Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Одинцова Наталья Васильевна,
библиотекарь Рожкинской СБФ

Рожкинская сельская библиотека им. Ф. Ф. Павленкова МКУК Малмыжская ЦБС

Историческая справка:
1903 г. — открытие Павленковской библиотеки
1914 г. — библиотека-читальня
1918 г. — волостная библиотека
1945 — 1955 гг. — районная библиотека Рожкинского района
1955 г. — зональная библиотека
1979 г. — вошла в состав Малмыжской ЦБС
2008 г. — присвоено имя Ф. Ф. Павленкова


Библиотека в 2016 году отмечает свое 113-летие. В 2008 году нашей библиотеке приказом по МУК «Малмыжская ЦБС «с целью создания индивидуального, запоминающегося образа библиотеки и на основании исторической справки, о том, что в 1903 г. в с. Рожки была открыта библиотека на средства книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова» было присвоено имя Ф. Ф. Павленкова.

Что значит быть библиотекой им. Ф. Ф. Павленкова? Носить статус библиотеки Павленкова — это престижно. Это привлекает, укрепляет статус, облагораживает, выделяет из числа похожих, отличает от других, выполняет защитную функцию. Имя Павленкова объединило все наши библиотеки в Содружество.

Библиотека на протяжении всех лет, начиная с 1997 г. ведет свою профессиональную деятельность с учётом традиций павленковской библиотеки. Миссия библиотеки — это возрождение культуры, народных традиций села. Несмотря на все катаклизмы, происходящие в мире, наша библиотека несёт вахту книжной культуры в глубинке России, является уникальным краеведческим объектом региона, т. к. сохраняет и передаёт память о жизни своего села потомкам.

Краеведение — это золотой ключик, импровизация и творчество библиотекаря, для которого важно начать своё дело и увидеть дальнюю перспективу своего труда. И неважно, в каком виде это будет, рукописные или печатные материалы об истории села или маленький музей, где накапливается год за годом лучшее из богатств — история села, людей в форме коллекции крестьянской утвари, фотографий или рассказов старожилов о прошлом, для этого не требуется колоссальных капиталовложений.

Интерес читательской аудитории к культурному наследию становится в селе потребностью, поэтому создание краеведческого уголка не праздная затея, а одна из форм и способов бытия культурной среды в современных условиях. Для его создания потребовалась помощь жителей села, которые предоставили свои экспонаты. Только тут можно увидеть предметы старины, которыми пользовались наши прабабушки и прадедушки, познать жизнь и быт наших предков. Так давайте заглянем в русскую избу.

По народным поверьям, под печью живёт Домовой — покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одной ситуации, своенравный и даже опасный в другой. Поэтому люди старались задобрить Домового. Перед вами настоящий вятский оберег — лапти для Домового.

Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь, а чем, отгадайте загадку, «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых идёт» (ухват).

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной кухонной утвари. Здесь и чугунок, и горшок, и жбан для кваса, хлебница.

Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания, вторым по значению была каша. А чтобы приготовить муку и крупу надо было поработать. Перед вами лукошко и решето.

Вот из зерна приготовлена мука и крупа. Но чтобы её продать или обменять на другой товар, нужен был... Отгадайте такую загадку: «Сам худ, голова с пуд» (безмен). Безмен — это весы.

А вот вам очередная загадка. «Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка ). Перед вами деревянные ложки.

А эти предметы имеют свою историю. Перед вами ступа и пестик производства Рожкинского чугунолитейного завода.

А вот эта шкатулка для бумаг когда-то стояла в кабинете одного из совладельцев этого завода.

Эти часы разрисовал и подарил хозяину в знак благодарности беглый революционер, который долгое время скрывался в Рожках.

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками. Одежду носили домотканую, льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити. В качестве сырья преимущественно использовался лён. Вот перед вами куделя.

А это простейшая машина для прядения — самопряха.

А это элемент прялки веретено и катушки для ниток. Из нитей ткали полотно на домашних ткацких станках.

Челнок — одна из деталей этого станка.

Полученные холсты различались по качеству выработки. Путём применения разных приёмов при тканье получаются неодинаковые узоры. Белое полотно применялось для шитья женских и мужских рубах, полотенец. Вот перед вами марийский домотканый национальный костюм.

Руки мастерицы произвели вот эту красную ремизную скатерть — восьминиченный «столешник», которая на Вятке считалась праздничной, ею украшали свадебный стол.

Во многих вятских песнях фигурирует лён и женское рукоделие. Собираясь вместе девушки рукодельничали, т. е. украшали полотенца, салфетки, дорожки вышивкой простым крестиком, сложным (болгарским) крестиком, гладью, кружевом на коклюшках. Кружевами связанными крючком украшали подзоры, вязали целые скатерти. Здесь же вы видите самотканый половик и лоскутное детское одеяло.

А сейчас отгадайте такую загадку: «То назад, то вперёд ходит — бродит пароход. Остановишь — горе: продырявит море» (утюг ). Вот этот угольный утюг нужен был для того, чтобы разгладить одежду.

Но гораздо раньше на Руси был другой способ. Сухое белье наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной дощечкой с короткой рукоятью, на внутренней рабочей поверхности делались рубцы. Назывался такой «утюг «рубель».

Основной обувью в будни и праздники были лапти. Это плетёная обувь из лыка.

Кроме лаптей из лыка делали мочало, и перед вами чесалка для лыка. Из мочала ткали кули и плели верёвки.

А вот этот липовый рожок имеет непосредственное отношение к названию нашего села — Рожки.

Источником света в крестьянской избе была лучина. На смену лучине пришла свеча: сальная или восковая. Но человек постоянно что-то изобретает, так с 1860 года в нашем селе появилась керосиновая лампа.

За многие века был создан огромный мир вещей, мы рассказали вам лишь о некоторых. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история, и все они служили верой и правдой нашим Рожкинским жителям. И сколько бы лет не прошло со дня основания библиотеки, она навсегда останется хранительницей знаний и человеческой памяти, очагом культуры и центром общения. Здесь каждый может найти душевное понимание и комфорт, получить необходимую информацию. Вот об этом мечтал книгоиздатель и просветитель Ф. Ф. Павленков, направляя свои средства на открытие деревенских библиотек.