Главная > Выпуск №38 > Музеи г. Вятки в 1918–1919 гг.

Музеи г. Вятки в 1918–1919 гг.

А. А. Хохлов

Статья охватывает время с марта 1918 г. по апрель 1919 года. Именно в это время произошли события, которые могут окончательно разрешить вопрос времени создания и открытия для посетителей двух современных областных музеев: краеведческого и художественного. К началу 1918 г. в губернском центре работал для посетителей только Художественно-исторический музей Вятского художественного кружка. Музей реального училища (бывший Алабинский), принадлежащий Вятскому губернскому земству, и Трифоновский историко-археологический музей, принадлежащий Вятской учёной архивной комиссии (ВУАК) были закрыты в связи с войной. Ещё два музея (историко-археологический музей Вятского епархиального братства и музей губернского правления) находились в стадии создания и до событий 1917 г. не успели открыться для посетителей.

В марте 1918 г. правление Вятского художественного кружка через газету «Вятская правда» обращается к населению с просьбой о поддержке музея1. В ответ на это обращение городские власти полностью освободили музей от платы за помещение и стали через отдел народного образования выделять небольшие денежные пособия2 на его содержание.

В апреле 1918 г. заведующий внешкольным отделом губоно А. С. Лебедев пишет подробное письмо на имя делегатов II чрезвычайного губернского съезда Советов, которое зачитывает 20 апреля на вечернем заседании культурно-просветительной секции съезда. В этом письме Александр Лебедев обосновывает необходимость создания в Вятке в память о Великой Русской революции государственного Дома науки, искусства и общественности. В состав данного Дома Лебедев планировал ввести научную библиотеку, ботанический сад и единый музей, который бы объединил все существовавшие в г. Вятке музеи3. Было решено образовать в Вятке Дом науки, искусства и общественности, выделив для этой цели на организацию музеев и выставок 800 рублей. В составе Дома науки планировались зал для экспозиции, посвящённой революции, зал для картинной галереи с мемориальными комнатами братьев Васнецовых и А. Витберга, зал для музея местного края4. Данное решение секции вошло в резолюцию съезда. Ответственным за создание Дома науки был назначен А. С. Лебедев5. В основу государственного музея брался музей Вятского реального училища, то есть бывший Алабинский музей. 14 июля 1918 г. губисполком подтверждает решение съезда Советов об организации Дома науки, искусства и общественности6. Буквально через несколько дней от заведующего делами губернии уходят письма с просьбой передать для Дома науки коллекции из Духовной консистории, бывшего Трифоновского музея и из архива губернии хранившиеся там коллекции бывшего музея при губернском правлении7. При этом никаких условий объединения не выдвигалось. Губернское правление, земство и ВУАК были распущены после смены власти. Было ликвидировано и Вятское епархиальное братство. Вскоре коллекции этих музеев были свезены в здание реального училища. Далее Вятский Дом науки, искусства и общественности неоднократно менял своё наименование, пока не превратился в современный областной краеведческий музей. Таким образом современный областной краеведческий музей является правопреемником музея, созданного П. Алабиным.

Несколько сложнее было с музеем художественного кружка. Первоначально этот музей не вошёл в состав Дома науки. Было решено создать совершенно новый художественный отдел. Вероятнее всего, местные власти побоялись просто так национализировать собственность художественного кружка. Ведь среди основателей этого музея были известные в России художники-земляки.

3 июля 1918 г. Приказом губоно на должность заведующего художественным отделом Дома науки, искусства и общественности был принят Ф. В. Гогель. который сразу же активно включился в работу по созданию совершенно новой коллекции художественных произведений8. Интересно то, что Ф. В. Гогель в это время был одновременно и сопредседателем Вятского художественного кружка.

В начале сентября 1918 г. в Вятке был открыт для посетителей бывший Алабинский музей, который должен был входить в состав Дома науки, искусства и общественности. Кроме того, по-прежнему принимал посетителей музей Вятского художественного кружка. Вот как рекламировалось это событие в расклеенных по городу объявлениях: «Музеи губернского значения открыты с 12 до 3 часов дня по воскресным и праздничным дням, вход бесплатный: 1. Губернский музей (ул. Спасская, рядом с реальным училищем). Предметы народного искусства, старинное вооружение, археология. 2. Художественно-исторический музей (ул. Спасская, угол Спенчинской (совр. Дерендяева. – А. Х.)). Произведения русской живописи, ряд произведений местных художников-вятчан». Заканчивалось объявление обращением: «Граждане! Жертвуйте в Губернский музей предметы искусства, старины и быта»9.

Идея создания Дома науки, искусства и общественности уже в сентябре 1918 г. претерпела значительное преобразование. 5 октября 1918 г. на заседании губисполкома принимается решение об отделении художественного отдела и создании самостоятельного Музея искусства и старины с передачей ему здания по ул. К. Маркса (Репинский особняк). Заведующим музея был назначен Ф. В. Гогель10. 22 октября губисполком выделяет на ремонт помещения под новый музей 25 000 рублей11. Открытие музея для посетителей в бывшем доме купца Репина состоялось 8 ноября 1918 года. К этому дню была развёрнута выставка местных художников, собрание старинных предметов городского быта и кустарных изделий. Тут же была организована выставка 25 картин, которые Ф. В. Гогель привёз из Москвы для художественного отдела Дома науки. Но эта выставка не произвела на вятчан большого впечатления, так как состояла в основном из картин авангардистского направления12. Судя по отчёту отдела внешкольного образования Вятского губоно на 1 января 1919 г., Художественно-исторический музей Вятского художественного кружка числился самостоятельным учреждением13. Может быть поэтому Вятское губоно начинает вести переговоры об объединении музеев искусства и старины с художественно-историческим. Условия их слияния в документах не нашли отражения. Судя по архивным документам, сделано оно было следующим образом. Из-за постоянной нехватки денежных средств сотрудники музея Художественного кружка фактически не получали заработную плату. Ф. В. Гогель приглашает на работу в Музей искусства и старины ответственного хранителя музея Художественного кружка Н. Н. Хохрякова. И тот приступает к новой работе с 8 ноября 1918 года14. То есть уже два члена правления Художественного кружка работали во вновь созданном государственном музее.

14 января 1919 г. газета «Известия Вятского губернского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» сообщает читателям, что «губернский художественно-исторический музей Вятского художественного кружка переводится в здание музея искусства и старины. Поэтому оба музея временно закрыты»15.

2 февраля 1919 г. состоялось открытие новой, объединённой экспозиции музея искусства, состоявшей из 28 картин, полученных из Москвы Ф. В. Гогелем, и картин музея Вятского художественного кружка. Верхний этаж здания занимали картины художников, начиная с «передвижников» и кончая современниками. В нижнем этаже находились картины старых мастеров и отдел прикладного искусства. Вход в музей был бесплатным16. То есть слияние двух музеев фактически произошло. При этом бывший музей Вятского художественного кружка вошёл в состав Вятского музея искусства и старины на правах отдела (картинная галерея). Соответственно, в данном случае нужно было бы считать, что современный областной художественный музей берёт своё начало в 1918 году. Это частично подтверждается и архивным документом, а точнее, текстом выступления старшего хранителя фондов музея искусства и старины Н. Н. Румянцева на конференции по музейным делам, проходившей 12–13 ноября 1920 года. Николай Николаевич сказал: «Считать основанием Вятского музея искусства и старины 1918 г., так как музей художественного кружка влился в выше названный музей»17. Но не следует забывать о неизвестных нам условиях объединения двух музеев, которые всё же существовали в действительности. И они вскоре проявились. Сотрудниками уже объединённого музея было выработано и принято «Положение о Вятском губернском музее искусства и старины», где было конкретно сказано, что музей был основан в 1910 году18. Следовательно, временем основания современного областного художественного музея можно считать 3 (21) сентября 1909 г., когда было принято решение художественного кружка о создании музея, а открытия для посетителей – 5 (18) декабря 1910 г., когда в губернском центре был открыт музей, который разместился в здании бывшего книжного склада Вятского земства. То есть и в данном случае современный музей является правопреемником художественно-исторического музея.

Примечания

1 В мире искусства // Вятская правда. Вятка. 1918. 2 марта (№ 32). С. 4.
2 ЦГАКО. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 18. Л. 16 ; Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 3. Л. 12.
3 Там же. Ф. Р-875. Оп. 1. Д. 160. Л. 32–33.
4 Там же. Д. 5. Л. 18, 22 ; Там же. Д. 160. Л. 33.
5 Там же. Л. 32.
6 Там же. Д. 52. Л. 133.
7 Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 1. Л. 3, 4.
8 Там же. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 18. Л. 4, 5 ; Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 54. Л. 3.
9 Там же. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 9. Л. 29.
10 Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 3. Л. 4 ; Там же. Л. 15.
11 Там же. Л. 5.
12 Там же. Ф. Р-1163. Оп. 1. Д. 61. Л. 38 ; Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 7. Л. 10–27 ; Там же. Л. 28.
13 Там же. Ф. Р-1137. Оп. 1. Д. 44. Л. 16–23.
14 Там же. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 7. Л. 10–27.
15 Художественно-исторический музей // Известия Вятского губернского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Вятка. 1919. 14 янв. (№ 9). С. 2.
16 Губернский музей искусства и старины // Известия Вятского губернского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Вятка. 1919. 1 фев. (№ 24). С. 2.
17 ЦГАКО. Ф. Р-2327. Оп. 1. Д. 13. Л. 20–21.
18 Там же. Д. 1. Л. 10, 11.