ПОДАРИВШИЙ ИМЯ
В феврале мы всегда отмечаем день рождения Е.Д. Петряева, писателя, библиофила,
краеведа. «Уральский библиофил» не может не отозваться на это событие. Евгений
Дмитриевич был не только уроженцем нашего края, но и его исследователем,
был знатоком и хранителем его культурных гнезд, книжной истории.
Каждая его книга — это дерево, у которого есть уральские корни
и ветви.
Краеведы и библиофилы гор Рифейских считали его своим, и он — где
был ни жил — умел быть любопытным ко всему уральскому и умел нас,
уральцев, подвигнуть к поиску.
Кировский клуб «Вятские книголюбы» начинался с «Краеведчских четвергов». А
идея этих встреч под гостеприимным кровом «Герценки»— областной научной библиотеки
имени А.И. Герцена — принадлежала писателю Е.Д. Петряеву.
Евгений Дмитриевич к тому времени прожил в Кирове немного — шесть лет. Но историей
культуры родного ему Урала интересовался с отроческой поры. И давно укрепился
в мысли, что прогрессом в науке, просвещении, культуре общество зачастую обязано
людям с негромкими именами. Воскрешению в памяти потомков имен и деяний таких
провинциальных «донкихотов» он и посвятил свою жизнь.
Двадцать лет, начиная с 1938 года, Евгений Дмитриевич прослужил военным врачом
в Забайкалье. И каких лет! Бои под ХалхинГолом, ранение, военное лихолетье...
В 1945 году он защитил диссертацию и стал кандидатом биологических наук.
Его первые краеведческие разыскания были связаны с деятелями Восточной Сибири.
Они стали героями его будущих книг. Н.В. Кирилов — не только врач, но метеоролог,
этнограф, статистик, друг и учитель В.К. Арсеньева. В.Я. Кокосов — автор рассказов
о Карийской каторге, писатель и знаток каторжного тюремного быта Забайкалья.
А.К. Белявский — библиофил и краевед...
Первая книга Е.Д. Петряева «Лекарственные растения Забайкалья» вышла в Чите
в 1952 году и была посвящена памяти выдающегося врача, исследователя Забайкалья
Ф.П. Сергиевского. Тема, казалось бы, узко специальная, но в предисловии, списке
использованной литературы упоминаются декабристы Ф.Б. Вольф, Д.И. Завалишин,
краевед М.А. Зензинов, врач М.А. Дохтуров — знакомый В.К. Кюхельбекера, адресат
его стихотворного обращения, П.А. Кельберг — ученик братьев Бестужевых, медик,
метеоролог, этнограф. К ним Евгений Дмитриевич впоследствии не раз возвращался.
Связь с Сибирью сохранилась и после переезда в Киров. Там остались друзья,
выходили книги, при самом активном участии Евгения Дмитриевича открылся литературный
музей в Чите. Последняя подготовленная им к изданию книга — А.А. Черкасов «Из
записок сибирского охотника»— тоже дань Сибири. Но порадоваться ее выходу он
уже не успел...
Широта интересов Евгения Дмитриевича была удивительна — философия и математическая
логика, шахматы и пчеловодство, этнография и лингвистика. О библиографии, истории,
литературе не приходится и говорить. При этом каким-то непостижимым образом
любой факт, за который он «зацеплялся», начинал «работать» на любимую его тему
— историю культуры русской провинции. Памяти и внимания, считал он, заслуживают
не только деятели с громкими именами. Безвестность же — не от малости дел,
а зачастую — от невежества потомков.
Расхожее мнение о старой Вятке как беспросветной глуши сразу не вызвало у
Евгения Дмитриевича доверия, хотя и позабавили шутливые строки М. Горького:
Смертный, приехавший в Вятку
с надеждою встретить культуру,
Вспять возвратися, зане город сей груб и убог.
|
В библиотеку и областной архив сначала привели поиски забайкальских связей,
но уже вскоре местные краеведы считали Петряева своим.
И вот 18 октября 1962 года в маленькой служебной комнатке краеведческого отдела
«Герценки» собрались вокруг самовара «асы» вятского краеведения. Здесь были
B.Г. Пленков, А.Д. Фокин, В.А. Соболев, К.А. Палкин, К.М. и И.Н. Войханские
и другие сотрудники библиотеки. Е.Д. Петряев сделал доклад «Книга в жизни общества».
Собрания стали традиционными, посетителей становилось все больше. Из маленькой
комнатки перешли в лекционный зал, недостаточен оказался и пятилитровый самовар,
но исчезновения его как-то никто не заметил.
А вот книжная тема оставалась постоянной, редкое заседание обходилось без разговора
о книге. А вопросы обсуждались самые разные — история улиц и домов старой Вятки,
топонимика Вятского края, история врачебного дела, ремесел, театра, фотографии...
Но объять необъятное все же не удавалось. Тогда решили создать отдельное объединение
— для интересующихся книгами и книговедением.
Впервые собрались 30 марта 1973 года. Но теперешнее название клуба — «Вятские
книголюбы» появилось лишь на 38-й встрече. Свое «лицо» клуб имел уже при возникновении.
Он стал «книжной школой», объединением людей, ведущих не только просветительскую,
но и исследовательскую работу в области «краевого книговедения». Главные темы:
история вятских «книжных гнезд», судьбы библиотек, редких изданий, жизнь и
труды местных деятелей книжного дела. Бессменным председателем клуба стал Е.Д.
Петряев.
В первое время клуб помогал ориентироваться в книжном море. Регулярно делались
обзоры книговедческих новинок, доклады о методике библиофильского поиска. Книголюбам
помогали сотрудники «Герценки» — 3.П. Вотинцева, В.Н. Колупаева, 3.А.
Сементина, C. П. Кокурина, С.М. Матлина и многие другие. Рассказывали о своих
библиотеках ботаник А.Д. Фокин, юрист К.А. Палкин, философ И.М. Сметанин, историк
А. В. Эммаусский, биолог Э.А. Штина, директор «Герценки» К.М. Войханская —
специалисты и библиофилы высокого класса.
Специальные заседания посвящались методике хранения и реставрации книг, переплетному
делу, искусству экслибрисов, издательским маркам, инскриптам.
А через год-два книголюбы рассказывали о собственных поисках и находках, о
месте книги в формировании культурной среды, в частности — в Вятском крае.
Среди находок были издания, печатавшиеся в уездных городах Слободском, Малмыже,
Кукарке, Яранске и часто не учтенные краевой библиографией. Особенно дорожили
старопечатными и рукописными книгами. Заботились об учете и охране таких реликвий
от порчи и расхищения. Евгений Дмитриевич не уставал повторять, что старинная
книга, изъятая из среды постоянного обитания, лишается важнейшей черты — исчезает
из исторических источников. Одно дело, утверждал он, если книга первопечатника
Ивана Федорова из Львова добралась до Вятки и три столетия бытовала у малмыжских
грамотеев, и совсем другое, если такое издание лежит вместе с другими экземплярами
в шкафу столичной библиотеки. Тут оно обезличено и безгласно.
Практика библиофильства подтверждает, что чисто местных тем не существует.
Обязательно находятся нити, связывающие события «краевой» культуры с другими
регионами страны, делающие их фактом общего исторического процесса.
Не раз заседания клуба посвящались великим именам: Пушкину, Гоголю, Чернышевскому,
Жуковскому, но и тогда у «Вятских книголюбов» находился свой поворот темы.
Интересовались, кто читал этих авторов в Вятке, тем, как воспринималось прочитанное
земляками, не было ли у великих каких-то связей с местным краем. А связи находились
и прелюбопытные! «История литературы — это история книг не написанных, а прочитанных!»
— утверждал Евгений Дмитриевич.
Один из его докладов был целиком посвящен вятским читателям и корреспондентам
Н.А. Добролюбова. Поиски привели его к кружку преподавателя «Вятского училища
для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и для приготовления
учителей» Матвея Леонтьевича Песковского. Оказалось, что этот вятский учитель
был связан с семьей Ульяновых, помогал ей в тяжелые годы (он был женат на двоюродной
сестре В.И. Ленина). Среди учеников М.Л. Песковского был С.Н. Халтурин, а близкими
знакомыми — Ф.Ф. Павленков, М. П. Бородин, В.М. Васнецов...
«Вятские книголюбы» всегда старались быть в курсе дел других библиофильских
объединений страны. Связи поддерживались в основном через Евгения Дмитриевича.
Он рассказывал, что делается у соседей, показывал памятки, буклеты, экслибрисы,
а иногда — под завистливый вздох аудитории — книги, выпущенные дружественными
клубами. Присылали их из Воронежа, Ленинграда, Ульяновска, Свердловска, Челябинска,
Москвы, Читы и других городов. Специальное заседание было посвящено, например,
первому выпуску «Уральского библиофила».
Е.Д. Петряев часто рассказывал об уральских книжниках, а однажды посвятил им
свой доклад. Он вспоминал о людях, с которыми встречался в дни своей студенческой
юности, вспоминал с такими искренними восхищением и благодарностью, что чувства
эти передались слушателям.
Рассказывал, например, о букинистах Свердловска, лавки которых усердно посещал
в конце 20-х и в 30-х годах. Особенно колоритным представал перед слушателями
«Магистр» — Алексей Николаевич Шарнин. В его «закутке» — уютной лавке на Зеленом
рынке — обычно встречались книжные знатоки: библиограф П.П. Макаров, врач В.А.
Ляпустин, энтомолог Ю.М. Колосов, поэт В.В. Буйницкий. Там же Евгений Дмитриевич,
в ту пору школьник, познакомился с П.П. Бажовым. Павел Петрович посоветовал
ему тогда купить для подготовки к школьному диспуту однотомник В.Г. Белинского
в издании Вольфа. Книга эта прошла с Петряевым всю его жизнь. Он сам ее переплел
и дорожил ею не меньше, чем своими «цимелиями».
Были у него и другие встречи с П.П. Бажовым. Нашлись и темы для бесед. Павел
Петрович считал, что в его судьбе большую роль сыграл Всеволод Владимирович
Лебедев (1901—1938) — писатель и краевед, организатор музея в Слободском, автор
«Вятских записок» (книга выходила в 1933, 1941, 1957 годах). Бажов писал о
Лебедеве: «В сущности, он первый помог мне преодолеть опасения, что работу
могут назвать стилизаторством, и первый увез сказы в Москву, где они и были
напечатаны в «Красной нови».
Приглашая к поиску, Евгений Дмитриевич предполагал, что в архиве П.П. Бажова,
вероятно, сохранились письма В.В. Лебедева периода создания «Вятских записок»
и было бы интересно проследить историю работы над этой книгой, взаимное влияние
двух творческих личностей.
Первые уроки библиофильства Е.Д. Петряев получил от Н.И. Грязнова и И.В. Шишова.
Николай Иванович Грязнов окончил два факультета Московского университета, работал
в Гейдельберге и Париже. В Свердловске он был директором бактериологического
института, где Евгений Дмитриевич в студенческие годы работал лаборантом. Директор
и лаборант подружились. Тогда еще живы были традиции русских передовых университетов
и такая дружба казалась естественной. Николай Иванович в Париже был знаком
с «королем библиофилов» Анатолем Франсом, коллекционировал изречения на библиофильские
темы. В библиотеке Н.И. Грязнова были книги на французском, немецком, латинском
языках, которыми он хорошо владел. Регулярно получая каталоги книжных новинок
из Франции, Германии, Италии, он и своего ученика приучил следить за всем значительным,
что появляется в книжном мире. От него же шло и стремление читать оригиналы
сочинений, а не рефераты.
Иван Васильевич Шишов заведовал в 30-е годы (и позднее — до 1959-го) кафедрой
фармакологии Свердловского мединститута. Евгений Дмитриевич под его руководством
вел научную работу, но не меньше, чем исследования, их сблизили интересы книжные.
Иван Васильевич собирал материалы и книги по истории медицины — теме, которая
волновала Петряева со студенческих лет до последних дней жизни. В архиве Евгения
Дмитриевича сохранился подарок Шишова — дневник одного военного года — безыскусный
и драматичный документ того времени.
Случалось вятским книголюбам держать в руках и экземпляры «Клинического архива
гениальности и одаренности», который издавал последний на Урале частный издатель
психиатр Григорий Владимирович Сегалин. Евгений Дмитриевич познакомился с этим
неординарным человеком еще в 30-е годы в Свердловске. В конце же 50-х встретились
уже в Ленинграде и переписывались до самой смерти Григория Владимировича в
1960 году. Другом и родственником (шурином) Сегалина был известный сибирский
ученый-метеоритовед и поэт Петр Людовикович Драверт, родившийся в Вятке и имевший
в ней близких людей. Архив Сегалина остался на Урале и, видимо, погиб...
В июле 1978 года «Вятские книголюбы» отмечали 90-летие со дня рождения В.П.
Бирюкова. Доклад о переписке с Владимиром Павловичем сделал один из ведущих
кировских краеведов Василий Георгиевич Пленков. В его архиве хранилось более
60 писем старейшины уральского краеведения. Евгений Дмитриевич тоже
длительное время
переписывался с Владимиром Павловичем и в 1958 году съездил в Шадринск, где
и началось их личное знакомство. Из Шадринска Петряев вернулся очарованным
личностью Бирюкова, позднее он писал: «...горжусь тем, что могу причислить
себя к ученикам Владимира Павловича, хотя мы встретились, когда... уже повечерел
и мой день...»
На заседаниях «Вятских книголюбов» не раз анализировались методы работы В.П.
Бирюкова, его система организации и хранения материалов, составления каталогов.
В его архиве могли быть и вятские материалы. Владимир Павлович был хорошо знаком,
переписывался со старейшиной вятского краеведения А.А. Спицыным, дружил с Александром
Сергеевичем Лебедевым, археологом и коллекционером. А.С. Лебедев был одним
из организаторов Образовательного общества в своей родной слободе Кукарке (теперь
г. Советск), позднее жил в Вятке, Свердловске, Перми. В Вятке под его редакцией
вышел номер журнала «Приуральский коллекционер» (1923). Ни одного экземпляра
этого любопытного издания пока найти не удалось.
Говоря об уральских темах, стоит вспомнить и сентябрьское заседание
1984 года, на котором Евгений Дмитриевич сделал доклад о Р. Н. Рума,
человеке из «артели» Ф.Ф. Павленкова, одном из авторов «Вятской незабудки»
— сборника, направленного против бюрократических порядков самодержавной
России. Рауль Николаевич жил в Сарапуле, с 878 года — в Перми, где вместе
с женой стал одним из организаторов первого книжного магазина. Занимался антропометрией,
практической и экспериментальной гигиеной, выходили его статьи и книги
по этим вопросам. Исследования он вел на свой страх и риск, без какой-либо
поддержки официальных учреждений. Хорошая научная подготовка Рума - результат
самообразования.
И в Вятке, и на Урале у Рума осталось много друзей. Вероятно, будут еще найдены
письма этого незаурядного человека. Евгений Дмитриевич называл и место предполагаемых
находок — Государственный архив Свердловской области (фонд 140). Рауль Николаевич
был в дружеской переписке с руководителем Уральского общества любителей естествознания
О.Е. Клером. После смерти Рума его вдова Екатерина Герасимовна послала труды
мужа в Вятскую и Симбирскую библиотеки.
С начала 80-х годов в Кирове началась работа по составлению «Вятского биографического
словаря». Его программа обсуждалась на январском заседании 1982 года. Евгений
Дмитриевич не раз обращался к опыту работы челябинцев над «Уральским словарем
писателей». Наш словарь по замыслу должен включать документированные сведения
о лицах, оставивших след в истории культурного развития Вятского края, изучении
его природных ресурсов, этнографии, фольклора, экономико-хозяйственных проблем.
Евгений Дмитриевич говорил и писал о необходимости составления «родословных
древ» тех семей, в которых традиционным и высоким по уровню было то или иное
мастерство (книгописание, живопись, переплет и т. п.). Работу над будущим словарем
и краеведческий и книголюбский клубы воспринимают как свой прямой долг.
К сожалению, доклады на наших заседаниях не стенографировались. Но на одном
из вечеров магнитофон сослужил хорошую службу. В июне 1976 года — к 3-летию
клуба — его друзья прислали свои поздравления, пожелания, рассказы и выступления
на библиофильские темы. Мы услышали голоса М.П. Алексеева, М.С. Альтмана, А.В.
Храбровицкого, В.Г. Уткова, О.Г. Ласунского, В.Г. Лидина и многих других. Евгений
Дмитриевич представлял «выступавших», комментировал доклады, а смонтировал
фонограмму Р.М. Преснецов.
«Вятские книголюбы», к сожалению, не могут похвалиться какими-то своими библиофильскими
изданиями, кроме памяток к заседаниям (у некоторых книголюбов эти памятки собраны
и переплетены в изящные томики, очень любовно и красиво сделал это А. В. Кузьмин).
К юбилею клуба создан машинописный сборник «Книга в моей жизни», посвященный
памяти книговеда и библиографа В.Г. Шумихина. Авторы — члены «Вятских книголюбов»
и друзья из других городов страны.
Выступления своего председателя члены клуба всегда ждали с нетерпением. Он
обрушивал на слушателей массу сведений, всегда новых, а известные факты умел
повернуть какой-то неожиданной стороной. Речь его была яркой, эмоциональной.
А какие интересные, иногда неожиданные вещи он извлекал из своего пухлого портфеля!
Это могла быть старинная грифельная доска, храмовая палочка для благовоний,
привезенная из Монголии, коробочка с землей, взятой с могилы А.Г. Муравьевой...
Неистощимый на выдумку Евгений Дмитриевич предлагал решить старинные задачи
из учебников XVIII — начала XIX века. Справлялись далеко не все. Любил дарить
семена растений, которые присылали ему из разных концов страны, обычно из каких-то
литературных или исторических мест. Ну и, конечно, всегда находились в его
портфеле портреты, фотографии, старинные карты, книги...
5 февраля 1987 года клуб проводил Пушкинский вечер, посвященный 150-летию со
дня гибели поэта. Е.Д. Петряев должен был делать доклад о вятских читателях
и знакомых Пушкина. Евгений Дмитриевич уже был очень нездоров, но готовился
к выступлению с необыкновенным воодушевлением. Однако 5 февраля его состояние
ухудшилось настолько, что пойти на заседание он не смог. Передал для раздачи
книголюбам семена цветов с могилы А.С. Пушкина.
Около 10 часов вечер в библиотеке закончился, и одни из членов клуба позвонил
Евгению Дмитриевичу. Но порадоваться вестям Евгений Дмитриевич не успел, через
несколько минут сердце его перестало биться...
«Вятские книголюбы» по-прежнему собираются в «Герценке» в последний четверг
каждого месяца. На памятке 166-го, сентябрьского заседания значится: клуб «Вятские
книголюбы» имени Е.Д. Петряева. В феврале прошлого года прошли в Кирове первые
краеведческие Петряевские чтения, которые станут традиционными.
Помним мы и его девиз: «Будем работать сами, приводя в известность добрые дела
других!»
Наталья Петряева
врач, член правления клуба «Вятские книголюбы»
// Уральский библиофил : сб. - Челябинск, 1989. - С. 28-39