Главная > Выпуск №38 > Дымковская неполная средняя школа № 20 г. Кирова

Дымковская неполная средняя школа № 20 г. Кирова

в годы Великой Отечественной войны

А. Н. Корякин

В 2001 г. в МБОУ СОШ № 34 г. Кирова (с 1930 до 1945 г. неполная средняя школа № 20 Ждановского района города Кирова) была организована музейная комната «История школы», куда были собраны вещественные источники времён Великой Отечественной войны, найденные поисковыми организациями города, школьные альбомы и фотографии разных лет. В 2020 г. музейная комната была награждена дипломом II степени Департамента образования администрации г. Кирова совместно с МБОУ ДО «Детско-юношеский центр гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского» за победу в городском смотре-конкурсе школьных музеев образовательных организаций города Кирова в номинации «Лучшая музейная экспозиция».

В одном из альбомов, хранящихся в музейной комнате, есть воспоминания учительницы и старшей пионервожатой Анфисы Павловны Зарницыной1. Установить её фамилию удалось по документам Центрального государственного архива Кировской области (в альбоме после записей просто написано ручкой: «Запись вела Анфиса Павловна»)2. Воспоминания были составлены после войны и охватывают период примерно с 1918 по 1957 год.

Именно эти воспоминания, а также архивные документы и статьи местной периодической печати легли в основу данной статьи, призванной осветить жизнь школы в годы Великой Отечественной войны.

Стремительное продвижение германских войск вглубь советской территории вызвало массовую эвакуацию населения, предприятий и правительственных учреждений на восток. Школы как объекты системы образования давно считались самым удачным объектом размещения эвакуированных, так как все они, казалось, почти пустовали, по крайней мере во время летних месяцев. Их «захват» в г. Кирове для использования не в учебных целях осуществлялся в тот момент с грандиозным размахом, что явилось результатом не только чрезвычайных обстоятельств, вызванных началом Великой Отечественной войны, но и особенностями предвоенного планирования. В период с 1936 по 1939 г. пять новых городских школ были построены с учётом того, чтобы обеспечить их быстрое перепрофилирование в военные госпитали3.. К 8 июля, лишь спустя две недели после начала военных действий, в г. Кирове уже было четыре военных госпиталя, каждый из которых занимал школьные здания. К осени большинство городских школ оказалось «выселено», и их помещения стали использовать в качестве госпиталей, общежитий для рабочих и армейских призывных пунктов. К примеру, 19 ноября 1941 г. сразу в шестнадцати школах разместились военные госпитали4. Сами школы перевели в конторские помещения, клубы, театры и прочие неподходящие для этой цели строения, заставив их работать в три и даже четыре смены, последняя из которых, например, заканчивалась ночью – в одиннадцать, даже двенадцать часов5.

Не стала исключением и Дымковская школа. 16 октября 1941 г. в соответствии с решением СНК СССР и по непосредственному распоряжению Наркомпроса РСФСР детское государственное издательство («Детгиз») эвакуировалось в г. Киров в составе 23 сотрудников и 18 членов их семей. 2 ноября 1941 г. издательство прибыло из Москвы в г. Киров и разместилось в здании школы № 20 в слободе Дымково6.

В школьном альбоме с воспоминаниями отмечено, что эвакуированные сотрудники разместились на втором этаже, на первом этаже занимались в три смены учащиеся7.

С первых дней пребывания в г. Кирове «Детгиз» начал организовывать работу по изданию книг для детей. За время пребывания издательства в г. Кирове была налажена связь с рядом школ (№ 20, № 9) и детской библиотекой путём читки книг и рукописей «Детгиза» в детской аудитории, привлечения педагогов к обсуждению плана издательства. В процессе работы издательства над книгой «Петрушка на крыше» в школе № 20 был создан кукольный театр8. Ученики старших классов под руководством ученицы К. В. Казаковой ставили кукольные спектакли и показывали их малышам (А. П. Зарницына в воспоминаниях указала, что ученица К. В. Казакова впоследствии стала учительницей9).

Директором неполной средней школы № 20 с 1937 по 1941 г. был Иван Семёнович Овчинников, который в 1941 г. ушёл на фронт10. А с 1941 по 1946 г. школой руководила Лидия Александровна Огнёва11.

И. С. Овчинников. 1938 г.
И. С. Овчинников. 1938 г. Архив школы

Жизнь школы в это время также подчинялась законам военного времени. Школьники помогали взрослым: собирали металлолом, участвовали в уборке урожая. Уже 26 июля 1941 г. в газете «Кировская правда» было отмечено, что каждая тонна металла – мощный удар по фашистам, особо отличились в сборе металлолома пионеры и комсомольцы кировских школ № 20 и № 21. За короткий срок они сдали 32 тонны12.

В этой статье указывалось: «Уборка урожая – важнейшее государственное дело. Надо собрать весь урожай в короткие сроки, без потерь, обеспечить Красную Армию, героически сражающуюся с врагом, всеми продуктами. <...> Посильный труд на полях стал обязательным делом для всех школьников – и сельских, и городских»13.

А. П. Зарницына вспоминала, что в школе часто организовывались субботники, «<...> всю войну ученики готовили концерты, с которыми ходили в госпиталь, готовили подарки для раненых, писали письма их родным, старались им чем-нибудь помочь»14.

Анфиса Павловна подробно описала, как проходили учебные занятия, как жили дети: «<...> В классах всё время появлялись новенькие, которые через месяц, два, через год уезжали. К этому времени в школе были 8 и 9 классы. Была пионерская, комсомольская организации, учащиеся 1–2 классов назывались октябрятами и носили красные звёздочки. К маленьким в классы приходили старшие ученики, пели с ними, читали. <...> Учиться было трудно, но интересно. Ученикам приходилось всё делать самим дома и в школе (отцы были на фронте, матери работали по 12 и более часов)»15.

Дымковская неполная средняя школа № 20 г. Кирова
Дымковская неполная средняя школа № 20 г. Кирова

Учащиеся 8 класса школы во время Великой Отечественной войны.
Учащиеся 8 класса школы во время Великой Отечественной войны.
Архив школы

Во время войны школе дали участок земли за Старицей, где нужно было посадить картофель и овощи для школы. «<...> И вот ученики 4–7 кл. взяли лопаты и пошли поднимать целину. Копать было очень трудно. Слабы были руки у учеников. Многие не выдерживали и ушли. Но участок был вскопан, картофель был посажен, и осенью была организована внизу в коридоре столовая, где кормили супом из картофеля и овощей»16.

Несколько лет летом в школе был лагерь для детей города и «площадка» для своих учеников. Начальником лагеря была Лидия Александровна Огнёва, а «площадкой» заведовали Калерия Семёновна Шатрова и Анфиса Павловна Зарницына. Вожатыми, воспитателями и завхозом были школьные учителя17.

В 1943 г. в школе разместили раненых, устроили госпиталь. «Вся школа была занята под госпиталь. Учились в старом и новом магазине, в кухне учительского дома <...>. Не было света (одна керосиновая лампа на класс), чернил, бумаги. Чернила носили из дому, бумагу доставали кто, где мог. И вместо тетрадей писали на синей, жёлтой, серой, розовой бумаге, на газете, на книгах между строк. На уроках сидели в пальто, в рукавицах. Чернила замерзали. Дневников не было, четвертные отметки выставляли в табели. Не было постоянной школьной формы. Правда, пионерская форма кое-как всё же сохранялась. Пионерских галстуков не продавали. Достать их было очень трудно (в 30-е годы пионерская форма была другая: синяя юбка, синяя блуза с воротником, похожим на матросский). Физкультуры не было, не было помещения. Иногда только катались на лыжах, те, у кого они были свои. Никаких приборов по физике и химии не было. Дрова готовили ученики сами. Учебники давали из библиотеки, которая помещалась в одном шкафу. По одному учебнику занималось иногда 3–4 человека.

Художественную литературу достать было очень трудно. Приходилось читать всё, что попадало под руку. И отдельные листки из них, книги без конца и начала, старые журналы и т. д., и те читали по 3–4 раза.

Часто учились по два параллельных класса вместе. Сидеть приходилось по 3 человека или по 4 на парте»18.

В эти трудные годы ребята особенно чутко относились и к учителям, и друг к другу. «Когда на “Помидорине” (так в народе называли район села Дымково – А. Н.) сгорел дом, все учащиеся из всех классов и учителя несли из дома кто что мог, чтобы помочь семьям погоревших, хотя жить всем было очень трудно (в магазине не было ни продуктов, ни материала, ни обуви). Делились последним куском хлеба и, может быть, благодаря этой чуткости, внимательности, заботе многие остались, т. к. <...> болели дистрофией (истощение организма). Часто болели, но с уроков не уходили, пока учителя самым настоящим образом не выгоняли из класса домой»19.

Пайка в 300 гр хлеба и нормы основных продуктов по карточкам, конечно, не хватало, и по распоряжению советского правительства всем учащимся в 1941–1942 гг. давали по булочке в 100 гр (сначала они были белые, а потом пшеничные), конфеты, печенье, сахарный песок. Всё снабжение учащихся этими добавочными продуктами было поручено учителям школы20. «Чтоб поддержать организм учащихся, директор фабрики “Красная Звезда” на одно лето взял на работу учащихся старших классов. Им давали по 800 гр хлеба и по 150 руб. денег в месяц (которые, конечно, ничто не стоили, т. к. коробка спичек стоила 2–3 руб., буханка хлеба 300 руб., килограмм картофеля от 50 до 70 руб.) Многие ученики из-за пайка, из-за картофеля уходили работать <...>»21.

Всю войну на базе школы работала восьмая столовая села Дымково. Особенно истощённым детям давали пропуска в эту столовую, где они получали каждый день обед. «Чаще всего давали жиденький суп из крупы (вот откуда и пошла поговорка “крупинка за крупинкой бегает с дубинкой”), овсяную кашу и омлет из американского яичного порошка.

В магазинах ничего не продавали свободно. Продукты были по карточкам, одежда, обувь по ордерам, которые давали на заводах. Ордера на обувь, одежду давали и в школе – в первую очередь детям погибших отцов и фронтовиков»22.

В 1943 г. школа стала смешанной семилетней № 11. В 1944 г. было введено раздельное обучение, и школа недолгое время называлась женской семилетней школой № 11 Ждановского района города Кирова. При этом в школе, кроме женских классов, было три класса мужских. После войны в 1945 г. городские власти решили, что в условиях посёлка Дымково не целесообразно иметь только женскую школу, и она стала называться 34-й смешанной школой. Она по-прежнему оставалась семилетней «<...> из-за недостаточного количества учащихся в старших (9–10) классах, т. к. уч-ся, окончившие 7 классов, шли на работу или в техникумы (многие потеряли своих отцов в Великую Оте­чественную войну)». В 1952 г. это образовательное учреждение стало средней школой № 3423. До сих пор продолжается сбор материалов о деятельности школы в годы войны.

Примечания

1 Воспоминания [Зарницыной] Анфисы Павловны. Киров, [после 1945 года]. 21 л. Рукопись.
2 ЦГАКО. Ф. Р-8164. Оп. 4. Д. 10. Л. 27 об., 29 ; Воспоминания [Зарницыной]... Л. 21. Рукопись.
3 ЦГАКО. Ф. Р-2333. Оп. 1. Д. 77. Л. 3 ; Там же. Ф. Р-897. Оп. 3. Д. 350. Л. 3.
4 ЦГАКО. Ф. 1291. Оп. 1. Д. 11. Л. 1–2 ; Там же. Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 614. Л. 57.
5 ЦГАКО. Ф. 1290. Оп. 7. Д. 128. Л. 137.
6 РГАЛИ. Ф. 630. Оп. 1. Д. 42. Л. 45–50.
7 Воспоминания [Зарницыной]... Л. 9. Рукопись.
8 Русских С. Н. Детгиз в Кирове : из истории книжного дела военных лет. (Архивные документы) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 4. С. 104.
9 Воспоминания [Зарницыной]... Л. 10, 16. Рукопись.
10 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 38. Д. 993 ; Там же. Ф. П-1293. Оп. 8а. Д. 1991.
11 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 19. Д. 1110 ; Там же. Ф. П-1293. Оп. 10. Д. 1346.
12 Патриотические дела учителей и школьников // Кировская правда. 1941. 26 июля (№ 176). С. 1.
13 Там же.
14 Воспоминания [Зарницыной]... Л. 14. Рукопись.
15 Там же. Л. 9.
16 Там же. Л. 13,14.
17 Там же. Л. 14.
18 Там же. Л. 10, 11.
19 Там же. Л. 12.
20 Там же.
21 Там же. Л. 13.
22 Там же.
23 Там же. Л. 5, 14, 15, 18.