Новости

15.10.2018

«Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся Кировской области в рамках довузовского и профильного образования»

15 октября 2018 г. в библиотеке им. А. И. Герцена состоялся круглый стол «Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся Кировской области в рамках довузовского и профильного обучения».


Мыслящий и работающий человек
есть мера всего.
Он есть огромное планетное явление.
В.И. Вернадский


В этом мероприятии «Семейного клуба гуманной педагогики» и общественной организации «Центр развития инноваций «Новатор» приняли участие представители педагогической и научной общественности, инженерно-технические работники, читатели и сотрудники библиотеки.

О том, как заинтересовать подрастающее поколение естественными науками, а затем подготовить высокопрофессионального, творческого, идущего в ногу со временем инженера размышляли участники круглого стола.

В ходе обсуждения были затронуты темы: интеллектуального, технического и творческого развития школьников, связи школьных предметов с реальной жизнью, с будущей практической деятельностью, ЕГЭ по точным наукам как показателя уровня преподавания естественнонаучных дисциплин в Кировской области.

В частности, Артём Александрович Стариков, заместитель Председателя Правления общественной организации «Центр развития инноваций «НОВАТОР», отметил, что в современном школьном естественнонаучном образовании есть ряд проблем. Причину пробелов в знании точных наук ряд специалистов связывают и с плохим качеством учебников, и в формализме преподавания, и в неразвитом логическом, аналитическом мышлении современного поколения школьников.

По мнению экспертов, ухудшение логического мышления существует и обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Первая причина – уровень развития технических средств: телевизор, компьютерные технологии. Скажем, компьютер «отключает» мелкую моторику ребенка, являющуюся мощным средством развития, особенно в раннем детстве.

Еще одна причина – недоработка школьного образования и, в первую очередь, идеи раннего развития логических способностей. Всё надо делать вовремя: преждевременное развитие наносит непоправимый вред интеллекту! В детском саду надо заботиться о развитии моторики и воображения. Далее, в начальной школе, наступает время развития образного мышления. Логическое мышление – более позднее качество, и его надо тщательно готовить, развивая, прежде всего, воображение, а также дисциплину мышления. Это должно происходить, приблизительно, в восьмом классе. Именно тогда наступает время математики, физики, информатики.

Инна Витальевна Вылегжанина, к.п.н., директор частного образовательного учреждения дополнительного образования Центр информационных технологий в обучении «Познание» отметила, что ситуация с качеством школьного естественнонаучного образования в Кировской области обстоит в целом гораздо лучше, чем в других регионах нашей страны. Свидетельством тому являются систематические победы кировских школьников на олимпиадах всероссийского уровня. Также Инна Витальевна добавила, что естественнонаучное образование детей может быть эффективным, если педагогическую работу строить по двум направлениям: общетехническая подготовка и подготовка будущих инженеров.

По первой модели дети участвуют в мероприятиях, направленных на популяризацию и развитие детского инженерно-технического творчества: дни науки, фестивали, выставки, показательные соревнования, круглые столы и др. Основная цель данных мероприятий не столько соревновательная, сколько мотивирующая. Дети, обучающиеся в этом направлении, в дальнейшем могут не выбрать инженерные профессии, но они станут более восприимчивыми и подготовленными к использованию технических и технологических новшеств в быту и на рабочем месте.

Вторая часть модели инженерного образования в условиях организации дополнительного образования может быть названа «Подготовка будущих инженеров». Здесь инженерное образование предполагает организацию специальной работы с детьми, проявившими способности к инженерно-техническому творчеству, поскольку именно через развитие своих способностей человек достигает вершин в профессиональном и личностном смысле.

В организации занятий наиболее значимой является творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Она всегда связана с созданием чего-то нового, открытием нового знания, обнаружением в себе новых возможностей. Кроме того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний и порождает уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.

Владимир Николаевич Волков, инженер-физик, высказал предположение, что низкое качество естественнонаучного школьного образования в России и, в том числе, в Кировской области – одна из причин слабой способности к обучению в вузе, но далеко не единственная. Развал образования начинается в детском саду или даже ранее – в семье. Владимир Николаевич подчеркнул, что образование для общества – средство защиты от угроз, а для личности – от жесткой конкуренции. Но современным обществом владеет ложное чувство безопасности. А родители всё чаще желают своим чадам комфорта, не понимая, что образование требует серьезного труда. Таким образом, качественное, серьезное образование не востребовано ни на уровне общества, ни на уровне личности.

Кроме того, отрицательное влияние на развитие мышления оказывает и методически неверное обучение классическим предметам.

Владимир Николаевич привёл примеры.

«Возьмём математику. Один из сложнейших для школьника вопрос: что такое длина карандаша? Еще пример: на вопрос о том, чему равен синус шестидесяти градусов, ответит половина хороших учеников. А почему – объяснят уже не более трёх. Все дело в том, что концептуальное объяснение, дискуссии, выводы выброшены из школьного курса. Школьная математика переполнена лишним, и на развитие нужных навыков времени нет. Аналогичные примеры можно привести и из школьного курса физики. Русский язык – это также необходимое средство развития. В школе надо научить детей говорить и писать, но не тратить время на лексический анализ».

В ходе работы круглого стола Мария Фёдоровна Соловьёва, к.п.н., руководитель Семейного клуба гуманной педагогики выразила мнение, что выявлять способности к точным наукам специально не надо. Нужно развивать кружки, факультативы, курсы по выбору, предметные олимпиады – этого будет достаточно. Можно добавить профориентацию. Для развития способностей, как к точным, так и гуманитарным наукам необходимо работать по принципу: учить по мере психологической готовности к восприятию. Также Мария Фёдоровна большое внимание уделила целесообразности пропаганды технических знаний через чтение школьниками научно-фантастической литературы и проведения Фестиваля науки, Недели знаний, других крупных информационных, развивающих мероприятий.

Александр Васильевич Зонов, Председатель Правления общественной организации «Центр развития инноваций «НОВАТОР» в заключительной части мероприятия подчеркнул, что важным стимулом к занятию инженерным творчеством на углубленном уровне должна являться подготовка и участие детей в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах различного формата: от уровня образовательной организации, районного, городского, регионального до всероссийского и международного. Александр Васильевич предложил итоги круглого стола «Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся Кировской области в рамках довузовского и профильного образования» вынести в резолюцию и представить на всеобщее обсуждение.

Резолюция по итогам круглого стола:
1. составить список научно-фантастической литературы, рекомендованный школьникам для прочтения (по мнению участников круглого стола);
2. составить список всех учреждений и организаций в г. Кирове и Кировской области, занимающихся дополнительным инженерно-техническим образованием школьников;
3. обсудить с руководством кировского отделения горьковской железной дороги целесообразность организации тематического поезда «Наука будущего», предполагающее курсирование по железным дорогам Кировской области;
4. обратиться к руководителям ведущих предприятий г. Кирова с предложением о целесообразности организации в областном центре «Кванториума» (по аналогу реализованных проектов в гг. Кирово-Чепецк и Омутнинск);
5. обратиться к руководству библиотеки им. А.И. Герцена с предложением о проведении Фестиваля науки в стенах библиотеки им. А.И. Герцена (в ближайшие полгода – год);
6. обратиться к руководителям ряда учреждений дополнительного образования школьников г. Кирова с целью проведения дней открытых дверей по направлениям: черчение, векторная графика, стереометрия;
7. обратиться к руководителям ведущих предприятий Кировской области с предложением: создать для школьников карту экскурсионных образовательных маршрутов на промышленные предприятия региона.

Контроль за выполнением (в силу имеющихся возможностей) пунктов резолюции возложить на Правление общественной организации «Центр развития инноваций «НОВАТОР». Срок выполнения - 1 (один) год.


Возврат к списку