Главная > Выпуск №8 > Эмблемы XVII в.

Эмблемы XVII в.

В 1613 г. Русская земля обрела нового самодержца – юного Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых. Венчаясь на царство, Михаил Фёдорович принимал по традиции не только Мономахову шапку и «державу», но и саадачный набор.

Саадак (или сайдак, сагайдак) – старинное название лука с наличием и колчана со стрелами, на который надевался чехол. Хотя в XVII в. саадаки были практически вытеснены седельными пистолетами и пищалями и, как боевое оружие, использовались лишь в сторожевых отрядах на засечных чертах, группа из «большого», «другого» и «третьего» саадака занимала одно из наиболее важных мест в комплекте церемониального оружия русских царей. Именно с «большого» саадака, который доверялся старшему, наиболее знатному оруженосцу, начинался отсчет всех боевых царских регалий13.

Саадачный набор, принятый царём, состоял из лука, вложенного в налуч, и колчана со стрелами. В комплект входил также шёлковый чехол для налуча (тахтуй) и саадачный покровец, или покрывало, служившее завесой задней стенки трона, который впоследствии был переделан в двойной трон для царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Покровцем скрывалось от посторонних глаз отверстие в виде слухового окна, за которым, вероятно, мог находиться наставник десятилетнего царя Петра I14.

Сохранился саадачный покровец, изготовленный после 1626 г., с вышитым на нём серебром и золотом, унизанным жемчугом российским двуглавым орлом. Вокруг него располагались 12 таких же вышитых земельных эмблем, среди которых есть и вятская. На покровце она впервые предстаёт как выходящая справа от зрителя рука в доспехе, удерживающая за тетиву натянутый лук со стрелой (рис. 5). Оперения стрелы не видно, наконечник чётко не обозначен. И хотя в некоторых источниках при описании этой эмблемы указывается, что рука в доспехе выходит из облака, рисунок облака очевидно не просматривается15.

2005 № 8.jpg

Рис. 5 Вятская эмблема с саадачного покровца царя Михаила Федоровича. 1626 г. (прорисовка Андрея Бушмакина)

Как бы там ни было, но именно в середине XVII в. этот атрибут – облако – появляется в вятском гербе, чтобы остаться в нём навсегда. Примерно таким же образом – рука, выходящая из облака, лук со стрелой направлен влево от зрителя – вятская эмблема выглядит на знамени и тарелке царя Алексея Михайловича.

На большом гербовом знамени Алексея Михайловича (1666 г.) вышито 15 земельных эмблем. Из-за плохой сохранности ткани знамени его изображение долгое время не было издано, а рисунки гербов оставались неизвестны. Однако в царском указе 1666 г. об изготовлении знамени среди описаний 11 эмблем имеется и интересующее нас: «Печать Вятцкая, на ней рука человека стреляет из лука». В архиве московской Оружейной палаты среди описаний прапоров XVII в. сохранились сведения и о большом знамени царя Алексея Михайловича: «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1665–1678. Середина и откос из тафты белого цвета, кайма кругом знамени из малиновой тафты; в средине в кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами и держащий в правой лапе скипетр, а в левой державу; в средине орла «царь на коне колет копием змия». По правую сторону орла, в клеймах гербы: новгородский, под ним – владимирский; по левую – казанский, под ним – киевский, под орлом вид Кремля со стороны Красной площади, над ним надпись «Москва». Под ним – в правом углу астраханский, в левом – сибирский. На кайме у древка, в клеймах, написаны красками гербы: псковский, смоленский, тверской; по нижней кайме: пермский и вятский; в кайме откоса: булгарский, нижегородский, рязанский, ростовский; под клеймами, в которых нарисованы гербы, сделаны другие клейма – поменьше». В них можно увидеть следы рисунков, напоминающих изображения городов16.

По рисунку знамени автору этих строк удалось восстановить и изображение вятской эмблемы17 (рис. 6). Здесь облако, из которого выходит рука, держащая лук и стрелу просматривается достаточно явно. Тетива не натянута. Из-за нечёткости прорисовки мелких деталей можно предположить, что наконечник стрелы скорее ромбовидного типа, чем двушипного (как в предыдущих изображениях).

2005 № 8.jpg

Рис. 6 Вятская эмблема с гербового знамени царя Алексея Михайловича. 1666 г. (прорисовка автора по Н.А. Соболевой)

На золотой тарели (середина XVII в.) царя Алексея Михайловича выведены финифтью 16 территориальных эмблем. Здесь вятская печать являет собой подчёркнуто сложный лук с такой же, как и на знамени, ненапряжённой тетивой; причём, рука, выходящая из облака, держит только стрелу (рис. 7). Сопровождающая эмблему надпись кратка – «П В». Доспехи, в которые облачена рука и которые чётко видны в эмблеме на покровце, на знамени и на тарелке, не просматриваются. Наконечник стрелы вновь приобретает свою прежнюю двушипную форму, которая будет сохранена вплоть до XIX в. на гербе Вятской губернии.

2005 № 8.jpg

Рис. 7 Вятская эмблема с золотой тарели царя Алексея Михайловича. Сер. XVII в. (прорисовка Андрея Бушмакина)

Во вторую половину правления Алексея Михайловича эмблемы зачастую уже называют гербами. Как таковые гербы, конечно, были в это время известны хотя бы потому, что в Россию начали переселяться иностранцы с запада, прежде всего из Польши. Многие знатные фамилии имели родовые гербы. Им старалась подражать и русская знать. Эмблемы в виде гербов встречаются на перстнях, бытовых предметах, серебряной посуде, царских вещах и пр. Эмблемы, выведенные на тарели, носили характер элемента украшения, орнамента, поэтому в изображении одной и той же эмблемы на различных предметах нет идентичности18. Да и не было печатного или рукописного источника, где образцы всех эмблем были бы собраны воедино.

Первый русский «гербовник» – «Большая государственная книга», или Титулярник – появился в 1672 г. Он стал проводником многих западных новшеств в русскую жизнь и образцом искусства царского двора. К подобным новшествам относилось и увлечение гербами. В Титулярнике был записан полный государев титул. Он сопровождался миниатюрами, оформленными в виде гербов территорий – 33 герба царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул. Можно ли их назвать гербами? Видимо, лишь условно. Скорее, это своего рода «протогербы», имеющие смешанные признаки как гербов, так и эмблем. Эти рисунки в Титулярнике – элемент художественного оформления рукописного издания, нежели предмет целенаправленной кодификации или изучения. Стилизация, присущая гербу, в них отсутствует, нарушается традиционная геральдическая ориентация фигур – влево от зрителя (т. е. «геральдически вправо»), не соблюдается геральдическая цветовая гамма. Есть и другая причина не считать эмблемы Титулярника гербами: они не выражали автономию областей и не олицетворяли их самоуправление. Тем не менее, создатели Титулярника считали их гербами, что не очень противоречило общему взгляду на гербы во всей Европе, где распространилась «бумажная геральдика» и начинают возникать, один за другим, общегосударственные гербовники. Эта мода достигла и русских земель19.

В оформлении эмблем Титулярника проявилась тенденция сочетания традиционного русского с западноевропейским. Форма старых известных эмблем подгоняется к новомодным потребностям и веяниям. Эмблемы помещаются в замысловатые картуши с элементами орнамента.

Вятская эмблема – лук со стрелой – приняла форму выходящей из облака руки, держащей лук со стрелой, но уже не в военном доспехе, а скорее в кафтане. Ориентация руки нарушена – он направлен геральдически влево (вправо от зрителя), вопреки геральдической традиции. К уже существующему изображению был добавлен красный крест в верхнем углу щита (рис. 8). Он небольшой, четырёхконечный, с шариками на концах. Стрела ромбовидного типа, оперение её листовидное, то и другое для древней Руси типично20. Судя по всему, крест был призван усилить христианскую символику герба.

2005 № 8.jpg

Рис. 8 Вятская эмблема из Титулярника. 1672 г. (прорисовка Андрея Бушмакина).

Сюжет – рука из облака, держащая оружие (меч, стрелу, кинжал, дротик, щит), нередок в европейской символике21. Как считал Ю.В. Арсеньев, из европейской символики этот сюжет, в частности, попал на солдатские знамена иноземных полков русской армии22. Это произошло в период царствования Алексея Михайловича, возможно, этим можно объяснить и появление облака в вятском гербе. Рука, выходящая из облака, может держать не только оружие, но и другие предметы: кольцо, цветы, скипетр, лавровую ветвь, наконец, изображение может принимать форму благословляющей руки. Данный атрибут появляется в Титулярнике у псковской эмблемы. Это древнейший знак христианского искусства: рука Бога-отца, означающая, что вознаградится страдание сына. В искусстве ренессанса и барокко благословляющая рука как носитель идеи божественного покровительства широко распространена23. Изображения рук, выходящих из облаков – одной и двух навстречу друг другу, с различными предметами, подобны нарисованным в Титулярнике или довольно близки к ним, помещены в различных западноевропейских эмблемниках и гербовниках, собраны позднее в книге «Символы и емблемата»24.

Ещё позднее рука, выходящая из облаков, утвердилась не только в вятском гербе и гербе Пскова (рука из облака), но и в гербах Варнавина (рука с камнем), Вербовца (рука с мечом), Вологды (рука с мечом и державой), Егорьевска (рука Святого Георгия с копьем), Олонца (рука со щитом), Петровска (рука с двумя ключами), Покрова (две руки с покровом)25. Можно ли в данном случае говорить о влиянии на эти гербы вятской эмблемы – руки, выходящей из облака, появившейся в таком виде раньше остальных? Вопрос влияния композиции вятского герба на другие российские городские гербы, неоднократно поднимаемый местными историками, – натянутый и достаточно спорный. Скорее всего, все гербы с подобным сюжетом были составлены позднее под общим влиянием западной традиции.

Например, известны гербы городов Валка и Пернова Лифляндской губернии, утвержденные в октябре 1788 г., и отнесённые В.П. Винклером к «старым», т.е. существовавшим до их высочайшего утверждения (а, скорее всего – и до присоединения этих земель к России). В первом – «в зеленом поле выходящая из серебряных облаков рука с мечом», во втором – «в голубом поле выходящая из облаков рука, держащая золотой крест»26.

Употребление стрел и луков в западной и отечественной геральдике также нередко. Наравне со звездой, крестом, полумесяцем, эти атрибуты составляют характерные детали при изображении европейских гербов, в частности, Польши. Не случайны они и в Титулярнике, поскольку известно, что в Посольском приказе, золотописцами которого он создавался, имелся для справок польский гербовник Ш. Оскольского.

Однако эмблема именно в таком сочетании – рука, выходящая из облака, держащая натянутый лук со стрелой, сопровождаемая крестом – встречается только в вятском гербе. Поэтому с определённой оговоркой можно говорить об уникальности вятского герба, композиция которого окончательно сформировалась именно в том виде, в каком герб помещён в Титулярнике. Даже такая деталь, как шарики креста, сохранились до XX в. и попали в текст законов (герб Вятской губернии 1856 г.). Только стрела получила двушипный тип и прямолинейное оперение, что в поздних изображениях стрел было принято27.

Подобное Титулярнику изображение вятского герба встречается на рисунке государственной печати, приведённом в дневнике австрийского дипломата И.Г. Корба (1698–1699), побывавшем в это время в России. Помимо двуглавого орла Корб изобразил ещё 33 территориальные эмблемы, в общих чертах напоминающие рисунки Титулярника 1672 г., но всё-таки не повторяющие их. Вятская эмблема сопровождена надписью «Vitatsky»28 (рис. 9). Рука ориентирована также, как и в Титулярнике – вправо от зрителя, рукав облегает более плотно, однако нельзя сказать, что рука в доспехе. Крест – без шариков и больше напоминает тот, который утвердится в гербе Вятки 1781 г.

2005 № 8.jpg

Рис. 9 Вятская эмблема из дневника австрийского дипломата И.Г. Корба. 1699 г. (прорисовка Андрея Бушмакина).

Подтверждением тому, что вятская эмблема окончательно сформировалась к началу XVIII в., служит печать Сибирской губернии (1710), где вместе с губернским гербом изображены гербы Пермской и Вятской провинций29 (рис. 10). Здесь рука (причём левая, а не правая, как на большинстве других изображений) направлена геральдически вправо (влево от зрителя), по обшлагу одежды можно судить, что она облачена в кафтан или рясу – доспехи ушли в прошлое. Крест имеет более сложную форму, с шариками на концах. Тетива лука опущена, ободок лука изображен изящнее, чем обычно, что говорит о высоком профессионализме резчика, знакомым, возможно, и с геральдическим искусством.

2005 № 8.jpg

Рис. 10 Печать Сибирской губернии. 1710 г. (по Н.А. Соболевой).

Стоит отметить, что Россия была разделена на 8 губерний в 1708 г.: Московскую, С.-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии делились на провинции. Правители губерний назывались губернаторами, а провинций – воеводами. Первым губернатором Сибирской губернии был князь Матвей Петрович Гагарин, а воеводою Вятской провинции был в то время Степан Данилович Траханиотов. К этому последнему в марте 1710 г. была прислана царская грамота такого содержания: «В нынешнем 1710 году, по нашему великого государя именному указу определены губернии. А для нашего великого государя указов в Сибирскую губернию учинена печать, каковая в сей нашей великого государя грамоте на сургуче ниже сего. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б сей наш великого государя указ ведал, что наши великого государя указы в Сибирскую губернию печатаны будут впредь сею печатью»30.

Спустя два месяца тому же воеводе была прислана другая грамота, подтверждающая первую, в которой, кроме того, ещё добавлено, «что впредь на Вятку присланные нашего великого государя грамоты или какие указы будут за сею нашею печатью Сибирской губернии, и вам по тем грамотам и указам чинить все; а если после нижеявленного числа откуда будут присланы к вам наши великого государя грамоты или указы не за сею нашего великого государя печатью Сибирской губернии, или из иных приказов, и тебе по тем грамотам отнюдь ничего не чинить; чтоб в том не было бы какия измены (измешки) в наших великого государя делах. И сию нашу великого государя грамоту на Вятке, и в пригородах, и в приказных избах велеть записать в книгу именно»31.

Однако, несмотря на то, что печать Сибирской губернии содержит вятскую эмблему, Вятская провинция, находясь в составе Сибирской губернии, не представляла административной, самостоятельной единицы и не имела не только своего герба, но даже и своей гербовой печати. Более того, вятская провинциальная канцелярия не имела представления, что на печати Сибирской губернии, помимо прочих, изображена вятская эмблема, как и вообще о существовании таковой. Но об этом речь пойдет ниже.