Академик РАО В. Г. Разумовский:
поиск истины в познании и просвещении

Ю. А. Сауров

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
                              Н. Заболоцкий

Действительный член Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Василий Григорьевич Разумовский родился 1 февраля 1930 г. в семье потомственных педагогов. Его дед работал в Слободской гимназии, отец директорствовал в школе № 30 г. Кирова. Сам он после окончания физического факультета Кировского пединститута в 1953 г. три года работал в Татауровской средней школе. И там, в процессе конкретной просветительской деятельности, в совместной работе со школьниками в области технического творчества социальное величие и продуктивность этой деятельности сложились у него на всю жизнь. Государственная по масштабу задача формирования человеческого в человеке через организацию научного познания, творчества характерна для работы В. Г. Разумовского на всех постах – зав. лабораторией физики НИИ содержания и методов обучения АПН СССР (1972–1982), главного редактора журнала «Физика в школе» (1966–1992), академика-секретаря отделения дидактики и частных методик РАО и члена Президиума РАО (1981–1989), вице-президента РАО (1989–1992), народного депутата СССР (1989–1991), главного научного сотрудника НИИ содержания и методов обучения РАО (с 1992). Уже 50 лет Василий Григорьевич живёт в Москве, но все эти годы потребность в Вятке остается существенной чертой его личности. Вот почему постоянные встречи с земляками, научные связи, вот почему письма на родину… В моём архиве более сотни писем, в основном они посвящены жизненным планам, размышлениям о познании мира и общества. И поэтому некоторые из них интересны уже сейчас. Ниже приведены фрагменты писем, в основном написанные в сложные периоды жизни.

«…Устремляйтесь на главное, не погрязайте в мелочах и частностях. Жизнь очень коротка.

Вчера в 11 час. 15 мин. умер мой бывший руководитель А. В. Перышкин…» (22.05.83)

«… Несколько советов из своего опыта:

1) Не распыляйтесь и не бросайтесь на всё, что ни подвернется под руку, работайте по далеко перспективному плану.

2) Думайте о методике педагогического эксперимента: как получить однозначные и воспроизводимые данные?

3) Накапливайте собственные факты: разработки, фото, диалоги, графики, таблицы и т.д. На перелопачивании  всем известного много не сделаешь и признания не получишь…» (28.10.84).

«…Все наладится. Все пройдет. У меня в жизни тоже было немало трудных моментов. Главное – не потерять стержня. Есть направление хорошее, перспективное. Работайте и работайте себе. Работайте творчески, много читайте и думайте. А главное – исследуйте. Материю не выпускайте из рук. Учебный процесс в школе надо изучать. А этим, к сожалению, мало кто занимается.

Действуйте по-пушкински: на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся, служи честно. Всё остальное придёт само. Будете удивляться: откуда что взялось.

Но бывают моменты, когда нужно действовать активно, смело и решительно. Нерешительность плохой попутчик в жизни.

При всех обстоятельствах сохраняйте верность друзьям и своей семье. Долг для нас превыше всего! Это даст душевное спокойствие и уравновешенность. Иначе жить нельзя…» (27.01.85).

«…Если говорить о мировоззрении, то я вижу ряд животрепещущих проблем. Во-первых, в школьном курсе мы изучаем всюду статику. Даже процессы изучаем по моментальным застывшим фотоснимкам. Никакой диалектики, следовательно, наши дети увидеть не могут… Во-вторых, во всем нашем обучении полное тождество между идеальным и реальным. Поэтому в жизни любые отклонения реального от идеального воспринимаются как подрыв теории. А это очень грустно! Это проблема…» (10.02.86).

«…28 января умер папа. Я застал его живым и успел проститься. 25, 26, 27 января были предвыборы и выборы нового пополнения АПН СССР. Пришлось сильно воевать… Собрание затянулось. Выборы президиума перенесли на 3 февраля, на пятницу. 30 января была партгруппа, где стало известно, что весь старый президиум уходит в отставку. С этим я вылетел в Нью-Иорк на конференцию. Вернулся 5 февраля. Узнал, что вопреки приказу, был выдвинут и избран вице-президентом, получив наибольшее число голосов. Теперь не знаю, что делать: радоваться доверию людей или плакать по поводу разбитого корабля, на поправку которого хватит ли умения, ума, здоровья и сил???» (06.02.89).

«…Что с диссертацией? Не надо затягивать, иначе все может так завязнуть, что и вспоминать не захочется. В Москве образовалось «Вятское землячество». Меня избрали в правление. Намерен через вашего ректора и облОНО организовать научно-практическую программу «100 сельских школ Кировской области». В Московской области мы создали образец. Теперь приглашаю вашего ректора познакомиться с нашей программой, и – за дело! Если свободны и есть энтузиазм – подключайтесь!» (14.02.91).

«…Главным достоинством моего учителя А. В. Перышкина считаю чувство чести и собственного достоинства. Он никогда никому не завидовал, любил свое дело, любил людей увлеченных, был очень добрым и очень доброжелательным. Все это притягивало людей к нему. Его завистники и противники были мне неприятны заранее. К тому же Александр Васильевич был великодушным человеком. Не копил ни на кого злобу. Всегда был готов протянуть руку дружбы. Его близким другом был профессор Николай Николаевич Малов. Это был физик высочайшей квалификации, человек большой культуры, глубокий пушкинист, личность рыцарских убеждений, способный за оскорбление вызвать на дуэль. Люди- брехуны в его присутствии старались быть аккуратнее в своих выражениях. В моих глазах эта дружба возвышала моего научного руководителя. За свою жизнь я никогда ничего не слышал того, что хоть бы как-то ослабило мое почтение к Александру Васильевичу Перышкину…» (20.04.99).

«…Как коротка человеческая жизнь. Как много добрых людей покинуло нас… Слава Хорошавин перед самой кончиной был в издательстве «Просвещение», читал корректуру своей книги по эксперименту. Она скоро выйдет из печати. Из издательства он позвонил нам, и вечер мы провели вместе. Выглядел он прекрасно, бодро и молодо. Строили планы на будущее. И после этого неожиданный звонок из Белгорода: закружилась голова.., сел на стул и тут же рухнул…» (14.02.03).

«…Общее пожелание к вашим трудам: пора всё собирать воедино: инструментарий, диагностику, гипотезы-предложения и результаты проверки эффективности.

Всё должно быть конкретно. Например, типичные недостатки знаний учащихся по результатам проверок. Какие? Что предлагается? Как реализовано? и т. д. Не может быть методологии ради методологии. Методология должна быть направлена на достижение достойных целей. Люди ждут эффективных результатов. Поэтому Ваши модели уроков – хороши и идут нарасхват… Рекомендовать кому-то умерить амбиции не реально! Жуликов в стране много, рядом с нами – тоже. Будем бороться. Главное – не робейте!..» (08.12.04).

Что тут скажешь? Стержень личности В. Г. Разумовского, сложившись в Вятке, при его работе в другой среде – столицы – не меняется. Остается такая же чистая страсть к познанию, искренность восприятия жизни, высокие нравственные устремления. Дай бог ему успехов!