ПРАВО ГОЛОСА ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА
В последнее время в вятской столице стали бывать весьма интересные и неоднозначные персоны. Совсем недавно Иван Охлобыстин поделился своими впечатлениями о городе, о чем писал «ВК». 19 мая в гости к литературному клубу «Зеленая лампа» Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена приехал известный российский писатель и сценарист, исследователь и культуролог, яркий представитель современной русской литературы Алексей ИВАНОВ.
Многим россиянам Алексей Иванов запомнился своим нашумевшим романом «Географ глобус пропил», который был экранизирован в 2013 году. В создании сценария фильма принял участие сам прозаик, а главную роль в нем сыграл известный российский актер Константин Хабенский. Кроме «Географа...», Иванов является автором еще 17 книг.
Но вернемся в большой читальный зал Герценки, где происходила встреча писателя с ценителями его таланта. Сказать, что их было много, — значит ничего не сказать. Стульев не хватало, поэтому для лучшего «просмотра» самая шустрая часть аудитории перекочевала на галерку — на второй этаж, в зал периодики. Части людей, кому не достались стулья и кто не захотел наверх, таким, как я, пришлось просто стоять и ожидать. Самое главное, никто не расходился.
Честно говоря, я не сразу поняла, что мимо меня прошел «тот самый» Алексей Иванов. Он неспешно прошагал по старинному паркету в слегка помятом сером костюме. Господин Иванов был не один, с очаровательной девушкой. Вскоре мэтр представил ее как своего соавтора по книге «Дебри» — Юлию Зайцеву.
Вообще, он был каким-то сразу своим, почти домашним. Несколько отстраненно созерцал, как встревоженные милые библиотекари собирали для него записки с вопросами от читателей, а когда начал говорить, тоже был свой — уравновешенный, доброжелательный. Его попросили включить зеленую лампу, как это обычно принято на каждом заседании литературного клуба Герценки, — он с олимпийским спокойствием сделал это. С улыбкой реагировал на вопросы, обращенные к нему. Отвечал просто даже на самые стандартные и банальные.
— С чего начинался ваш творческий путь?
— С 6 лет, когда решил написать роман, но так его и не закончил. (Улыбнулся.) Повзрослев, я решил, что кратчайший путь к писательству — это журфак, и поэтому сразу после школы поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Но через год-два понял, что журналистика не поможет мне стать писателем. И тогда я поступил в то же учебное заведение, только на факультет истории искусств. Его я окончил, защитив диплом по творчеству художника-иллюстратора Геннадия Калиновского.
— Где вы берете материал для своих произведений? В ваших романах так много истории...
Все зависит от темы, над которой работаю. Когда писал роман «Ненастье», беседовал с воинами-«афганцами» Екатеринбурга, читал книгу Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Я не историк, не сижу в архивах, не участвую в раскопках древних городищ. Да, я хорошо знаю историю, но не являюсь профессионалом в этой области знаний. При создании романов пользуюсь научной литературой, различными географическими источниками, очень большое значение для меня имеют путешествия. Когда работал над романом «Сердце Пармы», изучал местный фольклор хантов, манси, народов Коми, а также природные особенности той территории, где они проживают. Личные впечатления тоже имеют не последнее место в сочинительстве.
— Что можете сказать об образе героя нашего времени? Существует ли он в ваших романах?
—С удовольствием отвечу на этот вопрос. Я делал несколько попыток изобразить в своих произведениях такого героя. Но обратимся для начала к классике. Если взять образ Печорина и перенести его во времена Бородинской битвы, то он может и не быть героем времени 1812 года. Дело в том, что тогда наблюдался национальный подъем, поэтому «героем нашего времени» на тот период выступает вовсе не Печорин, а Денис Давыдов. Поясню почему. Когда писался роман о Печорине, происходило разложение дворянского слоя, в связи с чем главный герой ассоциируется у нас с утратой смысла жизни, с подменой добра и зла. Печорин постоянно вступает в конфликт с обществом. Поэтому, когда автор берется за тему с таким героем, он вычленяет конфликт того или иного общественного слоя.
Мой роман «Географ глобус пропил», который я написал в 2003 году, отражает главную проблему того времени: люди не знали, как им жить, чем заниматься. В то время многим больше всего хотелось стабильности. В это понятие каждый вкладывал что-то свое. Например, кто-то всерьез ностальгировал по Советскому Союзу... Мой герой — географ Виктор Служкин — воплощает в себе нежелание стабильности, он говорит: «Дай Бог мне никому не быть залогом его счастья. Дай Бог мне никого не иметь залогом своего счастья. И еще, дай Бог мне любить людей и быть любимым ими. Иного примирения на земле я не вижу». То есть внутри себя географ ищет пути для примирения, вот поэтому он может называться героем своего времени. А вообще это роман о стойкости человека в то время, когда нравственные ценности не востребованы обществом, о мужестве и смирении, которые нужны для того, чтобы не впасть в озлобление и сохранить «душу живую», умеющую любить и жить по совести.
Другой герой — Борис Моржов в романе «Блуда и МУДО» — тоже отражает свое время, когда наступает финансовое благополучие и возникает вопрос: можно ли сделать что-либо приличное со страной за деньги, которые ты не заработал? Это история о человеке, создающем совершенно новый тип семьи, об ином, пиксельном формате мышления.
— Какие ваши следующие романы будут экранизировать?
— На самом деле, в проектах кинематографистов находится не один, а несколько моих романов: у Егора Кончаловского в разработке сейчас «Псоглавцы»«, это история о дэнжерологах — людях, охотящихся за смертельно опасными артефактами мировой культуры, у Сергея Бодрова — «Сердце Пармы». Сергей Урсуляк уже снимает фильм «Ненастье» для телеканала «Россия-1», экранизируют и «Тобол».
— Какие проблемы вы видите в современном обществе?
— Самой главной считаю культурную проблему, связанную с появлением смартфонов, планшетов, социальных сетей и т.д. В своей реальной жизни мы начинаем жить по законам виртуала. Там не надо делать над собой какие-то усилия, необходимые для нашего развития, там гласит правило: «Принимайте меня таким, какой я есть». Самосовершенствоваться не надо, и это, на мой взгляд, очень страшно, потому что в таком случае виртуал лишает человечество эволюции. Это, если хотите, вызов нашему обществу, всей человеческой культуре.
Или другой пример: для того чтобы ты заслужил право голоса в современной жизни, ты должен сделать что-то важное, существенное. Это норма общения. Но в соцсетях, в виртуальной жизни право голоса дается всем автоматически. Там у всех голоса одинаковые — что у академика, что у восьмиклассника. Такое положение ведет к утрате института авторитета и, как следствие, полностью разваливает нашу культуру.
— В некоторых ваших произведениях читателей убиваете ненормативная лексика. Почему вы ее так часто используете?
— Я не вижу, что мат является серьезной проблемой для моих романов. Он может присутствовать в произведении, если художественно обусловлен. В некоторых ситуациях мат обусловлен. Видите ли, ненормативная лексика передает тот социальный слой, в котором находятся герои моих произведений. Очень трудно описывать определенную социальную среду без присущего ей языка, это сделать практически невозможно. Если попытаться использовать другой язык, будет искажение правды. Я стараюсь писать правду. Кстати, в некоторых моих произведениях, по большей части исторических, никакого мата нет.
— Как вам наша Герценка?
— Нахожусь под впечатлением от вашей библиотеки. Я отметил, что Герценка сохраняет свою историю, традиции, классичность, и в то же время это очень современное учреждение с мультимедийным комплексом, с прекрасным техническим оснащением. Так что кировчанам очень повезло с таким учреждением культуры.
— Как начинающим писателям пробиться к читателям? Я Что нужно сделать, чтобы тебя опубликовали?
— Нужно наполнять свою жизнь впечатлениями, историями, деталями, постоянно работать над собой, над своим стилем изложения — и тогда тебя непременно услышат. И еще — быть готовым к предоставленному шансу. В жизни не всегда предоставляется вторая попытка. Тринадцать лет я писал в стол, но когда появилась возможность опубликоваться, у меня были три готовых романа.
— Расскажите о своей семье.
— О семье ничего рассказывать не буду, с этой стороны я совершенно непубличный человек. Здесь я присутствую как писатель Иванов, поэтому отвечаю на вопросы, связанные с данной стезей.
— Вы любите хлеб?
— Люблю...
Через несколько секунд Алексей Иванов получил в качестве сувенира ароматный вятский хлеб, а затем и миниатюрную «зеленую лампу». На этом подарки не закончились, была и дымковская игрушка, от которой в глазах писателя забегали чертики. Впрочем, он и сам стал самым главным подарком для читающей братии.
А вообще писатель по достоинству оценил вдумчивую аудиторию клуба «Зеленая лампа». Ему было приятно, что читатели помнят его ранние произведения, мельчайшие детали из них, о которых он и сам давно позабыл. Поэтому не без удовольствия подписывал свои книги всем желающим.
Впереди Алексея Иванова ждала другая встреча со своим читателем — но уже в библиотеках Санкт-Петербурга, где сейчас проходят презентации его новой документальной книги «Дебри». Эта книга, написанная в соавторстве с Юлией Зайцевой, — еще один издательский проект, который параллельно с романом «Тобол» рассказывает об истории преобразования Сибири, но только в жанре нон-фикшн (документальной прозы).
Что почитать у А. Иванова:
- «Сердце Пармы» (2003) — магический эпос о последнем древнерусском княжестве Пермь Великая.
- «Географ глобус пропил» (2003) — история «современного святого», работающего учителем географии в обычной школе.
- «Корабли и Галактика» (2004) — «космическая опера» о судьбах Галактики и о расе разумных кораблей.
- «Общага-на-Крови» (2006) — детективная драма о жизни студентов.
- «Блуда и МУДО» (2007) — плутовской роман о новом формате семьи и о пиксельном мышлении.
- «Летоисчисление от Иоанна» (2009) — роман-мистерия об Иване Г розном, об опричнине и о конце света.
- «Псоглавцы» (2011, под псевдонимом Алексей Маврин) — мистический триллер о российской деревне, об оборотнях и о незримых границах культуры.
- «Комьюнити» (2012) — мистический триллер об Интернете в обществе потребления и о чуме.
- «Ненастье» (2015) — криминальный роман о сообществе «афганцев» в лихие девяностые и о поисках доверия.
- «Тобол. Много званых» (2016) — эпопея о судьбах Сибири в Петровскую эпоху.
- Новый роман «Дебри» — это достоверный рассказ о дерзости землепроходцев и воровстве воевод, о забытых городах Мангазее и Албазине, об идолах и шаманизме, о войнах с инородцами и казачьих мятежах, о пушнине и могильном золоте, о сибирских святых и протопопе Аввакуме, о служилых людях и ссыльных бунтовщиках, о мамонтах и первых натуралистах.
Наталия ЯБЛОКОВА