Главная > Выпуск №4 > Россия и Украина в борьбе за воссоединение. Век XVII

Россия и Украина в борьбе за воссоединение. Век XVII

А. В. Эммаусский

Имя Анатолия Васильевича Эммаусского (1898–1987) – талантливого историка и педагога – известно далеко за пределами Вятского края. Уроженец Подмосковья, ученик таких корифеев науки, как С. Д. Сказкин, С. Б. Веселовский, А. Д. Удальцов, С. В. Бахрушин и других крупных исследователей, он оставался верен однажды избранной профессии до конца жизненного пути. Изучая историю феодальной России, А. В. Эммаусский исследовал большой массив документального материала – летописи, хроники, описания – и сделал ряд интересных открытий. Одно из них – установление точной даты знаменитой битвы на реке Калке. Огромен вклад Анатолия Васильевича в изучение истории Вятско-Камского региона. Его работы – «Вятская земля в период образования Русского государства», «Очерк истории Вятской земли в XVI – начале XVII в.», «Исторический очерк Вятского края XVII–XVIII веков» – вошли в золотой фонд вятской исторической литературы. Высокую оценку научной деятельности А. В. Эммаусского давали многие крупные историки XX в. «Ваши труды по истории нашей страны периода феодализма, – писал А. А. Зимин, – являют собой пример вдумчивого и глубокого отношения к конкретно-историческому материалу и позволяют проследить особенности развития северо-восточных стран и народов России». Весьма интересен личный фонд Анатолия Васильевича, хранящийся в Госархиве Кировской области, где сосредоточено около 300 дел (ГАКО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 1 – 203; Оп. 2. Д. 1–92).

Уже после смерти историка, благодаря усилиям его жены и друга Марии Михайловны, вышли работы «История Вятского края в XII – середине XIX века» (Киров, 1996); «Мстислав Удалой. Из истории Древнерусского государства накануне монголо-татарского завоевания» (Киров, 1998). В преддверии 105-летия со дня рождения А. В. Эммаусского к публикации был подготовлен ещё один его труд – «Борьба украинского народа за своё освобождение от иноземного порабощения и воссоединение с русским народом в едином государстве (1654 г.)». На основе интереснейшего фактографического материала в работе рассказывается о сложном и в то же время судьбоносном пути к единению двух братских народов. Объективность и историзм в изложении материала, глубокий патриотизм – вот основные черты, характеризующие данный труд. Работа над ним велась в середине 1950-х гг., когда отмечалось знаменательное событие – 300-летие со времени вхождения Украины в состав Российского государства. В архиве А. В. Эммаусского хранится рукопись (ГАКО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 11, 96), которая и легла в основу публикации.

Украинский народ является родным братом великого русского народа1. Общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов была древнерусская народность, объединенная еще в IX в. в едином Древнерусском государстве с центром в Киеве, в так называемой Киевской Руси. На протяжении 500 лет древнерусская народность создавала свою высокую и богатую культуру, не уступавшую культуре Западной Европы, а в отдельных проявлениях и отраслях даже превосходившую культуру Запада.

Богатства Древнерусского государства привлекали жадные взоры иноземных поработителей и захватчиков как Западной Европы, так и азиатского Востока. Древнерусскому народу приходилось оборонять свою родную землю от шведских королей, немецких рыцарей, польских панов, венгерских баронов, византийских императоров и от степных кочевников: хазар, печенегов, половцев, монголо-татар. И древнерусский народ в течение полутысячелетия успешно защищал свою независимость и громил иноземных захватчиков. В этой борьбе выковывались единство и дружба древнерусской народности, сложился единый древнерусский язык, единая письменность, общая культура и государственность; установились экономические связи между землями и областями, которые начали преодолевать местную замкнутость, обусловленную существовавшим в то время натуральным хозяйством. Именно в это время, в условиях Древнерусского государства, сложилось великое братство всего восточного славянства, отразившееся в публицистике и литературе IX–XIII вв. в понятиях «русская земля», «русский народ», «русские люди» и т.п. Киевляне и новгородцы, галичане и суздальцы, половчане и рязанцы, говорившие на одном и том же древнерусском языке, считали себя братьями и сознавали свое родство.

Иноземным захватчикам было не под силу одолеть устойчивость древнерусской народности, но Древнерусское государство само распалось в силу внутренних причин. Древняя Русь была феодальной страной. В условиях натурального хозяйства при слабости экономических связей феодализм в дальнейшем своем развитии неизбежно и закономерно приводил к феодальной раздробленности. В середине XII в. на Русь обрушилось страшное нашествие монголо-татарских полчищ, которое опустошило всю страну и установило над русским народом тяжелое многовековое иго. Феодальная раздробленность и политика «разделяй и властвуй», которую проводили татарские ханы, разъединили древнерусскую народность, разорвали ее на части. Впоследствии, когда русские люди оправились от татарского разорения, восстановили производительные силы, двинули дальше свое хозяйство и культуру, в отдельных районах бывшего Древнерусского государства стали складываться братские народности. На северо-востоке, в бассейне верхней Волги и Оки, в бассейне озера Ильмень и в северных лесах, стала формироваться русская, или великорусская народность. На западе, в бассейне Березины и верховьях Западной Двины, стала складываться белорусская народность. В бассейне среднего Днепра, Южного Буга, верхнего Днестра и предгорье Карпат формировалась украинская народность. Украинский и белорусский народы стремились воссоединиться с русским народом, но историческая обстановка XIII–XV вв. не позволила совершиться этому воссоединению.

Еще с середины XIII в. в бассейне Немана стало складываться Литовское государство, которое в первой половине XIV в. окончательно оформилось и превратилось в сильную державу. Литовские феодалы, которых по аналогии с польскими феодалами называли панами, стремясь увеличить свои феодальные владения, повели агрессивную политику по отношению к белорусскому и украинскому народам. В течение XIV в. они захватили все русские княжества, находившиеся в бассейне Западной Двины, Днепра и верхней Оки. Одновременно усилили агрессию и польские паны, которым удалось присвоить Галицию. В 1385 г. Литва и Польша, чтобы отразить наступление со стороны немецких рыцарей, объединились в одну державу на основе династической унии2. Так украинский и белорусский народы попали под власть польско-литовских панов.

Тем временем русский народ начал объединяться вокруг Москвы, преодолевая феодальную раздробленность на основе роста внутренних экономических связей, устанавливающихся между отдельными русскими землями, княжествами и городами в связи с начавшимся общественным разделением труда и возникновением товарного производства и внутреннего рынка. Объединение русского народа было ускорено борьбой против Золотой Орды за свержение монголо-татарского ига и национальную независимость. В процессе объединения русский народ создал свое централизованное государство во главе с Москвой и в 1480 г. окончательно сверг монголо-татарское иго, сокрушив могущество Золотой Орды. Образование Русского централизованного государства чрезвычайно усилило тягу украинского и белорусского народов к воссоединению с русским народом, в связи с чем украинцы, белорусы и находившиеся под властью Литвы западнорусские люди усилили борьбу против литовских и польских панов за присоединение к Русскому государству.

Московское правительство пошло навстречу стремлению народов Украины, Белоруссии и Западной России и в XVI в. начало наступление на Литву с целью освобождения своих братьев от иноземного порабощения. Русскому государству удалось освободить из-под власти литовских князей и панов Смоленскую землю, области в бассейне верхней Оки (так называемые верховские княжества), Черниговскую и Северскую земли и включить их в систему Русского централизованного государства, так что граница России стала в это время проходить в основном по линии Днепра на западе, Десны, Сейма и Донца на юге. В течение нескольких лет в 60–70-х гг. XVI в. Россия держала в своих руках также населенную белорусами Полоцкую землю.

Напуганные успехами России и все усиливающимся движением украинского и белорусского народов за воссоединение с русским народом, литовские и польские феодалы стали стремиться к еще более тесному объединению Литвы и Польши, чтобы общими силами воспрепятствовать этому воссоединению. В 1569 г. они заключили новую унию в г. Люблине под предлогом прекращения царствовавшей в Польше и Литве единой династии Ягеллонов. Согласно Люблинской унии, оба государства объединялись в общую державу под названием Речь Посполитая с единым правительством, армией и финансами. При этом между польскими и литовскими владениями установилась новая граница, по которой все украинские и часть западно-белорусских земель отходили к Польше, так что за литовским княжеством оставались только собственно Литва и Белоруссия.

Объединив свои силы, польско-литовские паны сумели остановить продвижение русских войск в Белоруссии и вернуть себе Полоцкую землю. Воспользовавшись внутренними трудностями, которые переживала Россия в конце XVI – начале XVII в., польско-литовские феодалы при активной поддержке папы римского и католической церкви, стремившейся подчинить своему господству русский, украинский и белорусский народы, развернули новое наступление на Русское государство и начали интервенцию, в которой приняло участие также и Шведское королевство. Поляки захватили Москву, а шведы укрепились в Новгороде. Однако русский народ не мог допустить потери своей независимости. Он поднялся против польско-шведских интервентов и в освободительной войне 1612 г. под руководством выдающихся вождей Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского разгромил захватчиков и освободил от них большую часть Русского государства. Но все же Смоленская и Чернигово-Северская земли остались в руках польско-литовских панов, так что освобожденные от иноземных поработителей за 100 лет до этого восточно-украинские и западнорусские земли вновь оказались под чужеземным гнетом.

Этот гнет особенно усилился на Украине со времени Люблинской унии 1569 г., когда украинские земли перешли от Литвы к Польше. Рассматривая Украину как свое феодальное владение, польские паны стали устанавливать в ней свои порядки. Они захватывали плодородные украинские земли, отнимали у крестьян общинные угодья и обращали их в свои феодальные имения, а крестьян закрепощали и жестоко эксплуатировали, заставляя их работать на панщине и платить оброк, или так называемый чинш. Польские паны захватывали даже земельные владения украинских магнатов и мелких помещиков, так называемых земян. По желанию панов польский король объявил пересмотр прав украинских магнатов и земян на владение землей, требуя представления соответствующих документов. Но так как огромное большинство украинских землевладельцев, владея землей исстари по наследству, таких документов не имело, польский король конфисковывал их имения и передавал польским вельможам вместе с проживавшими в этих имениях крестьянами. В результате к концу XVI в. большая часть украинской земли оказалась в собственности польских панов, а украинское крестьянство превратилось в панских «холопов», т. е. крепостных.

Одновременно польские паны и купцы вели наступление на украинские города. Жившие в городах украинские торговцы и ремесленники облагались непомерными пошлинами и налогами и вытеснялись с местного рынка. Польские же купцы получали от короля всевозможные льготы и привилегии, захватывали украинский рынок и господствовали в украинской торговле и промышленности. Польские вельможи получали в управление украинские города и местечки и хозяйничали в них, обирая местное население и производя всевозможные насилия и беззакония. От этого жители украинских городов, так называемые мещане, разорялись, нищали и попадали в кабалу к польским панам и ростовщикам. Польское правительство установило на Украине и свои политические порядки. Старинные украинские законы и обычаи были отменены, местное украинское управление было ликвидировано. На Украине были введены польские законы, польская администрация, повсюду были расставлены польские гарнизоны и военные отряды. Польское начальство угнетало украинский народ, обирало украинских крестьян, мещан и земян и оставалось безнаказанным, так как польские суды во всем оправдывали поляков и бросали в тюрьмы украинцев, осмелившихся протестовать против злоупотреблений польской администрации и польских панов. Понимая, что формирующаяся украинская народность представляет большую силу, польские поработители стремились денационализировать украинцев, проводя политику полонизации, т. е. ополячивания украинского народа. Они всячески преследовали и третировали украинский язык, культуру, нравы и обычаи, насильственно насаждали на Украине польский язык, польскую письменность и культуру, польские бытовые порядки и обычаи. Они установили гонение и на украинскую православную веру, стараясь обратить украинцев в католичество. В 1596 г. в г. Бресте была установлена уния православной и католической церквей, по которой православная церковь была подчинена папе римскому и польской церковной власти, а в православное вероисповедание вводился ряд католических догматов и обрядов. После введения Брестской церковной унии на Украине стали закрываться православные храмы и монастыри, а на их место стали водворяться униатские, т.е. признавшие Брестскую унию монастыри и церкви. При этом вотчины православных церквей и монастырей переходили польским панам, католическим и униатским церковникам.

Украинский народ терпел порабощение и угнетение не только от польских панов и шляхты, но также много страдал от страшных и опустошительных набегов хищных турецко-татарских ханов. Засевшие в Крыму татарские ханы и беи, являвшиеся вассалами турецкого султана, а также турецкие паши, управлявшие владениями Турции в Северном Причерноморье, почти ежегодно нападали на Украину, опустошая все на своем пути, разрушая города, выжигая деревни, истребляя население, угоняя в рабство украинских людей, в особенности женщин и детей. Захватывались стада скота и все ценное имущество украинского народа. От этих турецко-татарских набегов подрывались производительные силы Украины, хирело сельское хозяйство, глохла промышленность и замирала торговля. Само украинское население численно сокращалось, уничтожаемое турецко-татарскими разбойниками во время набегов или от непосильной работы в турецко-татарской неволе. Польское правительство, занятое военными авантюрами на западе и на востоке Европы, не организовывало обороны южных степных рубежей Украины и не защищало украинский народ от турецко-татарских ханов. Украинскому народу приходилось своими силами защищаться от набегов кочевников.

В борьбе с кочевниками большую помощь украинцам оказывал русский народ, которому также приходилось защищать свои южные земли от набегов турок и крымцев. Громя татарские кочевья и турецкие укрепления, русский народ ослаблял Крымское ханство и тем самым предотвращал новые набеги ханов на русские и украинские земли. Нередко вместе с русскими войсками ходили на татар и турок украинские отряды. В совместной борьбе против турецко-татарских хищников крепла дружба украинского и русского народов. Еще больше усиливалось тяготение украинцев к воссоединению с Русским государством.

Угнетаемый польской шляхтой, разоряемый турецко-татарскими ханами, испытывая гонения со стороны римско-католической церкви, украинский народ поднимался на освободительную борьбу со своими угнетателями и поработителями, находя в этой борьбе поддержку только у братского русского народа. Оплотом в борьбе против всех врагов Украины было днепровское казачество. Украинское казачество возникло еще в XVI в., когда украинцы стали заселять южные степи, ставить там свои хутора и села. Чтобы отражать частые набеги крымских татар, украинские новоселы обзавелись оружием и боевыми конями, организовали свои воинские отряды, полки и сотни и превратились в особый слой украинского народа, обладавший свободой и местным самоуправлением и получивший название казаков, т. е. вольных людей. Ряды казачества быстро пополнялись за счет беглых крестьян и мещан, которые бросали свои села и уходили в казаки, чтобы избавиться от непосильного гнета польско-литовских панов и своих украинских магнатов-крепостников. Приток беглых в казацкие волости особенно усилился после Люблинской унии 1569 г., по которой, как мы видели, Украина окончательно попала в руки польских поработителей. За днепровскими порогами на недоступном острове Хортице украинские казаки создали свой укрепленный центр – Запорожскую Сечь. Здесь жили не все украинские казаки, а только те, кто посвящал свою жизнь борьбе с турецко-татарскими ханами и польской шляхтой. Остальные казаки жили в хуторах со своими семьями и, в отличие от запорожских казаков, назывались волостными. Запорожцы составляли военную общину, так называемый кош. Верховная власть в Сечи принадлежала Кошевой Раде. Для повседневного руководства Рада выбирала кошевого атамана, есаула, писаря и судью. Кош делился на несколько полков или куреней, во главе которых стояли куренные атаманы. Количество куреней было различно. В мирное время их было немного, во время войн с Речью Посполитой, Крымским ханством и Турцией куреней было значительно больше – несколько десятков. В этих случаях к запорожским куреням присоединялись и волостные казаки. На общеказацкой раде выбирался военный предводитель – гетман.

Польское правительство и польские паны ненавидели казаков, но не имели силы покорить их и закабалить подобно украинским крестьянам. Они решили использовать казачество в своих интересах, и с этой целью стали во второй половине XVI в. вербовать казаков на коронную службу, наделяя за это землей и жалованьем. Служилые казаки записывались в особые реестры и поэтому получили название реестровых. Количество реестровых казаков в начале XVII в. доходило до 6 тыс., но в реестр попадали далеко не все. Большинство оставалось в составе нерегулярного казачества. По своему имущественному положению украинское казачество было неоднородным. Среди казаков выделялась зажиточная верхушка, получившая название старшины, так как обычно из рядов этой зажиточной верхушки выбирались атаманы, сотники и прочие старшие чины, командовавшие казацкими подразделениями. Старшинские казаки имели землю, хутора, табуны лошадей, стада скота и вели широкое хозяйство, в котором работали батраки, часто из числа казацкой бедноты. К старшинским казакам примыкали и реестровые казаки, владевшие земельными участками и ведущие свое самостоятельное хозяйство. Однако, поскольку польские феодалы также нетерпимо относились к старшине, как и к рядовым казакам и крестьянам, и всячески нарушали их права, реестрово-старшинское казачество активно выступало против польского гнета вместе со всем украинским народом, но во время этих выступлений оно часто, при первых неудачах, спешило пойти на соглашения с польским правительством, стремясь получить от него уступки в свою пользу. Но трудящиеся массы отвергали эту политику «угодовства», как они называли соглашательство казацкой верхушки, и продолжали борьбу против польского гнета.

Борьба украинского народа за свое освобождение от иноземного порабощения с особой силой разгорелась в конце XVI – первой половины XVII в., когда одно за другим поднимались массовые восстания украинских крестьян и казаков против польской шляхты. В 1591–1593 гг. развернулось большое восстание под предводительством Криштофа Косинского3, в 1594–1596 гг. вспыхнуло еще более сильное восстание Северина Наливайки, охватившее не только Украину, но и ряд районов Белоруссии. Однако эти восстания не были всеобщими, и польским коронным войскам удалось подавить украинских крестьян и казаков. Старшинско-реестровое казачество пошло на соглашение с польским правительством и добилось некоторых уступок в пользу имущих классов Украины: был увеличен казацкий реестр, введено местное самоуправление на Украине, узаконена должность атаманского гетмана, которым стал представитель старшины Сагайдачный и т.п.

Но польская шляхта недолго мирилась с частичной автономией Украины и в 20-х гг. XVII в. начала новое наступление на украинские земли и права, что вызвало новое антипольское движение на Украине. В 1625 г. началось большое восстание украинцев против Речи Посполитой, но оно проходило неудачно и было подавлено. Польское правительство, торжествуя победу, навязывало казакам так называемые «Куруковские статьи», которые сильно сократили казачий реестр и урезали право самоуправления казаков4. В 1630 г. вспыхнуло новое восстание украинского народа под предводительством Тараса Федоровича, выведенного великим русским писателем Гоголем под именем Тараса Бульбы в одноименной повести. Как и все предшествующие украинские восстания, это восстание 1630 г. проходило при помощи русского народа, в частности, русских крестьян и донских казаков. Но Тарас Федорович впервые официально обратился к русскому правительству за поддержкой и просил царя Михаила Романова принять Украину в состав России. Однако царское правительство, сравнительно недавно оправившись от польско-шведской интервенции, медлило с ответом и выступило уже поздно, когда польским карательным отрядам удалось подавить восстание на Украине. Завязавшаяся русско-польская война 1632–1634 гг., так называемая Смоленская война, окончилась безрезультатно и Украина, а также Смоленская земля остались за Речью Посполитой.

Неудовлетворенный результатами Смоленской войны украинский народ в 1635 г. вновь поднялся на борьбу против панско-шляхетского гнета. В течение 1635–1638 гг. проходит ряд восстаний крестьян и казаков под руководством Сулимы (1635 г.), Павлюка (1637 г.)5, Гуни и Остраницы (1638 г.)6, но эти восстания также не охватили всю Украину и были подавлены. Многие из восставших украинцев бежали в Россию, где они нашли себе убежище и братскую помощь со стороны русского народа. Ушедшие от польского ига украинцы стали селиться в бассейне Донца, где вскоре появился ряд украинских городов (Чугуев, Харьков и др.). Рассвирепевшие паны издали в 1638 г. так называемую «Ординацию», по которой на Украине вводился военно-полицейский режим и ликвидировались последние остатки украинского самоуправления7. Наступила особенно тяжелая полоса в истории Украины. Польские паны, чиновники и солдаты (жолнеры) бесчинствовали в стране, грабя ее и заливая кровью украинскую землю. Никто на Украине, кроме предавшихся на сторону поляков магнатов и униатских попов, не чувствовал себя в безопасности. Чаша терпения народа переполнилась, гнев народа нарастал, и в 1648 г. началось новое, самое мощное и всеобщее восстание украинского народа против иноземных поработителей, проходившее под руководством выдающегося государственного деятеля и полководца Украины Богдана Хмельницкого.

В апреле 1648 г. восставшие массы крестьян и казаков, свыше 8000 человек, выступили из Запорожской Сечи и начали справедливую войну за освобождение Украины из-под гнета панско-шляхетской Польши. Это была подлинная народная армия, состоявшая в подавляющем большинстве из крестьян, городской бедноты и казацкой сиромы, как называли малоимущих казаков. Все они в свое время бежали в Запорожскую Сечь от насилия и террора польских феодалов в годы действия Ординации 1638 г. на Украине и теперь приняли активное участие в восстании. Польское правительство направило против украинской народной армии крупный отряд коронных войск. 6 мая 1648 г. произошло первое сражение украинцев с поляками на р. Желтые Воды (приток р. Ингулец) близ современной Александрии, в Кировоградской области. Сражение закончилось полным разгромом польских войск и захватом в плен большей части польских командиров. Одержав победу на Желтых Водах, народная армия двинулась к Корсуни, где были сосредоточены главные силы польской армии во главе с гетманом «Потоцким» Калиновским. Здесь 16 мая 1648 г. произошло второе крупное сражение, в котором польская армия была разбита и оба гетмана попали в плен к украинцам.

Желтоводская и Корсунская победы над поляками послужили сигналом к народному восстанию на территории всей Украины. Повсюду восставали крестьяне и мещане, захватывали в свои руки панские замки и земли и расправлялись с польскими помещиками, арендаторами и чиновниками. Восставшие крестьяне организовывали боевые отряды, так называемые «загоны», и выдвигали своих предводителей, многие из которых оказались весьма талантливыми полководцами. Особенно удачно действовали загоны Максима Кривоноса, Ивана Богуна, Данила Нечая и других. Они нападали на польские гарнизоны, уничтожали их или заставляли поспешно бежать в Польшу. Они выступали в сражении даже с крупными силами, собранными польскими магнатами из своих вассалов и гайдуков, и разбивали их. Многие крестьянские загоны  шли к Богдану Хмельницкому и вливались в его народную армию. Восстание перебросилось в Белоруссию, где также формировались крестьянские загоны, выдвинувшие ряд предводителей, вроде Небабы, Кривошапки и др. Угнетенное крестьянство становилось главной движущей силой освободительной войны против панско-шляхетской Польши.
Громя польских поработителей, народ в то же время требовал воссоединения с Россией. Богдан Хмельницкий, выражая это горячее стремление украинского народа к тесному союзу с русским народом, сразу после Корсунской победы обратился в Москву к правительству царя Алексея Михайловича с большим посланием, в котором Хмельницкий просил царя прислать военную помощь и выражал желание присоединить Украину к России. Но московское правительство не было готово к войне с Речью Посполитой, которая неминуемо должна была начаться, если бы русское правительство приняло предложение о присоединении Украины. Поэтому царское правительство не торопилось с ответом Хмельницкому, внимательно следило за событиями на Украине и постепенно подготавливало силы для предстоящей войны с Польшей за Украину. Однако русское правительство не препятствовало русским людям оказывать помощь украинскому народу и само посылало Богдану Хмельницкому под видом подарков материальные средства для борьбы с Польшей. Кроме того, русское правительство разрешило покупать в России хлеб, соль и другие продукты, а также предоставило украинским купцам право беспошлинной торговли в русских городах. Народные массы России, памятуя о своем родстве и братстве с украинским народом, с самого начала освободительной войны на Украине оказывали всемерную поддержку и помощь украинцам. Многие русские люди, в частности, из числа донских казаков, шли на Украину и вступали в ряды народной армии для борьбы с польскими захватчиками. Активное участие в войне с поляками приняли трудящиеся массы Смоленской и Черниговской земель, находившихся под властью Речи Посполитой со времени польской интервенции начала XVII в.

Народное движение на Украине всколыхнуло также крестьянские массы в самой Польше. Польские крестьяне также сильно страдали от гнета. Будучи крепостными, они обязаны были выполнять панщину и платить чинш землевладельцам, а также уплачивать налоги государству и вносить десятину, т.е. десятую часть дохода от своего хозяйства в пользу католической церкви. Угнетаемые своими феодалами польские крестьяне, а также городская беднота часто поднимались на восстания, которые, однако, свирепо подавлялись польско-шляхетской властью. Когда украинский народ начал освободительную войну с панской Польшей, польский народ полностью сочувствовал украинцам и сам выступил против панов и шляхты. В центре Речи Посполитой, под самой Варшавой, польские крестьяне организовали ряд вооруженных отрядов, которые нападали на панские замки и громили их. В Варшаве поднялась городская беднота, среди которой возник заговор с целью поддержки борьбы украинских, белорусских и польских крестьян с феодальным гнетом. Несколько позднее в Малой Польше вспыхнуло крупное крестьянское восстание, во главе которого стоял Костка Наперский. Повстанческие отряды доходили до самого Кракова и установили связи с украинскими загонами. Богдан Хмельницкий вошел в сношения с Косткой Наперским и оказывал ему материальную помощь. Все это говорит о том, что борьба украинского народа против польской шляхты находила широкий отклик и сочувствие среди польского крестьянства, страдавшего от гнета польских феодалов. Однако польское движение было зверски подавлено карательными отрядами, присланными королем и краковским епископом. Напуганное размахом народного движения на Украине и в самой Польше, правительство Речи Посполитой начало переговоры с Богданом Хмельницким о заключении мира. Но эти переговоры нужны были панам только для того, чтобы выиграть время и собрать большое войско для наступления на Украину. Осенью 1648 г. польское правительство прервало переговоры с Хмельницким и возобновило войну. Огромное шестидесятитысячное польское войско двинулась на Украину. Народная армия Хмельницкого с присоединившимся к ней большим отрядом Максима Кривоноса выступила навстречу. Сражение произошло 13 сентября 1648 г. под Пилявцами и было ожесточённым. Оно закончилось полным поражением польских войск и бегством их остатков на запад. В руки победителей достался обоз с большим количеством ценностей.

Пилявецкая победа открыла украинцам путь на Варшаву. Богдан Хмельницкий двинулся на важнейший центр Западной Украины город Львов и осадил его, но потом снял осаду и пошел по дороге через Замостье и Люблин на Варшаву. Польское правительство, не надеясь отразить наступление украинской народной армии, вновь вступило в переговоры с Хмельницким. Окружавшая гетмана казацкая старшина, верная своей политике соглашения с панско-шляхетской Польшей, также настаивала на приостановке военных действий, хотя украинский народ требовал немедленного похода на польскую столицу. На этот раз Хмельницкий склонился на сторону старшины и от Замостья повернул обратно на Украину. В конце декабря 1648 г. он торжественно вступил в Киев, восторженно встречаемый украинским народом. В январе 1649 г. Хмельницкий отправил в Москву новое посольство с просьбой ускорить разрешение вопроса о воссоединении  Украины с Россией. В то же время и польское правительство обратилось к царю с просьбой помочь ему в подавлении украинского освободительного движения. Алексей Михайлович наотрез отказался помогать польским панам покорять и порабощать Украину и в апреле 1649 г. отправил своё посольство во главе с Унковским к Хмельницкому с сообщением об отказе польским панам в помощи и о своем доброжелательном отношении к Украине. Но и на этот раз из-за неподготовленности к войне царь не давал прямого ответа на вопрос о присоединении Украины к России.

Тем временем польское правительство собрало новую армию и весной 1649 г. возобновило войну против Украины. Народная армия опять двинулась навстречу врагам и вновь добилась блестящей победы. Значительная часть польских войск была осаждена в г. Збараже в конце июня 1649 г. и вынуждена была капитулировать. Спешившая на помощь Збаражу главная польская армия в начале августа была окружена Хмельницким под Зборовым и неминуемо была бы раздавлена украинскими силами, но король Ян-Казимир, находившийся при армии, поспешил предложить Хмельницкому мир8. 8 августа 1649 г. был заключен Зборовский договор, завершивший первый этап освободительной войны украинского народа. По Зборовскому договору Украина в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводства становилась автономной страной, оставаясь, однако, под властью Речи Посполитой. Во главе Украины становился гетман, избираемый Украинской Радой и утверждаемый королем. Под руководством гетмана на Украине устанавливалось местное самоуправление. Контингент реестровых казаков устанавливался в 40 тыс. человек. Православная церковь получила право свободного вероисповедания, а киевский митрополит вводился в состав польского Сената. Преимущества католической и униатской церквей отменялись. Польские войска и чиновники выводились с территории Украины. Однако феодальное землевладение и крепостное право на Украине не менялись.

Зборовский договор не мог удовлетворить широкие народные массы Украины. Прежде всего не все украинские земли получили автономию. За пределами гетманства оставались Галиция, Волынь и Подолия. Далее только 40 тыс. казаков реестровались и получали землю и личную свободу. Остальные крестьяне и казацкая сирома должны были вернуться под феодально-крепостнический гнет. Польские паны и шляхтичи возвращались обратно в свои украинские поместья и вновь начинали гонять украинских «холопов» на панщину и выжимали из них чинш. Между тем народные массы поднимались на борьбу с панской Польшей, выступали также и против социального гнета феодалов-крепостников. Поэтому украинский народ не мог принять Зборовского статуса и продолжал борьбу против польских панов и своих украинских магнатов и старшины.

Польское правительство решило воспользоваться внутренней борьбой на Украине и, собрав многочисленное войско, без объявления войны начало наступление на Украину в конце 1650 г. Богдан Хмельницкий спешно стал собирать народную армию. Украинское крестьянство, забыв о внутренних противоречиях, вновь поднялось на борьбу с польскими поработителями по первому зову своего вождя. Хмельницкий выступил навстречу полякам, но войско у него было все же в несколько раз слабее польской армии. Первые боевые операции прошли с переменным успехом. Полякам удалось ночью окружить казацко-крестьянский загон Нечая у местечка Красное и, несмотря на упорное сопротивление нечаевцев, уничтожить его. Сам Нечай погиб в этой битве, но в другом сражении у Винницы загон Богуна наголову разбил крупный отряд польских войск. Генеральное сражение произошло 18–20 июля 1651 г. под местечком Берестечко. Хотя в этом сражении украинские крестьяне и казаки бились с невиданным упорством и мужеством, полякам все же удалось одержать победу. У Хмельницкого не было резервов, и он вынужден был заключить мир с Польшей.

Мир был подписан 18 сентября 1651 г. в г. Белая Церковь. Он был чрезвычайно невыгоден для Украины. По Белоцерковскому договору казачий реестр сокращался до 20 тыс. человек. Казаки могли проживать только в Киевском воеводстве. В Черниговском и Брацлавском воеводствах вводились коронные войска. Гетман лишился права вести самостоятельные внешние сношения. Польским панам немедленно возвращались все их владения на Украине и крепостные крестьяне. Конечно, такой договор не мог удовлетворить народные массы. Часть крестьян и казаков, отчаявшись добиться победы над панами, ушла в пределы России и поселилась на территории Харьковщины, которая с тех пор получила название Слободской Украины. Другая часть крестьян и казаков продолжала своими силами бороться против польских панов и жолнеров.

Белоцерковский мир был явно непрочен9. Сознавая это, Богдан Хмельницкий исподволь копил силы. Действительно, освободительная война вновь разгорелась с весны 1652 г. и шла с переменным успехом. В мае украинскому войску под командованием сына Хмельницкого Тимофея удалось в двухдневном сражении у местечка Батог на берегу Южного Буга разбить польское войско гетмана Калиновского, причем поляки и служившие в польском войске немецкие наемники были поголовно уничтожены украинцами. Сам гетман Калиновский был убит в этом бою. Но осенью 1653 г., когда войска Богдана Хмельницкого окружили главное польское войско у местечка Жванцы (около Каменец-Подольска) и нанесли полякам сильный удар, крымский хан, подкупленный польским правительством, помешал украинцам развить успех. Находясь в войске Хмельницкого со своим татарским отрядом в качестве союзника, хан заключил сепаратный мир с поляками и покинул позиции, что заставило Хмельницкого также заключить перемирие и отойти на свою территорию. В этих условиях стало совершенно очевидно, что одной Украине без активной помощи со стороны России не добиться окончательной победы над панской Польшей.

Тем временем переговоры Богдана Хмельницкого с царским правительством не прекращались. Обе стороны обменивались посольствами, но окончательного ответа царское правительство не давало, считая момент для себя неблагоприятным. После Белоцерковского договора гетман стал особенно настойчиво добиваться царского согласия на воссоединение Украины с Россией. Видя, что Украине угрожает опасность полностью попасть под власть польских панов, Алексей Михайлович осенью 1653 г. собрал большой Земский Собор, чтобы решить вопрос об Украине. Земский Собор не являлся, конечно, представительным органом всего русского народа, но все же он был авторитетным собранием выборных людей от боярства, дворянства, духовенства, купечества и посадских людей. 1 октября 1653 г. на Земском Соборе было вынесено историческое решение о принятии Украины в подданство Русского государства10. Алексей Михайлович утвердил это решение и отправил на Украину полномочное посольство во главе с боярином Бутурлиным.

Богдан Хмельницкий собрал в г. Переяславле Украинскую Раду 8 (18) января 1654 г. Переяславская Рада была открыта речью Хмельницкого, в которой гетман призывал украинцев перейти в подданство Русскому государству. В ответ на речь Хмельницкого раздался единодушный восторженный крик всей Рады: «Волим под царя восточного!». Гетман спросил: «Вси чи так соизволяете?» – «Вси!» – подтвердила Рада. Так было вынесено знаменитое решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией11.

По «Переяславским статьям», Украина становилась автономной страной во главе с гетманом, избираемым Украинской Радой и утвержденным царем. Гетман имел свой аппарат управления и мог вести самостоятельную внешнюю политику, не имея права лишь заключать союзы с Речью Посполитой и Крымским ханством. Украине также предоставлялось право иметь выборное самоуправление на местах. Количество реестровых казаков определялось в 60 тыс. человек. Все они получали землю и денежное жалованье (фактически Богдан Хмельницкий зареестровал около 100 тыс. казаков). Господствующей церковью на Украине становилась Православная украинская церковь, причем Киевская митрополия входила в состав Московской патриархии. Русское правительство не вмешивалось во внутренние дела Украины и посылало лишь своего воеводу в Киев для наблюдения и согласования дел с гетмановским правительством. Эти условия были чрезвычайно выгодны для украинского народа, хотя феодальное землевладение и феодальная повинность крестьян сохранялись.

С 1654 г. началась война России в союзе с Украиной против Польши за освобождение украинского народа. Эта война тянулась 13 лет и была очень тяжелой как для Украины, так и для России. В войну вмешался целый ряд государств: Швеция, Бранденбургское курфюршество (будущее Прусское королевство), Дания, Австрия, Трансильвания, Крымское ханство и Турция. Причем Швеция, Крым и Турция угрожали как Украине и России, так и Речи Посполитой. Это обстоятельство толкнуло Польшу и Русское государство на примирение. В 1667 г. в местечке Андрусово (недалеко от Смоленска) было подписано перемирие, по которому к России переходили Смоленская и Чернигово-Северская земли, вся Левобережная Украина и г. Киев с его округой на Правобережье. Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией. Поэтому правобережные украинцы, так же как и белорусы, продолжали вести упорную борьбу против панско-шляхетской Польши, и в этой борьбе они получали поддержку и помощь со стороны русского народа. Вопрос об Украине окончательно решился лишь в конце XVIII в., когда произошел полный распад Речи Посполитой, закончившийся так называемыми разделами Польши. В этих разделах принимали участие Россия, Пруссия и Австрия. По первому разделу в 1772 г. к России отошла восточная часть Белоруссии (земли Полоцкая, Витебская и Могилевская), Австрия получила украинскую землю Галицию, Пруссия захватила польские земли и низовья Вислы. По второму разделу 1793 г. к России отошла центральная и западная Белоруссия с г. Минском и Правобережная Украина (Волынь, Подолия, Брацлавщина). Пруссия захватила западные польские земли (Познань). Наконец, по третьему разделу 1795 г. Речь Посполитая перестала существовать как государство. К России отошли Литва, Курляндия и западные районы Украины. Пруссия захватила центральную Польшу с Краковым и Люблиным. Благодаря разделам Польши вся Украина, за исключением Галиции, окончательно объединилась и воссоединилась с Россией.

Объединение двух великих славянских народов имело для них прогрессивное значение. Украина и Россия избрали единственно правильный путь для совместной борьбы против всех внешних врагов и для своего дальнейшего политического, экономического и культурного развития12.

Примечания

1. В 1950-е годы, когда отмечалось 300-летие со времени вхождения Украины в состав Русского государства, по данной тематике вышло несколько фундаментальных трудов (см., напр.: Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954: Сб. ст. / Редкол.: А. И. Баранович и др. – М., 1954; Воссоединение Украины с Россией: Док. и материалы: В 3 т. / Редкол.: П. П. Гудзенко и др. – М., 1953–1954.), к которым А. В. Эммаусский проявил немалый интерес и которые использовались им при написании этой работы.
2. Уния была подписана в селении Крево и поэтому она называлась Кревской.
3. К. Косинский обращался к русскому правительству с просьбой о принятии запорожских казаков в российское подданство. Жизнь Косинского закончилась трагично, он погиб в бою. Впоследствии, в 1620 г., с просьбой о принятии Войска Запорожского в русское подданство обращался и гетман Петр Сагайдачный.
4. Куруковский договор 1625 г. ещё более усилил антишляхетские настроения и обострил отношения между нереестровыми и реестровыми казаками.
5. Павлюк – Павло Бут, или Павло Михнович, был гетманом запорожским; его план заключался в объединении с донскими казаками, а затем – в признании власти московского царя.
6. Остраница – Яцко Острянин, гетман запорожский; в 1638 г. переселился на территорию Слободской Украины.
7. Воссоединение Украины с Россией: Док. и материалы: В 3 т. Т. 1. № 149.
8. Там же. Т. 2. № 107, 114.
9. Там же. Т. 3. № 60.
10. Там же. Т. 3. № 197.
11. Там же. Т. 3. № 199, 203, 205, 224, 225, 226, 238.
12. Работа публикуется в сокращении. В оригинале автор прослеживает историю Украины и в советский период.

Публикацию подготовили М. М. Эммаусская, М. С. Судовиков, примечания М. С. Судовикова.