Главная > Выпуск №9 > На ниве духовного просвещения...

На ниве духовного просвещения:
Разумовские-Порфирьевы

В. К. Семибратов

В 1999 г. в музей Вятского государственного гуманитарного (в то время педагогического) университета поступила объемистая папка, содержащая материалы по родословной Разумовских-Порфирьевых. Поскольку бумаги касались священнического рода, заведующая музеем И. А. Воробьёва (до сего дня, к сожалению, не дожившая) предложила автору этих строк познакомиться с содержимым папки, чем он (в то время редактор «Вятского епархиального вестника») незамедлительно и воспользовался.

Прежде всего обратила на себя внимание открывающая собрание документов и воспоминаний фотография учителя Вятского приходского городского училища В.Н. Разумовского. Умерший в 1899 г. 59-ти лет от роду, Василий Николаевич, как говорится в опубликованном в «Вятской газете» некрологе, был человеком «набожным, честным и справедливым».

Сын В. Н. Разумовского Николай Васильевич (более всего известный как редактор газеты «Вятский вестник») женился на дочери протоиерея Вятского Кафедрального собора Ивана Яковлевича Порфирьева Ольге Ивановне. В собранных материалах оказалась ксерокопия напечатанного в «Вятских епархиальных ведомостях» слова, которое 27 декабря 1879 г. произнес при погребении священника протоиерей В. И. Огнёв (1837–1884) – выпускник Вятской семинарии и Казанской духовной академии, член Вятского губернского статистического комитета, автор книг и статей, известный библиофил, который, в частности, заметил: «Чувство человечного, прекрасного было основою его душевной жизни, необходимым для него воздухом... Он хотел и мог жить и дышать только истиною, правдою, светом, прекрасным, любовию; про него не колеблясь можно сказать, что душа его по природе была и осталась христианкою»1.

Личность о. Иоанна как преподавателя Вятской духовной семинарии охарактеризовал его коллега Александр Коцинский. В его пространной речи было сказано, в частности, что покойный «сочувствовал только той цивилизации в России, которая основана на народных славянских православно-христианских началах. Сколько доброкачественных, благодетельных и плодотворных семян посеяно таким преподавателем в юные восприимчивые души своих питомцев! Многие из них, будучи теперь в сане иереев и диаконов Вятской епархии, истинно служа Православной Церкви и Русскому Монарху, не должны ли сознаться и почувствовать, что развитием в себе патриотизма, преданности престолу и отечеству они обязаны, между прочим, своему преподавателю истории Ивану Яковлевичу Порфирьеву? Да, должны...»2

Уйдя из семинарии на «епархиальную службу», о. Иоанн вскоре был избран в члены педагогического собрания этого учебного заведения, причём, заметил оратор, «духовный сан бывшего сослуживца освятил, укрепил, ещё более возвеличил те высокие черты и качества, при которых он невидимо, негласно делал так много добра. Видя в среде своей такое высокое лицо, невольно желалось, чтобы долее и долее служило оно. Но Господь судил иначе»3.

О. Иоанн был сыном священника из с. Атары (ныне в Лебяжском районе) Якова Порфирьева. По духовной стезе пошли и его братья. Один из них – Гавриил (1834–1909) – в сане протоиерея служил в Кафедральном соборе и в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при губернской земской больнице (ныне её помещения занимает НИИ микробиологии Министерства обороны РФ). В начале 1860-х гг., будучи преподавателем Вятской духовной семинарии, Г. Я. Порфирьев оказал своей личностью большое влияние на будущего художника В. М. Васнецова. Уже став знаменитым, Виктор Михайлович подарил «дорогому и глубокоуважаемому учителю» литографический образ Христа в терновом венце, хранящийся ныне в областном художественном музее. Здесь же можно увидеть и выполненный живописцем еще в 1872 г. портрет супруги Г. Я. Порфирьева Юлии Герасимовны – дочери протоиерея Воскресенского собора Герасима Алексеевича Никитникова (1812–1884), автора таких известных трудов, как «Иерархия Вятской епархии» (Вятка, 1863) и «Историко-статистическое описание Воскресенского собора в г. Вятке» (Вятка, 1869). О. Гавриил был погребён на кладбище Вятского Успенского Трифонова монастыря.

С Вяткой связана и биография протоиерея П. Я. Порфирьева. В одном из номеров «Вятских епархиальных ведомостей» за 1888 г. опубликована большая статья о чествовании о. Петра в связи с 35-летием его службы. Из неё узнаем, что 21 ноября «прихожане Cтефановской церкви... поднесли о. Петру Яковлевичу наперсный крест, украшенный брильянтами и жемчугом», а один из них от лица собравшихся сказал настолько «высокопрочувствованное слово», что виновник торжества «со слезами на глазах благодарил прихожан за такое к нему расположение и почет» (к этому времени о. Петр вот уже четверть века являлся настоятелем Стефановской церкви).

15-й год священник преподавал Закон Божий в Вятской Мариинской женской гимназии, хор воспитанниц которой пел во время богослужения в храме в памятный для пастыря и его пасомых день. «После литургии и благодарственного молебна, – читаем далее, – одна из воспитанниц гимназии, поющая в хору, ученица 8 класса Швецова от лица учениц гимназии приветствовала пастыря-законоучителя краткою, но содержательною по своей сердечности речью». Торжества продолжились в доме о. Петра.

Как ни странно, в семье о. Якова именем Иван было названо двое сыновей. О младшем сказано выше. Что касается старшего, то он не пошёл по стопам отца, а стал известным историком литературы, членом-корреспондентом Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук (справка о нём есть в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона). В 1891 г. «Правительственный вестник» опубликовал его краткую биографию, сообщив читателям следующее:

«Cын священника Вятской губернии, Иван Яковлевич Порфирьев учился в местной семинарии, откуда в 1844 году поступил в Казанскую духовную академию; окончил здесь курс в 1848 г., а с 1849 г. со степенью магистра начал преподавать русскую словесноcть в той же академии; эта кафедра осталась за ним до кончины. Близкое знакомство с рукописями соловецкой библиотеки, перенесенной в Казань во время Крымской войны, послужило основанием для обширной начитанности И. Я. Порфирьева в старинной русской письменности. В особенности он занимался изучением так называемой апокрифической литературы. ...Труд И. Я. Порфирьева «История русской словесности» (оканчивающийся веком Екатерины II) пользуется общим признанием...

Почтенная личность И. Я. Порфирьева пользовалась глубоким уважением слушателей, и из среды их он подготовил несколько полезных деятелей по изучению нашей старинной письменности и духовного просвещения в древней Руси».

Женой И. Я. Порфирьева (1823–1890) была дочь профессора Казанской духовной академии Г. В. Саблукова. Их сын связал свою жизнь с Казанским университетом, где трудился приват-доцентом «чистой» математики.

По педагогическим стопам Разумовских-Порфирьевых пошли и их ближние и дальние потомки. Правда, сеять разумное, доброе, вечное после октября 1917-го им пришлось уже не в стенах духовных учебных заведений, а в советских школах и вузах. Самым же известным из представителей рода учёных и преподавателей стал физик-методист, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор В. Г. Разумовский, 75-летие со дня рождения которого отмечалось 1 февраля 2005 г.

В домашнем архиве Василия Григорьевича хранится редкий снимок, сделанный 26 сентября 1867 г. в г. Казани и подаренный И. Я. Порфирьеву запечатлёнными на нём его младшими братьями Иваном, Гавриилом, Павлом, Алексеем, Петром. Репродукция этой фотографии удачно украсила текст нашей статьи о предках В. Г. Разумовского, опубликованной в «Вятском епархиальном вестнике» в мае 1999 г. Учёный откликнулся на неё благодарственным письмом. Ссылка на публикацию содержится в вышедшей в том же году книге В. Н. Патрушева и Ю.А. Саурова «Познание жизни и науки: О творчестве В. Г. Разумовского».

Примечания

1. Огнёв, В. (прот). Слово пред погребением протоиерея Иоанна Як. Порфирьева, 27 декабря 1879 года // ВЕВ. 1880. № 2. С. 35 (Отд. дух.-лит).
2. Коцинский, А. Речь при погребении о. протоиерея Иоанна Яковлевича Порфирьева // Там же. С. 38.
3. Там же. С. 41.