Главная > Выпуск №8 > Кировская областная библиотека имени А.И. Герцена в моей жизни

Кировская областная библиотека имени А.И. Герцена в моей жизни

А.Н. Ванеев

Мое знакомство с библиотекой им. А.И. Герцена началось за несколько лет до того, как я пришел в феврале 1946 г. на работу в библиотеку. В довоенные годы я был читателем сначала детского отделения, а в 1940-1941 гг. и абонемента, и читального зала. Мне очень нравилось читать в тишине двухсветного читального зала, за большими дубовыми столами на 6-8 человек, c настольными лампами под зелеными абажурами, под сенью пальм, которые, как мне кажется, и тогда были такими же большими, как и сегодня. Здесь была какая-то особая тишина с легким шорохом страниц, с приглушенным светом высоко висящих люстр.

В читальном зале я готовился к урокам, писал доклады и сочинения, но читал и художественную литературу.

Однако я знал библиотеку не только с её внешней, читательской стороны, но и изнутри. Дело в том, что до войны моя мать - Ванеева Александра Павловна - работала в отделе обработки. Я часто заходил к ней на работу и помогал писать книжные формуляры, был, так сказать, библиотечным активистом. Такое знакомство с библиотекой и любовь к ней привели меня после возвращения с фронта в библиотеку уже не как читателя, а её сотрудником. Здесь я работал в общей сложности 17 лет, сначала в отделе обработки, затем в библиографическом и, наконец, в методическом отделе. Не скажу, что это делалось намеренно, скорее получалось случайно. Однако работа в разных отделах библиотеки сослужила, да и сегодня служит мне хорошую службу. Это очень помогало мне и в руководстве методическим отделом, и в работе в должности зам. директора по научной работе и, наконец, в преподавательской работе.

Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что библиотека им. Герцена определила мою судьбу, мою профессию, моё призвание. Даже своим специальным образованием я, в основном, обязан не только институту (я учился в Московском библиотечном институте заочно), сколько работе в библиотеке, учась у опытных её сотрудников, у лучших библиотекарей массовых библиотек области. Это были настоящие интеллигенты, энтузиасты и подлинные знатоки своего дела. Пожалуй, самой замечательной чертой, определяющей их как профессиональных библиотекарей, было твёрдое убеждение, что в библиотеке главное лицо, её подлинный хозяин - читатель. Для него трудятся библиотекари, в нём смысл и предназначение их деятельности.

Дольше всего я проработал в методотделе. До этого методической работы я не знал, с работой массовых библиотек был не знаком. И если бы не постоянная помощь К.М. Войханской, директора библиотеки, её заместителя В.И. Шерстенникова, инспектора по библиотекам управления культуры Я.А. Забазнова, то не знаю, состоялся ли бы из меня методист.

Постепенно приходил опыт, а вместе с ним и желание улучшать, совершенствовать методическую работу. Мне хотелось бы назвать здесь несколько методических находок, не соблюдая строгой хронологической последовательности в рассказе о них.

Бывая в районах области и посещая сельские библиотеки, мы убеждались в том, что уровень работы во многом зависит от того, насколько квалифицированно и оперативно оказывают им помощь районные библиотеки. Это привело к мысли о выделении в районных библиотеках внештатных методистов и организации методических кабинетов на общественных началах. Опыт этот был освещён на страницах журнала "Библиотекарь" и получил широкое распространение.

Другим нашим начинанием была перестройка методики проведения читательских конференций по сельскохозяйственной литературе. Традиционная методика их проведения заключалась в том, что методистами намечался ряд тем выступлений, и библиотекари подбирали по каждой теме докладчика. В результате живого обмена мнениями не получалось.

Было решено отказаться от тем и заранее подготовленных докладчиков и предложить читателям ряд вопросов для обсуждения. Чтобы опробовать новую методику, областная библиотека провела вместе с районными и сельскими библиотеками ряд конференций в колхозах области. Этот опыт также получил освещение в библиотечной печати. Вскоре по новой методике стали проводиться и читательские конференции по художественной литературе.

Ещё в первые послевоенные годы методический кабинет областной библиотеки выпускал на ротаторе информационные бюллетени об опыте работы библиотек области. В 1950-х годах удалось организовать их выпуск типографскими изданиями, что позволило обеспечить систематическое снабжение библиотек отдельными выпусками серии "Из опыта библиотек Кировской области", в виде оперативных листовок. Издавались и брошюры, посвящённые опыту передовых библиотек.

Так постепенно накапливался опыт изучения и распространения передового опыта, экспериментальной работы в библиотеках. Позднее этот накопленный опыт помог в реализации таких крупных акций, как перевод библиотек на открытый доступ, упорядочение сети библиотек, составление единых планов библиотечного обслуживания. В решении этих проблем Кировская областная библиотека была в числе передовых, и её опыт широко освещался в центральной печати.

Перестройка библиотечного дела, переход на открытый доступ, или позднее - создание ЦБС, интенсивный путь развития привели к быстрым и существенным изменениям. Так, в результате перехода на открытый доступ существенно улучшилось использование библиотечного фонда, в короткие сроки изменился внешний облик библиотек. Сравнительно быстро была решена, казалось бы, неразрешимая проблема - замена канцелярских шкафов и стеллажей до потолка, сколоченных из досок, стандартными стеллажами. И когда мы сегодня критикуем открытый доступ, то не мешало бы вспомнить и о том, что он дал библиотечному делу.

В 1950-е гг. штат методического отдела состоял всего их трёх человек, в том числе - методист по детским библиотекам. Однако успевали мы делать немало. Например, считалось само собой разумеющимся, что во время командировки в районы мы работали в библиотеке с 9 до 9 вечера, и, разумеется, без выходных. Ездили в районы мы часто (в среднем - раз в месяц), дней на 10, а то и на 15. С большинством районов регулярного автобусного сообщения не было. Добирались до райцентров самолетами. Летали в первые послевоенные годы У-2 (двухместные), причем закрытой кабины не было. В лучшем случае пассажиру выдавался летный шлем. Так и летали и летом, и зимой.

Весной отправлялись на пароходах в районы, расположенные по реке Вятке. До некоторых районных центров, не говоря уже о сельских, добирались по 20-30 км пешком или на попутных машинах и лошадях. Особенно тяжело было добираться в распутицу и в зимние метели. Заберешься в какой-нибудь отдалённый район и по несколько дней не можешь выбраться ни по земле, ни по воздуху. Облегчение мы почувствовали только тогда, когда на смену У-2 пришли самолеты АН-10, но и в них сильно укачивало, и многие женщины переносили полеты на них с трудом. Легче стало во второй половине 1950-х гг., когда отделам культуры была подчинена кинофикация. Стали добираться и до сёл, т. к. кинофикация имела свои автомашины.

В 1957 г. ушел на пенсию зам. директора В.И. Шерстенников, который все эти годы был моим наставником и который многому меня научил. Уходя на пенсию, он рекомендовал меня на своё место. В это же время в Кирове на базе областной библиотеки был открыт учебно-консультационный пункт Ленинградского библиотечного института, куда меня пригласили преподавать библиотековедение на условиях почасовой оплаты. Вели преподавательскую работу в УКП и другие сотрудники библиотеки: К.М. Войханская, И.Н. Войханская, В.Н. Колупаева и др.

Годы моей работы в должности зам. директора совпали с серьезными изменениями в деятельности библиотеки. Именно в эти годы началась реконструкция здания библиотеки и строительство книгохранилища. Строительство шло медленно. В одно время, когда были уже возведены стены, но не было ещё крыши, было вообще остановлено. И только благодаря неисчерпаемой энергии директора библиотеки К.М. Войханской строительство продолжалось.

Со строительством библиотеки, помимо чисто строительных, было связано решение и многих организационных проблем: структура библиотеки, размещение отделов, технология перемещения фондов и их размещения в новом книгохранилище, структура штатов, система каталогов и обслуживания читателей и т. д. Все эти проблемы решались коллегиально. В эти годы как никогда возросла роль производственных совещаний при директоре. Проходили они зачастую бурно, не обходилось дело и без споров. Надо сказать, что многие предложения, рождавшиеся в ходе этих споров, позднее были приняты библиотечной теорией и практикой. К ним относится, прежде всего, разработка отраслевой системы обслуживания читателей.

При проектировании реконструкции библиотеки было решено создать систему отраслевых отделов по крупным комплексам наук, ориентированных, прежде всего, на научных работников и специалистов. Одной из первых областных библиотек наша библиотека открыла читальные залы гуманитарных наук и литературы по искусству. У нас сразу же был создан не патентный отдел, а отдел технической литературы, не отдел сельскохозяйственный, а отдел естественнонаучной, медицинской и сельскохозяйственной литературы. Одной из немногих областных библиотек она организовала постоянную выставку новой литературы как самостоятельный читальный зал. Несмотря на давление со стороны министерства, библиотека сумела не только сохранить, но и укрепить и расширить краеведческий отдел. Стремились мы реорганизовать и абонемент библиотеки, превратить его из абонемента городского в абонемент научной книги. Но тут наши успехи были меньше.

Организация отраслевой системы обслуживания заставила задуматься и ещё над одной проблемой - проблемой библиографического обслуживания читателей. Надо сказать, что в коллективе библиотеки единой точки зрения по этому вопросу не было. Одни считали более целесообразным централизованное библиографическое обслуживание читателей, другие полагали, что целесообразнее иметь библиографов в отраслевых отделах обслуживания. Большие споры вызвала, в частности, судьба предметного каталога - гордости нашей библиотеки, т. к. она одной из немногих сохранила предметный каталог. В связи с организацией отраслевых отделов, возникала идея разделить предметный каталог и передать его по частям в отраслевые отделы. В результате всё же удалось сохранить как предметный каталог, так и централизованное библиографическое обслуживание.

Перестройка системы обслуживания, увеличение штатов в связи с вводом нового здания потребовали от дирекции библиотеки усиления внимания к вопросам организации труда. В частности, впервые в практике областных библиотек были составлены должностные инструкции на сотрудников областной библиотеки и изданы отдельной брошюрой.

Примеров того, как библиотека стремилась к новому, можно было бы привести немало. Это обеспечивалось тем, что во главе библиотеки стоял человек, беспредельно преданный библиотечному делу, прекрасный организатор, сумевший сформировать творчески работающий коллектив. В те годы Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена по заслугам считалась одной из лучших библиотек в СССР. О ней был снят кинофильм, о ней была написана книга. Её представители принимали активное участие во всесоюзных научных конференциях, семинарах, участвовали в разработке общесоюзных библиотечных документов, в научных исследованиях, в деятельности ИФЛА, представляя в ней советских библиотекарей.

Творческий подход к делу, стремление к новому, к использованию достижений науки и передовой библиотечной практики, выделяли библиотеку им. А.И. Герцена среди других библиотек.

Июль-август 1987 г.

г. Киров, Чёрное озеро.