Главная > Выпуск №8 > Деятельность графа Санти

Деятельность графа Санти

Мысль о введении в России гербов, в первую очередь – для дворянства, принадлежит Петру I, при котором территориальные эмблемы получают широкое распространение, становясь элементом идеологической политики правительства32. В годы правления Петра земельные и областные эмблемы превращаются и в городские. Орган, ведающий разработкой и хранением гербов – Герольдмейстерская контора, был создан в 1722 г. Назначенный на должность первого герольдмейстера Степан Колычев столкнулся с таким объёмом работы по надзору за гражданской и военной службой дворян (эти обязанности вменялись учреждению в первую очередь), что по составлению гербов ему срочно понадобился помощник – «товарищ»33.

На должность товарища герольдмейстера 12 апреля 1722 г. по личному указу Петра I назначается граф Франциск Санти, итальянец по происхождению. Поскольку именно этот человек стоял у истоков российского герботворчества, он заслуживает более подробного рассказа. С первых дней Санти энергично взялся за организацию геральдических дел. Настоящее творчество граф проявил, составляя гербы российских городов34.

Создание городских гербов (в отличие от дворянских) становится делом государственной важности. Городской герб должен был помещаться не только на печатях судебных органов, но и на знамёнах полков, расквартированных в городах. И раньше городские эмблемы помещались на знамёнах петровской армии, а при Санти это правило было узаконено вместе с признанием за эмблемами права называться городскими гербами.

Гербы, которые Санти составлял и изображал с помощью тщательно отобранных рисовальщиков, строились в соответствии с геральдическими правилами и имели реальную основу. Санти считал, что городской герб должен в своём рисунке отразить хозяйственную деятельность города, его место в политической жизни государства, особенности, наложившие отпечаток на его развитие35. Поэтому он разработал список сведений, необходимых, по его мнению, для составления гербов. Во все губернии и провинции Российской империи была разослана «анкета», в конце которой необходимо было указать, имел ли ранее город герб, и если имел, то прислать его рисунок или описание.

Вот какую информацию ждал Санти из разных городов:

1) «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные или деревянные или земляные, и от каких причин, какими имянами названы, которых языков и в тех языках те речения не знаменуют ли какого собства»;

2) «и каждого из тех мест каких родов скоты, звери и птицы всем имена, а особливо где есть род какой партикулярной»;

3) «и самые те места гористый или равныя, болотныя ли или сухия, степныя ли или лесныя и плодовитым древам партикулярным наипаче какой род»;

4) «какова хлеба в котором месте болши родитца»;

5) «и те городы на морях или на каких озерах или реках и как их имянования и в них каких родов партикулярных наипаче рыб обилие бывает»;

6) «и огородных и полевых и лесных овощей и всяких трав и цветов чего где болши родитца»;

7) «и в которых местах какие народы живут русския ли или татарский или иной какой нации и какова звания»;

8) «и которой город взят осадою или войною (здачею или добровольным подданством, сочинением или установлением мира) или иными какими случаями, какия возможно сыскати...».

Среди документов Герольдмейстерской конторы сохранились как сами доношения, так и реестры доношений, присланных с мест и переданных Санти36. Правда, многие из присланных о городах «ведений» были весьма кратки, схематичны, в них нет ответа на все вопросы предложенной Санти анкеты.

Ответы, полученные из провинциальной канцелярии Хлынова, приведённые В.П. Юрьевым в исследовании по истории вятского герба37, автор счёл необходимым привести здесь целиком.

«И по получению вышеписанного Е.И.В. указа, велено о подании в канцелярию вятской провинции о Хлынове городе и уезде доказательства и о прочем с подлинным известием учинить по вышеописанному указу. И потому Е. И. В. указу оные ведомости учинены, а что какого доказательства, объявлено при сем».

1. Сколь давно и от какого случая или причины и от кого те города поставлены; каменные, или деревянные, или земляные и какими именами и которым языком названы?

В земской избе о том известия не имеется.

2. Те места гористые или ровные, болотистые или сухие, степные или лесные?

Под городом и под дворами места гористые, сухие, а около города леса.

3. Те города на морях, или на каких озерах, или на реках и каких именно?

Хлынов город стоит над Вяткой рекой, на горе.

4. В них каких родов рыба обильна бывает?

В Вятке реке рыба бывает: щуки, лещи, язи, окуни, сороги, налимы, караси, судаки, стерляди, а изредка – осетры и белая.

5. И в тех городах и уездах какого хлеба больше родится? Бывают ли огородные, полевые и лесные овощи, чего где больше, и всяких трав и цветов родится?

В хлыновском уезде хлебы родятся: рожь паровая, ячмень, овес, пшеница; а из хлеба больше бывает овса. А из огородных овощей родится только капуста, редька, лук-чеснок, огурцы, а из лесных овощей – грузди, грибы рыжики. Ягоды: брусника, смородина черная и красная, малина, клюква и та родится не повсегодно. А на полях, и в лесах, и лугах травы многие есть, а цветы на них разные, а как тем цветам звания, того сказать не знаем.

6. В тех местах какие народы живут: русские или татарские, или иной какой нации и какого звания?

В хлыновском уезде, в каринской волости и подле Чепцы реки живут татары, и бессермене, и вотяки, – по Великой и по Вятке рекам живут пермяки.

7. Город взят осадою или вольною сдачей, или добровольным подданством, сочинением или установлением мира, или иными какими случаями?

В земской избе о том известия не обретается.

8. Также, ежели имеется герб, и тот прислать немедленно?

Прежних гербов не бывало и ныне не имеется.

Удивительно, что ни о каком прежнем гербе вятская канцелярия не знала, несмотря на то, что вятская эмблема к тому времени была нарисована и помещена в Титулярнике 1672 г., изображена на полковых знамёнах. Для вятского полка впервые знамя с гербом было изготовлено в 1712 г. в числе других полковых знамён, выбор изображений гербов для которых осуществлял сам Пётр I38. Вторично знамя вятского полка было изготовлено только в 1730 г., рисунок которого в числе прочих 85-ти вошёл в гербовник, составленный при участии графа К.Б. Миниха39.

На точно такие же вопросные пункты, которые приведены выше, были даны соответствующие ответы из городов и пригородов Вятской провинции – Слободского, Шестакова, Орлова, Котельнича и Кайгородка40. Большая часть ответов тождественны с ответами, данными из г. Хлынова. Гербов эти города в то время действительно не имели, и на вопрос «имеется ли герб?» из всех городов был получен ответ, «что герба прежде сего не бывало и ныне не имеется».

На 1-й вопросный пункт – об основании города – из Слободского был дан такой ответ:

«В Слободском и Шестакове каменного, и деревянного, и земляного города нет; но только земляные валы немногое число в Кремле сделаны в давних летах; а сколь давно, и от какого случая и причины те валы и от кого построены, о том знать без летописи не по чему, понеже бывали многие пожары»41. Отсюда видно, что слово «город» здесь употреблено в своём изначальном смысле, т.е. – «огороженное защитными валами или стенами поселение».

Из пригородка Орлова на тот же вопрос:

«Орловский городок построен тому будет, например, годов сот пять; а от какого случая или причины построен о том известия не имеется. А строения каменного и деревянного не бывало». Из пригородка Котельнича на этот вопрос был дан ответ совершенно одинаковый с ответом пригородка Орлова.

Из Кайгородка на вопрос об основании отвечали:

«В Кайгородке каменного и деревянного, и земляного городка нет, но только выше посада, на горе, в давних годах, построен был земляной вал; а по тому валу деревянный острог, который в давних же годах развалился и погнил. А на той горе, кроме одной церкви да моностырского двора, больше нет; а как давно и от какого случая или причины, и от кого тот земляной вал и острог были построены, о том знать не по чему».

На вопрос о составе населения городов, только из Кайгородка был дан ответ, что «на посад и в уезд кроме русских живут и другие, которые говорят много пермским языком»; а из прочих городов был дан один ответ, – «что народы живут русские, а другой нации и звания не имеется».

Сбор данных о городах и герботворческая деятельность Санти явились отражением политики русского правительства в отношении городов, своеобразной констатацией факта, что город является самостоятельной экономической, административной и культурной единицей. А включение в анкету вопроса о гербе города, вероятно, должно было отражать и восприятие его как определенной самоуправляющейся единицы42.

Сохранился список 97 городов и территорий, чьи гербы сочинил, исправил, нарисовал по правилам геральдики граф Франциск Санти в бытность свою товарищем герольдмейстера. В этом перечне из интересных нам гербов можно обнаружить только Вятский и Уржумский, рисунки которых, скорее всего, не сохранились43. Скорее всего, для изображения вятского герба Санти взял за основу герб из Титулярника. Что было изображено в гербе Уржума – отстаётся только догадываться. До гербов других городов, приславших сведения, дело тогда так и не дошло. В 1727 г. после смерти Екатерины I Санти был заподозрен в причастности к правительственному заговору и усилиями всесильного А.Д. Меньшикова сослан без суда и следствия в Сибирь.

После ареста Санти рисовальщики гербов были «отпущены в дом», но герботворчество продолжалось и без Санти, хотя и со значительными трудностями – из опустевшей Герольдмейстерской конторы оно переместилось в Военную коллегию и Академию наук44. Граф Санти вернулся из ссылки только в 1742 г., ему был возвращён прежний придворный чин оберцеремониймейстера, однако к прежней своей деятельности граф так и не вернулся. Почти все предложения Санти были реализованы в последующей двухсотлетней работе Герольдмейстерской конторы, затем Герольдии45, а некоторые сведения о городах, собранные конторой, использовались впоследствии при массовом составлении гербов в царствование Екатерины II.

Преемники Петра I аннулировали даже то номинальное самоуправление, которое было предоставлено русским городам. Едва народившиеся органы городского самоуправления превращаются в придаток царской администрации. Однако идея символа города не исчезла из русской жизни.