ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ "ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА" В ГЕРЦЕНКЕ ОТКРЫЛ ОЧЕРЕДНОЙ, 37-ОЙ ПО СЧЕТУ, СЕЗОН. В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ НАРОД ШЕЛ "НА ПАВЛОВИЧА".
Борис Павлович живет и работает в Кирове только шесть лет, но культурное пространство Вятки без него уже не представить. Помимо художественного руководства "Театром на Спасской", Павлович успевает поучаствовать во многих проектах, часто им же и инициированных; ведет драматические лаборатории; не чуждается) общественной жизни. Еще одна его ипостась - автор и ведущий программы "Дай почитать" на радио "Эхо'Москвы" в Кирове. Лайфверсию (от англ. life в значении "живой") этой передачи Павлович совместно с "Зеленой лампой" представил в Герценке.
В конференц-зале областной библиотеки Борис Павлович (далее Б.П.) появился с рюкзаком, под завязку набитом книгами. Улыбчивый, излучающий позитивную энергию, слегка простуженный, он тут же взял аудиторию в свои руки и продержал, благодаря артистичности и обширной эрудиции, в неослабном внимании два часа кряду.
Для начала Б.П. вспомнил, как все начиналось: “Программа “Дай почитать” выходит в Кирове около полутора лет. Записано около восьмидесяти выпусков. При всей моей неприязни к масс- медиа эту программу я успел полюбить. Началась передача с книжки моего любимого зарубежного писателя Ника Хорнби “Голая Джульетта”. Тогда у меня еще не было ноутбука, и я писал все тексты от руки в записную книжечку. Вот я вам сейчас из нее и зачитаю: “Добрый вечер! С вами программа “Дай почитать” и ее ведущий Борис Павлович. Я художественный руководитель театра на Спасской, но сегодня я говорю о книгах. В частности, хотел бы рассказать о книге Ника Хорнби, которая называется “Голая Джульетта”. Издательство “Амфора”, выпустившее эту книгу решительно называет Ника Хорнби британским писателем номер один. Не могу сказать, что прекрасно осведомлен в делах англоязычной литературы, и британской в частности, но с готовностью доверяю экспертам издательства. Ник Хорнби - это очень увлекательное чтение. Встреча с его ироничным откровенным как бы трепом - почти физическое наслаждение. Возможно, секрет Хорнби в том, что он всю жизнь занимается только тем, от чего сам получает удовольствие, и не скрывает этого (...) Меня с Хорнби сближает его страсть к современной музыке. Хорнби - отчаянный меломан и музыкальный эрудит (...) “Голая Джульетта” - это параллельная история бывшей рок-звезды, скрывающейся в затворничестве и его главного поклонника, модератора фанатского сайта по имени Дункан. Он обшаривает туалеты клубов, где проходили славные 70-е в надежде выцепить подробности о своем загадочном кумире, таинственно исчезнувшем со сцены на пике карьеры. Ему и в голову не может придти, что звезда каждый день вылезает на эту страничку в сети, чтобы тоскливо отследить, сколько запросов и посещений на его имя было сегодня. Вместе с Хорнби мы успеваем понос- тальгировать по славному рок-н-рольному прошлому, распрощаться с химерами юности, побороть страх перед неизвестностью будущего. Ник Хорнби - замечательный антидепрессант для взрослых дяденек и тетенек, которые с ужасом думают, что лучшие Sex&Drugs&Rock&Roll годы уже позади”.
Вот такой был первый блин комом - многословно, долго и тоскливо я пересказываю сюжет”.
Как все, по-настоящему талантливые люди, Б.П. не боится быть самокритичным, может быть, чересчур: его литературные обзоры очень живые, полные неожиданных поворотов мысли, порой ставящие слушателя перед парадоксом, в общем, нисколько не напоминающие сухие литературоведческие штудии. По ходу своих занимательных речей в Герценке Б.П. демонстрировал слайды с портретами писателей, о творчестве которых рассуждал, обложки книг, о которых говорил. Когда речь заходила о поэтических сборниках, например, “Гербарии” Алексея Никонова (один из последних панков, человек вне социума, радикал по жизни и в творчестве, получивший известность как рок-музыкант, солист группы “Последние танки в Париже”), так вот в этих случаях Б.П. читал стихи. Вечер в “Зеленой лампе” получился очень тематически насыщенным; в числе представленных книг были не только художественная проза или стихи, но и произведения культурологической направленности, причем не менее, а то и более занимательные, нежели остросюжетные романы. Тут надо иметь особое чутье, нерастраченный читательский энтузиазм, чтобы “выцепить” из необъятного корпуса печатной продукции (сегодня никаких ограничений, разве что коммерческих, для издателей не существует) по настоящему интересную книгу, которую нельзя пропустить. Как, например, эта, представленная Б.П.:
“Джон Сибрук, “Nobrow” (...) Если вы испытываете неловкость оттого, что мультики о южном парке вам смотреть интереснее, чем фильмы Александра Со- курова, то эта книга позволит вам справиться с комплексами. Американский журналист, многолетний репортер интеллектуального журнала NewYorker Джон Сибрук рассказывает о том, как культурная иерархия заместилась однородным информационным шумом, в котором на смену власти брендов приходит мастерство эти бренды комбинировать. Термин nobrow, вынесенный в заголовок - это неологизм Сибрука, производное от старинного английского понятия highbrow, что значит высоколобый. Нет однозначно высокого, нет однозначно низкого. Сегодня миром правит маркетинг, которому в принципе чужды любые оценочные категории. Что имеет рыночную стоимость, то имеет культурную ценность (...) Джон Сибрук обращает наше внимание на то, как изменяется мышление художника и аудитории в новом контексте (...) Нельзя сказать, что книга снимает конфликт между ценностями маркетинга и культуры, она позволяет взглянуть на проблему с неожиданной и, в общем, позитивной точки зрения. Могу добавить, что читая эту книгу, несколько раз хлопал по коленке и восклицал: “Ай да Сибрук, ай да сукин сын!”
Из-за ограниченности газетного места львиная доля книг, представленных Б.Л., осталась за бортом моего обзора. Поверьте, было очень интересно. Рекомендую: слушайте “Эхо Москвы” в Кирове и посещайте “Зеленую лампу”. У клуба на текущий сезон составлена интереснейшая программа. В частности, тема следующей встречи, которая состоится 8 ноября - “Семья в зеркале истории”. В числе других книг будет обсуждаться роман-идиллия Александра Чудакова “Ложится мгла на старые ступени”, удостоенного премии “Русский Буккер десятилетия”. “Зеленая лампа”, которой руководит Галина Макарова, очень продуманно обеспечена информационным контентом, начиная от приглашений на очередное заседание клуба до красочных буклетиков, знакомящих с каждым изданием. Пока нас, читателей, будет много, книга - главнейший культурный артефакт земной цивилизации - из нашей жизни не исчезнет. В противном случае наступит ситуация, сфантазированная писателем-фантастом Рэем Брэдбери в антиутопии “451 градус по Фаренгейту”. Не читали? Есть еще время прочитать и ужаснуться миру, в котором книга под запретом.
Евгений МИКРЮКОВ