Главная > Выпуск №39 > Портрет директора на фоне музея

Портрет директора на фоне музея

И. А. Любимова

В 2021 г. исполняется 85 лет со дня рождения Аллы Анатольевны Носковой, легендарного директора Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых. Она 40 лет работала в музее, 35 из них – директором. Но дело даже не в долговременности её служения искусству, а в том пути, на котором она небольшой провинциальный музей преобразовала с помощью своих коллег в один из значимых музеев России.

Алла Анатольевна была страстным книгочеем, почти каждую неделю её видели в Герценке с новыми книгами не только занимательного чтения, но и философскими, научными, с томиками стихов. Они были дружны с М. Н. Новосёловой, директором библиотеки им. А. И. Герцена. Порой вместе отстаивали производственные вопросы в департаменте культуры.

Сотрудники музея, художники и друзья подготовили рукопись воспоминаний об Алле Анатольевне, пока не изданную, но с надеждой ждущую своего спонсора. В ней есть и воспоминание её ближней соратницы, наследовавшей нелёгкий директорский пост, Ирины Анатольевны Любимовой. В нём портрет директора на фоне творческой жизни музея.

Алла Анатольевна Носкова
Алла Анатольевна Носкова

Моё знакомство с Аллой Анатольевной Носковой состоялось в 1978 г., когда я была принята на работу в Кировский художественный музей на должность научного сотрудника. С этого момента начался значительный этап в моей жизни, связанный с развитием музея под руководством его директора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Аллы Анатольевны Носковой. Музей размещался в старинном особняке 1815 г., принадлежащем ранее купцу И. С. Репину. В мезонине находилось хранилище музейной коллекции, в подвальной части здания размещалась уникальная библиотека по искусству. Коллектив музея был небольшой. Научные сотрудники размещались в кабинете по три человека. В отдельной комнатке находился реставратор Елена Михайловна Обухова, в другой, по соседству с реставратором, – заведующая научной работой музея Генриетта Георгиевна Киселева. Хранители Сергей Иванович Шишкин и Нина Петровна Мартынова размещались в помещении фондов. Объединяла всех Алла Анатольевна. Она и её заместитель Людмила Сергеевна Двинянинова ютились в небольшом кабинете. Несмотря на малочисленный творческий состав коллектива, музей жил активной жизнью. На двух этажах здания в залах размещалась постоянная экспозиция. Велась большая экскурсионная работа. Отвечала за работу с посетителями Татьяна Васильевна Малышева, которая знала все школы, контактировала с педагогами. Особенный наплыв экскурсий был во время школьных каникул. Кроме того, сотрудники не только водили экскурсии, но разрабатывали лекционные темы, тематические занятия. В прослушивании подготовленных экскурсий и лекций принимала участие Алла Анатольевна. Она ненавязчиво управляла коллективом, направляя его деятельность в нужное русло. Лекционная работа велась интенсивно: лекции читали в школах, с ними каждый сотрудник выезжал в районы области. В библиотеке музея имелся фонд журнальных репродукций произведений художников разных времён и народов, которые использовались в передвижных выставках. Репродукции оформлялись в рамочку, под стекло. Таким образом, формировалась выставка, которую вывозили в районы области.

Активно велась экспозиционно-выставочная и научная деятельность. К каждой выставке из фондов музея издавались каталоги и буклеты, изучались музейные коллекции, сотрудники привлекали для консультаций специалистов других музеев. Алла Анатольевна поддерживала издательскую деятельность, изыскивая средства. При этом коллектив набирался опыта, вникал в суть профессии музейщика. Все учились составлять научные карточки, каталоги, писать статьи, делать экспозиции, правильно держать работы при переноске, вязать узлы, развешивая картины. Проводились также практические занятия: каждый сотрудник выбирал произведение из музейной экспозиции, анализировал его с точки зрения художественных достоинств и живописных приёмов.

Коллектив набирался опыта и в работе с телевидением. Немало было сделано интересных передач о выставках, музейных коллекциях с участием сотрудников. Большое внимание Алла Анатольевна уделяла работе с кировскими художниками. Поддерживать художников, следить за их творчеством – давняя музейная традиция. Поэтому и в выставочном зале, и в Репинском особняке представлялись их выставки как персональные, тематические, так и коллективные. Общение с художниками помогало сотрудникам вникать в особенности их творчества, видеть художественные достоинства их работ, что развивало умение видеть и понимать музейные произведения. Этому также способствовали обсуждения выставок, встречи с художниками по результатам их работы на творческих дачах.

В практику музейной жизни входили коллективные поездки с Аллой Анатольевной, художниками и писателями во время Дней культуры и искусства в районы Кировской области. А также поездки в Фалёнский район в село Белая на юбилейные мероприятия, посвящённые фотохудожнику, одному из основателей музея С. А. Лобовикову. Обязательными были и поездки на родину Виктора и Аполлинария Васнецовых в с. Рябово Зуевского района.

Таким образом, в музее сложился сильный профессиональный коллектив, который возглавлял мудрый, образованный, интеллигентный директор. Филолог-востоковед по образованию, Алла Анатольевна, имея большой опыт музейной работы, хорошо знала свой коллектив, умела рассмотреть личные качества каждого сотрудника, его характер, интересы, потенциальные возможности и направить его усилия на развитие того или иного направления в деятельности музея. При этом отношения директора с коллективом строились на доверии и взаимном уважении. Алла Анатольевна создавала условия для профессионального роста сотрудников, поддерживала творческую атмосферу, инициативу по реализации выставочных и образовательных проектов, научной, экспозиционной работы, комплектованию коллекции. Грамотно выстраивая взаимоотношения с руководством Департамента культуры Кировской области, учреждениями культуры, художниками, Алла Анатольевна пользовалась большим уважением и авторитетом. Этим, безусловно, объясняется и поддержка руководства в области культуры в решении важных для развития музея вопросов.

В 1980–1990-е гг. под руководством Аллы Анатольевны и непосредственном её участии сформировался музейный комплекс. Она видела перспективы музея, её мудрость подсказывала, как достичь нужного результата. Конечно, при этом ей пришлось вложить немало усилий, хотя вряд ли кто-нибудь из коллектива это видел или знал. Вопросы ею решались без суеты, спокойно. А в коллективе каждый из сотрудников увлечённо и с большой ответственностью работал в своём направлении.

В 1981 г., по инициативе директора музея, дом, где родились братья Васнецовы в с. Рябово Зуевского района, получил статус мемориального музея и вошёл в состав Кировского (сейчас Вятского) художественного музея, который позднее, в 1989 г., был переименован и стал носить имя выдающихся художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. При Алле Анатольевне была создана новая экспозиция в доме Васнецовых в Рябово. Это ответственное дело было поручено Ирине Анатольевне Любимовой, научным сотрудникам Галине Алексеевне Исуповой, Татьяне Васильевне Малышевой и художнику Анатолию Николаевичу Белику. С этого же момента сложилась традиция проведения Васнецовских праздников на родине художников. В настоящее время этот объект получил наименование Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово», который широко известен не только в нашем регионе, но и за его пределами. Алла Анатольевна смогла убедить руководство Департамента культуры Кировской области в выделении средств на строительство деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи на территории, примыкающей к усадьбе Васнецовых.

Несколько лет Алле Анатольевне пришлось доказывать необходимость реконструкции выставочного зала. Подготовка выставочного зала к открытию и разработка плана выставочно-экспозиционной деятельности и культурно-просветительских мероприятий была поручена заведующей залом Надежде Алексеевне Коровиной. В 1985 г. состоялось открытие обновлённого выставочного зала с дополнительными экспозиционными и служебными помещениями, что стало значительным событием не только для музея, но и для Кировской области. Начался новый этап деятельности выставочного зала, который привлекал огромное количество посетителей интересными проектами. Так, здесь состоялась знаменитая выставка произведений В. М. Васнецова из Государственной Третьяковской галереи. Началось активное сотрудничество с музеями России. Достаточно назвать такие как Казанский, Петрозаводский, Ярославский, Костромской, Ирбитский, Самарский, Пермский, Махачкалинский художественные музеи. Некоторые выставки представлялись и в стенах музея. Так, в Репинском особняке состоялась выставка Константина Коровина в рамках совместного проекта с одиннадцатью музеями России.

Состоявшиеся в Кировской области Дни латвийской культуры и искусства (1986) стали началом развития дружественных связей с Латвией. В выставочном зале музея было организовано шесть выставок, представляющих живопись и графику, прикладное искусство этой республики. Кроме того, состоялись выставки, организованные посольствами Италии, Испании, Австрии. Эти выставки имели большой успех. Например, выставку масштабных цветных фотографий произведений Рубенса, предоставленных посольством Австрии, посетило более 30 000 человек. Значимый результат дало сотрудничество с посольством Италии. После экспонирования выставки в музей были переданы произведения известных художников современного итальянского искусства Маттео Мазиэлло и Эрнесто Треккани. И ещё состоялось одно важное событие: благодаря финансовой поддержке итальянского мецената Габриэля Креспи выставка произведений Алексея Исупова из фондов музея впервые была представлена в Академии художеств в Москве.

Закладывается первый блок нового здания
Кировского областного художественного музея. 1986 г.
Закладывается первый блок нового здания
Кировского областного художественного музея. 1986 г.

В 1992 г. открылось новое здание музея. Этому способствовала мудрая политика Аллы Анатольевны Носковой, которая курировала строительство здания, начатое в 1986 г. В то время это событие было неординарным явлением в музейной жизни страны. Рядом с музеем установлен памятник художникам Виктору и Аполлинарию Васнецовым. Автор памятника – известный скульптор Ю. Г. Орехов (1927–2001), народный художник РФ, лауреат Государственной премии, действительный член Российской академии художеств, почётный член Академии изящных искусств города Каррары (Италия, 1989). Он работал совместно с архитектором С. П. Хаджибароновым (1928–1994), заслуженным архитектором РФ, за­служенным деятелем культуры Польши.

Сотрудники Кировского областного художественного музея при закладке первого блока нового здания музея. 1986 г. Слева направо: Т. В. Малышева, Г. Г. Киселёва, О. А. Верхотурова, А. А. Носкова, Г. А. Исупова, Л. С. Двинянинова, Н. А. Коровина, Л. А. Гришина, Н. Н. Менчикова, В. Н. Степанова, Е. М. Обухова, И. А. Любимова, Л. Б. Горюнова
Сотрудники Кировского областного художественного музея
при закладке первого блока нового здания музея. 1986 г.
Слева направо: Т. В. Малышева, Г. Г. Киселёва, О. А. Верхотурова, А. А. Носкова,
Г. А. Исупова, Л. С. Двинянинова, Н. А. Коровина, Л. А. Гришина, Н. Н.
Менчикова, В. Н. Степанова, Е. М. Обухова, И. А. Любимова, Л. Б. Горюнова

Открытие нового здания музея обязывало коллектив, который пополнился новыми сотрудниками, работать творчески, расширять виды деятельности. В первую очередь Аллой Анатольевной была поставлена задача создания концепции музейной экспозиции с учётом нового пространства и площадей, а также составления планов выставочной, проектной, культурно-просветительской работы коллектива музея. Тогда же было предложено создать детский Музейный центр творческого развития. Поручение по созданию центра было дано заведующей отделом культурно-просветительской деятельности Галине Алексеевне Моховой. Ею были созданы группы в соответствии с тематикой занятий, приглашены профессиональные художники-педагоги. В музейном центре была создана уникальная возможность сочетания практических занятий с посещением музейной экспозиции.

Надо отметить, что Алла Анатольевна поощряла командировки сотрудников на конференции и семинары в государственные Русский музей, Третьяковскую галерею, Исторический музей и региональные музеи. Это, безусловно, расширяло кругозор сотрудников, позволяло использовать опыт коллег в работе с посетителями, экспозиционно-выставочной и научной деятельности, расширялись межмузейные связи. От коллег других музеев поступала информация об интересных выставках и проектах. Так, например, о выставке из Музеев Московского Кремля «Царская охота» стало известно от сотрудников Пермской государственной художественной галереи, которую поддержал Благотворительный фонд «Лукойл». Идея привезти выставку в наш музей была обсуждена с Аллой Анатольевной. Ею было составлено письмо в адрес фонда, который поддержал просьбу директора музея, также было направлено письмо губернатору Кировской области о столь масштабном проекте и о приезде директора Музеев Московского Кремля Елены Юрьевны Гагариной. Идея организации выставки выросла в полноценный проект, его реализация требовала дополнительных финансовых средств, которые музею, во главе с Аллой Анатольевной, удалось привлечь благодаря меценатам. Для экспозиции выставки были заказаны специальные витрины. В программу мероприятий входили приглашение директора и коллег из Музеев Московского Кремля, торжественное открытие выставки, организация концерта в Кировском областном драматическом театре с участием солистов Большого театра. Работа с посетителями выставки включала театрализованные экскурсии и мастер-классы. Это был яркий проект, который привлёк большое внимание к музею со стороны посетителей.

Командировка в г. Серпухов Московской области в музей изобразительного искусства на практический семинар по проблемам научных исследований произведений живописи в региональных музеях позволила выйти на новый уровень в исследовании коллекции музейного собрания. Алла Анатольевна поддержала предложение пригласить специалистов Государственной Третьяковской галереи и Института «Наследие» для участия в научно-исследовательских работах. Был разработан проект «Комплексное исследование русской и западноевропейской живописи в собрании музея», который был поддержан грантом Российского государственного научного фонда (1997–1999). В результате технико-технологических и искусствоведческих исследований была уточнена атрибуция ряда произведений живописи музейной коллекции.

В 1996 г. Алла Анатольевна принимала в музее большую немецко-российскую делегацию из представителей газовой компании АО «Винтерсхалл» и РАО «Газпром». Во время визита члены делегации из Германии с особой заинтересованностью осматривали коллекцию работ вятского фотохудожника Сергея Александровича Лобовикова, участника международных выставок, в том числе в Дрездене (1909) и Гамбурге (1912). В процессе осмотра работ последовало предложение показать выставку фотохудожника в Германии. В 1996–1998 гг. по поручению Аллы Анатольевны сотрудники музея (главный хранитель Н. П. Мартынова и заместитель директора И. А. Любимова) приняли участие в работах по реализации совместного русско-немецкого выставочного проекта «С. А. Лобовиков – мастер художественной фотографии». В рамках проекта была организована выставка и осуществлено издание каталога произведений С. А. Лобовикова (Кассель, 1996). Выставки прошли в восьми городах России и Германии. Миру было возвращено забытое имя одного из основоположников русской художественной фотографии – вятского фотографа С. А. Лобовикова.

Как известно, комплектование музейного собрания осуществляется разными путями. Произведения чаще всего поступают от художников, от частных лиц, через министерство культуры, реже от коллекционеров. Немалую роль Алла Анатольевна сыграла в передаче в музейные фонды коллекции, принадлежащей известному вятскому собирателю Анатолию Павловичу Юфереву (1895–1974). Благодаря её дружескому вниманию к молодому предпринимателю Игорю Витальевичу Гмызину, удалось заинтересовать его судьбой этой коллекции, которую он приобрёл и передал в музей. Передача коллекции происходила в 2000 г. при содействии Российского фонда культуры в контексте программы «Дары и дарители». Это было поистине историческим событием для музея.

Значительным событием для музея стало открытие в 1998 г. Дома-музея художника Н. Н. Хохрякова. Благодаря Алле Анатольевне состоялась реставрация мемориального дома. Работа над его экспозицией была поручена Генриетте Георгиевне Киселевой. Сейчас музей привлекает жителей города уникальностью места, а также не только интересными экскурсиями, но и разнообразными программами.

Музейный комплекс, созданный Аллой Анатольевной, коллектив, интересно и активно работавший под её руководством, позволили расширить возможности и перспективу деятельности музея, укрепить контакты с коллегами музейного сообщества. В этом огромная заслуга принадлежит директору музея Алле Анатольевне Носковой, которая возглавляла его в течение 35 лет, последовательно осуществляла мечту основателей музея в г. Вятке в начале ХХ века. Музей стал центром культурной жизни города и области, получил широкую известность среди музеев Российской Федерации.