Главная > Выпуск №7 > О благотворительности на Вятке

О благотворительности на Вятке

Касанов С. А. Из истории Вятского благотворительного общества.- Киров, 2004.- 92 с.

История благотворительности Вятского края богата примерами неравнодушного отношения к общественным нуждам многих предпринимателей. Эту мысль убедительно подтверждает новая книга краеведа, врача С. А. Касанова, посвящённая истории Вятского благотворительного общества. Автор книги уже давно изучает прошлое милосердной деятельности региона. Вспоминаются такие его работы, как "Дорогой милосердия (от Вятки до Балкан)" (Киров, 1992), "Очерки благотворительной и милосердной деятельности в Вятском крае" (в соавторстве с С. А. Куковякиным; Киров, 1998). Новый труд С. А. Касанова раскрывает ещё одну недостаточно полно исследованную страницу истории благотворительности.

Её истоки автор видит в духовно-нравственном потенциале народа, в особенностях социальных процессов, в сложившихся в стране экономических и юридических отношениях. До второй половины XVIII в. общественное призрение неразрывно было связано, прежде всего, с церковью, а с правления Екатерины II создавались светские благотворительные учреждения. Изучив общероссийский материал, автор приходит к выводу, что "благотворительное движение в Вятской губернии развивалось, опираясь на многовековой опыт российской филантропии и милосердия" (с. 14). И в то же время, как полагает С. А. Касанов, благотворительная деятельность на Вятке имела свои особенности. Одна из них - преобладание купеческой благотворительности, другая заключалась в специфике деятельности местных благотворителей: "ни одно существовавшее в России благотворительное общество не ставило перед собой такой практичной и полезной задачи, как Вятское, а именно - искоренение нищенства" (с. 20).

Основанное в 1873 г. при активном участии местных купцов Вятское благотворительное общество с самого начала стало крупнейшим региональным центром социальной помощи и защиты бедных. Судите сами: во второй половине XIX - начале XX в. в его ведении находились практически все известные благотворительные учреждения губернского центра - Прозоровский ремесленный приют, Убежище для вдов и девиц, Дом призрения малолетних детей, Дом трудолюбия, Ночлежний приют и так далее, спасавшие бедное население от голода и гибели. Деятельность общества была весьма многогранной. Это и назначение ежемесячных или единовременных пособий бедным, и оказание помощи больным, и внесение платы за обучение, в том числе и в гимназиях, и содержание детей-сирот, людей пожилого возраста. Целенаправленность и желание помочь как можно большему числу нуждающихся проявились в разделении обществом города на участки, которыми заведовали специально избираемые попечители. Последние собирали пожертвования, выявляли на своих участках обездоленных и решали вопросы об оказании им помощи. Обо всём этом и можно узнать из книги С. А. Касанова, написанной на основе богатого фактического материала, извлеченного из дореволюционных изданий и архивных фондов.

В издании не только прослеживаются основные направления деятельности общества, но и рассказывается о пожертвованиях отдельных купцов - Я. А. Прозорова, Т. Ф. Булычева, чьи благотворительные дела поражали своими масштабами, и многих других. "Пожертвований Я. А. Прозорова благотворительному обществу, - указывает автор, - было до 1600 руб. ежегодно, что составляло почти половину ежегодного дохода общества" (с. 39). Причем заботу этого купца бедные ощущали даже после смерти Я. А. Прозорова, поскольку он завещал благотворительному обществу целый квартал своих построек - каменных домов, лавок, жилых и нежилых строений с землёй. Другой крупный благотворитель - Т. Ф. Булычев, который выделялся и внешне: был высок, подтянут, вежлив, одевался на английский манер, содержал приюты, богадельни, являлся попечителем более десятка воспитательных и учебных заведений, а в 1915 г. в его красивом и большом особняке был открыт "Дом инвалидов и сирот великой войны 1914-1915 гг. имени Т. Ф. Булычева", находившийся под царским покровительством. В книге приводится список членов совета, почётных и действительных членов общества. В него, кстати, входили не только обладатели крупных капиталов. В списке содержатся фамилии чиновников, церковных и общественных деятелей. Очень ценно, что С. А. Касанов составил хронологическую таблицу благотворительности в Вятском крае.

Система благотворительной помощи населению, существовавшая в дореволюционный период, была ликвидирована с установлением советской власти. В завершающей части книги рассказывается о новых принципах организации социальной помощи, которая стала носить государственный характер. Отныне только государство определяло, кому нужно пособие, и первоначально обязательная помощь оказывалась нетрудоспособным и инвалидам. Нельзя сказать, что новая система была неэффективной, но в то же время ни в коей мере нельзя принижать значение Вятского благотворительного общества в развитии в нашем регионе милосердной деятельности. Автор справедливо констатирует, что "Вятское благотворительное общество... за время своего существования практически выполняло все поставленные перед ним задачи" (с. 85-86).

Безусловно, С. А. Касанов по теме своего исследования собрал интересный и нужный в наше время материал. Его книга будет полезна как для специалистов по социальной работе, так и для широкого круга читателей.

М. С. Судовиков