Главная > Выпуск №4 > О вятской самобытности

О вятской самобытности

Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения вятского региона в 19-20 вв.: (Система жизнеобеспечения). - Киров, 2003. - 563 с.)

Это, без сомнения, интересная и нужная книга. Она необходима как профессионалам - специалистам в области истории и культуры народов мира, так и студентам и школьникам, которые только начинают познавать окружающий многонациональный мир. Предметом исследования является традиционная культура коренного населения Вятского края. Ныне Вятский край - эполиэтническое, поликонфессиональное образование, в этнической истории которого, по мнению автора, большую роль сыграли русские. У русского населения на Вятке сложилась своеобразная культура, которая сочетает северорусские, среднерусские, удмуртские, марийские черты, а также элементы культуры коми и татар, которые вместе с русскими жили в Вятском крае. Этот вариант русской культуры во всем многообразии общих и особенных черт на сегодня слабо изучен, несмотря на то, что в этом направлении этнографических исследований у автора были выдающиеся предшественники: Д. К. Зеленин, Г. С. Маслова, Т. В. Станюкович и др.

И. Ю. Трушкова сосредоточила внимание на культуре жизнеобеспечения. При этом культура жизнеобеспечения такого полиэтничного сообщества, как коренное население Вятского края, рассматривается автором с позиций этнографического энциклопедизма.

Несомненными достоинствами монографии является то, что автор вводит в научный оборот обширную группу новых этнографических полевых материалов, собранных и систематизированных. Такие источники являются самоценными, поскольку это уникальные культурные тексты (если рассматривать культуру с семиотических позиций - вещи, письмена, нарративы как тексты), рассказывающие о вековом историко-культурном опыте населения России. Особый интерес представляет описание этнопсихологического стереотипа вятского крестьянина и роли аскезы в формировании личности крестьянина.

За многие годы плодотворных экспедиционных исследований Трушкова собрала и проанализировала с позиций сравнительного историко-культурного и функционального анализа огромный экспедиционный материал. В основё её систематизаторской деятельности лежали принципы этнологической классификации. Поэтому она обращала особое внимание на описание и анализ особенностей жилищно-поселенческого комплекса, питания и одежды. И эти культурные комплексы она рассмотрела в тесной связи с системой хозяйства, обрядностью, обычаями населения, в которых нашли выражение соционормативная и духовная сферы традиционной культуры.

Будучи сторонницей теории многолинейной эволюции, Трушкова вычленила внутри общей региональной модели восемь этнокультурных паттернов. С её точки зрения, региональная модель культуры впитала в себя традиции русских, "белого монашеского севера", "черного казачьего юга", удмуртов, марийцев, татар, коми, финно-угров. В книге подробно описаны особенности культурного ландшафта и охарактеризованы типичное для этих мест земледельческое хозяйствование, особенности народного экологического мировоззрения, картина мира, особенности миропонимания, комплекс религиозных представлений, обычного права и этнопедагогики. Она показала, что общая модель региональной культуры Вятского региона развивалась во времени. В XIX - начале XX вв. элементы "культуры земледельческой деревни" соседствовали с "фабричной культурой города".

Эта монография ценна не только как исследование, раскрывающее динамику культурных процессов российской глубинки, но и как руководство для формирования в нашем многонациональном обществе толерантных отношений, для разрешения межнациональных кризисов, в недрах которых зреет терроризм.

Трушкова с особым вниманием исследовала "облик" традиционной культуры Вятского региона, менталитет коренного населения. Она пришла к интересному выводу: ценности крестьянского аскетизма, самоконтроля, самоограничения, которые лежат в основе культуры жизнеобеспечения вятских крестьян и о которых пишет автор, перекликаются с принципами "разумного эгоизма", присущими древнеиндийской земледельческой цивилизации. В Древней Индии и вообще в индоевропейской культурной традиции был сходный поведенческий принцип: поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы другие обращались с тобой.

Этот вывод делает книгу Трушковой весьма актуальной, важной и нужной не только для специалиста, но и для очень широкого читателя. Таким читателем может быть и взрослый человек, и подросток. Все мы сегодня задаемся вопросами: в каком обществе мы живем, каковы наши исторические корни, какие ориентиры у нас в будущем? Монография Трушковой дает обширный материал для раздумий и помогает ответить на эти важные вопросы.

Е. А. Окладникова