КАК ЧИТАТЬ ПЛАТЬЕ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗМЕНЧИВОЙ МОДЕ ОТ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР ДО ЭПОХИ УНИСЕКС
Мода? Люблю ее и ненавижу! Не верьте никому, кто скажет, что знать о ней не хочет — иначе любое собрание людей выглядело бы, как костюмированный бал. Мы все одеты так, как диктует... время. Но иногда, чтобы понять это, надо просто посмотреть старый фильм или полистать альбом репродукций старинных картин. Мода отражает господствующие в обществе взгляды сильнее, чем нам бы того хотелось. И как же интересна ретроспективная реконструкция их на основе такой обыденной вещи, как платье. Великолепная книга — уютная, но хитрая, в ней сплавлены эстетика, история (не только общая, но и искусства, и технологий), социология и даже политика.
Некоторое количество портновских терминов не отпугнуло даже меня, порой до сих пор просыпающуюся от собственного вопля ужаса, если мне приснится урок труда (кройки и шитья). Прочитав эту книгу, вы подойдете к зеркалу, взглянете в него и поймете, почему вы одеты именно так. И уже не будете так уверенно утверждать, что в этом вы абсолютно свободны и не следуете моде.
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». (У портновского манекена — борода Карла Маркса!)
ЦИТАТЫ:
***
Стоит отметить, что современное увлечение так называемым винтажным стилем не связано с какой-то конкретной эпохой. Значение слова становится размытым, поскольку его используют слишком широко и непринужденно. В современных свадебных платьях, к примеру, «винтаж» может означать всего лишь отделку кружевом или сверкающую, «под старину» брошь, закрепленную на атласном поясе. Невесты, заказывающие «винтажный образ» с претензией на ностальгию, могут довольствоваться платьем с кружевной отделкой или рукавами из кружева. Существует тенденция свободно сочетать в этом тренде отдельные элементы платья 1930, 1940, 1950 и 1960-х годов, зачастую соединяя их в одно целое. Это явление свидетельствует о постоянной цикличности моды, но также означает, что любой человек, желающий научиться «прочитывать» одежду и получать удовольствие от правильных образов, рискует запутаться в потоке искаженной информации. Умение правильно датировать одежду и распознавать ее отдельные стилистические элементы жизненно важно, если мы хотим научиться различать эти самые элементы в современной моде и понимать, как они были использованы. Автор надеется, что эта книга внесет ясность в этот вопрос и поможет сократить неоправданное использование понятия «винтаж», предоставив читателю аргументированную и четкую схему, которая позволит «расшифровывать» современную и историческую моду.
***
В I веке до н. э. Овидий писал: «Платье нас завораживает. Все скрыто драгоценными
камнями и золотом. Женщина — это наименьшая часть себя самой».
***
Мишель де Монтень возражал против ненужных неудобств, которые возникали под действием регулирующих одежду законов. С его точки зрения, моральные примеры должны произрастать из того же источника: «Пусть короли снимут эти символы величия. У них и без того его
достаточно. Эти излишества извинительны в любом другом человеке, но не в принце».
***
Гвен Равера, внучка Чарльза Дарвина, в своих воспоминаниях «Предмет старины» (Period Piece) пишет: «Однажды я спросила тетю Этти, каково это было — носить кринолин. «О, это было восхитительно, — ответила она. — Я никогда не чувствовала себя комфортно после того, как они вышли из моды. Они держали нижние юбки на расстоянии от ног, поэтому ходить было легко и удобно».
***
В романе «Загадка Эдвина Друда» Диккенс написал, что женщину следует считать
«действующим ангелом домашнего блаженства».
***
Модельер Эльза Скиапарелли в 1936 году сказала следующее: «Я почти постоянно ношу костюмы. Мне они нравятся. Они практичны во многих отношениях. И вот мой совет деловой девушке, которая всегда хочет быть одетой уместно, но ограничена в средствах: купите хороший костюм и
живите в нем».
***
В 1960-е и 1970-е годы начался массовый выпуск одежды, которую могли носить представители обоих полов. В 1970 году Жа Жа Габор написала, что «сегодня самое лучшее время в мире, и женщины могут одеваться в соответствии с их индивидуальностью... Многие взрослые испытывают состояние, которое молодые люди называют “напряжением” по поводу одежды унисекс... Они говорят: “Это ужасно! Невозможно отличить женщин от мужчин”. Я скажу так: не волнуйтесь, разница заметна».
Вечернее платье
Ок. 1873 г., Париж, Музей МакКорд, Монреаль
Эффект экзоскелета, находка для сатириков, высмеивавших силуэт с турнюром, удачно использован в этом изысканном и отлично сшитом вечернем платье. Детали модели типичны для эксклюзивного и востребованного парижского портного Корбея-Венцеля (А. Корбей). В соответствии с требованиями моды в этом платье сочетаются несколько ключевых элементов, относящихся к периоду появления турнюра.
Татьяна Александрова, член клуба «Зелёная лампа»
17 июля 2019 г.