УЖИН
(СПб, Азбука, Азбука-Аттикус, 2013)
Нашумевший роман голландского писателя Германа Коха показался мне больше похожим на киносценарий малобюджетного фильма, но из тех, что вызывают интерес и споры, и за которые берутся только самые смелые, не боящиеся скандалов режиссеры.
Таким режиссерам после премьеры не избежать вопросов: а почему вы взялись за этот материал, что хотели этим сказать и, в конце концов, скажите, на чьей вы стороне?
Да, на чьей вы стороне? Литераторов обычно об этом не спрашивают, потому что у слабых писателей с этим и так все ясно – плохие парни плохи, хорошие хороши, а сильные авторы обычно ответить на этот вопрос не могут…
Как на чьей? На стороне правды жизни, конечно, как бы эта правда ни была болезненна, неприлична или горька… Их дело – лишить читателя уверенности в том, что все, о чем идет речь, «просто». Иллюзия простоты – причина многих зол и бедствий.
Композиция романа сбита в плотный временной комок. Да, малобюджетный фильм: камеру не придется далеко таскать… Как там в старом театре – единство места, времени и действия… Разве что время пару раз чуточку качнулось назад, ради оживления нескольких воспоминаний главного героя, имеющих вид совершенно конкретных житейских эпизодов.
Итак, четверо примерно сорокалетних героев, два брата Паул и Серж Ломан с женами Клэр и Бабеттой, ужинают в фешенебельном ресторане, придя туда, чтобы обсудить одну деликатную и страшноватую семейную проблему.
Один из братьев, старший – популярный политик, находящийся в шаге от кресла премьер-министра. Второй, от имени которого ведется рассказ – безработный по состоянию здоровья, бывший учитель истории. У них есть сыновья-ровесники (школьники лет шестнадцати), у брата-политика, кроме того есть еще дочь и приемный чернокожий ребенок из Буркина-Фасо.
Едят, разговаривают, выходят в туалет, подышать воздухом и позвонить. Раздражаются, таят секреты, нервничают, надеются, боятся.
Все четверо знают страшную тайну, но до последнего молчат об этом. А когда заговаривают – становится ясно, что к общему мнению им не прийти, потому что отношение к ней раскололо их семью.
Боже, что натворили их дети! Такие благополучные, воспитанные, обласканные европейские детки…
Однако, дети обычно переводят в поступки, в мир «плотной» действительности то, что кружилось в головах у взрослых в виде смутных и не всегда проговариваемых идей. И дети-убийцы – это не случайность.
Автор поступает достаточно хитро: он делает носителем традиционных (общечеловеческих гуманных) ценностей самого малосимпатичного из героев. А из того, с которым читатель поневоле сживается, лезет что-то чудовищное… Вот и попробуй разберись, на чьей мы стороне! Автор нам в этом не помощник. Он не навязывает читателю никаких выводов, оставляя его в недоумении, поэтому отзывы и рецензии в СМИ на этот роман называют его ТЕМАМИ совершенно разные, и никак друг к другу не относящиеся вещи – это уже проявления разнообразной читательской рефлексии. Я на такие уловки не поддамся. Литература как зеркало работает безупречно, но разнообразно.
Скажу лишь так: «мне показалось», что главная тема романа может совпасть с названием классической русской пьесы – «ПРАВДА ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ», но – с огромным знаком вопроса после этой фразы. И с донельзя актуальным коротеньким «гариком» Губермана:
«Слой человека в нас чуть-чуть
наслоен зыбко и тревожно,
легко в скотину нас вернуть,
поднять обратно очень сложно».
P.S. Мальчик из квартиры напротив моей сделал то же самое, что сын главного героя, паренек по имени Мишел. В компании сверстников убил «противного» бомжа. И, насколько я знаю, родители его попытались было говорить об этом и вести себя точно так же, как эти бедные, описанные Кохом голландцы. И не надо злорадствовать насчет того, что, мол, Европа сама запуталась в своей «толерантности», не выдерживает ее – по крайней мере, над этим романом – не надо! Главный герой не зря цитирует Толстого и Чехова – наша хваленая «широта души и высокая духовность» служит нам в подобных (увы, нередких) ситуациях ничуть не лучше. Подумайте над этим за ужином.
Автор
Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/718479.html