Главная > Выпуск №37 > «Книга судеб». О книге А. М. Молодцова «Книга СУДЕБ: Обожание Гоголя»

«Книга судеб». О книге А. М. Молодцова «Книга СУДЕБ: Обожание Гоголя»

Д. Н. Черниговский

Молодцов А. М. Книга СУДЕБ: Обожание Гоголя / А. М. Молодцов. Вятка : О-Краткое, 2019. 96 с. : ил.

Молодцов А. М. Книга СУДЕБ: Обожание Гоголя Двухсотдесятилетний юбилей Николая Васильевича Гоголя на Вятской земле был отмечен выходом первой за всю историю регионального литературоведения монографии о жизни и творчестве великого писателя. Автор книги – филолог, краевед Александр Молодцов − посвятил созданию этого небольшого по объёму труда более десяти лет напряжённых поисков и раздумий.

Произведение А. Молодцова, определённое автором с жанровой точки зрения как эссе, не является в строгом смысле академической работой, но оно представляет собой нечто большее, чем просто литературно оформленный поток сознания. Наряду с филигранной стилистической работой со словом и сложным сюжетосложением книги, о чём подробнее будет сказано ниже, эссеист обнаруживает глубокое знание научного гоголеведения, а также связанных с личностью и деятельностью автора «Мёртвых душ» мемуарных и эпистолярных материалов.

Создатель рецензируемого текста не только ссылается на исследователей прошлых лет (В. В. Вересаев, Д. С. Мережковский, К. В. Мочульский, В. В. Набоков, В. В. Розанов, Н. С. Тихонравов) и современных ьучёных (М. Я. Вайскопф, В. А. Воропаев, И. П. Золотусский, Ю. В. Манн), но и рассматривает возникавшие в истории гоголеведения споры и сам нередко вступает в полемику с цитируемыми учёными и критиками, обнаруживая серьёзную фундированность своего труда.

Первое, что поражает при взгляде на книгу А. Молодцова – это её роскошное оформление. Плотный офсет, сияющий белизной, крупный и чёткий шрифт, обилие иллюстраций (часто достаточно редких и малоизвестных), цветные вклейки, титульный лист, как в антикварных дорогих изданиях, по выражению К. Г. Паустовского, «прикрытый папиросной бумагой». А главное – это дореволюционная орфография с «ерами» и «ятями», реформе которой, кстати, автор и посвятил свой труд. Посвящение это, между прочим, выглядит двусмысленно: то ли автор саркастически издевается таким образом над новой, послереволюционной орфографией, часто выпрямляющей и упрощающей смыслы классических текстов, то ли, завершая свою работу над книгой, радостно приветствует своё освобождение от необходимости точно знать, в каком случае, например, нужна «и» восьмеричная, а в каком десятеричная.

Помимо этого, читатель сразу же сталкивается с необычностью языка книги, намеренно архаизированного в плане лексики и синтаксиса. Литературный гурман по достоинству оценит стилистические изыски автора, в языке которого угадывается влияние и Гоголя, и Лескова, и Розанова. У читателя закономерно может возникнуть вопрос: что это − прихоть эстетствующего писателя, красивая, но бессмысленная игра в словесные бирюльки, или в этом есть некий серьёзный смысл? Я полагаю, что верно последнее предположение: старая орфография и архаичный слог помогают автору книги погрузиться в гоголевскую эпоху, мир, в котором жил и творил Гоголь, иначе говоря, это средство осуществления герменевтической процедуры, суть которой Ханс-Георг Гадамер определял, как «перемещение в ситуацию автора».

Итак, о чём же книга А. Молодцова? Ответ на этот вопрос содержится с исчерпывающей полнотой в её названии: «Книга Судеб». Писатель скрупулёзно и любовно выстраивает сюжет произведения, в котором видны две взаимосвязанные линии – Судьба Гоголя и Судьба его великой книги, первая часть которой была предана печати и обессмертила своего создателя, а вторая, будучи написанной, подорвала физические и духовные силы Н. В. Гоголя, и была предана огню за несколько дней до смерти.

Заметим, что А. Молодцов не принадлежит к тем исследователям Гоголя, которые разделяют тезис о том, что его «дар в поэзии погас». Напротив, Гоголь в понимании Молодцова становился как писатель всё мудрее и мощнее, но он, будучи, по сути, монахом в миру, иначе, нежели в прежние годы, конципировал реальность, обнаруживая теперь не «анекдотический», а «всемирно-исторический её смысл». В результате у автора «Книги Судеб» получился едва ли не первый в нашей литературе и в литературоведческой науке опыт – и опыт удачный – духовной биографии Гоголя, то есть такого жизнеописания, в котором за каждым внешним фактом бытия раскрывается бездна Бытия душевного и Духовного.

Отметим здесь и то обстоятельство, что в названии рецензируемой книги есть подзаголовок: «Обожание Гоголя». Автор книги смысл этого глагола видит в происходившем в сознании и душевном составе Гоголя стремлении к Богу и, соответственно, в постепенной утрате великим писателем прочных связей с земным миром, с аксиологией обыденности. Я же вижу в этом подзаголовке и другой важный смысл, связанный с развитием в сюжете ещё одной, третьей линии, завершённой в отличие от двух вышерассмотренных благополучно, − изданием книги вкусившего сладость успеха здравствующего автора. Ибо в «Книге Судеб» на самом деле не два героя (Гоголь и «Мертвые души»), на три, и третий герой − это сам автор, обожающий Гоголя А. Молодцов.

Вот это-то субъективное, глубоко лирическое начало и отличает, как мне кажется, книгу Молодцова от собственно академических текстов. Здесь и подлинная любовь к Гоголю, и подлинное сострадание его физическим и творческим мукам, и подлинная скорбь из-за его безвременной кончины.

Подчас А. Молодцов встраивает в свой гоголеведческий нарратив что-то вроде лирических отступлений, обнаруживающих дискурсивно и эмоционально духовное родство автора и его Героя (такую близость мы видим в литературе нередко – Батюшков и Тассо, Пушкин и Шенье и так далее). И вот это присутствие в тексте третьего персонажа − Автора − обеспечивается также особой стилистической игрой, когда молодцовский текст становится почти сплошь цитатным, причём диапазон цитирования широк, и гротесков: от Пушкина, Некрасова и Чехова до Горького, Ахматовой и даже Аркадия Гайдара.

Через этот коллаж цитат и реминисценций, как мне кажется, и просвечивает подлинное лицо автора умной, талантливо написанной и чрезвычайно интересной для всякого, кто любит Гоголя, «Книги Судеб», лицо грустное, часто ироничное, чем-то подобное гоголевскому на известном памятнике работы Н. Андреева.