Книга о художнике П. С. Вершигорове

Анисова, К. П. Пётр Вершигоров : [альбом] / К. П. Анисова, Л. С. Двинянинова. - Киров : Дом печати "Вятка", 2005. - 128 с. : ил.

В мае 2005 г. в культурной жизни города произошло долгожданное событие - вышел из печати альбом о заслуженном художнике России П. С. Вершигорове. Событие это может быть отнесено к рубрике "Очевидное, но невероятное". Двадцать лет рукопись талантливого искусствоведа К. П. Анисовой ждала своего часа. И если бы не героические усилия жены художника Э. И. Вершигоровой, то сроки издания отодвинулись бы в неизвестное будущее.

Но поистине "рукописи не горят", когда попадают в руки любящей женщины. Благодаря финансовой помощи многих добрых людей вышла в свет богато иллюстрированная монография, которую украшают 120 цветных репродукций и более 10 уникальных фотографий из семейного архива.

К. П. Анисова подробно прослеживает жизненный и творческий путь П. С. Вершигорова. Главы повествования обозначают основные вехи жизни: "Пора возмужания", "Выбор пути", "Притяжение Вятки", "За синей птицей".

П. С. Вершигоров относится к поколению художников, чья юность в 17 лет была грубо оборвана войной, и мальчики со школьной скамьи сразу стали солдатами, защитниками Родины. Именно это поколение, пришедшее в искусство после войны, определило лицо искусства 50-80-х годов. Гражданская зрелость, патриотизм, причастность к судьбам народа и страны - отличает художников послевоенной поры. К. П. Анисова вполне справедливо относит П. С. Вершигорова к числу крупных живописцев российского Севера. Картины художника "По царскому велению", "Хлеб Севера", "На мамушке-реке", "За синей птицей" вошли в фонд высоких творческих достижений русского искусства XX века.

Трудно переоценить роль П. С. Вершигорова в развитии Кировской организации Союза художников России. Один из лучших председателей правления Союза художников России, делегат III, IV, V съездов художников СССР. В годы его правления кировские художники пользовалась непререкаемым авторитетом в области и в зоне "Российский Север".

Есть какая-то историческая справедливость в том, что монография так долго ждала своего выхода. Качество печати превосходное. Двадцать лет назад о таком издании мечтать не приходилось. Большое количество репродукций украшает книгу, раскрывая во всём блеске живописный дар художника.

Фотографии из семейного архива вносят тёплую ноту в научное издание, ярко характеризуя личность П. С. Вершигорова. Статный красавец, он был воплощением мужественности. Следы от ран на лице только украшали его, придавая особый шарм его красоте. Всегда за работой - то на этюдах, то в мастерской - он был настоящим трудягой.

Сложный последний период творчества П. С. Вершигорова глубоко исследован искусствоведом Л. С. Двиняниновой. Глава "Философия девяностых" раскрывает философские раздумья художника о сути бытия, о жизни и смерти, о назначении человека.

Монография сопровождена богатым справочным материалом и представляет интерес не только для художников, студентов, но и для широкого круга любителей изобразительного искусства.

А. А. Носкова