Год как день

Сквозь границы: Культуролог. альм.: Вып. 2 / Ред. Н. И. Поспелова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. - Вып. 2. - 222 с. ил.

Вышел в свет второй выпуск культурологического альманаха "Сквозь границы" Вятского государственного гуманитарного университета (отзыв на первый номер журнала см. в 3 выпуске альманаха "Герценка").

Первый выпуск был приурочен к десятилетию факультета культурологии, поэтому высказывались опасения об эпизодичности издания. Опасения не оправдались - напротив, научно-публицистический уровень альманаха повысился. Во вступительной статье отмечается, что в фокус внимания попадают такие концептуальные темы, как наука, образование, искусство, художественное краеведение, студенческое творчество. Главной задачей выпуска стал анализ событий, связанных с реализацией в г. Кирове программы "Культурная столица Поволжья - 2002". Девиз программы и название журнала совпадают - "Сквозь границы". Культурологическое родство этих двух феноменов очевидно, поэтому лейтмотивом публикуемых материалов стала "культуростоличная" тема.

Первую рубрику журнала открывает статья Т. Ившиной, исполнительного директора программы, и Г. Муромцевой, координатора программы, посвященная истории, содержанию, ходу и итогам культурного марафона в Кирове. Ретроспективу культурных событий сентябрьско- октябрьских дней дают дайджест-репортажи. Авторы дайджеста - студенты, аспиранты, преподаватели ВГГУ - прекрасно передают атмосферу и ритм происходящего.

Редакция стремилась показать разнообразные оценки и мнения по поводу событий "культурстоличного года". Своими впечатлениями об увиденном на страницах журнала делятся ректор университета В. Данюшенков, заместитель главного редактора КГТРК "Вятка" О. Алтарёва, гостья из Испании Н. Новосильцова, заведующая кафедрой Н. Осипова и декан факультета культурологии ВГГУ Н. Поспелова, главный редактор журнала "Вестник Европы" В. Ярошенко, а также студенты и аспиранты вуза.

Рецензии на инновационные проекты, которые стали победителями в региональном конкурсе грантов, даны в рубрике "Фонд Сороса - Вятке". Одному из проектов посвящена статья искусствоведа Е. Кириченко "Митёк - это звучит гордо". В статье читатель может познакомиться с объединением художников "Митьки", сложившемся в Ленинграде в 1980-х годах. В основе "митьковской концепции" - установка на игру, иронию, карнавал, проявление творческой свободы. В этой связи художники обращаются к примитиву и детскому рисунку. С творчеством "Митьков" кировчане познакомились на выставке "Архетипы", где были представлены 42 живописные работы, фотографии, графика. Автор статьи анализирует не только художественное, но и литературное творчество "Митьков", приводит зрительские отклики на увиденное.

Ярким проектом-победителем явилась постановка Театра на Спасской "Ромео и Джульетта". Театральная рецензия на спектакль представлена в статье Н. Кожиной "Нет пьесы современнее на свете". Читателя увлечёт намеренное столкновение восприятия пьесы зрителями в разные эпохи. Этот подход оправдывает главную идею статьи: "Ромео и Джульетта" - классическая история любви, но, если вглядеться в постановку Александра Клокова, можно увидеть тему одиночества, значительно усиленную современными мотивами. Театралов порадует оценка художественного мастерства режиссера, актеров театра, а также хореографического оформления спектакля (И. Брежнева).

Самым многочисленным по посещаемости из проектов был фестиваль авторской песни "Гринландия". О трёх днях и двух бессонных ночах с бесчисленным количеством песен дает отчет Ю. Игошина в статье "Гринландия: новый век - новые масштабы".

Один из проектов - "Ярмарка библиотечных идей" - был поддержан Фондом Сороса вне конкурса. Рецензия на него дается в статье П. Поповой, где говорится о встрече библиотечных работников России, проблемах провинциальных библиотек и их творческих планах.

Особое внимание заслуживает рубрика "Акценты", где публикуются отклики на события программы "Культурная столица - 2002". Разное отношение к ним, оценки (иногда спорные) дают возможность представить самые разнообразные мнения о событиях культурного марафона.

Драматургической и смысловой кульминацией осеннего марафона "Культурной столицы", событием европейского уровня, по мнению редакции, стали спектакли "Новой драмы". Читателям альманаха предлагается экскурс в творческую лабораторию одного из кумиров фестиваля - драматурга и режиссера Евгения Гришковца.

В рубрике "Наука без границ" дается концептуальный срез дискуссии, состоявшейся на выходе межрегиональной научно-практической конференции "Интеллектуальная элита России XX века: столица и провинция" (25 октября 2002, ВГГУ, кафедра культурологии). "Круглый стол", по сути, завершает "Культурную столицу" и в некотором роде подводит смысловой итог осеннего фестиваля и программы в целом. Участники "круглого стола" (а это ученые и творческая интеллигенция, представители сферы образования и разных ветвей власти, аспиранты и журналисты) высказывают на страницах альманаха удовлетворение состоявшимся разговором. Он, однако, не снимает напряженного противоречия, заложенного в теме дискуссии - "Столица и провинция: интеллектуальный диалог или противостояние?" Наряду с выступлениями отдельных участников "круглого стола" в рубрике публикуются научные статьи заочных участников - видного культуролога, доктора исторических наук, профессора Российского государственного гуманитарного университета Г. Кнабе (Москва), а также переводчика и культуролога, исследователя проблем становления русской интеллигенции Р. Сашиной (Москва). Для современной интеллектуальной элиты настоящим подарком станет статья Кнабе "Культурно-антропологическая идентификация вчера, сегодня и завтра". В ней раскрывается сущность, свойства, эволюция общественно-исторических и культурно-антропологических идентификаций, показано их сегодняшнее состояние. Не менее интересна статья Сашиной о выдающемся критике В. Г. Белинском. Читатель найдет в статье не только анализ его творчества, а также интересные факты из его личной жизни.

В рубрике "Гости" публикуются материалы из шестого номера авторитетного международного журнала "Вестник Европы". Альманах предоставляет "Вестнику Европы" постоянную прописку, следуя принципу открытости границ в культурном пространстве.

Творческим поискам и открытиям студентов факультета культурологии ВГГУ посвящается рубрика "Факультет". Она начинается с ленты времени, которая в хронологическом порядке повествует о важных событиях факультета, затем публикуются литературные материалы студентов.

Программа "Культурная столица" стимулировала идею создания на базе факультета культурологии лаборатории по формированию этической культуры. Ее концепция, а также другие материалы составили основу рубрики "Культурология в образовании".

В рубрике "Старая Вятка" читателям предлагаются краеведческие материалы: "Вятка. Из истории городской думы" (М. Судовиков), "Путь свадебного поезда: передвижения и дорожные конфликты в Вятском крае" (В. Коршунков), "Памятник времени (Вятский Преображенский женский монастырь)" (И. Берова), "Вятские художники в столицах и в Крыму" (Т. Малышева).

В статье историка-краеведа Судовикова дается обзор работы Вятской городской думы с конца XVIII до начала XX вв. по культурному обустройству города. Особое внимание уделяется купцам-думцам - таким, как Я. И. Поскребышев, Я. А. Прозоров, П. П. Клобуков и др.

Интересный культурологический анализ дорожных передвижений на традиционной русской свадьбе даёт Коршунков. Толчком к исследованию послужил этнографический очерк земской учительницы, опубликованный в 1892 г. в "Календаре Вятской губернии". Опираясь на эмпирический материал, историк раскрывает особенности мифологического мышления, характерные для народной культуры.

Об "островке" древности, "Граде Божьем" повествует материал Беровой. Акцент в статье делается на самой крупной постройке Вятского Преображенского женского монастыря - храме "Утоления скорби и печали". Читатель узнает много нового об истории создания этого храма, его убранстве и связи с крупнейшим центром христианства - Афонским скитом, о христианских святынях и культурно-просветительской деятельности монастыря.

Статья искусствоведа Малышевой на основе новых источников прослеживает важные творческие встречи, сыгравшие роль в биографии Н. Хохрякова. Читателю будут интересны хитросплетения различных судеб и событий, которые влияли на становление таланта вятского художника.

В кажущейся разноликости статей редакция пытается преодолеть границы эпох, уловить "времен невидимую связь", удивительную современность событий и людей, отражающихся в историческом зеркале нашей культуры. Читатели журнала почувствуют ту притягательную силу, которая всегда будет манить человека к живительному истоку национального духовного богатства.

Л. Н. Зорина