ЖИЛИ-БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ
(М.: Время, 2011)
Некоторые книги – лакомые кусочки. Некоторые – глоточки чего-то вкусного и немного пьянящего. Есть, да, случаются книги жевательные. А есть такие, что можно только «грызть», и не как гранит в поговорке, а как зубастая собачка грызет сахарную кость.
А эта… Она – вдыхается. Текст ее – как чистый воздух, пронизанный каким-то приятным свежим ароматом.
Что в букете этого запаха? Соль, йод, сосны – море недалеко. Дым, хлеб – людское жилье. Земля – она всегда рядом…
Древесина – работает столяр. Ладан – горит лампадка и свеча перед иконой. Водка – иногда ее пьют русские люди. Мазут и железо – дороги, эшелоны. Пыль и чернила, лекарства и карболка – печальные казенные дома…
Запахи царят как метафоры чувств, и несмотря на то, что часто они горькие и скорбные, но никогда не затхлые и не отталкивающие.
Я выросла в среде, где из длинных семейных саг чтили лишь Багровых Аксакова, да Форсайтов Голсуорси. «Тихий Дон» мной одолелся сам собой уже в студенчестве…
А модных позднесоциалистических «семейных эпопей» мне не читалось, так как им всегда была альтернатива. Зато по ним часто снимали телевизионное кино, которое за отсутствием альтернативы – смотрелось. Большие-пребольшие многосерийные телефильмы, названия которых плывут, слипаются и путаются. Там вечно один брат воевал за белых, другой за красных, и потом один – за фашистов, другой против. Все там вечно влюбляются в одну бабу, суровую и хмурую, которую часто хватают и тащат, крича на нее дурниной...
Насколько же надо мне было напугаться этого всего, чтобы прочтя в аннотации книги Елены Катишонок – что это семейная сага, история нескольких поколений семьи Ивановых, которая вместила в себя всю драматичную историю двадцатого века – насколько же я должна была озвереть от представленных сразу героев эпопей-«опупей» моего детства, чтоб засунуть эту некрупную толстенькую книжечку в самый низ стопки книг, составленной из привезенного из библиотеки!
В самый низ, представляете?! А знала бы я, что на меня с ее страниц дохнет упоительная чистота и редкое для современной литературы абсолютное духовное здоровье, я бы прочла ее первой! Впрочем, перестановка слагаемых чтения не важна, если не пропустить, не забыть, не потерять!
Если определить одной короткой фразой мое впечатление от этой книги, то она будет такова: «НЕЖНАЯ ПЕЧАЛЬ И СВЕТЛОЕ УМИЛЕНИЕ».
Кстати, вот одна личная деталь. Я – жаворонок, и для меня засидеться заполночь – немыслимое дело. Но оно случилось, когда я читала «Жили-были»…
Цитировать не буду: не хочу лишать вас удовольствия открыть для себя этот текст как неизвестную, но прекрасную и родную страну. Если доверяете моему мнению – почитайте эту книгу, я рекомендую ее как хорошее серьезное чтение и чистый эталон литературного вкуса для русской литературы в жанре «роман». Как всякий номинант серьезных литературных премий (роман, опубликованный впервые в 2006 – лауреат премии «Ясная Поляна» 2010 года) – он без всяких оговорок, ужимок и угроз – доступен в интернете, что облегчает его путь к читателю. Например, здесь: http://lib.rus.ec/b/304467/read
Я нашла очередного «своего» автора, которого с первой книги полюбила, и за которым с радостью пойду дальше.
Информация из Википедии об авторе:
«Елена Александровна Катишонок родилась и до 1991 года жила в Риге. Закончила филологический факультет Латвийского университета. После эмиграции живёт в Бостоне, преподает русский язык, занимается редакторской работой, переводами. Дебютировала сборником стихов «Блокнот» в 2005 году.
В 2006 году вышел первый роман «Жили-были старик со старухой». Литературный обозреватель, член жюри премии Русский Букер 2009 года Майя Кучерская отметила, что «невероятное человеческое обаяние, безупречный язык и глубина этой книги делают ее выход светлым событием». Подводя итоги 2009 литературного года, известный критик Андрей Немзер писал: «Букеровское жюри ввело в шорт-лист и тем самым актуализировало … роман Елены Катишонок …, по-моему, одно из лучших сочинений в прозе уходящего десятилетия». Роман удостоился премии Ясная Поляна 2011 года в номинации «ХХI век».
В 2008 году в соавторстве с Евгением Палагашвили выходит «Охота на фазана» — сплав фотографий со стихами, им созвучными.
В 2009 году выходит второй роман «Против часовой стрелки». Андрей Немзер заметил о бостонском издании: «Елена Катишонок дописала свою книгу. О бабушке. О жизни. О любви. Стыдно будет, если останется она непрочитанной». «Против часовой стрелки» попадает в Длинный список премии «Большая книга» 2010 года и обе книги, наконец, издаются в Москве и находят своего массового читателя. Андрей Немзер: «Главными событиями прозы-2010 я считаю роман Елены Катишонок «Против часовой стрелки» (продолжение не менее замечательного романа «Жили-были старик со старухой»; оба выпущены «Временем» на излете года)…».
В 2010 году выходит новая книга стихов «Порядок слов». В 2011 году — третий роман «Когда уходит человек». Роман включен в Длинный список премии «Большая книга» 2011 года».
Татьяна Александрова
http://l-eriksson.livejournal.com/465676.html