Главная > Выпуск №38 > Сергей Александрович Есенин и Вятская земля

Сергей Александрович Есенин и Вятская земля

Ю. Ш. Полякова

В 2020 году исполнилось 125 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925). Для жителей С. А. Есенин всегда был одним из самых любимых авторов. Несмотря на то, что он ни разу не посетил наши места, в Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена хранится достаточно интересных материалов, которые показывают связи поэта, его ближайшего окружения с Вятской землёй, отношение вятчан к Есенину и его творчеству.

Одним из вятских знакомых Сергея Александровича был Сергей Миронович Киров (1886–1934). Личное знакомство поэта с Кировым, тогда первым секретарём ЦК компартии Азербайджана, произошло осенью 1924 года в Баку. Киров и Фрунзе попросили Петра Ивановича Чагина (1898–1967), друга поэта и редактора газеты «Бакинский рабочий», лично познакомить их с С. А. Есениным. Встреча произошла у Чагина дома. Пётр Иванович так описал товарищеский вечер: «После обмена рукопожатиями мы сели: Киров на диване, Фрунзе в кресле, я примостился на стуле, а Есенин медленно ходил по комнате. Вдруг он резко остановился, и полилась чудесная стихотворная музыка. <...> Сергей Миронович и Михаил Васильевич, а за ними и я встали и почти вплотную подошли к нему. Слушали его, затаив дыхание, чтобы не пропустить ни слова. Есенин читал долго, и время от времени то я, то Сергей спрашивали наших гостей, не устали ли они, может быть, сделать перерыв, но оба просили читать ещё и ещё. <...> Сергей Миронович резко поднялся с места и подошёл к окну. Стоя к нам спиной, он несколько раз подносил руки к лицу»1.

Пётр Иванович отмечал, что на С. А. Есенина встреча произвела огромное впечатление. С. М. Киров хотел продолжить знакомство с поэтом и, зная о его душевном кризисе, поручил заботу о нём Чагину. Поэта окружили вниманием, постоянно печатали в «Бакинском рабочем», а в 1925 году вышел сборник его стихов «Русь Советская». 1 мая 1925 года поэт принял участие в митинге, прошедшем в рабочем посёлке Балаханы: «Вместе с партийными руководителями <...> ходил он по лужайкам, где прямо на траве расположились рабочие со своими семьями, читал рабочим стихи, пел частушки. <...> Киров дружелюбным, умным, чуть насмешливым взглядом следил за весенним “походом” поэта в “массы”...»2. После праздника в Балаханах Есенин вместе с руководством ЦК компартии Азербайджана уехал на дачу в Мардакяны под Баку, где зачитал стихи из цикла «Персидские мотивы». С. М. Киров восхитился стихами и упрекнул Петра Ивановича Чагина в том, что он до сих пор не создал Есенину иллюзию Персии в Баку: «Так создай же. Чего не хватит – довообразит. Он же поэт. Да какой!»3

П. И. Чагин, выполняя поручение Кирова, поселил приехавшего в августе 1925 года Есенина на одну из лучших ханских дач в Мардакянах, окружённую садом и фонтанами. Красота природы благотворно сказалась на его творчестве и душевном покое.
Сергей Миронович хотел продолжить шефство над поэтом и после своего перевода в Ленинград, но, к сожалению, Есенин рано ушёл из жизни. С. М. Киров всегда очень тепло вспоминал Есенина и жалел о том, что не смог задержать его в Баку и предотвратить трагедию: «Уж мы за ним доглядели бы!»4

С. А. Есенин и П. И. Чагин в Баку.
С. А. Есенин и П. И. Чагин в Баку.
1920-е гг.
*

Ещё одним его вятским знакомым был Алексей Иванович Славянский (1900–1930), большую часть жизни проживший в Ставропольском крае. Славянский родился в 1900 году в бедной крестьянской семье в Тороповской волости Котельничского уезда Вятской губернии (ныне Даровской район Кировской области). Ушёл из дома и поступил чернорабочим на Мотовилихинский завод в г. Перми. После Октябрьской революции добровольцем сражался в рядах Красной армии, а после Гражданской войны служил начальником клуба одной из кавалерийских дивизий Ставропольского края. Писал стихи и пьесы. В Москве в литературной организации «Рабочая весна» познакомился с Есениным. Знакомство переросло в дружбу. Славянский не раз бывал в гостях у поэта. Младшая сестра поэта, Александра Александровна Есенина, вспоминала: «...Сергей как-то в моём присутствии сказал ему, ласково поглаживая по плечу: “До чего же ты нашенский, свой, деревенский. И зовут тебя Алёшей, и родом ты из Вятской губернии, и фамилия самая что ни на есть российская – Славянский”... Всё стихи друг другу читали. До утра, бывало, засиживались»5.

Дружил с С. А. Есениным и поэт Григорий Александрович Санников (1899–1969). Санников родился в 1899 году в городе Яранске Вятской губернии (ныне Кировская область). Его первый сборник стихов «Дни»6 вышел в городе Вятке в 1921 году. Григорий Александрович учился в народном университете Шанявского в Москве. Участвовал в Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войнах. С Санниковым Есенин познакомился в 1918 году в литературной студии Московского пролеткульта. В дальнейшем между поэтами были тёплые дружеские отношения. У Григория Александровича хранился экземпляр отдельного издания поэмы «Пугачёв» с дарственной подписью на титульном листе: «Милому Санникову – с весёлой дружбой. 1921»7.

Среди друзей поэта было немало известных авторов, так или иначе связанных с Кировской областью. С Санниковым и Есениным был знаком и Николай Алексеевич Клюев (1884–1937). С. А. Есенин так писал о Николае Алексеевиче: «С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба...»8. Н. А. Клюев не раз приезжал в деревню Потребухино Советской волости Вятской губернии (ныне Советский район Кировской области) в 1920-х – 1930-х годах вместе с другом, художником Анатолием Никифоровичем Яр-Кравченко. В деревне местные звали Клюева Львом Толстым за то, что он носил бороду и длинную белую рубаху из холста. По воспоминаниям Ивана Филипповича Куликова, в доме которого останавливался поэт, «...он (Клюев. – Ю. П.) вставал рано и уходил в поле или лес, а возвратившись, диктовал сочинённые на прогулке стихи»9. Красота Вятской земли вдохновляла Николая Алексеевича Клюева и нашла своё отражение в его творчестве (например, нашему краю он посвятил стихотворение «Я лето зорил на Вятке...»10.

Несколько лет провёл в г. Кирове известный деятель искусства Анатолий Борисович Мариенгоф (1897–1962). Примечательно, что Мариенгоф, как и другие друзья Сергея Александровича, называли Есенина Вяткой в честь породы лошадей. Почему? Художник Дид Ладо (Алексей Станиславович Белевский) «карандашом доказывал сходство всех имажинистов (представители литературного течения, сформировавшегося в начале XX века11. – Ю. П.) с лошадьми: Есенин – вятка, Шершеневич – орловский, я (Мариенгоф. – Ю. П.) – гунтер»12. Приведём характеристику вятки из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «...лошадь вятской породы, малорослая, не слишком костистая, но плотная, широкогрудая; голова средняя, лоб плоский (не круглый); щётка мохнатая, глаза живые; телом кругла и вообще резва; масть: рыжая, бурая, саврасая и каурая...»13. В результате столь поразительного сходства «”Есенина в домашнем быту так и звали... “Вяткой”, а когда он после любовных приключений “хоть в четыре или пять утра, а являлся домой... смеялись:
– Бежит Вятка в своё стойло”»14.

Анатолий Борисович впервые посетил город Вятку в ноябре 1929 года. На сцене Вятского драматического театра вместе с поэтом Рюриком Ивневым (Михаил Александрович Ковалёв) он выступил в Вятском городском театре. В годы Великой Отечественной войны Мариенгоф жил в г. Кирове. Сюда он попал в конце 1941 года вместе с эвакуированным из блокадного Ленинграда Большим драматическим театром, в котором работала его жена актриса Анна Борисовна Никритина (1900–1982). В г. Кирове они прожили около трёх лет и затем вернулись в Ленинград. В. Лузянин так вспоминал о своём знакомстве в детстве с Анатолием Борисовичем, когда он шёл на спектакль эвакуированного Большого драматического театра:

«– Куда держим путь? – неожиданно спросил меня спутник.
– В театр! – важно ответил я.
<...> Он почему-то посмотрел на мои ноги.
Ботинки у меня были довоенные, скороходовские, начищенные до блеска настоящим гуталином, а вот калоши... Поэтому я покраснел и съёжился. <...>
Но мужчина меня ободрил:
– В театр надо непременно ходить в калошах. Я тоже иду в театр...»15.

Мариенгоф не только общался с ним по дороге в театр, но провёл внутрь, а также взял с собой в верхнюю ложу. Уже позже от матери он узнал, что познакомился с известным человеком и другом Сергея Есенина16.

А. Л. Миклашевская. 1940-е годы.
А. Л. Миклашевская. 1940-е годы.
Из фондов Кировской областной
научной библиотеки им. А. И. Герцена

Также с Кировом связана и последняя муза Есенина – Августа Леонидовна Миклашевская (1891–1977). В сентябре 1940 года она была принята в Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова. Так как театр уступил своё здание Большому драматическому театру, его труппа переехала в город Слободской и работала в Доме культуры фабрики «Белка». По воспоминаниям Эмилии Ивановны Пэмы, во время переезда театра в город Слободской её подруги Нина Бостанджьян, Вера Новикова и Галина Скрипина часто ходили к Миклашевской: «Они целый день пропадали за кулисами театра. Они не просто общались с Августой Леонидовной, они были с ней близки... <...> Они приходили от неё в восторге, рассказывали, какая она красивая и талантливая, как водила их по театру, рассказывала о нём. <...> Они хвастались, как Миклашевская учила их при помощи пластыря менять черты лица. <...> И читала, читала им стихи С. А. Есенина»17. Отзываясь о её игре, Э. И. Пэма писала: «Я смотрела её в “Без вины виноватые”, когда мои семейные дела были драматичны, и сюжет Островского ложился на мои душу и мысли. Миклашевская-Кручинина довела меня до потрясения, до слёз горчайших и отчаяннейших. Были ли потом с тех детских слёз у меня в театре сопереживания сильнее?! Она играла бесподобно. Это – её роль»18. Вятским зрителям она больше всего запомнилась в роли Анны Карениной в одноимённом спектакле. Также она играла в спектаклях «На дне», «Мачеха» и других. Миклашевская проработала в театре до ноября 1943 года, а затем вернулась в Москву в Камерный театр19.

Анонс спектакля «Анна Каренина». 1940 г.
Анонс спектакля «Анна Каренина». 1940 г.
Из фондов Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена

На литературную жизнь Вятки 1920-х – 1930-х годов влияние Есенина было очень велико. По воспоминаниям педагога Николая Петровича Борисова, в те годы «...в поэзии были два главных авторитета – Есенин и Маяковский. Такое разделение вкусов было отражением социальных предпочтений населения страны. <...> На литературных вечерах, где тон задавали “есенинцы”, царила атмосфера меланхолии, лиричности, душевности. Зато когда вечер устраивали “маяковцы”, верх брали громкоголосые ниспровергатели»20. Поэт, издатель Алексей Иванович Мильчаков так вспоминал о 1920-х годах: «Настоящим волшебством представлялась нам поэзия Бориса Пастернака... <...> Но больше всех нами владел, конечно, Сергей Есенин. Все его новые стихи мы знали наизусть. Недаром в наших собственных творениях в те годы находили строки подражания и обвиняли нас в “есенинщине” и “пастернакипи”»21.

В стихах многих местных поэтов чувствовались есенинские мотивы. Например, журналист под подписью Перо (Пётр Васильевич Перовский) писал в рецензии к сборнику Степана Кузьмича Шихова «Кондовое утро» (Вятка, 1926)22 о сильном влиянии Сергея Есенина на его поэзию: «Стихи Шихова рождены под знаком есенинского поэтического наследия. Влияние есенинской лирики, мотивов творчества, образов и стихотворного метра заметно при самом беглом чтении книжки»23.

Смерть Сергея Александровича в 1925 году всколыхнула общественность. 4 января 1926 года в Вятском городском театре состоялся траурный вечер. Прозвучали доклад о Есенине, его произведения, а также стихи вятских литераторов, членов местного объединения группы «Перевал», посвящённые памяти поэта. Например, стихотворение Константина Николаевича Алтайского «У могилы Есенина»24 (орфография, пунктуация, вёрстка сохранены):

И жалею, и зову, и плачу
Что от петли синие следы –
Стали нам приметой не-
                                         удачи
И горячей памятью беды.
Ты теперь не будешь больше
                                         нежить,
Увядающая раненая песнь!
И певец ушёл в глухую не-
                                         жить,
Не снеся земную нашу спесь.
<...>
Неужель никто из них не
                                         видел,
Что тоска струит из его
                                         глаз?
Что ему. В загробье мы не
                                         верим,
Хоть могил не топчем сапо-
                                         гом.
Но глазами, полными по-
                                         тери,
Поглядим попристальней
                                         кругом.
Нам в стране и трудовой и
                                         братской
Поскорее надо отвыкать
От привычки этой азиат-
                                         ской
После смерти лаврами вен-
                                         чать.
Чтоб певцы не топли по
                                         болотам,
Не синело в петле чтоб ли-
                                         цо –

Надо нам любовью и заботой
Окружить живых ещё певцов.

Многие продолжали хорошо относиться к Сергею Александровичу, несмотря на то, что после его смерти началась борьба с «есенинщиной»: «В “большой” же прессе, в официальных литературных кругах <...> хулили именно Есенина, а потом и вовсе запретили. “Кулацкий подголосок”, “певец вековой отсталости” и тому подобные “эпитеты” служили “оценкой” творчества поистине всенародно любимого поэта»25. Его поэзия стала считаться упаднической, несоответствующей идеям строительства социализма. В 1936–1937 годах в ходе «...небывалой политической кампании против троцкистов, бухаринцев и др., выявления во всех трудовых коллективах “врагов народа”, публичного клеймения “происков врагов”...»26 ранее упомянутый Степан Кузьмич Шихов, директор Библиотеки имени А. И. Герцена (1932–1937), обвинялся в том, что в её фондах обнаружилась «троцкистско-зиновьевская литература»27, а также в плохом руководстве учреждением и его сотрудниками, участии в группе «Перевал» и подражании Сергею Есенину в молодости. Уже будучи научным сотрудником Государственного архива Кировской области, Степан Кузьмич был арестован 31 мая 1949 года, а в вину «...ему ставили то, что он слушал радиопередачи из Англии и пересказывал их в архиве. Обвинение ему было предъявлено по ст. 58, п. 10, ч. 1 УК РСФСР, антисоветская пропаганда. При обыске у С. К. Шихова изъяли: “книгу автора Есенина с явно враждебным изложением, 1925 года...”»28.

В 1950-х годах отношение к поэту стало меняться, его творчество вновь начали исследовать. Так в 1969 и 1971 годах в г. Кирове вышли два выпуска «Учёных записок» Кировского государственного педагогического института о Есенине. Выпуск 1969 года29 был посвящён поэтическому мастерству поэта, особенностям его ритмики. В выпуске 1971 года30 рассматривались связи С. А. Есенина с русскими писателями и поэтами (суриковцами, крестьянскими поэтами, символистами, имажинистами, ведущими советскими писателями, классиками русской литературы).

С. А. Есенина продолжают изучать и читать в Кировской области, иллюстрируют его стихи и пишут на них музыку. В Москве в 1978 году вышла книга стихов С. А. Есенина «Стихотворения»31, оформленная и проиллюстрированная известным кировским художником Аркадием Михайловичем Колчановым. Гравюры создавались на родине поэта, в селе Константиново Рязанской области. Каждая из них была озаглавлена строчкой из стихотворения поэта (например, «Отговорила роща золотая...», «По-осеннему кычет сова...»). Иллюстрации к изданию также экспонировались на всесоюзных, республиканских, зональных и областных выставках32. Несколько лет назад дочь художника Ольга Аркадьевна Колчанова подарила Библиотеке им. А. И. Герцена гравюры, выполненные Аркадием Михайловичем к данному сборнику стихов. Их можно увидеть в Кабинете писателя.

Земляк и известный композитор Олег Аркадьевич Моралёв написал хоровую поэму «Чёрный человек» по одноимённому произведению Сергея Александровича Есенина. Она долго не исполнялась (возможно, по цензурным соображениям)33. Впервые прозвучала в исполнении Театра хоровой музыки под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Л. А. Лицовой на фестивале в Саратове в 2001 году.

Традиционно много мероприятий, посвящённых С. А. Есенину, проходят в юбилейные даты. Например, 16 октября 2015 года в Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена состоялся литературно-музыкальный вечер к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?..». Весь вечер звучали стихи поэта и песни на его стихи. Его сценарий опубликован в издании «Стихотворения чудный театр...» (Киров, 2016)34. В 2020 году также состоялись юбилейные мероприятия: музыкально-поэтический вечер авторского дуэта «Лик» «Знакомый ваш – Сергей Есенин...», литературно-художественный выставочный проект «Живопись словом Сергея Есенина: пейзажные мотивы в творчестве вятских художников» и другие. Память о поэте и его окружении живёт среди вятских людей, его творчество по-прежнему вдохновляет писателей и художников.

Примечания

1 Решетников М. Забота С. М. Кирова о поэте // Встречи. Горький, 1986. С. 171.
2 Там же. С. 174.
3 Там же.
4 Там же. С. 176.
5 Кировская правда. 1971. 19 дек. (№ 298). С. 4.
6 Санников Г. А. Дни. Вятка [Киров], 1921. 30, [2] с.
7 Кировская правда. 1977. 3 июля (№ 154). С. 3 : фот.
8 Ленинское знамя. Советск, 1975. 22 нояб. (№ 142). С. 4 : фот.
9 Кировская правда. 1990. 16 окт. (№ 238). С. 3.
10 Клюев Н. А. Я лето зорил на Вятке... // Сердце Единорога. СПб., 1999. С. 491–492.
11 Гурьева Т. Н. Новый литературный словарь. Ростов-на-Дону, 2009. С. 110.
12 Мариенгоф А. Роман без вранья. М., 1995. С. 34.
13 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1995. Т. 1. С. 338.
14 Наш выбор. Киров, 2007. 8 марта (№ 10). С. 13.
15 Кировская правда. 1992. 25 апр. (№ 59). С. 2.
16 Там же.
17 Вятский край. Киров, 1995. 5 окт. (№ 183/184). С. 11 : фот.
18 Там же.
19 Рашковский А. Л. Августа Миклашевская // VIII Петряевские чтения : материалы науч. конф. Киров, 2005. С. 276.
20 Помелов В. Б. Воспоминания педагога Н. П. Борисова о 1920–1930-х годах // Герценка : Вятские записки. Киров, 2012. Вып. 22. С. 115–116.
21 Мильчаков Е. А. Жизнь – песня. Киров, 2010. С. 17.
22 Шихов С. Кондовое утро. Вятка [Киров], 1926. 79 с.
23 Вятская правда. 1926. 7 сент. (№ 203). С. 4.
24 Вятская правда. 1926. 5 янв. (№ 3). С. 3.
25 Помелов В. Б. Указ. соч. С. 116.
26 Жаравин В. С. Степан Кузьмич Шихов – директор Герценки // Вятская публичная – Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена : Документы Исследования. Киров, 2012. Кн. 1. С. 245.
27 Там же.
28 Там же. С. 249.
29 Учёные записки. Киров, 1969. Вып. 38. Т. 1. Ч. 1. 84 с.
30 Учёные записки. Киров, 1971. Вып. 49. 152 с.
31 Есенин С. А. Стихотворения. М., 1978. 158 с.
32 Нехорошев Ю. И. Аркадий Михайлович Колчанов. Киров, 2000. С. 119–124.
33 Моралёва А. В. Путь композитора Олега Аркадьевича Моралёва // Герценка : Вятские записки. Киров, 2017. Вып. 31. С. 128–129.
34 «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» (С. Есенин) // «Стихотворения чудный театр...» : сценарии литературных вечеров в Герценке. Киров, 2016. С. 42–51.


* Источник: А. Точеный. Киров – Есенин – Чагин // Кировская правда. 1975. 19 окт. С. 3