Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Библиотеки Кировской области

Библиотека нового поколения

Первые шаги к «новой библиотеке». С чего начать.

Рекомендации по подготовке библиотек Кировской области к участию в конкурсном отборе на создание модельных муниципальных библиотек.

Критерии отбора библиотек для участия в конкурсе

Прежде чем начать подготовку заявки, проанализируйте, подходит ли ваша библиотека для участия в конкурсе. Мы рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:

  1. Возможность учредителя библиотеки обеспечить финансирование и проведение капитального ремонта и подключение канала широкополосного доступа к сети «Интернет» в помещениях библиотеки.
  2. Наличие в субъекте Российской Федерации Программы по развитию деятельности модельных муниципальных библиотек, утвержденной в установленном порядке, которая включает наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и/или местном бюджете бюджетных ассигнований на финансирование расходов на содержание муниципальных библиотек, в том числе ежегодное обновление фондов модельных муниципальных библиотек на срок не менее трех лет после реализации проекта (обновляемость фонда рекомендуется 5-10 % ежегодно).
  3. Возможность создания дизайн-проекта библиотеки и сметы на планируемые работы (за счет бюджета, за счет платных услуг, за счет спонсорской помощи и др.).
  4. Для подачи заявки на участие в конкурсе необходимо предоставить заверенные копии акта, заключения или отчета о техническом состоянии конструкций здания муниципальной библиотеки, составленные уполномоченной в соответствии с законодательством Российской Федерации организацией (дата составления — не более 5 лет до подачи заявки).
  5. Готовность персонала к участию в проекте:
    • наличие не менее двух полных ставок основного персонала (библиотекарей) либо возможность увеличения ставок до 2;
    • наличие у основного персонала библиотеки сертификатов или удостоверений о повышении квалификации за последние пять лет.
    • наличие наград, поощрений, иных документов, подтверждающих участие муниципальной библиотеки в иных социально-культурных проектах, конкурсах, движениях.

Этапы подготовки заявки на участие в конкурсе:

  1. Обратитесь в проектный офис Кировской области за актуальными методическими рекомендациями и инструкциями по подготовке заявок.
  2. Внимательно изучите содержимое официального сайта проекта http://новаябиблиотека.рф:
    • Подпишитесь на новости (красная кнопка «Рассылка» в правом верхнем углу)
    • Внимательно изучите материалы, представленные в разделе сайта «Документы. Подготовка к конкурсу», где вы найдете все необходимые методические рекомендации.
    • Посмотрите записи вебинаров, посвященных подготовке заявок, выложенные в разделе сайта «Видео».
    • В разделе «Карта» представлен опыт работы библиотек, реализующих проект (Модельные библиотеки на карте России).
    • Изучите раздел сайта «Вопрос — ответ».
  1. Вопросы, оставшиеся без ответа, правильнее всего задавать сотрудникам регионального проектного офиса: научно-методический отдел библиотеки им. А.И. Герцена: тел. +7(8332)761-728; эл. почта: nmo@herzenlib.ru
  2. Подготовьте перечень документов, необходимых для заполнения Анкеты библиотеки и Заявки на участие в конкурсе. Образцы Анкеты и Заявки выложены на сайте в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу».

Пояснения по разработке Концепции модернизации библиотеки:

Особое внимание необходимо уделить Концепции модернизации библиотеки, как основному документу, вокруг которого и будет выстраиваться вся остальная стратегия подачи заявки вашей библиотеки. Перед разработкой Концепции модернизации проведите исследования (помещения, фонды, компетенции персонала, программная деятельность, предпочтения текущих и потенциальных пользователей библиотеки).
Для создания Концепции модернизации библиотеки, пожалуйста, ознакомьтесь с материалами на сайте http://новаябиблиотека.рф в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу»:

Концепция модернизации содержит анализ современного состояния библиотеки и развернутые рекомендации по изменению пространства библиотеки, обновлению фондов, предоставляемых услуг, методов работы персонала. В Концепции необходимо сделать упор на самые современные параметры работы и формирование новых качественных условий функционирования. Библиотека должна стать не только местом выдачи книг и проведения массовых мероприятий, но и пространством для получения знаний, местом самовыражения и коммуникации, площадкой для реализации всех видов интеллектуального взаимодействия.

Пояснения по составлению сметы и дорожной карты

Одним из разделов Концепции модернизации является «Смета и обоснование статей сметы с учетом минимальных рыночных цен субъекта Российской Федерации» на проведение каждого из планируемых мероприятий в год реализации проекта.

Рекомендации по разработке смет смотрите на сайте проекта в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу». Составляется подробная смета с учетом софинансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ и/или муниципалитета. Обратите внимание на допустимые статьи расходов в рамках иного межбюджетного трансферта.

Рекомендуется составлять смету для заявки на участие в конкурсе после получения акта, заключения или отчета о техническом состоянии конструкций здания муниципальной библиотеки (предоставляется индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий), разработки дизайн-проекта, проектно-сметной документации и локальных смет. Рекомендации по оформлению документов для подтверждения сведений о состоянии здания (акта, заключения или отчета о техническом состоянии конструкций здания муниципальной библиотеки) смотрите на сайте проекта в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу»

«Дорожная карта» — один из основных документов проекта. В ней указываются все этапы реализации, начиная от разработки дизайн-проекта до момента сдачи отчета о достижении результатов предоставления субсидии. Необходимо детально описать каждый этап реализации проекта.

Основные задачи «Дорожной карты»:

  1. Ремонт (капитальный и текущий)
  2. Обновление мебели и оборудования (закупка, поставка, установка и настройка)
  3. Обновление фондов (закупка, расстановка)
  4. Обучение персонала (заключение соглашений, обучение)
  5. Подключение к НЭБ и другим цифровым ресурсам (заключение соглашений, настройка)
  6. Открытие модельной библиотеки
  7. Своевременная отчетность.

Выполнение каждой задачи должно быть разбито на этапы, иметь срок (конкретные даты), стоимость и ответственного.

Рекомендации по разработке «Дорожных карт» смотрите на сайте проекта в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу».

Пояснения по написанию мотивационного эссе руководителя

Мотивационное эссе руководителя библиотеки — очень важный документ, который знакомит с библиотекой, позволяет членам жюри конкурса составить первое впечатление о библиотеке. Эссе позволяет увидеть, что руководитель четко понимает, какие цели преследует библиотека, участвуя в конкурсе, как новые формы обслуживания отразятся на жизни населения, как изменится жизнь населения после того, как библиотека станет модельной. В эссе должна быть обоснована необходимость участия в проекте, описаны потребности населения и деятельность библиотеки согласно выявленным потребностям и потенциалу интеллектуального развития.
При оценивании за эссе начисляется до 10 баллов. Рекомендованный объем — не более 1 листа формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, поля обычные, межстрочный интервал 1.
Ключевые требования к эссе: информативность, конкретная проработка целей и задач проекта. Описывая преимущества библиотеки, стоит сосредоточиться на её роли для местного сообщества, эффективном взаимодействии с учредителем, успешном практическом опыте реализации проектов, который будет использован для воплощения заявленных задач. Ошибкой является, когда эссе написано сухим официальным языком и больше напоминает отчет.

Пояснения по заполнению Анкеты-заявки

После того, как будет написана Концепция модернизации и мотивационное эссе, можно приступить к подготовке документов для заполнения Анкеты-заявки на участие в конкурсе. Анкету-заявку скачайте на сайте Новая библиотека РФ в разделе «Документы. Подготовка к конкурсу».

Не изменяйте шаблон Анкеты при заполнении (не убирайте пояснения и инструкции, лишние пробелы, не изменяйте ширину полей и т.п.). Заявка должна быть заполнена шрифтом TimesNewRoman, размер шрифта 12. Выделение можно осуществлять при помощи цветового выделения текста.

Некоторые пункты анкеты предусматривают прикрепление дополнительных файлов. Файлы должны быть загружены в любой файловый обменник или облачное хранилище (Yandex Disk, Облако Mail и т.д.). Все файлы пункта должны находиться в одной папке, которую необходимо назвать номером соответствующего пункта и названием библиотеки.

Пример: Центральная районная библиотека Муниципального казенного учреждения «Слободская централизованная библиотечная система» пишет для вопроса 4.6: «4.6 Слободская центральная библиотека».

В анкету необходимо вставить ссылку на папку в файловом обменнике или облачном хранилище (в зависимости от того, куда были загружены файлы) под каждым пунктом, требующим дополнительные файлы. Пожалуйста, убедитесь в том, что доступ по ссылкам открыт, и мы сможем просмотреть и скачать содержимое.

Заполненную Анкету отправьте на электронную почту регионального проектного офиса: nmo@herzenlib.ru

Заполненные Анкеты региональный проектный офис отправляет в проектный офис РГБ по электронной почте. Распечатанные Анкеты-заявки будут приложены к печатным заявкам в Министерство культуры Российской Федерации.

Пояснения по формированию печатной заявки

Все документы, необходимые для подачи заявки на участие в конкурсе, должны быть представлены в научно-методический отдел КОГБУК КОУНБ им. А.И. Герцена в печатном виде в соответствии с Порядком раскладки документов в заявке.

Формированием и подачей заявки в Министерство культуры занимаются непосредственно сотрудники регионального проектного офиса. Вы можете приложить иные документы, усиливающие, на ваш взгляд, заявку на участие в конкурсе (например, публикации в СМИ о проектах, реализуемых в библиотеке и т.д).

Заявку на имя статс-секретаря – заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Преподобной подписывает руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Кировской области или лицо, имеющее право подписи по доверенности от его имени. Заявку заверяет представитель (не руководитель) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий право заверять документы. Затем заявка направляется в Министерство Культуры Российской Федерации по почте или доставляется лично.


Назад | На главную