Главная > Выпуск №6 > Инок-предприниматель А.В. Булычёв

Инок-предприниматель А.В. Булычёв

Н.В. Пересторонин

Монах Соловецкого монастыря, инок Афанасий, купец первой гильдии, зачинатель Северо-Двинского пароходства, имя которого золотыми буквами вписано в тысячелетнюю историю российского предпринимательства, Афанасий Васильевич Булычёв… Удивительное переплетение в жизни одного человека, родившегося в вятском г. Орлове, потомственным почётным гражданином которого был…

Крестьянский сын, архангельский купец. Он умер на Соловках. В монастыре, который и был тогда, в 1902 г., монастырём – и ничем иным, казалось, быть не мог. В монастыре, к которому стремился последние годы своей земной жизни орловский вятский уроженец, крестьянский сын Афанасий Васильевич Булычёв, архангельский купец первой гильдии, устроитель Северо-Двинского пароходства, помогая строить храмы и богадельни, обустраивать обители.

Как писали в некрологе, «неустанный посетитель всех служб церковных, строгий постник», как бы предчувствуя свою кончину, за год до смерти заготовил себе гроб, который и стоял около его кельи. 2 февраля 1902 г. был пострижен в мантию с тем же именем Афанасий – рясоформ он принял годом раньше. После этого мирно и спокойно прожил инок Афанасий до 8 апреля, несколько раз приняв причастие святых Тайн, и около 7 часов утра этого же дня тихо и безболезненно скончался. 9 апреля, в Великую среду, торжественно, во главе с настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Иоанникием было совершено отпевание почившего сонмом монашествующих. Захоронен у белой монастырской стены, возле которой и сегодня паломники Соловецкой обители могут видеть чёрное надгробие с золотой надписью: «Крестьянин Орловского уезда Вятской губернии, потомственный почётный гражданин, монах Соловецкого монастыря Афанасий Васильевич Булычёв, апреля 8 дня 1902 года, 75 лет от роду».

Случится побывать здесь вятскому – и его сердце наполнится гордостью за своего земляка, и ему подумается: «Знать, непростой был человек, известный, если здесь похоронен…»

Всё так – непростой и известный. Небольшая статья в шестом томе «Энциклопедии земли Вятской», чуть больше – в энциклопедии «1000 лет российскому предпринимательству. Отечественная история с древнейших времён до 1917 года». Статья в «Деловом мире» (1991), статья в «Вятских губернских ведомостях» (1858, № 15)… Кстати, последняя свёрстана так, что на открытии её – православный календарь за апрель месяц, а в нём дата празднования памяти преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев – четверг, 17-е.

Орловский автор Александр Кузнецов повествует в «Ведомостях» о начале начал – о самой идее создания Северо-Двинского пароходства. «Мысль завести Северо-Двинское пароходство принадлежит не одному лицу и есть современное произведение общей потребности, – пишет он, – но начинающееся осуществление этой мысли бесспорно принадлежит орловским почётным гражданам М.В. и Ф.С. Изергиным и Т.Ф. Булычёву. Труд и успех в составлении этого товарищества немало принадлежит и орловскому купеческому сыну А.В. Булычёву».

И тут я начинаю думать, что писалось всё это со слов самого Афанасия Васильевича, заехавшего по какой-то надобности в Орлов. Почему? Да потому, что так умалять своё значение в учреждении и организации первого на Русском Севере пароходства мог только сам его организатор. И настаивать на том, что «для полного успеха предприятия необходимо наладить сообщение не только с Вологдою, но и через Сухону, Кубенское озеро, канал герцога Вюртембергского и Шексну с волжской системой вод, то есть с Тверью, Казанью, Вяткою…», мог только он, так как за плечами уже было 16 лет при судоходной промышленности на Волге, Оке и Каме. Потому что в 1835 г. он оставил свои обычные занятия (Булычёв был приказчиком на Волге, в пароходстве Любимова, занимался свечным делом в Перми, имел мыловаренный и спичечный заводы в Архангельске) и употребил время для исследования как фарватера рек Сухоны и Северной Двины, так и способов доставки по ним товаров. И была уже подана правительству докладная записка с полным обоснованием необходимости организации пароходного сообщения по Северной Двине…

Что было потом? Одержимость идеей возродить древний северный водный путь привлекла видных представителей торгово-промышленных кругов Русского Севера, расчёты и исследования Афанасия Васильевича были одобрены в Министерстве путей сообщения. Сложился капитал – 150 тыс. руб., достаточный, чтобы купить два парохода и несколько барок. Контракт заключён с бельгийской фирмой «Коккерель и К°» – сам ездил в 1857 г. в Антверпен, сам вёл переговоры с фирмой, на заводах которой заказывали паровые машины многие русские промышленники. В разобранном виде суда были доставлены в Архангельск, где их собрали и спустили на воду.

«Юг» и «Двина» – именами главных рек Русского Севера назывались первые пароходы Северо-Двинского пароходства, учредителем, организатором, хозяином которого был орловский вятский уроженец Булычёв. Хозяином настоящим, рачительным, расчётливым. Задолго до навигации – реклама в газетах. «Контора и учредители Северо-Двинского пароходного товарищества, предполагая не позднее 25 числа будущего месяца августа отправить в первый рейс пароход «Юг» с буксирною баржой из Архангельска в Устюг и обратно, имеют честь покорнейше просить желающих отправить свои грузы адресовываться заблаговременно в Архангельск и оную контору в Устюге», – писали «Архангельские губернские ведомости». Причём контора долгом своим считала объявить, что плавание двух пароходов между этими местами будет продолжаться постоянно, до закрытия навигации, что грузы будут приниматься во всяком количестве от 5 пудов по дешевейшим за доставку ценам…

Так всё и было. Благодаря чему доходы в навигацию 1858 г., года открытия пароходства, составили 9027 руб., расходы – 7027 руб., чистая прибыль – 2000 руб. В последующие годы предприятие Булычёва развивалось особенно ритмично. В 1862 г., например, «Юг» и «Двина» сделали между Архангельском и Устюгом 11 рейсов, отбуксировав 15 барж с грузом в 68805 пудов, перевезли 2716 пассажиров. В это же время пароходовладелец активизирует свою коммерческую деятельность – становится ещё и хлеботорговцем. И у фирмы «Коккерель и К°» заказов меньше не становится – с 1868 по 1876 гг. она изготовила для пароходства Булычёва ещё три грузовых парохода. Один из них назывался «Десятинный» – потому что к тому времени Афанасий Васильевич десятую часть доходов пароходства жертвовал на церкви и монастыри.

Преуспев на пароходном и торговом поприще, он развернул широкую благотворительную деятельность, регулярно делая крупные пожертвования на нужды Архангельской, Вологодской и Вятской епархий. На его средства в Шенкурском женском монастыре Архангельской губернии построена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, украшена драгоценною ризою икона Божьей Матери Троеручицы. И на родине в Орлове при городской богадельне построена церковь за его счёт. Крупные пожертвования шли на Кузнечевскую кладбищенскую церковь в Архангельске, где погребены его родители. В Устюге при его денежной помощи перенесена на более безопасное место колокольня церкви св. великомученицы Параскевы…

А началось всё 22 августа 1858 г., когда отчаливал от причала Архангельского порта пароход «Юг» и уходил вверх по реке в своё первое плавание. Из трубы валил густой дым – кочегарам было приказано «топить дымнее», громкий гудок оглашал просторы. Открывая новую страницу в отечественной истории предпринимательства, думал ли Афанасий Васильевич как его, закончившего в Архангельске начальную немецкую школу, не приняли в гимназию по причине крестьянского происхождения? Вспоминал ли он свои московские годы, когда был «мальчиком в услужении»? Или забыты были обиды? Или не было обид?

У русских предпринимателей всё так – кому-то и что-то они всегда должны доказывать на земле, а благодарить за всё – Бога. Как 240-сильный пароходик «Юг» шёл против течения Северной Двины, полагая пройти около 700 вёрст до Вологды при противном ветре и быстрейшем течении за 91 час, а обратно до Архангельска за 37 часов, так и Афанасий Васильевич, родная душа всем орловским Булычёвым, торил неуступчиво свой путь, одолевая его одной человеческой силой одной человеческой души.

Были у него и неудачи – хлопотал об устройстве железной дороги от Казани до Котласа – да вследствие Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. попытка эта ничем не увенчалась. И пароходная компания, о которой он так много говорил архангельским купцам, ища в них союзников, не сразу задалась. Но всё одолелось. И помнил о том, с чьей помощью он всей душой стремился в Соловки. Ещё со времени устройства Северо-Двинского пароходства нанимал Афанасий Васильевич за себя как послушника, работника для Соловецкого монастыря. С того же времени держал крепко данное слово – через каждые десять лет жил зиму на послушании в этом же монастыре. Любя Соловки, бесплатно возил на своих пароходах туда богомольцев и так называемых «годовиков». И всей душою своей, трудами и средствами не забывал ещё одну обитель – Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь.

Затерянный в глухом лесу при речках Кылтовке и Малой Ели, в ста пяти верстах от Усть-Сысольска, тогда ещё Вологодской губернии, монастырь этот, в 1868 г. задуманный к общежительской жизни священником Александром Завариным, мог бы не состояться по причине отсутствия средств на его строительство, если бы не сыскался меценат – Булычёв, владевший в ту пору ещё и Сереговским солеваренным заводом. Он пожертвовал под строительство монастыря для ищущих спасения зырянок свои земли, но дальнейшие планы о строительстве скрывал до поры до времени даже от своих родственников. Поделился же с Иоанном Кронштадским, который при своих путешествиях в родную Суру посетил Двину и долго беседовал с владельцем здешнего пароходства. Планы предприимчивого человека заслужили одобрение высокочтимого старца, который благословил Афанасия Васильевича и дал необходимые советы. Так и пришло решение строить зырянский общежительский монастырь на месте Крестового стана пустынника Василия Пестерева, который установил рядом со своей кельей-избушкой большой деревянный крест, повторяющий размеры Голгофского креста и пользующийся благоговейным почитанием местных жителей.

Пожертвовав 2,5 тыс. десятин земли и 35 тыс. руб. на содержание монастырского духовенства, Афанасий Васильевич обращается с личным ходатайством в Священный Синод и добивается решения «Об учреждении зырянского общежительского женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским монастырём, с богадельнею при нем и с таким числом монашествующих, какое обитель по своим средствам может содержать». Уже через год после основания обители по клировой ведомости 1895 г. в монастыре числится 31 сестра. За одно лето строится двухэтажная одноглавая церковь, рядом с ней покрыт железом двухэтажный сестринский корпус, двухэтажная деревянная богадельня, учреждённая основателем с капиталом в 12,5 тыс. руб., другие постройки. Вынужден был хлопотать Афанасий Васильевич и о назначении настоятельницы монастыря. Только в 1898 г., после его письма на имя К.П. Победоносцева, для управления обителью прислали 64-летнюю монахиню Шенкурского Троицкого монастыря Филарету.

И только затем, полностью обеспечив Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь всем необходимым, и, передав его духовное управление в надёжные руки игуменьи Филареты, с начала 1899 г. стал готовиться Афанасий Васильевич в Соловецкий монастырь. Он мечтал о пострижении и посвящении в сан иеромонаха, чтобы посетить свою начинающуюся обитель, послужить литургию в храме, благословить сестёр-зырянок на иноческие труды…

В Соловецком монастыре Афанасий Васильевич Булычёв провёл безвыездно три последние года своей жизни. Но вернуться в Крестовоздвиженский монастырь, приписанный в современной истории уже к Республике Коми, не смог. Занедужил и постриг принимал в своей келье, не в состоянии выйти по немощи в церковь. Остальное вам уже известно.

Впрочем, ещё одна деталь. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь, пережив десятилетия разорения, – в разное время в его стенах располагались коммуна для беспризорников и один из первых лагерей на Коми земле – снова возрождается. Новые послушницы Кылтовского монастыря во главе с игуменьей Стефанией в 1995 г. заселились в разорённую обитель. Обретена главная монастырская святыня – животворящий Крест Господень пустынника Василия Пестерева. Над сестринским корпусом решено воздвигнуть церковь и назвать её в честь основателя обители Афанасия Булычёва. Впрочем, может быть, уже и воздвигли – решению этому уже десять лет…