Музею А. С. Грина – 25 лет!

М. А. Махнёва

Александр Степанович Грин (Гриневский) – выдающийся русский писатель, открывший в искусстве ХХ в. неповторимый художественный мир.

Родина А. С. Грина – Вятская земля. Здесь прошли его детские и юношеские годы. 23 августа 1980 г. в Кирове был открыт музей, посвящённый писателю. Этому событию предшествовала большая самоотверженная работа краеведов, сотрудников краеведческого музея. В городе не осталось ни родственников А.С. Грина, ни знакомых, не сохранились вещи, принадлежавшие семье Гриневских.

Подготовка к открытию самостоятельного музея А. С. Грина заняла более 10 лет. Всё началось с комнаты писателя в Кировском литературном музее, открытом осенью 1968 г. (ул. Ленина, 93; ныне здесь Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина). Через 12 лет экспонаты перешли в музей А. С. Грина. Они значительно пополнились вещами, фотографиями, редкими книгами и журналами. Неоценимый вклад в сбор материалов и создание экспозиции внесли писатели-краеведы Е.Д. Петряев и А. В. Рева, заведующая литературным музеем Л. Н. Порфирьева, директор Кировского областного краеведческого музея Н. Н. Веселов.

Большое содействие в поисках материалов оказали сестры А. Грина – А. С. Лапина (Варшава), Е. С. Маловечкина (Оренбург), А. С. Подвысоцкая (Тирасполь) и его племянницы – Г. А. Зорина, В. Я. Лапина, и Л. А. Парфенова. Из документов ГАКО было известно, что в 1890-е гг. Гриневские жили в доме Ивановой на Никитской улице. Долгое время ошибочно считалось, что это каменный дом на ул. Володарского, 44. В 1971г. дом был отмечен мемориальный доской, в 1974 г. признан памятником культуры республиканского значения, а в 1980 г. здесь был открыт музей. В 1985 г. сотрудник Кировского областного краеведческого музея В. А. Любимов обнаружил в архивных материалах, что дом принадлежал купцу А. Морозову, дата его постройки – 1908 г. и, следовательно, в этом доме Гриневские не жили. По определению Владимира Александровича, дом унтер-офицерши А. Н. Ивановой стоял на углу Никитской и Раздерихинской улиц (юго-западный угол улиц Володарского и Труда, он давно снесён, и участок застроен).

Переезжать музею было некуда, к этому времени все «гриновские» дома были снесены. Так и осталась экспозиция во флигеле дома купца А. Морозова. Единственный в России музей А. С. Грина является филиалом Кировского областного краеведческого музея. Знакомство с экспозицией начинается в вестибюле: представленные здесь графические работы художника Г. Сафронова, выполненные им со старинных фотографий и открыток с видами Вятки, помогают ощутить атмосферу провинциального города конца ХIХ – начала ХХ вв.

Александр родился 23 августа 1880 г.  в Слободском Вятской губернии, в семье ссыльного поляка Стефана Евзебиевича Гриневского. Вскоре после рождения сына семья переехала в Вятку. Здесь прошли детские годы будущего писателя.

В первом зале музея – «Детской» – воссоздана типичная для семьи рядового служащего обстановка: письменный стол, на котором разложены тетради, дневник, учебники, ручки, пенал, чернильница, грифельная доска – всё то, чем мог пользоваться школьник. Над столом – расписание уроков на 1892/93 учебный год. В углу – этажерка из дома Н. С. Гриневского, сводного брата А. С. Грина, жившего в г. Котельниче. На полках – учебники и книги А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А.П. Чехова. Любимое занятие детства Саши – безудержное чтение. Среди необходимых насущных книг – произведения Майн Рида, Густава Эмара, Жюля Верна, Эдгара По. На верхней полке – глобус. Возможно, рассматривая его, мальчик воображал американский лес, дебри Африки, сибирскую тайгу. Особый интерес представляет готовальня, принадлежавшая С. Е. Гриневскому, ею пользовался Александр, учась в школе. Чертёжные инструменты, сложенные в большую деревянную шкатулку, поступили в музей из семьи Н. С. Гриневского.

2005 № 9.jpg

Музей А.С. Грина (ул. Володарского, 44)

На противоположной стене – шомпольное ружьё, самодельные луки и стрелы. Подобные Саша делал из вереса и ивы с бечёвочной тетивой. Мальчику страстно хотелось стать охотником, и отец купил ему шомпольное ружьё. Кроме того, Александр был «запойным» удильщиком, любил собирать коллекции бабочек, жуков и растений. Вятская природа с её чистыми лесами и озерами благоприятствовала играм и занятиям на воздухе. Биты для игры в «бабки», блесны, крючки, игрушки, коллекцию бабочек, собранную в начале ХХ в., – всё это можно увидеть на небольшом столике.

Здесь же рукописный журнал «Буки-Азъ», выпущенный вятскими гимназистами в 1890-е гг. Подобный журнал «издал» в первом классе Саша, выступив в роли сочинителя, художника и издателя. Литературные способности обнаружились у мальчика ещё в приготовительном классе. Подростком он посылал свои стихи в журналы «Нива» и «Родина», которые никогда их не печатали. Стихи были о безнадёжности, разбитых мечтах, одиночестве.

В экспозиции детской комнаты выставлен уникальный экспонат – крышка от книги, переплетённой А. Гриневским. Этим занятием увлёк Александра учитель Г. И. Пинегин. Будущий писатель переплёл около 100 книг.

Следующий зал – «Гостиная». В её интерьере – вятская мебель конца ХIХ в.: диван, кресла, журнальный столик, этажерка. Часть мебели принадлежала дочери Е. С. Сергиева, смотрителя губернской земской больницы, с которым С. Е. Гриневского связывали дружеские узы. На стенах – фотографии родителей А. С. Грина. Отец писателя более 30 лет прослужил в губернской земской больнице сначала письмоводителем, потом помощником смотрителя и бухгалтером.

Мать А. С. Грина – Анна Степановна Гриневская, дочь вятского чиновника Ляпкова, окончила в 1892 г. курсы повитух. Поэтому здесь посетители увидят «Смету расходов по содержанию благотворительных заведений Вятского губернского земства», учебники по акушерству, книги и журналы для семейного чтения.

2005 № 9.jpg

«Детская комната»
(фрагмент экспозиции)

Не все мемориальные предметы, принадлежавшие Гриневским и в разные годы поступившие в музей, сотрудники смогли выставить для обозрения. Так, в фондах хранятся подлинные документы С. Е. Гриневского на польском языке, шорная игла, сечка, посуда, фотографии и серебряная столовая ложка с монограммой Степана Евсеевича и датой «12 июля 1903 г.». Дюжину столовых и чайных ложек преподнесло С. Е. Гриневскому губернское земство в день 30-летнего юбилея его службы в больнице. Ложку подарила музею племянница А. С. Грина Л. А. Парфенова из г. Тирасполя.

С переходом на четвертое отделение городского училища Александр стал мечтать о морской службе. Зарождению мечты способствовали приключенческие книги, спектакли, экзотический занавес в театре и встреча на пристани штурманских учеников. После окончания училища в 1896 г. Александр с 25 рублями в кармане и ивовой корзинкой, где поверх белья лежали акварельные краски, чтобы рисовать пейзажи на берегах Нила и Ганга, отправился навстречу морю, в шумный портовый город Одессу.

О годах странствий Гриневского, его скитаниях по России, возвращениях в Вятку, солдатчине, революционной деятельности рассказывает экспозиция следующего зала. Время скитания для Александра было трудным: труд моряка на пароходах «Платон» и «Цесаревич» оказался не по силам. В Баку его преследовали голод, болезни, безработица, на Урале пришлось испытать изнурительный труд лесоруба, сплавщика леса. После каждого неудачного скитания Гриневский возвращался в родной город, где переписывал роли для театра, служил писцом в канцелярии, был банщиком на станции Мураши, матросом на барже Т.Ф. Булычёва. В экспозиции представлены фотографии с видами Одессы, Баку, Урала. Здесь же уникальный экспонат – уральский камень яшма, привезённый в подарок отцу. После смерти С. Е. Гриневского яшма хранилась в семье Н. С. Гриневского (дар О. М. Гриневской, жены Николая Степановича).

2005 № 9.jpg

«Гостиная» (фрагмент экспозиции)

Интересны документы о службе А. С. Грина в армии, куда он ушёл добровольно. Его определили рядовым 213 резервного Оровайского батальона г. Пензы. На военной службе Александр Степанович впервые столкнулся с эсерами. Товарищи помогли ему бежать из армии, снабдили революционной литературой. Как агитатор, А. С. Грин нелегально побывал в Тамбове, Екатеринославе, Киеве, Севастополе.

В этом же зале – материалы о его творческом пути. Фотографии, документы, рукописи, книги раскрывают творческий процесс писателя-романтика, с 1906 г. жившего в С.-Петербурге. Среди книг писателя особо выделен первый сборник рассказов А. С. Грина «Шапка-невидимка» (1908). В него вошли реалистические произведения о деятельности эсеров. Но Грину оказалось тесно в рамках реализма. Он стремился к созданию прекрасного в творчестве, чтобы возместить его отсутствие в действительности. Вскоре появились новые романтические произведения, действие в которых происходит на прекрасной неведомой земле.

В 1913 г. Александр Степанович приезжал в Вятку. В экспозиции представлены газеты «Вятская речь» с его рассказами «Петух», «Третий этаж», «Игрушка». Рядом с газетой и фотографиями сотрудников редакции – последний снимок семьи Гриневских: Степан Евсеевич умер в 1914 г. А. С. Грин посетил Вятку ещё раз уже после смерти отца, в 1916г., но позднее писал сестре Антонине: «Интересно мне узнать побольше о «вячком…»

Годы жизни в Петербурге – время творческого становления писателя, когда во многих журналах появляются его произведения, выходят книги. Среди литературного окружения той поры известные писатели – А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, В. В. Муйжель, С. А. Найденов, Н. Ф. Олигер, критик А. Г. Горнфельд. Особенно большую роль в судьбе Грина сыграл Куприн. Он помог Александру Степановичу выйти на страницы крупных журналов, многие из которых представлены в музее. Здесь же фотографии этих писателей.

Большое место в экспозиции отведено истории создания повести «Алые паруса». В витрине помещены рукопись «Красных парусов» (так первоначально называлась повесть), фотографии Дома искусств, где А. С. Грин работал над ней, обложка первого издания книги (издательство Л. Д. Френкель, 1923) и макет галиота «Секрет» под алыми парусами со штурвалом, канатами и рындой.
В этом произведении А. С. Грин устами Артура Грэя говорит о счастье человека дарить радость людям: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»1.

К. Паустовский писал об «Алых парусах»: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству»2.

На одной из стен зала помещена карта страны, созданной воображением романтика. Критик К. Зелинский назвал эту прекрасную страну «Гринландия». В этой стране свои материки, бухты, острова, города – Лисс, Зурбаган, Гертон.

В 1924 г. А. С. Грин с женой Ниной Николаевной переселился из Ленинграда в Феодосию. В витринах – прижизненные издания его книг 1920-х гг., фотографии писателя, виды Феодосии. В Крыму Александр Степанович много работал: за шесть феодосийских лет им было создано четыре романа, две повести, около сорока рассказов и новелл. В ноябре 1930 г. А. С. Грин переехал в небольшой городок Старый Крым, где начал писать «Автобиографическую повесть». В ней художник возвращается к детским и юношеским годам, родной Вятке. В «Повести» А. С. Грин раскрыл перед читателями, как формировался в нём тип «рыцаря причудливых впечатлений», мечтатель и романтик. Авторские экземпляры «Автобиографической повести» Грин получил за несколько дней до смерти. Это небольшая книжечка в синем картонном переплёте хранится в музее.

Завершает экспозицию зал «А. С. Грин и современность», где помещены книги на русском и иностранных языках, изданные после смерти писателя, исследования о его творчестве, кадры из кинофильмов, сцены из спектаклей, поставленных по произведениям А. С. Грина; значки, экслибрисы, картины современных художников (иконография и иллюстрации к произведениям), скульптура.

«Знаю, что моё настоящее будет всегда звучать в сердцах людей», – говорил А. С. Грин3. Предвидение его сбылось.

И вот уже 25 лет музей А. С. Грина на его родине бережно хранит память об этом удивительном писателе. В музее, располагающем уникальным фондом и интересной экспозицией, трудятся пять человек: заведующая, научный сотрудник и три человека технического персонала. Силами небольшого коллектива сотрудников музея А. С. Грина проведена большая работа по созданию благоприятных условий для приёма посетителей, по изучению, пропаганде жизни и творчества писателя. Музей стал желанным местом встреч многих кировчан с представителями творческой интеллигенции. Жизнь в его стенах насыщена разного рода мероприятиями и событиями культурного плана: фестивалями, выставками, конкурсами, презентациями книг, литературными вечерами, концертами, спектаклями. Стали традиционными научные конференции – «Гриновские чтения», в которых принимают участие учёные, писатели, литературоведы, музейные работники, краеведы не только из России, но и Украины, Беларуси. В сентябре 2005 г. прошли уже VП чтения. Сотрудники музея являются непременными участниками конференций, выступают с содержательными докладами. Этому способствует кропотливая работа в архивах города, где до сих пор выявляются неизвестные факты биографии А.С. Грина и семьи Гриневских.

Так, например, удалось узнать, что мать А. С. Грина окончила в Вятке акушерские курсы, что здесь же училась его мачеха, Л. А. Борецкая, стала медиком приемная дочь Гриневских Наталья. Благодаря работе в ГАКО были обнаружены документы о службе Грина на барже Т. Ф. Булычёва, о призыве его в армию, выявлены новые адреса семьи Гриневских и т. д. Работа по выявлению «белых пятен» в биографии А. С. Грина продолжается.

Одним из главных направлений в работе любого музея является деятельность по комплектованию фондов. Сейчас уже трудно приобрести подлинную рукопись А. С. Грина или вещь из его семьи. Но книги, журналы с его произведениями, иллюстрации современных художников в музей поступают регулярно. Так, в последние годы свои работы подарили художники М. Ю. Лимонад (г. Москва), В. М. Киркевич (г. Феодосия), В. Муллин, И. Колеватов (г. Киров).

2005 г. мы объявили «годом дарения», надеемся, что к 125-летию А. С. Грина его почитатели порадуют музей новыми экспонатами.

С успехом проходят в музее различные выставки, не только посвящённые А.С. Грину, но и по истории литературы и культуры Вятского края. Например, «Литературные реликвии», «Я воспитан природой суровой» (о Н. А. Заболоцком), «Считаю себя вятичем» (об О. М. Куваеве), «Тревожной памяти дозор» (об О. М. Любовикове), «Ве-рую!» (о творчестве В. Н. Крупина), «Вятский театр. Страницы истории», «Вятский флот», «Из истории вятской школы», «Штрихи к семейному портрету Васнецовых» и многие другие. В залах музея прошли персональные выставки кировских художников А. Веприкова, Т. Дедовой, С. Ичетовкина, Г. Сафронова, Т. Тимкиной, С. Горбачёва, Г. Балахничёва, Г. Новокрещеновой и др. В 2004 г. музей А. С. Грина принял участие в первом музейном фестивале, посвященном 625-летию г. Кирова. В рамках фестиваля была показана выставка «Физиология города. Вятские типы», вызвавшая большой интерес у жителей города. На ней были представлены одежда и подлинные фотографии вятчан различных сословий конца ХIХ – начала ХХ вв.

С успехом прошли конкурсы – выставки детских рисунков «Читаем А. С. Грина», «Мир и герои А. С. Грина», «Сказка своими руками».

Из года в год расширяется культурно-образовательная деятельность музея по работе с учителями школ и вузов. В музее проводятся не только экскурсии по экспозиции, но и различные мероприятия, циклы лекций и беседы по литературе и краеведению для школьников и студентов. У нас бывают на практике будущие филологи, дизайнеры, культурологи.

Совместно с Центром детско-юношеского туризма и экскурсий мы проводим ежегодные областные литературные встречи юных краеведов-книголюбов, участвуем в проведении краеведческой конференции «Отчий дом». Несколько лет при музее работала воскресная краеведческая школа для младших школьников. А для старшеклассников и студентов музей А. С. Грина впервые в городе реализовал проект «Актеры Вятки. Портреты» (режиссер Н. Жданова). Состоялись встречи с артистами кировских театров, которые выступали с моноспектаклями, а во втором отделении отвечали на вопросы зрителей. Учитывая небольшие, камерные размеры зала, отсутствие сцены, встречи эти проходили в необыкновенно тёплой, задушевной атмосфере, когда актер и зритель – глаза в глаза.

Сейчас в музее создан и работает клуб любителей романса. В рамках проекта состоялись концерты профессиональных певцов и музыкантов, преподавателей училища искусств и студентов.

Стало традицией проведение ежегодных литературно-музыкальных вечеров, посвященных дню рождения А. С. Грина. В 1995 г. музей при поддержке департамента культуры и искусства, Кировского отделения Союза писателей и Комитета по делам молодежи Кировской области учредил областную литературную премию им. А. С. Грина для молодых начинающих авторов за лучшую книгу или рукопись стихов и прозы, за пропаганду творчества писателя и за лучшие литературоведческие разыскания. Премия присваивается один раз в пять лет. Лауреатами премии в разные годы стали известные теперь на Вятке поэты Н. Пересторонин, Л. Бажин, Е.Жуйков, А.Жигалин, Р. Щипан. Премия дала толчок творческому росту молодых дарований. Лауреаты 2000 г. А.Мочалова и И. Оленев стали студентами Литературного института им. А. М. Горького. В 2004 г. А. Аристов издал первую книжку стихов «Непридуманная сказка». В стенах музея  А. С. Грина (август 2005г.) названы имена новых лауреатов премии, молодых талантливых вятских поэтов и прозаиков – Н. Козвонина и И. Ануфриев.

Говоря о работе музея, нельзя не сказать и о его сотрудниках. Музей А. С. Грина – единственный филиал, где коллектив научных сотрудников стабилен со дня основания. С 1980 г. работает в музее Л. М. Ситникова, которая 10 лет заведовала музеем, а теперь трудится в качестве старшего научного сотрудника. Её прекрасные экскурсии, глубокие знания творчества писателя оценило не одно поколение кировчан. Среди технического персонала музея нельзя не отметить С. А. Колеватову и Н. Н. Домрачеву, отдавших работе в музее много лет.

Музею А. С. Грина 25 лет! Он живёт полноценной жизнью. Хочется верить, что впереди у музея – долгое и счастливое плавание!

Дом Грина

А. В. Рева

Да будут отныне призывно,
Плакатно слова пламенеть:
Есть в городе нашем дом Грина,
И дому вовек не стареть!

Здесь ветрами странствий срывало
Гриневского Сашу с крыльца,
Чтоб в мире под парусом алым
Отважно стучали сердца.

Да будет дом парусом в море,
Прибежищем яркой мечты!
Однажды, с ветрами заспоря,
В дом Грина заглянешь и ты!

Там будут всегда тебе рады.
Приход твой, как вахту, зачтут,
А слово сказать тебе надо –
Тебе это слово дадут!

Да будут плакатно, призывно,
Ответно слова пламенеть:
Есть в городе нашем дом Грина,
И дому вовек не стареть!

Примечания

1. Грин, А. С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1980. Т. 3. С. 64.
2. Паустовский, К. Г. Избранное. – М., 1961. С. 225.
3. Воспоминания об Александре Грине / сост. В. Сандлер. – Л., 1972. С. 5.