25 февраля литературный клуб «Зелёная лампа» собрал многолюдное заседание: в качестве темы для обсуждения был взят вопрос, возможна ли критика на Вятке, литературная, театральная, искусствоведческая?
С первых же минут и до конца заседания доминировала мысль: профессиональной критики как самостоятельного устойчивого явления у нас нет.
Причины назывались разные. Преподаватели ВятГГУ Галина Шершнева и Наталья Богатырева указали соответственно на отсутствие традиций такой критики в XX и XIX веке и на отсутствие специального вуза, который мог бы готовить критиков; художественный руководитель «Театра на Спасской» Борис Павлович – на отсутствие театрального процесса, в результате чего критикующее лицо не может вписать увиденный спектакль в сегодняшний театральный контекст. Всё, что может выдать кировская пресса – это лишь частные отзывы, социальной, литературной, философской или политической направленности, впрочем, тоже интересные режиссеру-профессионалу.
Писатель Владимир Катаев упомянул о потрясающей обидчивости своих вятских коллег и удивительном отсутствии вдумчивого въедливого интереса к их творчеству со стороны тех кировских журналистов, которые, казалось бы, «специализируются» на культурной тематике. Поэтому даже при наличии литературного процесса, в отличие от процесса театрального, до сих пор на Вятке привычно отсутствует его продуктивное поступательное развитие.
К сожалению, на обсуждении не было представителей Вятского отделения Союза художников, которые могли бы компетентно охарактеризовать сегодняшнее положение искусствоведческой критики. Лично я не думаю, что оно отличается исключительным благополучием.
Отмолчались и пришедшие на заседание представители Союза писателей...
А в результате получилось так, что ведущая беседы Татьяна Машковцева сама же и дала один из ответов на свой вопрос: Киров – это небольшой город, и в его культурной среде, как правило, все друг друга знают... а так тяжело критиковать знакомого!
Другой интересный, истинно философский и, на мой взгляд, действительно, многое проясняющий ответ дал историк-краевед Василий Старостин, сравнивший Вятку с «началом всего» - с нулем... «В нуле не бывает процессов...» Вятка, согласно Василию Старостину, это извечно дикое, вольное место (правда, уже не территориально, а психологически), которое многим деятельным натурам то и дело хочется преобразовать упорядочить... А нельзя!.. Ноль...
И правда, кто такой критик, если не преобразователь, если не возделыватель какой-то почвы, «ассенизатор и водовоз»?..
Конечно, ex nihilo nihil fit, сиречь из ничего ничего не происходит. Но ведь результативность терпения и труда еще никто не отменял.
Антон Касков, гл. редактор газеты «Культурная среда»