Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих
Центр экологической информации и культуры
Воспитание экологической культуры
населения - миссия библиотек XXI века
Новости. Акции. Объявления.
О Центре
Информационные ресурсы
Вятская экологическая библиотека
Экологические конкурсы
Виртуальные выставки
Мероприятия Центра
Издания Центра
Экологический календарь
Экологическое партнёрство Вятки
Зелёная библиотека Вятки
Библиотечная экологическая карта Вятского края
Центр - библиотекам области
Экологические Интернет-ресурсы

 

Яндекс.Метрика
·


Воспитание экологической культуры населения –
миссия библиотек  XXI века

Е. А. Чемоданова

Человечество за весь период своего существования сталкивалось и сталкивается со множеством экологических проблем, большая часть которых возник­ла по вине человека. Значит, необходи­мо научиться жить, учитывая ограничен­ный предел биосферы, законы развития природы, не нарушать природного рав­новесия, рационально использовать при­родные ресурсы, бережно относиться к ценностям окружающего мира, соизме­рять свои поступки и последствия от них.

Поступки же определяются внутрен­ней культурой человека, страны, обще­ства. Экологическая культура - самая молодая культура человечества, в отли­чие от нравственной, правовой, полити­ческой и т.д. Время её зарождения - се­редина XX в.

Сегодня человеческая культура не экологична, она не учитывает предел, границы биосферы, человечество живёт так, будто этого предела нет.
Поэтому воспитание нового отноше­ния к экологии, природным ресурсам и всему живому миру - это не просто по­желание группы учёных и экологов, это необходимое условие сохранения чело­веческого общества на отдельно взятой планете Земля.

Мировое профессиональное библио­течное сообщество провозгласило вос­питание экологической культуры населе­ния миссией библиотек в XXI веке.
Миссия - по словарю Ожегова - «ответ­ственное задание, роль, поручение». Библиотеки в целом по России и, хочу отметить, библиотеки Вятского края на­ходятся в этом отношении далеко не т последнем месте, это ответственное по­ручение выполняют.

Последние 5 лет систематическая работа библиотек Кировской области строилась на основе областной библио­течной программы «Библиотека - центр экологической информации и культуры» (2000-2005гг.).

Библиотеки области принимали уча­стие во всех четырёх Всероссийских смотрах-конкурсах работы библиотек по экологическому просвещению населе­ния (1995-1996, 1997-1998, 2000-2001, 2005-2006). Во всех смотрах-конкурсах библиотеки области отмечались в числе победителей и лауреатов.

Экологическое просвещение населе­ния - одно из приоритетных направле­ний деятельности ОУНБ им. А. И. Гер­цена, которая получила довольно высо­кую оценку.

За инновационный подход к разра­ботке областной библиотечной програм­мы «Библиотека - центр экологической информации и культуры» областная биб­лиотека признана в числе победителей III Всероссийского смотра-конкурса ра­боты библиотек по экологическому про­свещению населения (2000-2001).
За реализацию программы «Библио­тека-центр экологической информации и культуры» областная библиотека при­знана в числе победителей IV Всерос­сийского смотра-конкурса работы биб­лиотек по экологическому просвещению населения (2005-2006).

Проект Герценки «Библиотека - центр экологической информации и куль­туры» отмечен дипломом первой степе­ни в конкурсе научных работ «Экология родного края» в номинации «Экологичес­кое образование и просвещение» Всерос­сийской научной школы «Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: научный и образователь­ный аспекты», которая состоялась в де­кабре 2005 г. на базе Вятского государ­ственного гуманитарного университета.

В декабре 2006 г. в ОУНБ им. А. И. Герцена прошёл Библиотечный экологи­ческий Фестиваль, на котором подведе­ны итоги выполнения областной про­граммы, 16 библиотек и 28 библиотеч­ных специалистов награждены вымпела­ми за вклад в выполнение программы «Библиотека - центр экологической ин­формации и культуры».

Инновационными и перспективными направлениями в работе библиотек об­ласти по экологическому просвещению населения за годы выполнения Програм­мы можно считать следующие:

- Создание сети библиотек - центров экологического просвещения населения, углублённо работающих с экологичес­кой тематикой;

- Разработка районных, городских, авторских экологических библиотечных программ и проектов для организации планомерной стратегической работы;

- Создание системы сотрудничества библиотек с государственными и общественными природоохранными структу­рами;

- Привлечение внешних финансовых источников для обеспечения эффективной экологической деятельности биб­лиотек;

- Всестороннее формирование ин­формационных ресурсов по экологии с использованием принципа корпоратив­ности;

- Привлечение к работе библиотек общественности города, развитие библиотек как центров формирования обще­ственного мнения;

- Организация и проведение актуаль­ных мероприятий, социально-экологи­ческих акций, получивших большой об­щественный резонанс;

- Использование инновационно - биб­лиотечных методик, связанных с рас­крытием понятия «Экология культуры» «Экология нравственности»;

- Создание системы клубов и читательских объединений в библиотеках экологической тематики;

- Издательская деятельность - публикация документов эколого - краеведческого характера;

- Повышение экологической грамотности и культуры библиотечных работников, создание библиотечного экологического актива;

- Освоение новых информационных технологий в издательской, реклам
ной, массовой работе библиотек.

Необходимо отметить такой важный  момент как изменение за прошедшие годы психологического отношения к проблемам экологии, как у библиотечных работников, так и у читателей, всего населения: экологические проблемы в большинстве своём перестали восприниматься как второстепенные, люди понимают важность и серьёзность этих вопросов, необходимость воспитания экологической культуры, особенно у детей и молодёжи.

Таким образом, в результате  выполнения программы, библиотеки облает стали самостоятельным и эффективны звеном системы экологического просвещения  и воспитания населения.
Перед нами встал вопрос: что делать  дальше, в каком направлении двигаться?

Учитывая современные тенденции организации библиотечной практики опыт библиотек России, мы решили от­крыть Центр экологической информации и культуры - для более активной, пла­номерной и структурированной работы с темой экологии.

Общепризнано, что экология - интег­ральная наука, она не ограничивается разделом естественных наук и только охраной окружающей среды. Комплекс­ная экологическая информация подразу­мевает информацию естественно-науч­ного раздела, политики, философии, психологии, экономики, права, краеведе­ния, педагогики, эстетики, художествен­ной литературы, семейного и нравствен­ного воспитания.

В этом сложность понятия «эколо­гия», в этом же и его прелесть, это даёт простор для инновационного подхода к работе, воплощения новых идей.
Библиотеки в XXI в. должны не только дать доступ к информации, но и участвовать в воспитании человека, не только помочь в получении знаний, но превратить их в экологически куль­турное поведение, мировоззрение, по­ступок.

Безусловно, общество XXI в. - ин­формационное общество, но просто информация сама по себе ничего не даёт, важно, как человек распорядится ею, как он в конце концов поступит.
В силах библиотек как универсаль­ных информационно-культурных цент­ров - раскрывать проблемы экологии, в первую очередь, как проблемы философ­ские, нравственные, этические.

Именно поэтому в стенах библиотек всё чаще звучат слова - экология души, экология сознания, экология семьи и семейных отношений, экология в худо­жественной литературе, эстетическое восприятие экологии и природы и т.д.
Появились термины «экология чте­ния», «экология Интернета».

В моём понимании - экология - это защита чистоты, первоисточника, а первоисточниками могут быть многие вещи.

Такой гуманитарный подход к про­блеме экологии соотносится со словами Д.С. Лихачева, который первым сформу­лировал суть происходящих в этой про­блеме процессов: «Экология - проблема нравственная».

Например, в новой библиотечной программе «Воспитание экологической культуры населения - миссия библиотек XXI века» (2007-2010) выделены тема­тические модули:
- «Имею право!»: доступ к экологи­ческой информации - неотъемлемое пра­во человека;
- «Сделай мир чище своими рука­ми!»: практическая природоохранная де­ятельность;
«Ощущение чуда»: нравственно-эс­тетическое восприятие окружающей среды;
- «Семейная экология»: семейное экологическое взаимовоспитание;
- «Экологическое краеведение»: изу­чение и защита природы родного края;
-  «Эколог - профессия будущего!»;
- «Экология слова: Территория рус­ского языка»;
- «Экология в жизненном простран­стве человека»;
- «Экологическое партнёрство: Герценка - библиотеки области.

Эти темы определяют основные на­правления, согласно которым может строиться работа библиотек по воспита­нию экологической культуры населения с учётом широкого, комплексного под­хода к экологической тематике.
Эпиграф программы: Если вы думаете на год вперёд - сей­те зерна.
Если вы думаете на 10 лет вперёд -сажайте деревья.
Если вы думаете на 100 лет вперёд -воспитывайте человека.
Будем думать и работать на сто лет вперёд!

Этой задаче и будет посвящена рабо­та Центра экологической информации и культуры.

Главными задачами Центра мы опре­делили:
- Экологическое просвещение насе­ления, воспитание новой культуры отно­шения человека к окружающей среде:
- Обеспечение полного, свободного и оперативного доступа к экологической информации всех категорий пользовате­лей;
- Организация системы экологичес­кого просвещения населения в библио­теках региона;
- Объединение людей, увлечённых идеями экологического просвещения.

Создание Центра заставляет обратить более пристальное внимание на комп­лектование фонда экологической инфор­мацией на различных носителях, проду­мать систему предоставления её читате­лям, более активно применять в работе новые информационные технологии, создать технологии продвижения, рекла­му экологической информации.

Среди первых мероприятий Центра:
- проведение социально-информаци­онной акции «Люди! Поможем бездом­ным животным» совместно с обществен­ной благотворительной организацией собаководов «Малвис»;
- создание электронного информаци­онного дайджеста «Экологическое образование и просвещение - в интересах устойчивого развития»;
-  создание электронной презентации «Цикл книжных выставок по экологии -2007 г.;
- разработка областной библиотечной программы «Воспитание экологической культуры населения - миссия библиотек XXI в.»;
- проведение областного смотра-кон­курса «Работа библиотек области по воспитанию экологической культуры населения»;
- сбор материалов к электронной эн­циклопедии «Библиотечная экологическая карта Вятского края».

Большая работа ведется по разработке новой странички Центра на сайте област­ной библиотеки, где в удобной и оператив­ной форме будет представляться весь ком­плекс информации экологической темати­ки как для пользователей, так и для кол­лег - библиотечных специалистов.

Работа Центра организуется в сотруд­ничестве с Управлением охраны окружа­ющей среды и природопользования Ки­ровской области, высшими и средними учебными заведениями города, кировски­ми отделениями Российского Зелёного креста и Союза охраны птиц России, об­щественными благотворительными орга­низациями защиты животных - ведь толь­ко в совместной работе возможно решить современные экологические проблемы.
Вся наша работа призвана обеспечить главную цель - воспитание экологичес­кой культуры как интегрального показа­теля личности современного человека.

В заключение я бы хотела выделить два главных, на мой взгляд, положения.

Мы помним из школы закон физики - если придать телу (шарику) первоначаль­ное ускорение, он будет двигаться, но даже если очень сильно его толкнуть, рано или поздно шарик остановится—под действием силы трения и других физи­ческих сил. Он покатится дальше, если его снова подтолкнуть. Бесконечно при первоначально полученном ускорении двигаться тело может лишь в вакууме.
Мы живём не в вакууме.

Поэтому нельзя останавливаться, нужно обязательно продвигать, активи­зировать, поддерживать эту работу — иногда через сопротивление объектив­ных и субъективных обстоятельств.
Нужна новая энергия, новые идеи.

Поэтому мы и разработали новую областную программу, открыли и будем налаживать работу Центра экологичес­кой информации и культуры, участво­вать в V Всероссийском смотре-конкур­се работы библиотек, проводить облас­тные конкурсы, разрабатывать новые методические рекомендации, создавать презентации, электронные дайджесты, энциклопедии, справочники по экологи­ческой теме.

И второе. Знаменитый социолог, фу­туролог Герберт Маршалл Маклюэн, автор многих ярких метафор - «Галак­тика Гуттенберга», «мировая деревня», использует ещё одну метафору - «зер­кало заднего вида» как инструмент про­зрения будущего.

Суть метафоры сводится к тому, что, управляя мчащимся вперёд автомобилем, человек постоянно сверяет разворачива­ющуюся перед ним панораму с картиной, которая представляется ему в зеркале заднего вида.

Таким образом, будущее моделируется как бы с оглядкой на про­шлое, с опорой на исторический опыт.
Вот так и мы, поглядывая в зеркало заднего вида, помня и используя про­шлый опыт, будем продвигаться вперёд.
Впереди длинный, интересный путь. Направление движения выбрано пра­вильно.
Цель находится за горизонтом.
Главное - не растерять в движении скорость, творчество, новые находки, и самое главное - неравнодушное отноше­ние к тому пути, по которому ты двига­ешься, и к тому делу, которое ты делаешь.

 








Назад | На главную
Центр экологической информации и культуры
Тел.: (8332)76-17-29. e-mail: eco@herzenlib.ru