Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих

Библиотеки Кировской области

Омутнинский район

«2008 год объявлен годом семьи. Семья – колыбель духовного рождения человека. Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет его сознание, волю, чувства. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое» - этими словами мы открывали в январе Год Семьи в МУК БИЦ, а также подчеркнули актуальность проекта, деятельность по которому объединила все библиотеки в этом году: «Библиотека и семья: мечты и реальность»,- вот такими громкими и емкими словами мы назвали проект. В этом названии заключена смысловая направленность проекта, содержание которой раскрывается через решение ряда задач.

Цель проекта: сформировать представление  в осознании ролевых функций членов семьи в направлении возрождения семейного чтения

Задачи проекта:

  • Совершенствование информационно- методического обеспечения в работе библиотек МУК БИЦ в направлении  семейного чтения.
  • Активное развитие библиотек МУК БИЦ в практике деятельности возрождения семейного чтения.
  • Укрепление в сознании родителей престижа, авторитета библиотеки как значимого информационно- образовательного учреждения в реализации их родительского статуса и как образовательно-досугового учреждения в жизни их ребенка.
  • Расширение числа реальных читателей библиотеки и создание контингента ее потенциальных читателей (родителей и детей).

Для совершенствования информационно-методического обеспечения в работе библиотек МУК БИЦ в направлении семейного чтения была организована работа, которая содействовала непрерывному росту профессионализма библиотекарей в направлении работы с семьей. Большое значение, как показывает практика, имеют семинары- практикумы (проводились в рамках программы повышения квалификации, предназначенных для самых разных категорий сотрудников- от рядового персонала до высшего руководства. Важным аспектом обучающих мероприятий является диалог между участниками и ведущим, который позволяет разносторонне рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимся у сотрудников), круглые столы (в этом году был завершающим мероприятием по реализации данного проекта, отличительной чертой применения которого является возможность акцентироваться на темы, которые помогут библиотекарю получить навыки практической работы), конференции (отчет перед населением «Библиотека и семья: мечты и реальность», межведомственная конференция «Библиотека- ребенок- взрослый: сотрудничество и взаимопонимание», Алейновские чтения), методическая издательская продукция (методические рекомендации «Мир начинается с семьи»).

Подобная организация работы для совершенствования информационно-методического обеспечения по ведущим направлениям деятельности  позволяет использовать как теоретические материалы, так и личный опыт, применять разнообразные подходы к организации занятий, сочетать обучение с практикой, использовать текстовые материалы в сочетании с иллюстративными (выставки, компьютерные презентации).

Для решения второй задачи проекта - активизировать развитие библиотек МУК БИЦ в практике деятельности возрождения семейного чтения было разработано несколько творческих этапов.

1 этап был направлен на изучение читательской активности семьи с целью выбора совершенных библиотечных форм работы по возрождению и развитию семейного чтения. В данном блоке осуществляется диагностический этап проекта и включал в себя:

  • Анкетирование для родителей «Родители и библиотека: психология сотрудничества»;
  • Анкетирование для детей «Библиотека и семья глазами ребенка»;
  • Опрос «Мир детский и мир взрослый: выявление места библиотеки в установлении связи во взаимоотношениях родителей и детей».
  • Анкетирование для библиотекарей «Роль чтения в жизни семьи и ребенка в век новых технологий»

Проанализировав результаты данного этапа, мы отметили для себя, что, наряду с широким выбором современных информационным источников, книга является одним из первых, к которому обращаются люди разных поколений для удовлетворения своих интеллектуальных запросов.

Учитывая результаты исследования, на втором этапе сотрудники библиотек немного продвинулись к проблеме восстановления традиции семейного чтения через продуманную, комплексную систему взаимосвязанных мероприятий, содержание которых подтверждает не нами придуманную истину, что именно книга и библиотека могут стать связующим звеном  в душевном единении ребенка и его семьи.

Решению следующей задачи, а именно: укрепление в сознании родителей престижа, авторитета библиотеки как значимого информационно-образовательного учреждения в реализации их родительского статуса и как образовательно-досугового учреждения в жизни их ребенка был посвящен третий блок проекта, способствующий раскрытию творческих талантов, способностей семьи и сохранение культурного уровня её членов. Работа, направленная на решение данной задачи, была объединена в  литературно- творческий фестиваль «Папа, мама, я - мы таланты, мы семья», в который вошли следующие конкурсы: семейный конкурс чтецов «Калейдоскоп улыбок», Семейный конкурс поэтов «Творческий бенефис», Арт-панорама детских рисунков «Цветопись», «Штрихи к портрету – библиотечные династии» (чествование династии библиотечных сотрудников).

Работа по решению четвертой задачи проекта - расширению числа реальных читателей библиотеки и создание контингента ее потенциальных читателей (родителей и детей) велась в течение всей проектной деятельности. Таким образом, глядя на полученные результаты, прослеживается положительная динамика роста числа читателей библиотек.

Эффективность представленного проекта подтверждается его положительными результатами, которые при его разработке планировались как ожидаемые. Несмотря на то, что проект завершен, но деятельность библиотеки с семьей на этом не прекратилась, а, наоборот, приобрела более важный смысл, а тот опыт, который мы приобрели в ходе его реализации, окажет существенную помощь в дальнейшей работе по организации семейного чтения в библиотеке.

Порадовала проектная работа библиотекаря Залазнинской сельской библиотеки Имамалиевой А.В. В районном конкурсе проектов она представила свою работу «Спортивная площадка». Цель: создание площадки для игры в волейбол на территории п. Белорецк. Задачи:

  • способствовать профилактике правонарушений учащихся,
  • решение проблемы занятости детей в летний период,
  • воспитание ЗОЖ ребят.

Результатом проекта было снижение фактора риска безнадзорности и правонарушений в подростковой среде, организация досуга детей в летний период. Площадка была уже организована в июне, все лето на которой играли дети. Проводилась различная программа для детей и подростков. За разработку этого проекта библиотекарь Имамалиева А.В. была награждена районным дипломом 1 степени.

Весной 2008 года Центральная библиотека им. А. Л. Алейнова приняла участие в конкурсе малых грантов общественных инициатив в сфере молодежной политики Омутнинского района. На конкурс был предложен проект «Культура здорового образа жизни», который был реализован в течение 5-ти месяцев. Проект был награжден дипломом 1 степени.

Целевое назначение нашего проекта: профилактика курения и алкоголизма, наркомании, сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование непреходящих ценностей и нравственности. В проекте участвовали многие сотрудники библиотеки. Основной раздел проекта включал просветительскую, информационную работу с целью предотвращения негативных явлений в молодежной среде. Были проведены следующие мероприятия:

  • «Берегись наркотики!» урок-предупреждение
  • «Наркотики — суррогат счастья или источник бед» ролевая игра
  • «Курение или здоровье? Выбирайте сами» час здоровья
  • «Не губите молодые жизни» деловая игра по профилактике алкоголизма.

Цель наших лекций, бесед, деловых игр — ориентировать подростков и молодежь на самостоятельное осмысление, самовоспитание, выработку нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, информировать о последствиях.

Среди школьников города Омутнинска был объявлен конкурс «Почему я не выбираю... (табак, алкоголь, наркотик)». Было очень приятно осознавать, что школьники откликнулись. На конкурс были представлены работы в форме открытого письма, плаката, рисунка. Победители были награждены грамотами, ценными подарками и отмечены в следующих номинациях:

  • «Да здоровью! Да мечте!» (плакат)
  • «Здоровье в наших руках» (рисунок)
  • «Проба пера» (открытое письмо).

В проекте предусматривалась и издательская деятельность: были выпущены дайджест «Наркомания в вопросах и ответах»; буклет «Культура здорового образа жизни», памятка «Оставайся в безопасности». К всемирному дню здоровья был выпущен буклет «Секреты здоровья». Целевое читательское назначение: информировать всех пользователей о составляющих здорового образа жизни. Буклеты, памятки по здоровому образу жизни необходимо выпускать, потому что они еще раз напоминают нам, что здоровье – это самый главный фактор нашего благополучия.

Была организована выставочная деятельность:

  • «У опасной черты» выставка-предупреждение, приуроченная к 1 марта — Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом
  • «Здоровье, которое мы выбираем» выставка-рекомендация к 7 апреля — Всемирному дню здоровья
  • «Алкоголизм — добровольное безумие» информационный вестник
  • «В зоне риска — молодежь» выставка-размышление.

Реализация проекта проходила успешно. Наши мероприятия были востребованы, актуальны. Благодаря этому проекту мы заработали грант 5000 рублей. Поэтому мы смогли пополнить фонд читального зала литературой по здоровому образу жизни и приобрести подарки для проведения массовых мероприятий.

Необходимо и в дальнейшем продолжать работу по этому направлению. Нужна планомерность и взаимосвязь с учебными заведениями, общественными организациями, частными лицами. Необходимо увеличить комплектование фонда читального зала литературой о здоровом образе жизни и необходима дальнейшая подписка на периодические издания по здоровому образу жизни.

Развитию проектной работы в нашем учреждении способствовала программно-целевая деятельность, которая на сегодняшний день помогает организовать работу не только библиотек в целом (комплексная программа), но и конкретно их основных направлений.

Краткий анализ программно- елевой деятельности библиотек МУК «Библиотечно – информационный центр» в 2008 г.:

Экологическое просвещение пользователей - одно из направлений работы читального зала Центральной библиотеки им. А.Л. Алейнова, в которой с 2006 года ведется работа по программе «Природа и человек», рассчитанной на 4 года.

Сегодня в мире утверждает свои позиции конвенция устойчивого развития природы и общества. Реализовать ее способны поколения людей, обладающих высокой экологической культурой, чувством ответственности за социоприродную среду обитания. Главная задача экологического воспитания — формирование экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы.

Работа по непрерывному экологическому образованию в читальном зале ведется в первую очередь через оформление книжных выставок. Многие выставки были приурочены к экологическим датам. Наиболее интересные были такие: «Братья наши меньшие» выставка к всемирному Дню защиты животных (4 октября), «Певцы родной природы» выставка — обозрение, «Вода — наша жизнь» выставка — размышление к Всемирному дню воды (22 марта), «Жемчужины природы» экоинформина к Всемирному дню заповедников  (11 января). Выставки были предназначены для всех категорий пользователей. Они приглашали задуматься над проблемами экологии, поразмышлять. Были представлены актуальные статьи из периодических изданий об экологических проблемах. Своей работой сотрудники хотели донести до читателей информацию обо всех фактах ухудшения окружающей среды, о мере ответственности каждого человека за судьбу природы. По количеству пользователей, обращавшихся к представленным выставкам, было отмечено, что в современном мире тема экологии стоит остро, а проделанная работа библиотекарей наглядно демонстрирует экологическую проблематику, и, кроме того, с помощью информационных источников призывает не быть пассивным наблюдателем, а ответственным гражданином за судьбу своей природы.

В течение 2008 года проводились мероприятия по экологии согласно содержанию программы для школьников младших и старших классов. Для концентрации внимания данной категории использовались игровые технологии. Одними из таких мероприятий стали: экологический час «Берегите природу», викторина «Знаешь ли ты?», интеллектуальное состязание «Тайны и загадки природы», целевым назначением которых стало:

  • Познакомить с разнообразием окружающей среды
  • Обобщить ранее имеющиеся и вновь приобретенные знания учащихся о родной природе
  • Развивать познавательную активность детей
  • Сформировать представление о необходимости бережного отношения к природе.

Мероприятия были востребованы. Применение активных форм работы по данному направлению библиотечной деятельности показывает, что организованные таким образом  мероприятия всегда стимулируют познавательную деятельность школьников, активизируют мышление, развивают коммуникативные навыки.

Помощь подростку в преодолении трудностей в период взросления, воспитание с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умение жить в мире – одно из направлений в работе Центра чтения. Сухомлинский В. А. считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров». С 2006 года работа в читальном зале по толерантному сознанию ведется по программе «Научи свое сердце добру». Согласно программе проводятся мероприятия по воспитанию толерантного сознания учащихся, оформляем книжные выставки.

Вот уже на протяжении двух лет Центр чтения активно сотрудничает с Омутнинским медицинским училищем, где проводятся мероприятия по различным темам, в том числе и по толерантному сознанию в форме информационных часов, бесед, диалогов, ролевых и имитационных игр, тренинговых занятий. В этом году были проведены такие мероприятия как: «Основы толерантности» дискуссия, «Проблемы толерантности в современном мире» информационный час, «Единство разных» тренинг.

Библиотека «Отечество», в отчетном году продолжала деятельность по программе «Мы любим страну, в которой живем-2», целью которой является воспитание чувства гордости и уважения к родной земле, к ее обычаям и традициям  с помощью различных средств.

В Леснополянской сельской библиотеке «Вернисаж» продолжалась работа по программе развития библиотеки на 2006-2010 годы. В программе не выделены какие-то конкретные направления деятельности или категории пользователей, на которые она ориентирована. Цели и задачи совпадают с социальными функциями библиотечной деятельности в целом. Можно считать, что  работа библиотеки полностью направлена на реализацию этой программы, сюда можно отнести все мероприятия – создается комфортная среда; выполняется миссия, заключенная в наглядности; с помощью рекламы и организации обслуживания пользователей укрепляется имидж и повышается роль библиотеки, как информационного, образовательного и культурно-досугового центра

Программа «Центр социально-правовой информации» в городской библиотеке- медиатеке позволяет обеспечить свободный и равный доступ к информации, знаниям, культуре, всем жителям микрорайона. Каждому человеку важно чувствовать себя частицей мира, вне зависимости от того, живёт ли он в мегаполисе или в небольшом городке. Все сказанное, в полной мере относится к тому микрорайону, где расположена наша библиотека. Микрорайон удалён от центра города, где расположены все административные службы. Живут здесь, в основном, люди пожилого возраста. Все перечисленные факты и явились основными предпосылками, создания на базе библиотеки Центра социально-правовой информации, что позволило иметь реальный доступ к информации, разними группами пользователей. При этом библиотека определила свою позицию, назначение и возможности, приняв на себя роль лидера по работе с социальной информацией на различных носителях.

Развитию экологического просвещения населения способствовала реализация программы БЦ «Дом семьи» им. Н.А. Заболоцкого пос. Восточный «Зеленый глобус». Приоритетная сторона программы была и остается совместная работа с образовательными учреждениями. Базой для программы послужил пусть небольшой, но успешный опыт работы по экологической тематике. Формирование экологической культуры – главный путь решения экологических проблем, и библиотека становится все более необходимым звеном в информационной работе. В июле с учащимися 5 классов прошла трехэтапная эколого-биологичекская экспедиция «Дом под крышей голубой». Каждому этапу посвящено одно занятие.

1 этап - информационно – познавательная беседа «На страже зеленого друга». Вместе с детьми мы отправились в заочное путешествие по нашим лесам. Рассказали о правилах поведения в лесу, ответили на вопросы – если ты заблудился, что делать? К какому типу относится наш лес? Что нужно делать, чтобы в лесу не было завалов? и др.

2 этап – час полезной информации «Лесные жители» - прозвучали рассказы о самом многочисленном населении леса - насекомых. Слушали пение птиц (звукозапись) пробуя определить, какая птица поет. Затем провели конкурс «Угадай птицу». Рассказали мы и о более крупных животных, населяющих наш лес.

3 этап – Игра «На лесной полянке». Игра проходила по станциям:

  • 1-я станция «Экологическая»
  • 2-я станция «Литературная»
  • 3-я станция «Правила друзей леса»
  • 4-я станция «Лесные тайны»

Таким образом, экологическое просвещение является приоритетным направлением  библиотеки, где сотрудники стараются привить пользователям навыки и умение «видеть и действовать». Значительно повысился интерес к литературе о природе и экологии, что формирует правильное отношение к объектам и явлениям природы, то, что принято называть экологическим мышлением.

Песковская детская библиотека работала по программе «Вместе с книгой мы растем», целью которой является гармоничное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, пробуждение интереса к книге.

И это лишь некоторые программы, по которым работают наши библиотеки, но достаточно данных аргументов, чтобы согласиться с доказательным выводом, свойственным деятельности современных библиотек, что работа по заранее запланированной и разработанной программе – перспективна для любой библиотеки, в результате чего она получает реальный шанс более полного удовлетворения запросов своих пользователей.. Целенаправленная работа помогает удовлетворять информационные потребности определенных категорий пользователей. Для самой библиотеки – это возможность повысить  престиж, найти свое место в информационно – культурной среде общества.

Назад | На главную