Город Кирово-Чепецк
Перспективные и текущие программы и проекты, направленные на актуализацию определенных направлений деятельности библиотек:
Центр Чтения:
- «В согласии с окружающим миром и самим собой». Экологическая программа на 2006-2010 гг. Партнеры: школы города, ср. и высшие учебные заведения
- «Пусть мир будет читающим». Программа на 2006- 2010 гг. Партнеры: МСЧ-52, СЭС, Кировоблгаз
- «Наследие будущего» (по творческому наследию Д. С. Лихачёва). Проект на 2006-2010 гг. Партнеры: школы города №2, 4, 5, 7, 10
- «Соучастие в судьбе». Программа по работе с социальо-незащищёнными слоями населения на 2002-2010 гг. Партнеры: Городское общество инвалидов, советы микрорайонов «Балезино» и «Сосновый»
- «Третий возраст». Программа с лицами пожилого и преклонного возраста на 2002-2010 гг. Партнеры: Пансионат ветеранов войны и труда, дом ветеранов
Библиотека им. Н. Островского:
- «Читающий Кирово-Чепецк». Программа по продвижению чтения на 2007-2010 гг. Партнеры: СМИ, клуб «Поиск» и «Элегия», школы города, учебные заведения
- «С именем Н. Островского». Проект по пропаганде жизни и творчества писателя на 2009 г. Партнеры: Общеобразовательные школы города, ВАПК
- «Величие классики». Проект по работе с детьми на 2009 г. Партнеры: школы города, ДДУ
Центр краеведческой книги
- «Поддержка и развитие чтения краеведческой литературы в муниципальном образовании «г. Кирово-Чепецк». Программа на 2008-2010 гг. Партнеры: краеведческий музейно-выставочный комплекс, школы города, библиотеки, средние и высшие учебные заведения
Библиотека-филиал № 1
- «Преображение». Программа по духовному и физическому оздоровлению человека на 2007-2009 гг. Партнеры: медработники, читатели библиотеки, психологи, народные целители
- «Читающий мир». Программа для юношества на 2007-2010 гг. Партнеры: ВАПК, ГОУ ПУ - № 6
Библиотека-филиал № 3
- «Отражение». Программа для юношества на 2006-2010 гг. Партнеры: ВСЭК, ВАПК, ГОУ ПУ-№6, гимн. № 2, дет. спорт. клуб «Орлёнок»
Детская библиотека-филиал № 4
- «Детская библиотека». Программа сотрудничества с КО РДФ. Партнеры: Кировское отделение Российского детского Фонда
- «Детское чтение для сердца и разума». Ежегодная летняя программа чтения. Партнеры: СОШ № 8, редакция газеты «Кировец»
- «Детская библиотека – территория чтения». Блок программ чтения 2005-2010 гг. Партнеры: СОШ № 8, редакция газеты «Кировец»
Детская библиотека-филиал № 5
- «Я в мире, мир во мне». Перспективная программа на 2006-2010 гг. Партнеры: Школы № 4, 5, д/к № 6, 13, 15
- «Чтение под настроение». Перспективная программа 2007-2011 гг. Партнеры: семьи микрорайона
- «Увеличительное стекло». Корпоративный проект 2007-2010 гг. Партнеры: Д\к № 6- компенсирующего вида и классы СОШ № 5 (дети с ослабленным зрением)
Детская библиотека-филиал № 6
- «Свободное общение». Перспективная программа по нравственному воспитанию на 2009-2013 гг. Партнеры: Д\к № 20, 14, 17, СОШ № 10, 12, лицей № 3
- «Воспитание книгочея». Перспективная программа на 2007-2010 гг.
Библиотека им. С. Я. Маршака
- «Программа деятельности библиотеки как интеллектуального центра сбережения детства». Перспективная программа деятельности на 2005-2010 гг. Партнеры: СОШ № 12, д\к № 25, 26, соц. приют для детей и подростков
- «С надеждой на будущее». Корпоративный проект по продвижению и поддержке детского чтения. Партнеры: СОШ № 12, д\к № 25, 26
«Кирово-Чепецкая ГЦБС» по обслуживанию социально-незащищённых слоёв населения за 2008 год. Реализация целевой муниципальной программы «Забота»
Количество индивидуальных читателей – 5000 (пенсионеры, ветераны войны, инвалиды всех категорий). Количество посещений – 20000. Количество книговыдач всего – 50000. В том числе: «говорящих» - 9. Количеств читателей–детей – 500 (инвалидов, коррекционных классов, приютов, реабилитационных центров, дети риска). Количество посещений – 3000. Количество книговыдач – 9500. Количество кружков громкого чтения, клубов по интересам - 9:
- «Накануне» (чит. объединение Центра чтения) – 30 человек;
- «Гармония» (духовно-нравственная лаборатория Центра чтения) – 23 человека;
- «Дачник» (клуб садоводов б-ки им. Н. Островского) – 30 человек;
- «Элегия» (чит. объединение интеллигенции б-ки им. Н. Островского) – 25 человек;
- «Свеча» (православное чит. объединение б-ки им. Н. Островского) - 20 человек;
- «С песней по жизни» (клуб любителей песни б-ки им. Н. Островского) – 24 человека;
- «Здоровье» (чит. объединение по ЗОЖ библиотеки-филиала № 1) – 15 человек;
- «Книга – судьба» (клуб ветеранов библ. дела города) – 30 человек;
- «Изюминка» (объединение общественности б-ки-филиала № 7) – 30 человек.
Библиотечный фонд:
- Центр Чтения – 5 аудиокниг: В. Пелевин «Жёлтая стрела», «Политические лидеры Вятского края», Д. Быков «Эвакуатор», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок».
- Библиотека-филиал № 7 – книги, изданные шрифтом Брайля – 6, аудиокниги – 36 (художественные), литература для детей с крупным шрифтом.
Доставка литературы на дом: (количество надомников) – 5.
Социокультурная и культурно-досуговая деятельность с этими категориями читателей:
Центр Чтения
- «Чтобы помнили» (70 лет – В. Высоцкому). Вечер памяти в Пансионате ветеранов войны и труда и ветеранов МКР «Боёво» и «Балезино». Присутствовало 60 человек.
- «Мы тоже брат к прекрасному не глухи» (о жизни и творчестве Л. Ошанина). Литературный вечер в Обществе слепых. Присутствовало 23 человека.
- «Сказки для взрослых и детей» (о творчестве Л. Петрушевской). Шествие книги. Пансионат ветеранов войны и труда. Присутствовало 25 человек.
- «Скажи мне почему?». Литературное путешествие для учащихся коррекционной школы 8-го типа. Присутствовало 23 человека.
- «Зимних праздников блестящие тревоги». Час интересной информации в коррекционной школе 8-го типа. Присутствовало 23 человека.
- «Далёкий и близкий И. Тургенев». Вечер-портрет. Ветераны МКР «Боёво» и «Балезино». Присутствовало 60 человек.
- «Л.Н. Толстой в кругу своей семьи» (к 180-летию со дня рождения). Вечер-память. Пансионат ветеранов войны и труда, жилой дом для ветеранов. Присутствовало 35 человек.
- «А. Солженицын и читающая Россия» (к 90-летию со дня рождения). Литературная композиция. Ветераны МКР «Боёво» и «Балезино».
Библиотека им. Н. Островского
- «Построй дом и посади дерево» - занятия в клубе любителей-садоводов «Дачник». Цикл мероприятий (7) для ветеранов труда, пенсионеров. Присутствовало 210 человек.
- «Вера – истина жизни» - занятия в православном клубе «Свеча». Цикл мероприятий (7) для ветеранов труда, пенсионеров, творческой интеллигенции. Присутствовало 155 человек.
- «Великие люди планеты» - занятия в клубе «Элегия». Цикл мероприятий (10) для ветеранов труда, пенсионеров, творческой интеллигенции. Присутствовало 337 человек.
- «С песней по жизни» - занятия клуба. Цикл мероприятий (15) для ветеранов труда, пенсионеров, творческой интеллигенции. Присутствовало 315 человек.
Библиотека-филиал № 3
- «Писатели – детям». Цикл мероприятий по творчеству писателей (5). Коррекционная школа 8-го вида, 7-8 классы. Присутствовало 166 человек.
Детская библиотека-филиал № 5
- «Увеличительное стекло» - проект по развитию навыков чтения у детей с ослабленным зрением. Циклы мероприятий: «Заходи в книжкин дом», «Учиться побеждать», «Учиться надо веселей» (45). МОУ д/с № 6 компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения) и СОШ № 5 – классы для детей с ослабленным зрением. Присутствовало 675 человек.
Библиотека-филиал № 7 (библиотека семейного чтения)
- Читательские объединения для ветеранов, пенсионеров и инвалидов: «Рукотворница», «Изюминка». Циклы конкурсных мероприятий «Моя семья», «Нам вместе веселее жить», «Отдыхаем и читаем в праздники» (35). Центр социальной помощи семье и детям, социальный приют, Общество слепых и Общество инвалидов. Присутствовало 1050 человек.
Опыт работы в рамках проекта «Увеличительное стекло» (предоставление равных возможностей в библиотеке детям через книгу и чтение)
Проект детской библиотеки-филиала № 5 называется «Увеличительное стекло». Жизнь детей с проблемами зрения должна стать насыщенной, интересной. Библиотека хочет создать условия для того, чтобы дети с ослабленным зрением могли развивать свои способности, обеспечить детям возможность для игр и развлечений, направленных на образовательные цели. Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования в области педагогики свидетельствуют о формировании основных качеств личности именно в эти годы.
Цели: вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий пользователей, как индивидуальных, так и коллективных; обеспечение права на свободный доступ к информации детей с ослабленным зрением.
Задачи: научить детей вдумчиво работать с книгой; воспитать способность к самовыражению и навыкам работы в коллективе.
Основные принципы работы:
- индивидуальные особенности развития детей с нарушением зрения;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми;
- самореализация детей с нарушением зрения в стенах библиотеки.
Девиз: «К добру через книгу!»
Характеристика аудитории. В зоне обслуживания детской библиотеки-филиала № 5 расположены:
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения). В детском саду 78 детей. 6 человек - инвалиды по зрению, 72 ребёнка - с патологией зрения. Детский сад работает по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей под редакцией Л.И. Плаксиной».
- СОШ № 5, где есть классы для детей с нарушением зрения - 1А, 2А, 3А, 4А - 38 человек. 80% детей с ослабленным зрением приходят в школу из д/с № 6. В детском саду и школе есть кабинет «Охраны зрения», где дети проходят лечение в течение дня, работают врачи офтальмолог и тифлопедагог.
- Родители детей с ослабленным зрением.
На базе детской библиотеки-филиала № 5 был проведен опрос учителей МОУ СОШ № 5, воспитателей д/с № 6 и родителей с целью выявить запросы пользователей, определить направления, формы и методы работы. В анкету были включены обязательные компоненты:
- Обращение к респонденту;
- Сообщение о цели запроса;
- Инструкция о заполнении анкеты.
Вопросы анкеты:
- Какие направления совместной работы вы можете предложить?
- Какие мероприятия вы хотели бы посещать?
- С какими трудностями в воспитании детей вы сталкиваетесь?
- Ваши пожелания сотрудникам библиотеки по работе со слабовидящими детьми?
Проанализировав ответы, были учтены пожелания и предложения респондентов и сделан вывод о том, что сотрудничество библиотеки, детских дошкольных учреждений, школ и родителей необходимо при работе с детьми с ослабленным зрением.
Основные шаги по подготовке проекта:
- Установление контакта с педагогами д/с № 6 и СОШ № 5.
- Создание картотеки «Увеличительное стекло», в которую включены адреса, телефоны, направления работы д/с № 6 и СОШ № 5.
- Проведение социологического опроса для основы разработки проекта.
- Согласование плана мероприятий на учебный год с педагогами д/с № 6 и СОШ № 5.
- Согласование числа, времени проведения мероприятий.
- Подготовка детей к мероприятию: предварительное прочтение произведений по теме занятий, заучивание стихов.
- Разработка плана и сценария мероприятия.
- Оформление места проведения мероприятия, оформление книжно-иллюстрированной выставки в библиотеке.
- Подготовка технических средств: телевизор, видеомагнитофон, кассеты.
Методика проведения мероприятий
Воспитательно-образовательные формы и методы работы библиотеки, детского сада и школы создают целостность и комплексность общего оздоровления организма ребёнка и создают единую модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Для детей большое значение имеет наличие реальных представлений об окружающем мире, поэтому применение наглядности имеет одно из самых основных. Книги, игрушки по которым дети составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям.
Для детей речь библиотекаря, воспитателя, учителя должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоциональной. Отбор книг к мероприятию библиотекарь строит с учётом интеллектуальных возможностей детей.
На мероприятиях библиотекари:
- учат детей беседовать, побуждать детей к высказыванию о прочитанном;
- учат слушать и понимать содержание текста;
- формируют умение ориентироваться в знакомых произведениях,
- отвечают на вопросы по содержанию;
- учат передавать своё отношение к содержанию, чувствовать и воспроизводить образность языка;
- расширяют запас слов детей, приучать пользоваться словом в правильной и грамматической форме.
Методы проведения занятий
1. Блок адаптационных мероприятий - экскурсии по библиотеке «Заходи ты в книжкин дом, чудеса увидишь в нём».
Первое мероприятие - экскурсия по библиотеке. Дети знакомятся с работой библиотекаря, работой абонемента и читального зала, узнают правила пользования библиотекой.
2. Блок рекреативных мероприятий «Учиться побеждать».
Цель - сформировать у детей и родителей понимание здоровья, как гармонии своего внутреннего мира, а так же гармонии взаимодействия с миром внешним. Проводятся уроки здоровья: «Я и мое здоровье» (октябрь), «Я и мой организм» (январь), «Знакомство с лекарственными растениями» (март).
3. Блок информационно-познавательных мероприятий «Учиться надо веселее, чтоб хорошо жилось».
Проводится цикл мероприятий «Вместе играем – вместе читаем». Используются разные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития.
4. Блок релаксационных мероприятий «Все мы на свете друг другу нужны».
Мероприятия способствуют формированию у детей реальных представлений об окружающем мире и жизни человека согласно минимальным требованиям к знаниям и умениям детей. Основные методы и средства: экскурсии, игры, просмотр мультфильмов, беседы, викторины. Особое место уделяется картинкам, игрушкам.
Предлагаемая модель занятий может быть дополнена, упрощена или усложнена в зависимости от возраста и уровня подготовки детей.
Библиотека им. Н.Островского с 1 октября по 31 декабря 2008 года работала над реализацией библиотечного проекта «Защити себя и свою семью» Этот проект был поддержан грантом городской администрации на сумму 10000 руб.
2008 год объявлен Годом семьи, поэтому главный акцент нашего проекта - профилактика негативных явлений в рамках семьи. Цель проекта: активизация просветительской деятельности библиотеки им. Н. Островского по воспитанию психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приёме психоактивных веществ.
Реализация проекта осуществлялась по нескольким блокам.
1 блок - это цикл интерактивных мероприятий для молодежи «Хочешь быть здоровым – будь им!». Мероприятия были проведены для учащихся Вятского Автомобильно-Промышленного колледжа.
2 блок – Цикл информационно-рекламных мероприятий под названием «Здоровая семья в здоровом обществе». Эти мероприятия были направлены на повышение родительской компетенции в вопросах профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
3-й блок – Неделя единых действий «За здоровый образ жизни». С 15 ноября по 15 декабря 2008 года библиотекой был объявлен конкурс исследовательских работ «Здоровое поколение 21 века: миф или реальность?» среди учащихся образовательных и учебных заведений города.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
С информационными материалами по наркомании познакомились в библиотеке за 3 месяца 3000 читателей. Сотрудники библиотеки подготовили 3 информационно–рекламных издания, проведено 16 мероприятий по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни, которые посетили 685 человек. На полученные средства приобретены 2 энциклопедических издания, оформлена годовая подписка на 4 периодических издания на 2009 год.
Своей просветительской и информационной деятельностью библиотека внесла определенный вклад в решение проблемы наркомании и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения города:
- сотрудники библиотеки посредством проведения мероприятий и издательской продукции смогли донести достоверную информацию о наркотиках и последствиях их употребления до молодых граждан города и их родителей;
- мы старались привлечь молодежь к активным действиям против наркомании через участие ее в уроках – обсуждениях, акциях, конкурсах;
- реализация проекта велась в сотрудничестве с образовательными учреждениями города, общественными молодежными организациями города, медицинскими работниками, СМИ.
В результате реализации проекта библиотека подняла свой престиж как центра просветительской деятельности по проблеме наркомании.
Результативная работа против наркомании ведётся сотрудниками Центра Чтения. В рамках общегородской программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.» на базе ВАПК 19 февраля 2008 года прошел проблемный разговор «Смертельный интерес». Цель мероприятия – формирование активной жизненной позиции и выбор - в пользу здорового образа жизни. В течение беседы подростки пришли к выводу, что наркотический кайф – это слишком дорогая плата за минутное удовольствие. Для подготовки и проведения проблемного разговора использовался дайджест «Смертельный интерес: исповеди людей, ставших наркоманами, и их близких» и газетно-журнальные публикации («Наука и жизнь», «Здоровье»). Присутствовало 32 человека.
19 июня для ребят городского спортивного лагеря при школе № 6 была проведена беседа «Курение и его вред для человека» из цикла «Вредные привычки». На встрече присутствовало 15 человек. Помимо фактографических данных в ходе беседы была озвучена юмореска «Курящая женщина», весьма эмоционально принятая подростками.
В рамках Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью» в июне месяце (25) СБС было выпущено информационно-библиографическое пособие «Расплата неизбежна: Проблема наркомании в России». Цель пособия – проинформировать о наркоситуации, сложившейся в стране и области на сегодняшний день, и познакомить с публикациями из периодических изданий, хранящихся в фонде читального зала. Список статей состоит из двух частей: «Наркомания как социальная проблема» и «Наркомания как медицинская проблема». Адресная направленность издания – юношеская аудитория и педагоги по работе с молодежью.
В 2008 году на базе МУ культуры «Кирово-Чепецкая ГЦБС» была разработана и начала действовать целевая перспективная программа, посвященная юбилейной дате 65–летию Победы в Великой Отечественной войне «Понять значение Победы…».
Цель Программы – повышение роли библиотек в общественном процессе сохранения священной памяти о событиях ВОВ и историко-патриотическом воспитании населения. Содержание Программы. Разделы:
- Проектная деятельность библиотек. Инициирование инновационных идей.
- Аналитическое направление Программы. Проведение библиотечных социологических исследований по теме.
- Реализация социально-значимой деятельности библиотек по организации культурно-досуговых и праздничных мероприятий для населения.
- Информационная культура читателей и издательская продукция библиотек.
- Работа с фондом документов историко-патриотического содержания.
Финансирование Программы будет осуществляться за счёт средств городского бюджета, средств, полученные от дополнительных платных услуг, благотворительных и спонсорских средства. В Программе представлен план мероприятий, рекомендованных для финансирования из городского бюджета в 2009-2010 гг.
Ожидаемые конечные результаты: повышение эффективности историко-патриотического просвещения различных социальных слоёв населения города.
Программа предусматривает:
- обновление системы библиотечной работы по историко-патриотическому просвещению населения;
- развитие системы индивидуальной работы по историко-патриотическому просвещению людей разных возрастов;
- внедрение форм просветительской работы, соответствующих требованиям современного пользователя на получение полной и достоверной информации.
Задачи программы:
1. Объединение всех имеющихся библиотечно-информационных ресурсов по направлению «Историко-патриотическое воспитание и просвещение населения города».
2. Создание оптимальной схемы комплектования фондов военно-патриотической литературой и нетрадиционных носителей информации.
3. Обеспечение полной и всеобщей доступности информации на основе создания эффективной системы предоставления её населению города (создание тематических баз данных в печатной и электронной формах, использование новых технологий, выпуск библиографических форм, использование наглядных форм информирования населения и др.).
4. Внедрение инновационных, индивидуальных и массовых форм сотрудничества с пользователями по историко-патриотическому просвещению.
5. Создание системы информационного и социально-культурного партнерства по направлению «Историко-патриотическое воспитание и просвещение населения».
6. Активизация читательского интереса по теме, способствующего развитию у различных поколений жителей города патриотических чувств и сохранения традиций по знаменательным событиям и датам истории Великой Отечественной войны.
Программа предусматривает комплексную работу библиотек по историко-патриотическому просвещению в рамках раскрытия следующих профессиональных аспектов:
- Социально-инновационный.
- Социально-просветительский.
- Социально-информационный.
Программа будет способствовать активизации деятельности библиотек в юбилейный период, разнообразит и сделает систему историко-патриотического просвещения населения более эффективной в социально-культурном значении.