. Он очень ироничен, его ирония доведена до границ сарказма. Например, в эссе «Олигархическая карта России» всё построено на этом. Пелевин всласть издевается, иронизируя над тем, что происходит в современной России. Эти миниатюры Пелевина вызвали у меня сочувствие, но опять же - это не ново. Мы 70 лет издевались над тем, что происходило в советские времена».

В конце вечера итоги дискуссии подвёл Дмитрий Курочкин : «Цикличность образов героев Пелевина говорит о том, что писатель торопится, спешить запечатлеть то, что происходит вокруг. Но много ли современных писателей, которые говорят о трагедии личности в современном обществе? Мне на память пришёл только Валентин Распутин. Эти два писателя более или менее идеологически независимы и в то же время пишут о проблемах, с которыми сталкивается человек в современном мире. Практически вся русская литература XX века – это литература цинизма, которой нет дела до трагедии маленького человека. Пелевин - тот писатель, который оперативно реагирует на действительность не только в художественной прозе, но и откликается на каждое общественно значимое событие на страницах периодической печати, в СМИ, как правило, с позиции отрицания. Время покажет, станет ли Пелевин классиком, но без сомнения сегодня он один из тех, кто определяет лицо современной российской литературы».

Библиография:

Пелевин В. О. Сочинения: В 2 т.- М.: Терра, 1996.

Пелевин В. Ампир В = EMPIRE V: повесть о настоящем сверхчеловеке.- М.: Эксмо, 2006.- 408 с.

Пелевин В. Все повести и эссе.- М.: Эксмо, 2005.- 414 с.

Пелевин В. Все рассказы.- М.: Эксмо, 2005.- 511 с.

Пелевин В.Generation «П»: Роман.- М.: Вагриус, 1999.- 302с

Пелевин В. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Изб. произв.- М.: Эксмо, 2003.- 384 с.

Пелевин В. Жёлтая стрела: Избранные произведения.- М.: Эксмо, 2004.- 512 с.

Пелевин В.Жизнь насекомых: Романы.- М.:Вагриус, 1999.- 351 с.

Пелевин В. Затворник и шестипалый: Повести.- М.:Вагриус, 2001.- 223 с.

Пелевин В. Омон Ра: Роман.- М.: Вагриус, 2001.- 175 с.

Пелевин В.Relics: Раннее и неизданное.- М, Эксмо, 2005.- 351 с.

Пелевин В.Священная книга оборотня: Роман.-М.:Эксмо, 2004.- 384с.

Пелевин В. Чапаев и Пустота: Роман.- М, 1999.- 399с.

Пелевин В. Числа: Роман.- М.: Эксмо, 2006.- 316 с.

***

Басинский П. Писатель нашего времени//Нева.- 2002.-№ 2.- С.188-203.

Быков Д. За пять минут до смысла (о новом романе Виктора Пелевина «Ампир В…») //Огонёк.- 2006.- № 43.-С.48-49.

В.О. Пелевин: монографический очерк //Русская проза конца XX века: Учеб. позобие.- М, 2005.- С. 254-274.

Ермолин Е. Варварская лира. Виктор Пелевин как знак и знамение //Континент.- 1999.- № 101.- С. 328-345.

Ишимбаева Г.«Чапаев и Пустота»: постмодернистские игры В.Пелевина //Вопр. лит.- 2001.-№6.- С.314-323.

Латынина А. «Потом опять теперь» (рец. на роман «ДПП») //Нов. мир.- 2004.- № 2.- С. 137-143.

Лямпорт Е. Высшие сферы, или прибежище сакрального (символ и архетип в прозе В.Пелевина) //НГ-Exlibris.- 2007.- № 5.- С.4-5.

Нехорошев Г. Настоящий Пелевин (отрывки из биографии культового писателя) //Нез. газ.- 2001.- №159, 160.

Шайтанов И. Проект Pelevin //Вопр. лит.- 2003.- № 4.- С. 3-47.

Отзывы к новости
Назад | На главную

џндекс.Њетрика