Вятское серебро

Мохова Г. А. Вятское художественное серебро. Его история и мастера XVI - начала XX вв.- Киров, 2003.- 232 с.: ил.

Книгу подготовила заведующая отделом эстетического воспитания Кировского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых Галина Алексеевна Мохова. Это итог многолетней работы автора по изучению художественной культуры Вятского края XVI - начала XX вв. Ей предшествовало другое издание: Мохова Г. А. Вятские иконописцы (Киров, 2001).

Она провела огромную подготовительную работу по сбору необходимых материалов в РГАДА, ГАКО, в фондах областных и районных музеев, крупнейших библиотек. Побывала во многих храмах в поисках памятников искусства этого периода. В результате найдены интереснейшие сведения по изучаемому вопросу. Но их нужно было систематизировать, изучить, обобщить, сделать выводы, с чем она удачно справилась. Так появилось серьёзное научное издание, которое является первым обобщающим трудом по истории ювелирного искусства Вятского края.

Книга привлекает широтой объёма и разнообразием исследуемого материала. Несомненно, интересна вступительная статья, где автор последовательно, на основании конкретных исторических фактов ведёт речь об истоках местного ювелирного дела и путях его развития, определяет основные центры серебряного дела, а также на основании анализа отдельных изделий выявляет его художественные особенности.

Особую ценность представляет словарь, посвящённый мастерам-серебряникам, связанным с нашим краем. В нём (особенно в разделе "XVIII - начало XX вв.") помещены не только сведения чисто биографического плана, но и данные о социальных и экономических условиях жизни и быта многих мастеров. Выявлено около 500 имён, причём, половина из них впервые введена в научный оборот. Таким образом, из небытия выведены жившие несколько столетий назад люди, имена которых стали достоянием нашего времени.

Очень важным представляется также указатель вятских клейм (мастеров-ювелиров и пробирных мастеров). Ознакомившись с ним, можно получить сведения об авторах, времени исполнения отдельных изделий, являющихся собственностью храмов, музеев, частных лиц. В этом уже практическая польза книги.

Многим, вероятно, интересно узнать, что в XVIII - начале XX вв. и в губернском центре, и в уездных городах были специальные мастерские, где выполнялись заказы на изготовление золотых и серебряных вещей, разных по назначению. Большинство подобных мастерских принадлежало частным лицам, но существовали они и в женских монастырях - Вятском Преображенском, Слободском Христорождественском и в Николаевском (с. Куженер Уржумского уезда).

Следует отметить, что и остальные, помещённые в названном издании, сведения привлекут внимание читателей. Это перечень имён мастеров чернёвого дела, старшин серебряного цеха г. Вятки, Слободского; это напоминание о старых вятских и слободских улицах, где жили и работали мастера; это словарь терминов, который поможет выявить суть многих приводимых в тексте специальных церковных и искусствоведческих понятий.

Книга написана строгим, лаконичным, понятным для человека любого возраста и рода занятий языком, сопровождается иллюстрациями прекрасных изделий. Это исследование не только даёт представление о развитии и особенностях вятского ювелирного дела, его мастерах, но и в значительной степени расширяет наши представления о российском ювелирном искусстве. Книга может служить важным подспорьем для всех тех музееведов, краеведов, преподавателей учебных заведений, кто решит серьёзно заниматься изучением художественной культуры Вятского края, кому дорого прошлое и настоящее земли родной.

Л. С. Двинянинова