ПАМЯТИ ПАМЯТИ: РОМАНС
(М. : Новое издательство, 2017)
Бывают книги, которые долго не отпускают после прочтения, ты возвращаешься к ним снова и снова, размышляешь о судьбе героев, перечитываешь фрагменты, а то и весь текст по несколько раз, делишься своими впечатлениями с друзьями и знакомыми. «Памяти памяти» Марии Степановой — как раз такой случай. Закрыв последнюю страницу книги, я тут же кинулась её перечитывать, а спустя месяц вернулась к тексту ещё раз. Пожалуй, это главное моё читательское открытие 2018 года.
Автор книги «Памяти памяти» Мария Степанова говорит:
«Я всегда знала, что когда-нибудь напишу книгу о семье... Задача — вспомнить всех была со мною всю жизнь».
В их семье более ста лет сохранялись альбомы с фотографиями, письма, открытки-приветы (чаще из Парижа, где училась в Сорбонне на медицинском факультете прабабушка автора Сарра Гинзбург). От старших — детям передавались семейные истории о своих предках, любимых и родных людях.
Создавая эту интересную и очень своеобразную летопись семьи, автор много путешествовала, в т.ч. на родину своих пра-пра — село Починки (рядом с Нижним Новгородом), работала в архивах разных городов и стран. Жизнь нескольких поколений семьи, обычных людей описана через воссоздание множества эпизодов от детства до глубокой старости. И всё это происходит на фоне исторических событий ХХ века: революций, Гражданской войны, репрессий, ленинградской блокады. Удивительным образом эти люди становятся тебе близкими и интересными, начинаешь думать и о своих предках, живших в эти же трудные для страны времена.
Много места в книге отводится коллективной культурной памяти о событиях и известных людях, неожиданных совпадениях, связях, сближениях. Перед нами — россыпь интереснейших эпизодов и фактов, которые значительно обогащают нашу собственную картину мира. Это и естественный бытовой антисемитизм в самой культурной среде России и Европы в начале ХХ века. И судьбы обэриутов, их взаимоотношения, интересы. Это целый пласт песенно-романсовой культуры первой половины ХХ века, увлечение домашними спектаклями, особенно в провинции (когда даже А. Блок в колготках играл Гамлета, а его Люба — Офелию). Автор приводит очень интересные сведения об обучении русских студентов в европейских университетах в конце XIX — начале XX века:
«Франция охотно принимала иностранцев. Медицинское образование по европейским меркам здесь было самым дешёвым. К концу 80-х годов XIX века в России было 698 практикующих женщин-врачей, а по статистике 1900 года во Франции их всего 95, в Англии — 258. И, конечно, огромную часть русских студентов составляли евреи. Это был их шанс, счастливый билет — дипломированный врач мог практиковать по всей Российской империи, за пределами черты оседлости».
Создавая своё посвящение памяти, Мария Степанова использует множество цитат из дневников, воспоминаний, как обычных, так и известных людей: Т. Манна, П. Целана, В. Г. М. Зебальда, И. Б. Зингера, Н. Мандельштам, Л. Шапориной, Н. Никулина, Л. Гинзбург и многих других.
Несколько коротких писем, отправленных в 1941-1942 годах с Волховского фронта девятнадцатилетним дальним родственником, позволяют автору развернуть потрясающую картину, расширяющую наше знание о ленинградской блокаде. Эта глава, по-моему, самая сильная по эмоциональному воздействию. Почти еженедельная хроника жизни горожан и защитников города осенью-зимой 1941 года основана на дневниковых записях, письмах, мемуарах выживших ленинградцев.
Главы книги, посвящённые молодой художнице Шарлотте Соломон, погибшей в Катастрофе, Рембрандту с его восьмьюдесятью автопортретами, необыкновенному американскому коллекционеру Джозефу Корнеллу и другим незаурядным людям, чьи судьбы поразили самого автора, составляют её культурную память, и этой памятью она щедро делится с читателями. Эти судьбы и нас тревожат, заставляют сопереживать.
Книга Марии Степановой уникальна по форме преподнесения множества знаний, ассоциаций, мыслей и чувствований. Она будет интересна тем, кто любит читать воспоминания, кого привлекают описания деталей и эпизодов из прошлой жизни. Но это чтение не из лёгких и требует усилия, медленного и вдумчивого труда. Заинтересованный читатель получит огромное удовольствие от прекрасного стиля, эрудиции автора и огромного количества новых фактов, рассказывающих об истории страны через историю жизни отдельных людей.
Елена Соколова, врач, член клуба «Зелёная лампа»
23 августа 2018 г.
В 2018 году книга Марии Степановой «Памяти памяти» номинирована на премию «Большая книга» (вышла в финал), премию имени Александра Пятигорского (вышла в финал), а также вошла в лонг-лист премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза».
О книге Марии Степановой «Памяти памяти»:
Диалог Марии Степановой и Людмилы Улицкой о памяти
Мария Степанова: «Мы все посткатастрофические люди»
Анна Наринская. Как говорить о мёртвых.
Алексей Цветков. Загробная жизнь людей и вещей.
Ирина Шевеленко. «Памяти памяти»: Романс воспитания
Николай Александров. Романс и китайский перечень.
Владимир Панкратов. Книга Марии Степановой «Памяти памяти»
Ирина Чечель. Охота за прошлым
Об авторе:
Мария Степанова (род. 9 июня 1972) — русский поэт, прозаик и эссеист.
Окончила Литературный институт имени А. М. Горького (1995). С 2012 года — главный редактор проекта Colta.ru.
Автор книг стихов: «Песни северных южан», «Счастье», «Физиология и малая история», «Проза Ивана Сидорова», «Киреевский», «Spolia», «Против лирики»; сборников эссе «Один, не один, не я», «Три статьи по поводу»; книги философской прозы «Памяти памяти» и др.
Лауреат премий:
- журнала «Знамя» (1993, 2011),
- премии имени Пастернака (2005, номинация «Артист в силе»),
- премии Андрея Белого (2005),
- премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (Германия, 2006),
- премии «Московский счёт» (Специальная премия, 2006; Большая премия, 2009),
- премии Lerici Pea Mosca (Италия — Россия, 2011), премии Anthologia (2012).
- Стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского (2010).