Главная > Выпуск №4 > Загадки Феодоровской церкви

Загадки Феодоровской церкви

Н. В. Пересторонин

Этой красивой, из красного кирпича церкви на берегу реки Вятки нет с начала шестидесятых годов разрушительного XX в. Единственное, что удалось восстановить пока, это некоторые даты из её загадочной, покрытой пеленой времени истории.

14 июня 1915 г. владыкой Никандром была совершена закладка нового храма на улице Морозовской – значит, 17 июня 2005 г. можно будет отмечать 90 лет со дня закладки Феодоровской церкви, которую в народе называли еще Романовской или Царевской, Красной на Горке. 15 ноября 1915 г. состоялось уже освящение нижнего, или пещерного Романовского храма во имя Феодоровской иконы Божьей Матери, наиболее почитаемой в царственном роде Романовых. Значит, 28 ноября 2005 г. можно будет отмечать 90-летие со дня и этого события. А 5 мая 1918 г. владыка Никандр писал на прошении: «Дай нам Бог поскорее освятить верхний храм Феодоровской церкви...» Выходит, и эта дата есть где-то в не открывшихся ещё исследователям документах...

Детская память подробна и возвращает золото иконостаса, невесомые руки, поднимающие к чаше, терпкое вино причастия, светящиеся в необъятном, немножко сумеречном пространстве пылинки. Я называю это первым православным воспоминанием, но нет у него точной даты – так давно это было, что не осталось других свидетелей.

Построенная в начале XX в., Феодоровская церковь словно вобрала в себя все странности и противоречия этого века. До того как взорвать, её дважды закрывали. Правда, и открывали дважды. В первый раз, когда построили и освятили, во второй раз в сорок шестом году, сразу после победы в Великой Отечественной. Бог любит троицу, но третьего открытия в XX в. дождаться было не суждено. И даже речи о её восстановлении никогда не возникало на противоречивом, странном этом веку. Только однажды, после покаянного молебна на месте снесённого храма кто-то из бывших его прихожан спросил: «А будут ли восстанавливать Феодоровскую церковь?» «Место свободно», – только и ответил А. Г. Балыбердин, тогда главный специалист администрации области по вопросам законодательства о свободе совести, а ныне секретарь Вятской епархии отец Александр, один из создателей прихода восстанавливаемого ныне храма.

Одно из самых главных противоречий состоит в том, что, сохранив буквально по дням все этапы борьбы за снос храма во имя реконструкции набережной при участии Кировского городского совета депутатов трудящихся, облисполкома, момент утраты круглой печати Феодоровской церкви при перевозке церковной утвари и факт препровождения в отделение милиции углового штампа для его уничтожения ввиду закрытия церкви, многочисленные ведомости по выдаче невеликой зарплаты причту, певчим и служащим, протоколы собраний церковной «двадцатки», Государственный архив Кировской области, архив Вятской епархии не могли предложить материалов о дате закладки церкви, моменте её освящения, первых попечителях и благотворителях, строителях и настоятелях. Преобладали как бы разрушительные мотивы, больше говорилось о том, что церковь была закрыта в 1962 г., взорвана в 1963-м...

Впрочем, первую дату, касающуюся созидательного момента, я нашёл, открыв предоставленное ГАКО дело «О снятии с регистрации религиозного общества Феодоровской церкви г. Кирова и передаче здания церкви горкомхозу в связи с реконструкцией набережной города». Выписка из протокола заседания совета по делам Русской православной церкви при СНК Совмина СССР датирована 1 апреля 1946 г. и удовлетворяла ходатайство группы верующих об открытии в г. Кирове Феодоровской церкви, закрытой в 1930 г.: «Вопрос об открытии второй по счету церкви в г. Кирове несколько раз ставился верующими ввиду того, что действующая Серафимовская очень небольшая по вместимости, не удовлетворяет нужды верующих, наблюдается переполнение... Здание Феодоровской церкви построено в 1916 году. Каменное, двухэтажное, внешне вполне сохранило свой церковный вид. Церковь была закрыта ввиду того, что в ней размещались воинские склады. В настоящее время церковь ничем не занята...»

Запомним дату – 1916 г. Она ничем не подтверждена, но и не опровергнута. Но именно она служила ориентиром в поиске недостающих сведений о времени рождения Феодоровской церкви.

5 июня 1915 г. газета «Вятская речь» в заметке «Постройка нового приходского храма в г. Вятке» сообщает: «В 1-ой части г. Вятки на Морозовской улице на берегу реки Вятки началась постройка нового каменного храма.

Преосвященный Никандр по приезде на Вятскую кафедру обратил серьёзное внимание на отсутствие храма в северной и южной части г. Вятки... Городская дума по ходатайству Преосвященного Никандра уступила места в северной и южной части города под постройку храмов и первой началась постройка храма в северной части города.

Преосвященный Никандр внёс первую лепту на это Святое дело, выделив из своих личных средств тысячу рублей».

Был организован и утверждён Строительный комитет: П. Н. Шкляев (председатель), О. А. Танаевский (товарищ председателя), члены комитета И. А. Чарушин, А. А. Истомин, А. В. Румянцев, П. А. Шильников, Ф. А. Ездаков, В. М. Хлебников, П. А. Кирьяков...

А 16 июня в заметке «На закладке храма» та же «Вятская речь» сообщает: «В воскресенье, 14 сего июня, в северной части г. Вятки, вблизи 3-й пожарной части на берегу реки совершена закладка нового каменного храма в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иосифа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др. По этому случаю в Предтеченской церкви г. Вятки литургию совершил Преосвященный Никандр, епископ Вятский и Слободской, пение исполнялось сонмом священников и всеми молящимися в храме.

По окончании литургии из церкви торжественно состоялся на место закладки нового храма крестный ход с хоругвями, со св. иконами и духовенством... Крестный ход шествовал по Царевской улице с пением. Вся площадь на берегу реки, где строится новый храм, была покрыта народом. Ясный солнечный день благоприятствовал торжеству.

Преосвященный Никандр, по освящении воды и елея, водрузил крест на приготовленном столе для престола. Затем совершена была и самая закладка храма. На закладке присутствовал г. начальник губернии.

Новый храм будет двухпрестольным, один придел (престол) в нижнем храме будет называться пещерным».

«Редкое для Вятки торжество и участие в нем многочисленного духовенства, – дополняли картину события «Вятские епархиальные ведомости» за 18 июня 1915 г., – собрало к месту закладки множество народа. Новый храм строится в память 300-летия дома Романовых. Место для него выбрано весьма удачно. Расположенный на весьма высоком берегу р. Вятки (близ арестантских рот), он будет виден на десяток вёрст кругом. В то же время он удовлетворит давно назревшую потребность в храме на северной окраине г. Вятки, доселе храма лишённой».

Тройное название церкви, построенной на берегу реки Вятки, объясняется ещё и тем, что нижний её храм, названный пещерным, вскоре после начала строительства был освящён во имя Феодоровской иконы Божьей Матери, той самой, которой в Ипатьевском монастыре в 1616 г. был благословлен на царство Михаил Романов. 17 ноября все того же 1915 г. газета «Вятская речь» так писала об освящении вятского храма: «В воскресение 15 ноября совершено торжественное освящение вновь построенного на берегу р. Вятки пещерного храма в честь чудотворной иконы Божьей Матери Феодоровской. Накануне торжества в новом храме была совершена архиерейским служением всенощная и литургия. Освящение храма совершил Преосвященный Никандр».

Уже в первой половине 1916 г. храм, который стали называть Романовским, жил полной жизнью. Вятские газеты сообщали об этом, не вдаваясь в подробности, вся ли это церковь, включая верхний и нижний храмы, именуется Романовской или нижний так и остается Феодоровской церковью, тогда как верхний, момент освящения которого просмотрен, именуется уже Романовским...

Впрочем, две заметки вятской прессы какую-то ясность всё-таки вносят. 4 февраля 1916 г. газета «Вятская речь» сообщает: «В Романовском пещерном храме на Морозовской улице 5 сего февраля по случаю храмового праздника в честь преподобного Феодосия Черниговского будет совершена в 8 часов утра литургия, а накануне в 3 1/2 часа дня молебен с чтением акафиста и в 5 всенощное бдение». 13 марта 1916 г. она же извещает: «В Романовском храме на Морозовской улице по случаю престольного праздника в честь Феодоровской иконы Божьей Матери 14 сего марта имеет быть совершена в 8 часов утра Божественная литургия».

«Разная переписка финансового порядка, акты ревизионных комиссий, протоколы собраний верующих, перепиcка с финорганами, справки о зарплате, адреса сотрудников и прочая переписка» – такое длинное название у посвящённых Феодоровской церкви томов, хранящихся в Епархиальном архиве. Но в них документы 1958–1962 гг., которые никак не могут прояснить загадку освящения приделов верхнего храма. И всё-таки нельзя сказать, что поиски точной даты освящения престолов верхнего храма Феодоровской церкви ни к чему не привели. Ещё одну дату, не менее значительную в её истории, содержит хроникальная заметка из «Вятской речи» за 1 октября 1916 г.: «В Романовском пещерном храме на берегу реки Вятки по Морозовской улице по случаю праздника Анны Кашинской и открытия самостоятельного прихода 2 сего октября имеет быть совершена Преосвященным Никандром Божественная литургия». По случаю сего высокоторжественного дня было перенесено на 4 октября в Успенский собор Трифонова монастыря поминовение протоиерея М. Н. Добрынина, скончавшегося год назад.

Феодоровская церковь, построенная по проекту архитектора И. А. Чарушина, не единственная из построенных в начале XX в. Есть Свято-Серафимовская, построенная в 1907 г., другие, не менее, может быть, знаменитые. И в числе тех, что были снесены на этом разрушительном веку, она не первая. Вспомним Сретенскую, что стояла в Александровском саду, Владимирскую, на месте которой стоит кинотеатр «Октябрь», Александро-Невский собор, наконец.

Но приходил в Герценку и в газетах старого времени нашёл самые крохотные заметки о Феодоровской церкви. А в Епархиальном и Государственном архивах области обнаружились документы, опровергающие миф о покладистости священнослужителей и прихожан в пору её закрытия и присоединения к общине Серафимовской церкви. Например, две тетради подписей прихожан Феодоровской церкви под ходатайством на имя зампредседателя Кировского горисполкома А. П. Селезеневой «Об оставлении в неприкосновенности ныне действующего двухпрестольного храма Феодоровской церкви». Или прошение священников Феодоровской церкви «О зачислении временно исполняющего обязанности псаломщика при нашем храме Феодоровской церкви Германа Александровича Дубовцева, как носящего сан священника на должность священника объединенной Серафимовской общины».

И открывались события, факты и имена, которые когда-то объединяла Феодоровская церковь, церковь моего крещения. Протоиерей Полиен Сергиев, староста Клестов, казначей Лошманова, диакон Михаил Лимонов, регент Колпащиков, певчие Титова, Юферева, Тронин, прихожане Прозорова, Кокорина, Мясников, Клабукова, Машкин, Демакова, Вершинин, Пересторонина...

Когда я нашёл в списке присутствующих на собрании верующих прихожан Феодоровской церкви 15 мая 1950 г. последнюю фамилию – в списке почти из ста фамилий она шла под 81-м номером и карандашом было записано «за Пересторониных», – я уже совсем не сомневался, что именно здесь меня крестили. Мама была неграмотной и за неё вполне мог вписать кто-то эту строку. И даже если это просто однофамилец, всё равно это наша фамилия, это наша церковь, это наш приход...

В конце концов так всё и вышло – принято решение о восстановлении Феодоровской церкви в прежнем виде, в прежнем месте, и приход церкви уже существует, и снова в его списке есть фамилия «Пересторонин», на этот раз вписанная уже моей рукой. И запоминаются новые даты, новые имена, новые события в истории, которая была прервана в середине 60-х годов прошлого, XX в.