Главная > Выпуск №37 > Интеллигент, наставник, преподаватель.

Интеллигент, наставник, преподаватель.

Камчатский след В. Д. Сергеева

А. И. Руденко

Историк и педагог Валентин Дмитриевич Сергеев (1940–2006) известен широкой читательской аудитории своими книгами и статьями о разночинцах-народниках. Его жизненный путь был связан с Кировским областным краеведческим музеем, Кировским пединститутом им. В. И. Ленина, Кировским филиалом МГЭИ, а ещё в его жизни была Камчатка, где он 15 лет работал в должности доцента в пединституте. Именно об этом периоде жизни Валентина Дмитриевича в год 80-летия со дня его рождения и повествуется в статье Аллы Ивановны Руденко.

Я училась в Камчатском государственном педагогическом институте на историческом факультете с 1979 по 1984 год. Куратором нашей группы И-790 был Валентин Дмитриевич Сергеев, который преподавал историю средних веков и другие дисциплины.

Мы очень его уважали. Лекции были содержательными, интересными и познавательными. Однажды он рассказал о том, что после окончания Кировского пединститута его направили на работу в одну из сельских школ. Там в библиотеке был Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, и Валентин Дмитриевич его полностью прочитал. После окончания института меня направили работать в маленькое корякское село Седанка. Преподавая историю и обществоведение, я вспоминала этот рассказ Валентина Дмитриевича и своё свободное время тратила на чтение книг по истории.

Помнится, как Валентин Дмитриевич говорил о творчестве Василия Шукшина, отметив, что лет через 50 его произведения включат в школьную программу. И он оказался прав, только это, в связи с изменениями в нашей стране в конце 80-х – 90-х годов XX века, произошло раньше.

В. Д. Сергеев запомнился как интеллигент, прекрасный педагог и лектор с широким кругозором. Как-то на лекции он задал нам вопрос: что является отличительной чертой интеллигентного человека? Мои однокурсники назвали некоторые черты: интеллектуальность, ум, начитанность и так далее. Всё оказалось правильным, но никто не указал на главное качество, которое в итоге отметил наш преподаватель, – это доброта. Теперь, спустя много лет, я думаю, что он пытался донести до нас культуру российской интеллигенции, чтобы мы как педагоги представляли её там, где мы будем работать, а именно в школе, среди своих коллег, и в обществе. Валентина Дмитриевича уважали все студенты очного и заочного отделений, о нём можно было услышать только хорошие отзывы.


В. Д. Сергеев (третий слева) со студентами на одном из субботников

Обычно в сентябре студентов нашего института отправляли копать картошку на поля в посёлок Заречный. С нами всегда был и Валентин Дмитриевич. Наравне со всеми он участвовал во всех субботниках по уборке территории вдоль улиц, расположенных у пединститута. Однажды произошёл такой случай. Мы, девчонки второго курса, с утра убирали картошку, потом, быстро пообедав, пошли в поле отдохнуть. Расположившись на траве за кустарником, на свежем воздухе прикрыли глаза под тёплыми лучами солнца, а в результате опоздали на копку картофеля. За этот проступок наши фамилии оказались на листе студенческого пресс-центра. Нам было стыдно в первую очередь оттого, что его читал наш любимый педагог. Мы получили урок на всю жизнь: работа есть работа, никакого отдыха даже на чуть-чуть. И это мы, школьные учителя, пронесли через всю свою жизнь.

На 4 курсе мы проходили практику. Валентин Дмитриевич со своими коллегами присутствовал на наших уроках. Как было приятно всем услышать то, что сказала о нас администрация школы: «Ваши студенты такие молодцы, не в пример тем, что были у нас раньше. Ваши у нас работали как настоящие учителя, и мы готовы их принять всех в нашу школу!» Таким образом, мы не подвели куратора группы и преподавателей вуза.

В 1986 году я оказалась в Петропавловске-Камчатском. Шла по улице, ведущей к нашему пединституту, и мне встретился Валентин Дмитриевич. Мы с ним поздоровались, я сообщила ему, что по турпутёвке еду в Чехословакию. Он порадовался, спросил, как у меня дела, где я работаю, об однокурсниках. Я потом подумала: надо же, он нас помнит!

В 1990 году моя сестра Л. И. Руденко поступила на заочное отделение нашего пединститута. На вступительном экзамене В. Д. Сергеев спросил: «Алла Руденко не ваша ли родственница?» Она ответила: «Это моя сестра». Мне был передан привет.

У одной из моих учениц при поступлении в институт Валентин Дмитриевич поинтересовался, кто был у неё в школе преподавателем истории. Она назвала моё имя. Он сказал: «Спасибо ей». Я была очень рада, когда об этом узнала.

Учёный, педагог В. Д. Сергеев – это для меня глыба знаний, эталон человечности, интеллигентности, добропорядочности, тактичности. Он никогда не проявлял высокомерия по отношению к студентам.

Я очень расстроилась, когда узнала от выпускника нашей Тигильской школы Виктора Гостищева, учившегося на истфаке, о том, что Валентин Дмитриевич ушёл из жизни. Пыталась узнать, что произошло, почему это так рано случилось, но ответа на свои вопросы не получила.
Я часто вспоминаю В. Д. Сергеева. Уход его из жизни болью отражается в моём сердце. Говорю и пишу об этом искренне, ведь это мой любимый преподаватель вуза, мой наставник в преподавательской деятельности.

Стаж моей деятельности в школе составил 27 лет. На уроках по краеведению я всегда показывала учащимся книгу «Некоторые страницы истории Камчатки», написанную Валентином Дмитриевичем, и с гордостью говорила ребятам и своим коллегам о том, что её написал человек, у которого я училась в пединституте.

За время работы в школе получила второе высшее образование в Санкт-Петербургском государственном академическом институте им. И. Е. Репина по специальности «искусствовед», защитила диссертацию и стала кандидатом искусствоведения. С 2012 года работаю директором Тигильского районного краеведческого музея.

Существует мнение, что человек добивается своих целей в жизни благодаря людям, которые своим примером оказывают на него своё влияние. На меня такое влияние оказал Валентин Дмитриевич.