Главная > Выпуск №8 > "Сквозь границы": третий выпуск альманаха вятских культурологов

"Сквозь границы": третий выпуск альманаха вятских культурологов

Сквозь границы: культуролог, альм. /гл. ред. Н. И. Поспелова. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. - Вып. 3. - 256 с: ил.

На факультете культурологии ВятГГУ в начале 2005 г. состоялась презентация нового альманаха "Сквозь границы" - его выпуск становится еще одной хорошей традицией. Напомним, что первый выпуск увидел свет в 2002 г., а второй - в 2003 г. (см. отзывы о них в альманахе "Герцен-ка", в выпусках 3 и 5). В новом культурологическом альманахе представлены традиционные рубрики ("Культурная столица Поволжья", "Наука без границ", "Культурология в образовании" и др.). Появились и новые ("Книга в книге", "Дискуссионный клуб" и др.). Кроме опубликованных статей кировских культурологов, в альманахе также стоит особо заметить работы как известных российских ученых (Г. Кнабе, К. Акопяна, Р. Сашиной и др.), так и американского (Л. Холмса) и венгерского (И. Надь).

Открывается альманах ставшей уже традиционной рубрикой, посвященной культурной столице Поволжья. Здесь помещены весьма любопытные интервью с А. Гор (директор программы "Культурная столица Поволжья") и Т. Ившиной (начальник управления культуры Администрации г. Кирова). А. Гор сообщает, что 2005 г. объявлен годом "Сети "культурных столиц". Нечто подобное уже проводилось в рамках программы "Культурная столица Европы", однако между выбранными девятью столицами фактически не было общих связей. Сеть же культурных столиц Поволжья должна охватить восемь городов, и, с одной стороны, здесь будет учитываться специфика каждого города, а с другой, "должны возникнуть некие сквозные образы, которые будут объединять эти города". Кроме того, стало уже известно, что 2006 г. объединит бывшие и будущие "культурные столицы": ими станут Пермь и Нижний Новгород. У этих двух городов есть чем поделиться друг с другом. Т. Ив-шина же отмечает, что в течение двух лет, прошедших с того времени, как Киров был "культурной столицей, до сих пор ощущается резонанс программы. Далее приводятся различные заметки лишь о некоторых событиях, прошедших в "Культурных столицах" 2003 г. (Чебоксары) и 2004 г. (Ижевск, Димит-ровград). Здесь и выставка "ДАВАЙ!", знакомящая с новыми радикальными идеями российских художников, и интервью с современным писателем Виктором Ерофеевым, и проект альтернативного зоопарка "Даешь веселые фасады!", и многое, многое другое.

Следующая страничка альманаха, заявленная впервые, называется "Дискуссионный клуб", где обсуждается проблема "Особенности регресса современного человеческого общества (вперед в средневековье!)", выдвинутая профессором ВятГГУ В. Бердинских. Как он отмечает, глядя на развитие нашей цивилизации, современная массовая культура "рассчитана не на среднего человека, а на среднего идиота", развитие техники вышло из-под контроля человека, американская же схема и стратегия развития мира "неизбежно должна обрушиться на головы своих строителей". И применительно к русской культуре (почему мы живем, сами того не замечая существенных элементов счастливой и душевно комфортной жизни), всё это происходит благодаря тому, что русский народ лишился "крестьянства - самого массового и культуроносного слоя прежних эпох". Таким образом, по мнению В. Бердинских, регресс человеческого общества несомненен, и многие ценности в их изначальном виде невосполнимы. Среди оппонентов уважаемого профессора хочется согласиться со студенткой Е. Ткачевой в том, что В. Бердинских лишний раз констатировал уже давно известные факты, изложенные в теориях О. Шпенглера, В. Данилевского, А. Тойнби. Каждая цивилизация, родившись, в любом случае должна когда-нибудь погибнуть, но на ее останках рано или поздно зажжется сверхновая цивилизация. Да и, как отмечает Е. Ткачева, по поводу культурного потенциала крестьянства еще можно поспорить ("Городской воздух делает человека свободным").

Рубрика "Наука без границ" представляет спектр интересов ученых-культурологов не только из ВятГГУ, но и из других университетов России. Здесь можно найти материал в рамках продолжающегося научного проекта "Интеллектуальная элита XX века: столица и провинция" (Н. Воронина, "Современная российская провинция как феномен срединности культуры"), а также статьи о Петербурге (И. Надь, "Отсутствие истории или избыток истории? Размышления о Петербурге после его юбилея"), провинциальной архитектуре (И. Беро-ва, "Архитектурная модель в контексте культурного континуума"), наивном искусстве (Е. Кириченко, "Миф в реальном пространстве наивной культуры"), театре (Н. Осипова, "Вл. Соловьев и художественно-эстетические искания русского театра начала XX века"), литературе (М. Бонфельд, "Зависть: Пушкин и Сальери - литература и жизнь") и музыке (Н. Поспелова, "Шнитке в зеркале гармонии"). Логическим продолжением данного раздела альманаха является следующая рубрика, обозначенная впервые и названная "Книга в книге". Ее цель - более детальное погружение в концепцию и идею одного автора. Здесь помещена публикация профессора РГГУ, известного историка и культуролога Г. Кнабе "Местоимения постмодерна (обзор некоторых событий, фактов и текстов)", где ученый обращается к малоисследованной проблеме постмодернистского сознания.

Гостями альманаха в одноименной рубрике стали авторы, давно сотрудничающие с факультетом культурологии ВятГГУ: доктор философских наук, главный научный сотрудник Российского института культурологии К. Акопян, выступивший здесь в качестве философа-эссеиста и переводчика стихов Шарля Бодлера (для сравнения хотелось бы посмотреть текст и на французском языке...), и культуролог, переводчик Р. Сашина со своим рассказом "Гость (из цикла "Дела давно минувших дней")".

В самом начале рубрики "Факультет" приведены выдержки из студенческих сочинений на тему "Мой выбор - мое будущее", которые участвовали во Всероссийском конкурсе работ, проводившемся при поддержке Президента РФ (например, М. Ждановой "Если хочешь стать официантом, ты должен стать лучшим официантом в мире"). Кроме того, здесь приведены мнения студентов разных факультетов на тему "Студент - 2004. Легко ли быть молодым?" (и мнения весьма интересные!). Факультет культурологии также продолжает отслеживать важные вехи своей истории в "Ленте времени" и помещает сценарий "Студенческой весны -2004", написанный А. Разумовским и собравшим лучшие награды университета ("The Film").

Тому, кто интересуется, как реализуется "Культурология в образовании", следует посмотреть дневниковые записи слушателя курсов по православной культуре Московской духовной академии "Первое паломничество, или Уроки православной культуры" (Л. Зориной), "Есть ли наука в школе" и "Проверь себя: материалы олимпиады - 2004" (Б. Бокарева). А для тех, кто давно не был в Доме-музее Н. Хохрякова, Т. Малышева предлагает заочную экскурсию ("Живые голоса старых картин").

В рубрике "Акценты" можно найти различные отклики на спектакли Театра на Спасской ("Дядя Ваня", "Панночка", "Орфей и Эвридика", "Недоросль") и выставки (Н. Рериха "Гималаи", М. Селезневой и Е. Авиновой "Параллели", выставку фотограммы Ю. Герчука), а также заметки о кинофестивале социального кино "Вятка".

Традиционный раздел "Старая Вятка" знакомит с Михаилом Матюшиным, внесшим свой вклад в развитие русского живописного и музыкального искусства XX в. (Т. Николаева), а также с тем, каким должен быть художник в представлениях А. Васнецова (Л. Горюнова).

В последней рубрике "Новые издания" представлены весьма любопытные рецензии В. Коршункова на "Памятную книжку Кировской области" (кстати, это, пожалуй, первая в России попытка возродить публикацию таких "Памятных книжек") и Л. Холмса на книгу В. Жаравина "Александр Лебедев - просветитель и краевед".

В конце альманаха также можно найти перечни изданий, вышедших на факультете культурологии ВятГГУ, и кандидатских диссертаций, защищенных в диссертационном совете при ВятГГУ (2003-2004 гг.).

В целом хотелось бы отметить разнообразие тем, освещаемых как в традиционных, так и новых рубриках. Небезынтересными показались и небольшие истории-эпиграфы, помещенные в начале каждого раздела (хотя не всегда ясно, какое отношение имеют они к материалам раздела). Также можно пожелать и более качественно исполненных фотографий.

И несомненно, что каждый читатель альманаха "Сквозь границы" найдет для себя в его рубриках что-нибудь интересное и полезное.

К.В. Власова.