Ионушайте, Ю. Так пишут, так живут стихи – изменяя ритм сердца, избавляя от боли // Киров. правда. – 2012. – 9 марта (№ 25). – С. 10.
Гостем и героем первого – в новом году и в новом здании – заседания литературного дискуссионного клуба «Зелёная лампа» при областной библиотеке им. Герцена, которое прошло в первый день календарной весны, стала поэт, прозаик, режиссёр документального кино, преподаватель факультета журналистики Вятского гуманитарного университета Татьяна Лисик.
Как пароли, как кодовые слова звучали на встрече фамилии, названия улиц и городов. Поплавский, Литусов, Дягилева, Гребенщиков. Екатеринбург – он же Бург, непростой город, быть может, вторая родина. Вятка. Москва. Как будто сверяя координаты на оси бытия – свои и тех, кто в зале, говорила Татьяна о знаковых рок-концертах, книгах и сборниках, приметах прошлых времён – тех, «когда нас зачаровывали уличные музыканты». И, конечно, читала стихи, прозу. Прежде остальных – «Про снег во сне. 2009» – из новых.
Что знали мы о снегопадах,
Скажи, скажи?
Их принимают как награду,
Зовут как жизнь –
Ту, что приходит сверхурочно
И вопреки,
Спугнув назойливую точку
В конце строки.
Вне границ, вне времени
В исполнении автора даже давно знакомые стихи, из тех, к примеру, которые были изданы в сборнике «Прорвало. Мифы, рождённые городом» (антология молодых поэтов, Киров, 1997 год) и которые в своё время читали, кажется, вовсе не дыша, звучали совершенно особо.
Чтобы согреться,
Когда вдоль судьбы отпетой
Ветер погонит
Жизнь оболочкой смятой,
Таяло сердце
Красной дешевой конфетой,
Липло к ладоням
И отдавало мятой.
В каждой её строчке, в каждом стихе присутствуют какое-то огромное, неправдоподобное напряжение, электричество, которые изменяют ритм твоего сердца. Её стихи – это другой, совершенно особый, способ видеть и ощущать мир.
Мир, где живут и являются тем, кому это дано, ангелы (из последних – ангел печали и ангел-анестезиолог), но при всём том не бесплотный, не эфемерный. В нём есть место снегу и ветру, храмам, аркам, заборам, разбитым окнам и фломастерам, игрушечным зверям, проспектам, асфальту, полиэтилену, сломанным зонтам. Но, главное, в этом мире есть место для любви, для Бога. И для чужой боли. Парадокс состоит в том, что сами эти строки часто становятся анальгетиком против боли, лжи, фальши.
Не отрицая литературного влияния любимых поэтов – из тех, что названы выше, – и не считая стихов, в которых оно ощущается особенно остро и которые, по признанию, автора, были в большинстве своём изничтожены или недописаны, можно говорить не просто о своей – неповторимой, особой, отдельной – системе образов и поэтическом языке, но об уникальном поэте, который живёт, работает и пишет с нами в одном городе. И чей талант и значение, безусловно, не ограничены – ни рамками этого города, ни временем, которое всем нам выпало.
Наследственная деформация
На встречу в Герценку пришёл и Владимир Бучин, в своё время – главный режиссёр ГТРК «Вятка», снявший более шестидесяти фильмов, в том числе первый цветной фильм в Вятке, член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры РФ.
– Человек-легенда, – отрекомендовала его дочь. – Для всех. Для меня – в особенности. По совместительству – мой папа.
Телевизионные дети привыкли смотреть на этот мир через какой-то прибор. Это, видимо, такая наследственная деформация – отвечая на вопрос о том, почему в её стихах, сюжетах, фильмах так много окон и арок, Татьяна Лисик тоже ссылается на «генетическую предрасположенность». Дебютный документальный фильм Татьяны – «Белая Родина» – уже завоевал различные призы на кинофестивалях. Сейчас монтируются три новых проекта.
– Наш принцип – на фильмы ни у кого ничего не просить, – рассказывает о своей режиссёрской работе Татьяна. – И потому мы финансово ни от кого не зависим. Никакой спонсор не может нам ничего указывать. Но по этой же причине снимаем урывками.
Такие условия работы не позволяют сказать ничего определённого ни о конкретных сроках, когда проекты будут завершены, ни о дате премьер. Куда важнее сама перспектива их создания.
Чем измеряются встречи
Значимость культурного события никогда по-настоящему не определялась ни количеством участников, ни повышенным вниманием прессы. На встречу с Татьяной Лисик в Герценку пришло человек сорок. Из них чуть ли не половина – её друзья. Были здесь студенты, доценты, пенсионеры, химики, менеджеры и поэты. Не было только того тошнотворного привкуса местячковости, который часто ощущаешь и на более масштабных мероприятиях, широко рекламируемых и освещаемых в местных средствах массовой информации. И отсутствие этого неприятного и всем хорошо знакомого привкуса говорит о сущности состоявшейся встречи гораздо больше, чем любые слова.
Редко когда можно услышать тексты Татьяны в исполнении автора. В прошлый раз – той в Герценке – она читала свои стихи на поэтическом фестивале «Авант-2012», прошедшем в январе в девяти городах России. А до этого были годы публичного молчания. Годы, когда создавались новые стихи, когда была написана повесть, снят не один документальный фильм. И это позволяет думать, что все, кто пришли на заседание «Зеленой лампы», присутствовали на событии не просто редком, а в своём роде исключительном и уникальном.
С текстами поэта, прозаика можно познакомиться на сайтах «Стихи.ру»
http://www.stihi.ru/avtor/belayarodina
и «Проза.ру»
http://www.proza.ru/avtor/belayarodina
ТОЛЬКО ФАКТЫ
«Родилась в Вятке, в семье режиссёров кино и телевидения Владимира Бунина и Людмилы Буниной. Закончила факультет журналистики Уральского государственного университета (1997 г.). Воспитываю двоих сыновей. В разные годы сотрудничала с газетами, журналами и телекомпаниями Кирова, Москвы, Минска. Корреспондент аналитической программы «Неделя» (КГТРК «Вятка»). С 2003 года работаю шеф-редактором службы «Новости 24-Центр» телеканала «РЕН TB-Киров». Пишу стихи и прозу, снимаю документальные фильмы».
Из неопубликованной автобиографии.