Физический факультет КГПИ.
1947–1953 годы

А. П. Позолотин

Каждый год в сентябре сотни тысяч молодых людей заполняют аудитории наших вузов. Шумом, напряжённым волнением, ожиданием наполняются и аудитории нашего Вятского государственного гуманитарного университета.

Одной из таких аудиторий является аудитория физики, куда стремятся попасть любители точных наук. У физического факультета – большая, трудная и очень интересная история. История факультета – это, прежде всего, история людей. И нам, студентам, сегодня важно знать имена предшественников.

1947 год. Только-только закончилась Великая Отечественная война. В стране – разруха и голод. В это время правительство обращает большое внимание на народное образование. Из эвакуации возвращается в Киров педагогический институт им. В. И. Ленина. Он размещается в своём старом здании, где во время войны был госпиталь. На вступительные экзамены едут солдаты, прошедшие войну, а также послевоенные выпускники школ. У первых – позади грохот сражений и гибель товарищей, у вторых – трудная голодная юность.

Возвращаются преподаватели, многие из них – участники войны. Ещё нет нормальных условий для учёбы и работы. Студенты первых курсов жили в спортивном зале (50 чел.) и в других подсобных помещениях, складах, где огромное количество крыс. Они кусают спящих студентов, съедают кусочки хлеба, которыми так дорожат голодные ребята. Очень голодно. Студенты получают маленькую пайку хлеба. В выходные дни на перекладных и пешком добирались до дома те, кто приехал из сельской местности. Из дома, если возможно, в котомках привозят картошку. В котельной можно её сварить, там же взять кипяток, чтобы заварить кисель из красного порошка, который можно купить в студенческом магазине.

И всё же институт начинает свою жизнь! В это время большую роль в жизни института играют участники войны: преподаватели и студенты. Среди них много инвалидов, которые не кичатся своим боевым прошлым, а служат примером для других.

Например, Спартак Малахов на фронте потерял ногу. Нельзя не вспомнить о Виталии Хлыбове. Он был художником, рисовал как обычно, правой рукой, а на войне был лётчиком и в сражении потерял правую руку. Но научился рисовать левой рукой! Запомнилось несколько слепых студентов. Война закончилась, но бой для них продолжался, уже за своё место в жизни.

А вот как выглядел в то время физический факультет. Деканом факультета до 1964 г. был Иван Иванович Бессонов, выпускник физико-технического отделения ВГПИ (1926), кандидат физико-математических наук (1935), доцент (1938). Иван Иванович был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», читал лекционные курсы по теоретической физике и классической механике. Они легли в основу учебников, которыми и в настоящее время пользуются студенты. Кроме того, он являлся инициатором укрепления материальной базы физического кабинета, создания лаборатории, пользовался большим авторитетом у студентов, так как был очень внимателен и заботлив по отношению к ним.

Огромный интерес у студентов вызывали занятия в специальном практикуме. Этот практикум был создан Василием Степановичем Крекниным. Он окончил физико-химическое отделение ВГПИ (1921), в 1922 г. продолжил образование на физико-математическом отделении. Его всегда отличали научные интересы – физические эксперименты, именно им была создана лаборатория специального физического практикума. В 1926–1957 гг. – старший преподаватель кафедры общей физики, исследовал и получил высокий вакуум. Василий Степанович был человеком очень скромным, интеллигентным и внимательным к студентам. Участник Гражданской войны, награждён орденом Трудового Красного знамени, сам своими руками изготовил гальванометр, мост Уинстона.

Большой интерес у студентов вызывали лекции по электродинамике и радиотехнике. Лабораторные занятия проводил Борис Константинович Иньков, выпускник физико-математического факультета КГПИ (1949), где работал в 1949–1956 гг., был лаборантом, ассистентом кафедры общей физики. Публиковал научные статьи в соавторстве с В. Б. Милиным, И. И. Березиной.

Лекции по математике читал Виктор Васильевич Горбунов; участник Великой Отечественной войны, он окончил физико-математическое отделение ВГПИ (1930), в 1946–1949 гг. был ассистентом кафедры математики. Большой популярностью пользовались лекции Николая Андреевича Колмогорова, заведующего кафедрой геометрии. Он является автором более 40 научных работ по алгебре, теории чисел, геометрии тетраэдра, организатор первой городской математической олимпиады школьников в г. Кирове. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В разные годы в аспирантуре у Колмогорова обучались будущие преподаватели математических кафедр КГПИ. Лекции по математическому анализу великолепно читал Фёдор Фёдорович Нагибин. Он окончил физико-математический факультет ВГПИ (1933), аспирантуру при НИИ школ Наркомпроса РСФСР. Его учениками были В. С. Семаков, Е. С. Канин, участник Великой Отечественной войны, Н. Г. Килина, А. П. Шихова, М. Г. Мускина. Лабораторные работы по электричеству вёл Борис Павлович Спасский, выпускник физико-математического факультета Казанского университета, кроме того, он консультировал по физическим приборам на заводе «Физприбор» № 2 им. А. В. Луначарского.

В те времена единственным профессором на факультете был Владимир Борисович Милин, окончивший физическое отделение физико-математического факультета Северо-Кавказского государственного университета в Ростове-на-Дону (1927). В 1946–1954 гг. он заведовал кафедрой общей физики КГПИ, изучал колебания высоты верхней ионизирующей части атмосферы методом отражения волн, опубликовал более 30 работ. В 1947 г. организовал экспедицию в с. Нижнее Ивкино для изучения минеральных источников. У него в аспирантуре учились участники войны, можно сказать, только что пришедшие с полей сражений: Виктор Анатольевич Кондаков, Клавдия Игнатьевна Зорина, Леонид Александрович Горев, Григорий Евдокимович Фёдоров. Энергичные, подтянутые, целеустремлённые, они задавали тон на факультете.

Комсомольскими вожаками на факультете были Спартак Малахов и Сергей Моключенко. Комсомольская работа в те годы била ключом. Комсомольские бюро были на каждом курсе, а в группах работали комсорги. Невзирая на то, что большинство студентов были бедны, комсомольские и профсоюзные взносы платились исправно.

В то время обращалось большое внимание на педагогическую подготовку студентов. На пассивную практику ходили уже на первом курсе. На втором курсе была активная пионерская практика, студенты помогали вожатым готовить пионерские сборы и звеньевые мероприятия. На третьем курсе проходили активную педагогическую практику. К каждой группе студентов из четырёх человек прикреплялся методист; уроки разрабатывались тщательным образом.

Лекции по методике физики читал Николай Иванович Койков. Он окончил физико-техническое отделение ВГПИ (1926), был старшим преподавателем кафедры общей физики, методистом. Создал лабораторию методики физики, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». На зачётах и экзаменах он требовал от студентов точнейших знаний школьных учебников и школьных программ. На педпрактике разбор одного урока длился больше часа.
Потом методическую эстафету приняли В. А. Кондаков, Л. А. Горев. Ими был прекрасно оборудован кабинет методики физики. Надо сказать, что самостоятельной подготовкой студенты в большинстве своём занимались исключительно добросовестно. На факультете было открыто два кабинета для самостоятельной подготовки. В читальном зале и в кабинетах, если запоздаешь, не найдёшь свободных мест. Читальный зал был на 200 человек, а каждый из кабинетов примерно на 100.

Густав Генрихович Лобес руководил, по просьбе института, техническим творчеством студентов-физиков. Проводились по институтскому расписанию интересные занятия на городской станции юных техников. Однажды академик В. Г. Разумовский среди слушателей, приглашённых из области на совещание по развитию технического творчества, увидел Лобеса, в перерыве пригласил на беседу и благодарил его как своего учителя.

Большое внимание обращалось на общее развитие студентов. Были созданы многочисленные кружки: бальных танцев, фото, драматический, спортивные секции. Активнейшим образом проводилось атеистическое воспитание. Устраивались атеистические вечера, преследовались преподаватели и студенты, которые ходили в церковь. Примером этого может служить преподаватель математического анализа Б. В. Талантов. Он окончил Московский межевой институт (1926). В КГПИ работал в 1934–1954 гг. – вёл курсы математического анализа и астрономии на физико-математическом факультете. За выступления в защиту верующих он был уволен с работы и умер в заключении. Рассказывали такой курьёзный случай. Преподаватель философии Иван Минеевич Сметанин был отправлен с целью выслеживания участников крестного хода на р. Великую. Работники НКВД приняли его за паломника и продержали несколько суток в камере, пока не выяснилось, что они посадили главного безбожника.

Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию: перед студентами выступали их товарищи – участники войны, в группах по данной теме проводились беседы, студенты шефствовали над госпиталями, где проходили лечение участники войны, работали кружки драматический и художественного чтения. Выступая перед ранеными, студенты видели перед собой молодых, искалеченных людей, у которых не было рук, ног, а часто – и того, и другого, их звали «самоварами». Таких приносили на руках или прикатывали на тележках в комнаты, где выступали студенты. У большинства раненых была очень большая озлобленность на жизнь и на отношение к ним. Видеть это было очень тяжело.

Студентам назначались персональные стипендии: Сталинская – 780 руб., Молотовская – 580 руб.

После окончания института все студенты распределялись по школам, в основном сельским, и не только в Кировскую область, но и в отдалённые районы Союза: на Сахалин, Камчатку, в Сибирь, чаще всего в Красноярский край. Неявок на работу не было. Такое было воспитание, такое было мировоззрение, такое было время.

Теперь несколько слов о группе, где училась старейший преподаватель университета Надежда Николаевна Цвейтова. В группе было 18 человек. Все они, несмотря на возраст, уже прошли суровую школу жизни. Анатолий Изергин пришел в институт после морских сражений, другие трудились в тылу, когда были ещё детьми, как могли, помогали фронту. Эта закалка дала свои результаты. Со второго курса персональную стипендию им. Молотова получали: В. Мултановский, Б. Краснов, Н. Цвейтова. На круглые пятёрки учились В. Кокорин, Копвиллем, А. Пальвадре. Неуспевающих не было. После окончания вуза все разъехались по местам назначения, многие уехали в сельские школы: Мултановский – в Белую Холуницу, Цвейтова – в пос. Ленинское Шабалинского района. Выпуск был всесоюзный. Кропотов с женой уехали на Сахалин, Копвиллем – в Уржум, за места в городе не цеплялись, ехали туда, где были нужны. Хочется отметить, что большое внимание уделялось педагогической и методологической направленности в обучении студентов, чтобы они к работе в школе подходили творчески и продолжали повышать свой общеобразовательный уровень.

В итоге после окончания учёбы в институте из группы защитили кандидатские диссертации Краснов, Кокорин, Цвейтова, докторские диссертации Мултановский, Копвиллем. Естественно, нельзя отдельно говорить только об одной группе, она была частью всего физико-математического факультета того времени. «Но прошло больше 50 лет, и потому трудно вспомнить все детали и всех, кто учился в то время», – говорит Н. Н. Новосёлова (Цвейтова). Но нельзя не сказать о выпускниках того времени, которые прославились своими достижениями не только в пределах нашей Родины, но и за рубежом: Разумовский, Хорошавин, Патрушев, Малахов, Мултановский, Копвиллем.

Теперь институт называется университетом. Он значительно расширился, вырос, каждый год выпускает подготовленные кадры молодых учителей и специалистов.

Но и ветераны, и мы, молодые студенты, всегда помним, что наш физический факультет является одним из сильнейших факультетов университета. Студенты, будущие физики, должны хорошо знать историю своего факультета и гордиться именами тех, кто его создавал, работал на протяжении многих лет и работает на факультете до сих пор.