ВОЗВРАЩЕНИЕ СЭМЮЭЛЯ ЛЕЙКА
(М.: Фантом Пресс, 2012)
Авторы благожелательных отзывов об этой книге связывают ее с «Убить пересмешника» Харпер Ли и «Жареными зелеными помидорами» Фанни Флэгг. Книги-саги, книги-баллады американского юга своеобразны до смешного, иногда – до желания пародировать.
Буду предельно честной. Прочитав этот роман, я ровным счетом ничего не узнала об округе Колумбия, что на юге Арканзаса, мало что почерпнула о людях, не встретила ни одного нового среза реальности, необычных, нигде дотоле не встреченных литературных приемов и глубоких, блещущих новизной мыслей.
Но тем не менее я не жалею двух вечеров на чтение этого небольшого романа. Это, может быть, слишком просто для особо искушенного читателя, зато для человека, который издерган жизнью и устал – неспешная возня с десятком героев, которых, как героев фильмов, легко увидеть воочию – позволяет отвлечься и, словно струнный инструмент», подстроить свою систему ценностей.
Особенно это полезно тем, кто склонен забывать о том, что счастье – рядом. Оно – в нас самих, но добывать его лучше сообща.
Я не знаю почему, но в период чрезмерного эмоционального усложнения и усталости от него, мне хочется чего-то такого: ясного, здорового, как простая трогательная песенка.
Я бы назвала эту книгу – романом-балладой. Романтической. Приподнятый взволнованный настрой баллады, черно-белые герои, экзальтированность их чувств и поступков, словно фейная пыльца, окутывающая всё. Всё несколько утрированное, преувеличенное, праздничное, немного ненастоящее.
Хочется думать, что автор намеренно хотела писать именно так.
События книги разворачиваются в 1956 году. Из социальных проблем представлена только нелегкая доля методистского проповедника, которого как лишат прихода – так он и окажется на грани выживания.
Оказывается, проповедник без прихода – это не просто безработный, которому как-то надо теперь исхитриться прокормить семью. У него же какой-то зуд – проповедовать, вести паству путем праведным, ободрять и воспитывать. Герой книги – Сэмюэль Лейк – проповедник (священник – в книге его называют то так, то эдак) до мозга костей, и это не в силах изменить даже то, что ему приходится стать фермером.
Кстати, лишен прихода Сэм в результате интриг потому, что считает более важным спасать практически конченых людей: бомжей, алкашей, бродяг, раздражая этими заблудшими и запаршивевшими овцами «приличных» людей, которые хотят ходить в церковь как в некий клуб, где собираются достойные респектабельные люди. И вдруг опять, в который раз проповедник привозит в дом Божий полную машину оборванных и вонючих «братьев», которым на службе еще и уделяет больше внимания. Ну тогда и целуйся с ними!
Впрочем, Сэма слышит Тот, кому он всей душой служит, понимает жена и ее братья, уважает тёща – весь славный род Мозесов, любят дети, и даже картошка и фасоль у него растет хорошо.
Чуть-чуть, по касательной, задета тема вернувшихся с войны солдат, синдрома изменений в их психике, военного эха. Два полюса – герои книги Той Мозес и Рас Белинджер – воплощают почти абсолютные, рафинированные Добро и Зло. Оба они прошли Вторую Мировую, после чего Той превратился в сказочного, легендарного вечного солдата – мужественного, жертвенного, способного вынести всё. Рас же явно потерял на войне сердце и совесть, не вынес оттуда ничего, кроме закрепленной опытом страсти к мучительству.
Финал книги, по идее, нацелен на некий катарсис. Случится ли он – не знаю, обещать не могу.
У нас немало таких баллад, в которых один человек идет за другого на смерть, берет на себя его вину.
Здесь один родственник, даже не бывший близким другом другому родичу, берет на себя обвинение в убийстве, которого не совершал, и идет в тюрьму на двадцать лет.
Добрый шериф разрешает осужденному герою проститься с семьей на прощальном обеде.
А кругом – поля и фермы Арканзаса, и на семейном кафе новая вывеска: «Мозес навсегда».
Там-парам – парарам, тум-пум!
Автор
Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/639330.html