Главная > Выпуск №39 > Посвятившие жизнь школе

Посвятившие жизнь школе

(История создания начальной школы № 9
и её педагогического коллектива)

И. Г. Завойчинская

История начальной школы № 9 г. Вятки (Кирова) отражена в двух больших фотоальбомах, хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области. События охватывают период с 1898 по 1958 г. Один из альбомов оформила Аполлинария Николаевна Тепляшина, другой – учительница, возглавлявшая краеведческую работу в 1950-е гг. – Доминика Матвеевна Карпова1.

Начальная школа № 9 города Вятки была основана в 1898 г. в селе Халкидоново по инициативе архиерея Алексея. Основательницей её была учительница Александра Павловна Бехтерева. Школа занимала часть дома, принадлежавшего архиерею. В тот период Халкидоново не входило в городскую черту Вятки. В этой деревне в конце XIX века было построено архиерейское подворье – комплекс деревянных зданий. Храм примыкал к дому2.

В 1901 г. помещение школы было передано под солдатские казармы, а сама школа в 1902/1903 учебном году находилась на ул. Пятницкой в частном доме, принадлежавшем гражданам Ивановым.

В мае 1903 г. на средства церквей и духовенства г. Вятки для школы было заложено и выстроено по проекту архитектора И. А. Чарушина близ Иоанно-Предтеченской площади специальное здание градской двухклассной церковно-приходской школы. Решение о строительстве было принято собранием духовенства, старост церквей и соборов г. Вятки и утверждено постановлением от 3 декабря 1900 г. Совершался сей шаг под сенью молитвенной благодарности Богу, «даровавшему Государю Императору Николаю II исцеление от тяжёлой болезни», что значится на доске, заложенной в основание фундамента. И уже 1 сентября того же года школа начала заниматься в новом здании3.

Вятской градской двухклассной церковно-приходской школе предстояло выпускать учительниц деревенских школ грамоты и быть единственным учебным заведением города, которое готовило бы девочек из различных семей для поступления в гимназию4.

История постройки школы и её архитектурные особенности

«Выполнение проекта необычной новой школы взял на себя архитектор-художник первой степени Иван Аполлонович Чарушин. <...>

В разработке проекта двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи И. А. Чарушин опирался на типовые предложения, вносил свои коррективы. Кроме обязательного соблюдения нормативных правил, учреждённых министерством народного просвещения, регламентирующих перечень необходимых помещений, их параметры и вместимость, архитектор должен был прежде всего учитывать конкретную градостроительную ситуацию, характер ландшафта и окружающей застройки. Требование “Избежать близости школы от всего, что может мешать занятиям, угрожать здоровью учащихся или дурно влиять на их нравственность” было выполнено: школа размещена в непосредственной близости к храму. А вот предписание “Располагать школу не при самой улице, но отступив в глубину сажени на две, три и более” – нарушено. В данном случае архитектор должен был подчиняться градостроительной ситуации и “выдерживать” красную линию улицы. И. А. Чарушин разместил здание школы в юго-восточной части предложенного участка как главный дом усадьбы, имевшей внутриквартальное планировочное развитие. В глубину двора, где находились служебные строения и сад, вёл восточный пограничный въезд. Его нарядные ворота и ограда, симметрично примкнувшая к дому с западной стороны, “закрепляли” красную линию улицы Пятницкой. Таким образом, в архитектурно-планировочном решении школьного комплекса архитектор повторил классический градостроительный принцип периметральной застройки соседней площади.

Соответствуя ей своими габаритами и пропорциями, новое здание школы “архитектурным отголоском” площади включалось в “интерьерную” застройку улицы, поддерживая её масштаб и ритм, композиционно соединяя их в гармоничный архитектурный ансамбль5.

19 сентября 1901 г. “Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке” был представлен на четырёх графических листах. Он включал генеральный план места, главный фасад, планы нижнего и верхнего этажей, разрез по лестнице. Чертежи, выполненные в виртуозной графической технике с обозначением материалов конструкций, имеют авторскую подпись. Проект архитектора И. А. Чарушина был рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского губернского правления, подписан губернатором для исполнения.

24 сентября 1901 г. преосвященный Алексий II (Опоцкий) на заглавном листе проекта И. А. Чарушина начертал: “Благословляем приступить к устроению здания для церковной приходской школы по сему проекту. Алексий II Епископ Вятский и Слободской”6.

Через три года при епископе Вятском и Слободском Никоне (Софийском) новую школу освятили.

Строительство школьного здания велось очень быстро. Уже 18 апреля 1902 г. “Вятские губернские ведомости” сообщили, что кладка здания для женской приходской школы закончена. “Здание в архитектурном отношении очень красиво”. 30 августа 1903 г. тот же источник уведомлял о том, что “завтра в воскресенье, в 12 часов дня будет совершено освящение здания двухклассной церковно-приходской школы, открываемой в память выздоровления Императора. Школа устроена на средства городских церквей и жителей г. Вятки”. Освящение состоялось 31 августа 1903 года.

Вход в здание акцентирует козырёк на металлических ажурных кронштейнах. Развитая пластика фасадов выдержана в характерном для эклектики конца XIX – начала XX веков “кирпичном стиле”.

Основу внутренней планировки составляет вытянутый по оси восток-запад коридор, по обеим сторонам которого размещаются классные комнаты.

В архитектурном решении равноценно разработанных западного, южного и восточного фасадов – сочетание классической тектонической ясности с активным использованием декоративных приёмов и средств “кирпичного” стиля. Северный фасад предельно лаконичен при полном отсутствии декора. Главный, южный фасад, в соответствии с министерскими требованиями, отличается “солидным”, “особенным архитектурным решением”. По классическому принципу второй этаж повышен, отделён от первого междуэтажным карнизом. Он парадно акцентирован пышным, венчающим карнизом, кирпичными столбиками парапета, “пронизанными” металлической решеткой. Небольшие размеры, ковровый рисунок рельефных деталей, их обилие и многозвучие в верхней части здания делают второй учебный этаж многозначительно главенствующим. В контрасте с парадным скромно решён первый хозяйственный этаж. Архитектурными средствами активно выделена входная группа в центральном ризалите (дверь, два фланкирующих узких окна, козырёк) и сам ризалит, увенчанный фронтоном с тремя малыми слуховыми окнами.

Вход акцентирует металлический козырёк на узорчатых кронштейнах и парадная филенчатая дверь, украшенная накладной объёмной резьбой (утрачена). Здание двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи является одним из лучших образцов “кирпичного” стиля архитектора И. А. Чарушина»7.

История формирования педагогического коллектива школы

До революции 1917 г. двухклассная школа была единственной в г. Вятке. В неё поступали все, кто хотел продолжить учение, а в гимназии обучаться не мог по причине необеспеченности. Обучались в школе и девочки из окружающих деревень. Многие из учащихся, окончивших двухклассную школу, поступали на работу на телефонную станцию, на почту, продавцами в магазин, в типографию и другие учреждения. После открытия в 1905/1906 учебном году четвёртого, а затем и пятого классов, окончившие третий класс школы поступали в первый класс гимназии, окончившие пятый класс – в третий класс гимназии. Некоторые девочки сдавали экзамены на звание учительницы церковно-приходской школы8.

6 октября 1917 г. школа была передана церковным ведомством в городское управление и вошла в сеть городских школ под названием начальная школа № 16, оставаясь с пятигодичным сроком обучения.

В 1918 г. школу переименовали в начальное училище. В дальнейшем училище было реорганизовано во Вторую Советскую школу первой ступени. За этот период школа называлась «Вторая Советская школа первой ступени», «Школа № 9 первой ступени», «Начальная школа № 9»9.

В 1918 г., после смерти заведующей А. З. Шевардиной, руководство школой было поручено А. Н. Тепляшиной (с 1 октября 1918 г.).

Во время Гражданской войны здание школы было занято воинскими частями. Школе на время пришлось потесниться: в её классах разместился один из штабов частей Красной армии. Но и в эти дни школа не прекращала своей работы. Уроки проходили в одной маленькой комнате школы, а также во флигеле Рабочего городка – дом № 42 по ул. Большевиков или в частном доме Хвостанцева по ул. Ст. Халтурина. Было трудно, но занятия не прерывались10.

В 1928 г. А. Н. Тепляшина по собственному желанию ушла с должности заведующей и осталась учителем, а заведующей школой была назначена Александра Петровна Васенева, проработавшая до 1938 года. В 1938 г. заведующей школой была назначена Фаина Васильевна Лютина11.

С 1924/1925 по 1944/1945 учебный год при школе работал азбучный класс, в который принимались дети семилетнего возраста и программу начальной школы проходили за пять лет12.

Срок обучения в школе стал четырёхгодичным с 1944 г. В 1946/1947 учебном году и последующие годы школа имела 12 классов и работала в две смены.

Учителя начальной школы № 9 Ждановского района г. Кирова, 1947 г.
Учителя начальной школы № 9 Ждановского района г. Кирова, 1947 г.
Во втором ряду учителя-орденоносцы (слева направо): Ю. Н. Россихина,
Е. А. Черемисинова (?), Ф. В. Лютина, А. Н. Тепляшина, С. Н. Князева.
ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 11

В 1948 г. пятеро учителей школы были выдвинуты на награждение орденом Ленина – самой высокой в то время наградой. Это София Николаевна Князева, Юлия Николаевна Россихина, Аполлинария Николаевна Тепляшина, Фаина Васильевна Лютина (директор), Елена Александровна Черемисинова13.

Завучем школы с 1949/1950 учебного года была Елена Александровна Черемисинова в соответствии с приказом № 61 заведующего Кировским областным отделом народного образования от 31 июля 1949 г. по Ждановскому району города Кирова14.

Учителя начальной школы № 9. Киров, 1949 г.
Учителя начальной школы № 9. Киров, 1949 г.
Первый ряд (сидят слева направо): третья – Ю. Н. Россихина, Ф. В. Лютина,
А. Н. Тепляшина, С. Н. Князева. Во втором ряду (стоят слева направо):
Т. П. Куликова, А. Н. Кононова, Е. А. Черемисинова (?),
вторая справа музыкальный работник Н. М. Нарбекова

Список учителей начальной школы № 9 за 1949/1950 учебный год.
Список учителей начальной школы № 9 за 1949/1950 учебный год.
ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. Л/С. Д. 291. Л. 1

В школе часто проводились открытые уроки. Так, в отчёте школы за 1950/1951 учебный год записано: «Был проведён в течение учебного года ряд открытых уроков. Много полезного дали уроки Тепляшиной, Князевой, Карповой»15.

На смотре художественной самодеятельности коллективы учащихся школы получали похвальные грамоты, награды. Весь коллектив учителей школы принимал активное участие в подготовке к выступлению, но вдохновителем, умелым организатором была Наталья Михайловна Нарбекова – музыкальный работник. Её первыми помощниками, по записям в альбоме истории школы, были Ф. В. Лютина, заслуженный учитель РСФСР А. Н. Тепляшина, учитель Д. М. Карпова16.

Краеведческую работу в школе в 1950-е гг. возглавила Доминика Матвеевна Карпова. Она скорректировала краткую историю школы с 1898 по 1958 г. в виде оформленного альбома с фотографиями и создала уголок краеведения. «Краеведческий уголок оказывает неоценимую помощь учащимся и педагогам, – писала Карпова. – Работа в нём развивает у ребят внимание, зрительную память, приучает к наблюдательности. Обогащает новыми знаниями, воспитывает любовь к родному краю, к советской Родине». Краеведческий уголок пополнялся гербариями, собранными в ботаническом саду, Заречном парке, коллекциями насекомых, результатами работ, проводимых на пришкольном участке. Ученики готовили монтажи о жизни выдающихся земляков, проводили экскурсии и после них оформляли для краеведческого уголка новые материалы, альбомы, коллекции17.

Коллектив учителей школы не стоял в стороне от общественной работы. Все предвыборные кампании по выборам депутатов в Верховные Советы СССР, РСФСР и в местные Советы проводились под активным и строгим наблюдением учительницы Аполлинарии Николаевны Кононовой.

Девять лет проработала председателем первичной организации Красного Креста при начальной школе № 9 Тамара Петровна Куликова. За добросовестное отношение к своим обязанностям и активную работу она неоднократно получала благодарности и была награждена двумя похвальными грамотами Обкома Красного Креста.

Много лет добросовестно исполняла обязанности председателя месткома, а позднее профорга учительница А. Ф. Деньгина.

Школу награждали почётными грамотами за хорошее санитарное состояние. Эту работу добросовестно несла врач Е. Г. Янкевская18.

В 1956/1957 учебном году в школе обучалось 480 человек, было 13 классов. Окончившие школу переходили в пятый класс: мальчики – в среднюю школу № 9, девочки – в среднюю школу № 28, № 29 и неполную среднюю школу № 3019.

В 1960-е гг. начальная школа № 9 прекратила своё существование как отдельное учебное заведение и влилась вместе со своим педагогическим коллективом в состав средней школы № 24 г. Кирова20.

Впоследствии в бывшем здании школы на улице Степана Халтурина, д. 9, располагались различные учебные заведения. Здесь находилась детская спортивная школа № 3 олимпийского резерва (лыжники). С 1 сентября 1998 г. в здании открылась Вятская православная гимназия. Её первым директором стала Зинаида Борисовна Плюснина. С 2001 г. – Елена Николаевна Мошкина, кандидат филологических наук, доцент. В 2006 г. в связи с увеличением числа учеников гимназии предоставили другое помещение – один из этажей бывшей школы № 22. А здание школы передали МКУ «Архитектура».

В декабре 2016 г. по решению Кировской городской Думы здание церковно-приходской школы площадью 592 квадратных метра по адресу улица Пятницкая, д. 9, передано в распоряжение Вятской епархии. Оно перешло в собственность прихода церкви Иоанна Предтечи. В нём расположилась воскресная школа при храме Иоанна Предтечи. Это здание является выявленным объектом историко-культурного наследия, поскольку служило церковно-приходской школой при церкви Иоанна Предтечи в 1901–1903 гг. Вместе со зданием приходу передан и земельный участок площадью 535 квадратных метров21.

Учителя и сотрудники начальной школы № 9

Александра Захаровна Шевардина родилась 6 ноября 1881 г. в г. Глазове Вятской губернии. Православная. Дочь купца. В августе 1894 г. поступила в Вятскую женскую Мариинскую гимназию и окончила 7 классов, затем специальный 8-й педагогический класс. Почти по всем предметам она училась отлично22. Можно предположить, что именно тогда она познакомилась с А. Н. Тепляшиной, в это же время учившейся в гимназии, после они работали в одной школе, есть совместный снимок.

В 1918 г., будучи директором, А. З. Шевардина согласилась открыть в школе 6-й класс с особой программой, то есть осуществить опыт шестигодичного начального обучения. Работавшие в то время в школе учительницы Бехтерева, Тепляшина и сама Шевардина согласились бесплатно вести предметные уроки в 6-м классе. Но в э?? то время свирепствовали эпидемии «испанки» и тифа. Бехтерева и Шевардина умерли, и вести намеченные уроки оказалось некому23.

Александра Петровна Васенева родилась в селе Пижемское Яранского уезда Вятской губернии в 1889 г.24 Окончила 7 классов Яранской женской гимназии25, полгода практиковала при Казанском округе в 1910 г.26, дочь крестьянина. Работая в школе, она училась на вечернем отделении педагогического института. «Её школа по качеству работы и хозяйственному состоянию стоит на первом месте, – писалось в служебной характеристике, – а сама тов. Васенева является лучшим педагогом в школе, а потому заведующей школой вполне может быть». Она имела 20-летний педагогический стаж работы именно в начальной школе27.

В период заведования Александры Петровны (с 1928 по 1938 г.28) школы заботились о детях, нуждающихся в одежде, обуви и прочем. Согласно справочным материалам  по школам Вятки, 10 сентября 1930 г. соответствующие списки нуждающихся учеников подавала и Васенева29.

Позднее она перешла в другую школу. В списке преподавателей на начало 1937/1938 учебного года по начальной школе № 9 её фамилия зачёркнута и карандашом сверху написана фамилия Лютиной. А в графе «образование» карандашом написано – высшее. Согласно спискам учителей Кировского городского Совета депутатов, трудящихся по отделу народного образования, в 1942/1943 учебном году она уже работала учителем начальных классов в школе им. Пушкина с нагрузкой 25 часов в неделю. Вела общие предметы. Её педагогический стаж к этому времени составлял 23 года30.

Фаина Васильевна Лютина была назначена заведующей школой в 1938 г.31

Приступая к обязанностям директора школы, Лютина имела высшее педагогическое образование по специальности «биология» и стаж работы более 20 лет, была беспартийная. Педагогический институт она окончила, работая в школе № 9 учителем (обучалась на вечернем отделении вуза). В период директорства А. П. Васеневой Ф. В. Лютина за высокие показатели производственной и общественной работы представлялась на премирование32.

Ф. В. Лютина родилась в Белохолуницком районе Кировской области в 1897 г.33 Из родственников у Фаины Васильевны был брат Сергей и четыре племянника, одного из которых она помогала воспитывать. Фаина Васильевна, по свидетельству Е. И. Чебуниной, жила в здании школы № 9 в маленькой комнате за учительской вместе со своей мамой.

В 1961–1962 гг. поблизости от деревянного дома, где проживали вплоть до 1970 г. А. Н. Тепляшина и Л. М. Болванович, Ф. В. Лютиной дали квартиру в новом пятиэтажном доме, в котором с 1961 по 1980 г. была расположена библиотека имени Пушкина по адресу ул. К. Маркса, д. 4234. По воспоминаниям Е. И. Чебуниной, врача, соседки А. Н. Тепляшиной, одновременно здесь же некоторое время оставался и старый деревянный дом с этим же номером – К. Маркса, д. 42, – впоследствии снесённый.

Жизнь Фаины Васильевны была полностью посвящена работе. В характеристике 1935 г. отмечаются высокие показатели качества производственной работы, что видно из проверки знаний учащихся, проведённой гороно. Ф. В. Лютина активно участвовала в поднятии пионерской работы в первом отряде. Быстро и хорошо организовала родителей на проведение конкурса на лучшее воспитание ребёнка. Сама включилась в конкурс, дав конкретные обязательства.

В течение длительного времени до директорства Фаина Васильевна была профуполномоченной – принимала активное участие во всех сторонах школьной жизни, руководя соцсоревнованием. Она добросовестно относилась к работе. Наряду с этим обладала организаторскими способностями, практическим опытом и теоретическими знаниями и поэтому умело направляла коллектив учителей на поставленные перед школой задачи.

Став директором, Фаина Васильевна большое значение придавала самообразованию учителей и, в частности, методической работе. Учителя, отмечалось в её характеристике 1948 г., имеют опыт по взаимоконтролю и одновременно взаимопомощи в учебно-воспитательной работе.

Ф. В. Лютина систематически посещала уроки учителей, просматривала тетради учащихся, контролировала ведение классных журналов, планы уроков. Часто беседовала с учениками, чтобы выявить степень их учебного роста.

На повышение успеваемости была направлена и работа пионерской организации. Всё это способствовало привитию учащимся прочных знаний и навыков по учебным предметам и обеспечивало высокую успеваемость. Школа под её руководством из года в год занимала первые места по успеваемости (92,1 %).

Ф. В. Лютина систематически повышала свой идейно-политический и профессиональный уровень, требовала этого и от учителей. Они выступали с докладами по ряду теоретических вопросов на совещаниях, методических объединениях, обменивались опытом работы.

Фаина Васильевна как руководитель школы пользовалась большим авторитетом, в частности, среди родителей шефствующих организаций, которые помогали школе в различных делах. В результате школа всегда была в числе первых готова к новому учебному году. Хорошо была поставлена работа родительского комитета, что давало возможность выполнения закона о всеобуче по микрорайону35.

В 1948 г. Фаина Васильевна Лютина за свою безупречную долголетнюю работу была награждена орденом Ленина36.

Елена Александровна Черемисинова работала учителем начальных классов и завучем школы в соответствии с приказом № 61 заведующего Кировским областным отделом народного образования от 31 июля 1949 г. по Ждановскому району города Кирова. Она имела средне-специальное педагогическое образование, 31 год педагогического стажа, была беспартийная37.

В служебной характеристике Ждановского отдела народного образования в 1948/1949 учебном году было написано, что Черемисинова работает с усердием. Тщательно готовится к урокам: уроки проникнуты глубокой идейностью и воспитательными моментами. Систематически ведётся работа с более слабыми учащимися. Широко используется наглядный материал. Серьёзно работает по повышению политического уровня38.

За образцовую работу, проявление инициативы в деле обучения и воспитания молодёжи, педагогическое мастерство в 1948 г. Е. А. Черемисинова была награждена орденом Ленина39.

Юлия Николаевна Россихина родилась в 1889 г. в селе Молотниково Котельничского уезда Вятской губернии40. В 1896 г., согласно клировым ведомостям, ей было семь лет и она обучалась в земской школе41. Ю. Н. Россихина происходила из известной в Вятке семьи священника Николая Иоанновича Россихина, у него было десять детей, среди которых мать Юлии, Лариса Ивановна42.

Юлия Николаевна была специалистом дошкольного воспитания. Совместно с педагогом образцовой школы составила учебник для приготовительного класса. Азбучный класс работал в школе для семилетних детей с 1924/1925 по 1944/1945 учебный год.

Выпускница 1941 г. И. С. Милова вспоминала: «В приготовительном классе нас учила Юлия Николаевна Россихина, великолепный добрый педагог с очаровательной улыбкой. В первый же школьный день она научила нас такой песенке:

Много пыли на дороге,
много грязи на пути.
Вытирайте чище ноги
перед тем, как в класс войти.

Она не читала нам моралей, а на примерах показывала, прав ли ученик. Её поведение было для нас примером и идеалом для подражания.

Юлия Николаевна была внешне привлекательной, улыбчивой, и мы с сестрой всегда радовались, встречая её на улице. В те времена учителя казались нам божествами вне всякой критики»43.

Свою трудовую деятельность Ю. Н. Россихина начала в начальной школе села Красного близ города Вятки. После 1917 г. перешла в начальную школу № 944.

Ученики Юлии Николаевны показывали высокие результаты при переходе в 1-й грамотный класс. Сама она включилась в конкурс на лучшее воспитание ребёнка и привлекала родителей учащихся. «В жизни школы Ю. Н. Россихина принимала самое активное участие», – писали о ней в характеристике 1935 г. Оказывала большую помощь при подготовке школьных спектаклей. В течение нескольких лет занималась организацией бесперебойных горячих завтраков для учеников. Повышала свою квалификацию, посещая кружок текущей политики и методобъединение учителей45. Руководила группой по общеобразовательным предметам46. Являлась большим мастером педагогического дела. Уроки ставила живо, интересно, широко использовала наглядность, часть наглядных пособий готовила сама. Работала с большим усердием. Принимала активное участие в общественной жизни школы47. Некоторые краеведы ошибочно считали Аполлинарию Николаевну и Юлию Николаевну сёстрами.

Страницы  альбома школьной историиСтраницы  альбома школьной истории
Страницы альбома школьной истории

София Николаевна Князева была среди учителей начальной школы № 9, награждённых орденом Ленина. «В последующих классах у нас появилась постоянная учительница – София Николаевна Князева, – вспоминала И. С. Милова, – очень строгая, суховатая, неулыбчивая, но всё равно любимая»48.

В 1936 г. С. Н. Князева вела 2-й класс. Имела стаж работы 26 лет. В характеристике, представленной для награждения, написано: «Успеваемость 96 %. Соцсоревнованием охвачен весь класс полностью на 100 %. Была проверка знаний учащихся по заданию Наркомпроса, и учащиеся дали высокие показатели. По русскому языку на одного учащегося падает 0,6 ошибки.

Является старейшим учителем и умело руководила работой молодых учителей данной школы. По инициативе тов. Князевой было проведено в течение года несколько контрольных работ по русскому языку для выявления знаний грамотности учащихся. <…> в течение весенних испытаний была назначена со стороны гороно уполномоченным от Наркомпроса и прикреплена к начальной школе № 9. По этой линии она провела очень большую работу, принимала активное участие в проведении испытаний»49.

В 1948/1949 учебном году Ждановский районный отдел образования представил список учителей начальной школы № 9 с краткой характеристикой каждого из них. О Софии Николаевне говорилось, что она работает с большим старанием. Уроки проводятся на высоком идеологическом уровне с разнообразием методических приёмов. Большой мастер своего дела. Руководит методобъединением учителей вторых классов. Систематически повышает свой идейно-политический уровень. В курсе всех методических новинок50.

Софья Николаевна Кондакова (Сухорецкая) (1893–1972) родилась в г. Чистополь Татарской Республики в семье молодого священника и учительницы. Одновременно с учёбой в гимназии получила музыкальное образование.

В 1930/1931 учебном году была одним из преподавателей начальной школы № 9. В 1917 г. Софья Николаевна поступила работать учителем музыки в Знаменскую школу Яранского уезда и стала женой Анатолия Ивановича Кондакова – директора известной в то время школы-коммуны, ставшего впоследствии кандидатом педагогических наук, преподавателем Вятского педагогического института (1923), в послевоенные годы – работником Наркомпроса, а затем – преподавателем педагогики в московских вузах, автором многочисленных педагогических трудов.

С. Н. Кондакова работала учителем пения, музыки в нескольких школах города Кирова одновременно51, в том числе и в школе № 952; заведовала школьной библиотекой в семилетке № 153, а окончив в 1934 г. педагогический институт, стала учителем русского языка и литературы. В 1943 г. преподавала в школе № 10. С. Н. Кондакова была награждена значком «Отличник народного просвещения РФ».

Занималась общественной работой с пионерами по своей музыкальной специальности, участвовала в проведении ряда кампаний.

Н. А. Фёдорова была первым медработником школы. Её дочь Вера Сергеевна Фёдорова училась здесь же и впоследствии сочинила стихи о родной школе.

Анисья Филипповна Смердова, техническая служащая школы, пользовалась всеобщим уважением. Филипповна – так звали её дети. Как писали в характеристике на премирование 17 июня 1934 г., она содержала помещение школы в образцовой чистоте. В период работы поваром осуществила деятельность по организации качественных завтраков для учащихся54.

Агриппина Матвеевна Никифорова длительное время работала в школе нянечкой (техслужащей) (до А. Ф. Смердовой).

Страницы  альбома школьной истории
Страница альбома школьной истории

Примечания

1 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 1–38 ; Там же. Д. 37.
2 Там же. Д. 36. Л. 3–4 ; Архиерейская дача. URL: http://www.7kholmov.ru/2016/10/04/view73/ (дата обращения: 7.06.2021).
3 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 4.
4 Церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи. URL: http://www.7kholmov.ru/2016/08/05/o37-6/ (дата обращения: 7.06.2021).
5 Там же ; Безверхова Л. Б. Двухклассная церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке // Герценка : Вятские записки. 2009. Вып. 15. С. 94–97.
6 Церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи. URL: http://www.7kholmov.ru/2016/08/05/o37-6/ (дата обращения: 7.06.2021).
7 Безверхова Л. Б. Двухклассная церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке // Герценка : Вятские записки. 2009. Вып. 15. С. 94–97.
8 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 4, 6.
9 Там же. Л. 5.
10 Там же.
11 Там же ; Там же. Ф. Р-1864. Оп. 2. Д. 291. Л. 19.
12 Там же. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 6.
13 Там же. Ф. Р-1864. Оп. Л/С. Д. 291. Л. 72.
14 Там же. Л. 19.
15 Там же. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 11. Л. 44.
16 Там же. Д. 36. Л. 22.
17 Там же. Л. 38.
18 Там же. Л. 35.
19 Там же. Л. 6.
20 КОГОАУ «КЭПЛ». Архив школы № 24 г. Кирова.
21 Родная Вятка. Краеведческий портал. URL: http://www.rodnaya-vyatka.ru (дата обращения: 7.06.2021).
22 ЦГАКО. Ф. 213. Оп. 1. Д. 578. Л. 18.
23 Там же. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 5.
24 Там же. Ф. Р-1864. Оп. Л/С. Д. 2. Л. 215 об.
25 Там же. Д. 239. Л. 53.
26 Там же. Д. 179. Л. 54.
27 Лаптева Р. Я. Вятка. Семейный портрет [Электронный ресурс]. Киров: О-Краткое, 2012. С. 138.
28 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 5.
29 Там же. Ф. Р-1864. Оп. 1. Д. 11. Л. 164–169.
30 Там же. Оп. Л/С. Д. 239. Л. 53.
31 Там же. Оп. 2. Д. 115. Л. 47.
32 Там же.
33 Там же. Оп. Л/С. Д. 291. Л. 22.
34 ЦГАКО. Ф. Р-897. Оп. 9. Д. 551. Т. 3. Л. 194–196.
35 ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. Л/С. Д. 291. Л. 22.
36 Там же. Л. 72.
37 Там же. Л. 19.
38 Там же. Л. 42.
39 Там же. Л. 72.
40 Там же. Д. 2. Л. 206 об. – 207.
41 Там же. Ф. 237. Оп. 70. Д. 246. Л. 6–7 об.
42 Там же.
43 Тепло души отдав ученикам…Том II. Каталоги личного фонда. Вып. 2. Киров, 2005. С. 29–30.
44 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
45 ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. 2. Д. 85. Л. 75.
46 Там же. Оп. Л/С. Д. 2. Л. 206 об. – 207.
47 Там же. Д. 291. Л. 41.
48 Тепло души отдав ученикам…Том II. Каталоги личного фонда. Вып. 2. Киров, 2005. С. 29–30.
49 ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. Л/С. Д. 112. Л. 91.
50 Там же. Д. 291. Л. 40.
51 Там же. Д. 2. Л. 71 об.
52 Там же. Л. 206 об. – 207 ; Там же. Л. 151 об. – 152.
53 Там же. Л. 208 об.
54 Там же. Оп. 2. Д. 85. Л. 5.