Главная > Выпуск №37 > А. Н. Тепляшина. Неизвестные страницы биографии.

А. Н. Тепляшина. Неизвестные страницы биографии.

Ч. 2. Дело всей жизни*

И. Г. Завойчинская

И вот первые самостоятельные уроки в школе...

С 14 сентября 1900 г. по направлению уездного отдела народного образования в течение трёх лет А. Н. Тепляшина работала учительницей в школе грамоты в селе Чистяково Вятского уезда Вятской губернии. Её оклад составлял 180 рублей1.

Загадкой остаются лишь два года: с 1898 г. – окончание гимназии – по 1900 год. Ни в своей автобиографии, ни в последующих документах Аполлинария Николаевна не упоминает этот двухлетний период жизни после окончания гимназии. Не включила она его и в свой трудовой стаж, и в личный листок по учёту кадров, и в трудовую книжку. После окончания педагогического класса А. Н. Тепляшина должна была работать в качестве домашней учительницы и предоставлять «по окончании каждого года занятий воспитанием детей в частном доме отчёты о своих занятиях и одобрительные о себе свидетельства от уездного предводителя дворянства и от лиц, у коих будет исполнять обязанности своего звания»2, – так сказано в «Правилах и обязанностях для домашних наставниц и учительниц» Вятской Мариинской гимназии.

С 14 октября 1903 г. Аполлинарию Николаевну переводят в г. Вятку в двухклассную церковно-приходскую школу с окладом 240 рублей. С 1 сентября 1910 г. А. Н. Тепляшина участвует в работе общественной кассы школы, объединившей нескольких преподавателей3.

С этого момента и до последних лет работы жизнь А. Н. Тепляшиной связана с этим учебным заведением.

По 1904/1905 учебный год школа была одноклассной церковно-приходской. В 1905/1906 учебном году школу реорганизовали в женскую двухклассную церковно-приходскую, открыли четвёртый класс обучения, а в следующем году и пятый класс.

А. Н. Тепляшина (справа) с подругой Л. М. Болванович и её сыном. Вятка. Начало XX в.
А. Н. Тепляшина (справа) с подругой
Л. М. Болванович и её сыном.
Вятка. Начало XX в.

В 1917 г. школа перешла в ведение городского управления, а в 1918 г. её переименовали в начальное училище г. Вятки. В дальнейшем училище было реорганизовано во вторую советскую школу первой ступени, впоследствии – начальную школу № 9 г. Кирова. Заведующей школы в этот период (до 1 октября 1918 г.) была Александра Захаровна Шевардина.

В 1918 г. городской отдел народного образования по договорённости с заведующей открыл шестой класс с особой программой. На базе школы решено было провести опыт шестигодичного начального обучения. Заведующая школой А. З. Шевардина и учительницы Бехтерева и Тепляшина дали согласие бесплатно вести работу по предметам в шестом классе. Но осуществить этот план не удалось, так как Бехтерева и Шевардина в тот год умерли4.

Руководство школой было поручено А. Н. Тепляшиной. С 1 октября 1918 г. по 26 апреля 1928 г., работая учителем начальных классов, А. Н. Тепляшина одновременно выполняла обязанности начальника училища, а затем – заведующего школой5.

Трудное и неспокойное это было время: Гражданская война, голод, разруха, первые годы становления нового государства. И требовались большие организаторские способности, воля и настойчивость, полная самоотдача, чтобы обеспечить нормальную работу школы. А. Н. Тепляшина, будучи заведующей, шла после уроков в различные учреждения, где ей помогали организовать для школьников дополнительное питание или выделить дрова для отопления школы, делились скудным запасом бумаги.

В 1923–1926 гг. А. Н. Тепляшина занималась ликвидацией неграмотности среди населения. Работала членом бюро секции учителей начальных школ. Её хорошо знали в районе, примыкающем к школе, и это помогало в работе заведующего. Во время эпидемии гриппа она сумела организовать в школе завтраки для детей. Пусть это лишь овсяный суп или картофельная похлёбка – то, что можно было достать в те годы, но уже спокойнее на душе за здоровье маленьких учеников, выводящих неровные строчки диктанта на серой обёрточной бумаге. Или свирепствует в городе испанка. Многие учителя заболели, и Тепляшина выходила заниматься одна с несколькими классами – лишь бы дети учились...6

Шли годы, накапливался опыт. И вот уже стаж работы – 36 лет.

Скупые строчки характеристики из архивных документов 1935–1936 гг. говорят: «В настоящем учебном году занималась в 4 классе. <...> Ударников учёбы в классе 28 человек. Испытания были проведены по заданию Наркомпроса и дали высокие показатели успеваемости. Из 44 человек на “отлично” и “хорошо” – 35. <...> Аполлинария Николаевна живёт не только интересами своего класса, но и жизнью всей школы. Она всё свободное время посвящает воспитанию детей. Принимает активное участие в пионерской работе, помогая вести работу пионервожатому. Является представителем производственного совещания и, сильный методист, она умело руководит работой и повседневно делится своим опытом. В школе руководит драматическим кружком, и под руководством её дети несколько раз выступали в клубе»7.

«Именно Аполлинария Николаевна привила нам любовь к театру. Мы, маленькие сорванцы, под её началом на школьных подмостках ставили спектакли. Настоящие спектакли с настоящими костюмами и декорациями, с музыкальным сопровождением. Можно назвать оперу “Снегурочка”, постановки “Ночь в лесу”, “Пылинки” и другие»8, – писала её бывшая ученица Вера Ивановна Романова (Бугаева).

Педагогические приёмы Тепляшиной были несложными, но очень верными. Ученики её не боялись, но уважали, любили и слушались. «Однажды я очень разбаловался на уроке, – вспоминал В. А. Афанасьев. – Тогда, вместо обычного “Вадик!”, Аполлинария Николаевна обратилась ко мне сурово: “Вадим! Пойди в учительскую и подожди меня там”. Я подождал, конечно. Она пришла, подсела ко мне и говорит: “Ну, давай попьём чаю”. У меня кусок застревал в горле. Не выдержал: “Аполлинария Николаевна, – говорю, – да наругайте же меня скорее!” Она удивилась как будто: “За что? Ты разве что-нибудь плохое сделал?” Мне было ужасно стыдно...» А дети из неблагополучных семей часто находили приют у неё дома. С жалобой на плохое поведение учительница не стремилась идти к ученику домой, а встречала родителей как будто случайно. Обладая большим чувством такта, вначале хвалила ребёнка, а потом, как бы между прочим, говорила о плохом. Поэтому у родителей никогда не оставалось неприятного впечатления от встреч с учительницей9.

«Я много раз бывала на квартире у Аполлинарии Николаевны, – писала из города Перми А. А. Жарныльская (Бабина), – так как сама училась у неё с 1916 по 1920 г., и мой сын, и племянница также её ученики. Она всегда была приветливой и ласковой. А как она любила своих учеников, вкладывала в них всю свою душу!»

По воспоминаниям А. А. Жарныльской (Бабиной) в более ранние годы Аполлинария Николаевна содержала престарелых родителей и родственников. Всю свою молодость она прожила с женщиной Машей, которая вела всё её домашнее хозяйство. Жили они на ул. Коммуны (совр. Московская) в нижнем полуподвальном этаже дома 48 в квартире 3. Дом был двухэтажный, каменный, находился напротив современного здания художественного музея. Позднее этот дом снесли и построили здание политехнического института. Сейчас это главный административный корпус Вятского государственного университета.

Позже Аполлинария Николаевна жила вместе с подругой, учительницей Лидией Михайловной Болванович на углу улиц Труда и К. Маркса, дом 40, квартира 2 (по другим данным дом 42б, квартира 2), недалеко от библиотеки им. Пушкина, которая с 1961 по 1980 г. находилась по адресу К. Маркса, дом 4210. «Они давно дружили, но называли друг друга на “вы”», – вспоминала Л. К. Васекина. Квартира была неблагоустроенная. Дом был двухэтажный, деревянный. В Кирове Болванович и Тепляшина были двумя знаменитыми учительницами, у которых все хотели учить своих детей. По воспоминаниям соседей, ранее дом принадлежал семье известной революционерки Веры Зубаревой. Болванович была её родственницей, поэтому ей и оставили одну из квартир. Лидия Михайловна воспитывала сына, его звали Воля, а Аполлинария Николаевна помогала ей в этом. Сын Л. М. Болванович впоследствии стал директором фабрики в Серпухове.

Л. М. Болванович родилась в 1889 г., окончила высшие женские курсы в 1911 году. Лидия Михайловна работала сначала в средней школе им. Короленко, в школьном городке (1930/1931 учебный год), а также в средней школе № 29 им. Красина (с 1931 г. с нагрузкой 21 час по обществоведению), в школе № 17 (1942/1943 учебный год – 24 часа в неделю истории, 5–10 классы, возраст – 53 года, педстаж – 30 лет). Вела уроки истории, географии, обществоведения, в средней школе № 6 была заведующей учебной час­тью (1934/1935 учебный год)11.

На её занятиях всегда была хорошая дисциплина, она пользовалась уважением учащихся и сумела воспитать интерес к своим предметам. В итоге успеваемость по преподаваемым ею дисциплинам была 98,9 %. Большую воспитательную работу вела как классный руководитель. По общественной работе была членом групкома, групповодом, руководителем ЮДМ. Много работала по вовлечению родителей в конкурс на лучшее воспитание детей в семье. Её руководство методической и учебной работой учителей также отличалось высоким уровнем. «Как завуч она является хозяином педагогического процесса по школе в целом. Знает состояние каждого преподаваемого предмета не только по средней, но и по начальной школе». Её награждали денежной премией – 250 руб., а также поездкой на курорт (1934/1935 учебный год). Впоследствии Л. М. Болванович была награждена орденом Ленина12.

При доме, где жили учительницы, был огород, и Аполлинария Николаевна занималась им. После окончания учебного года читала новые детские книги, занималась с двоечниками, а за две недели до начала нового учебного года дополнительно занималась с теми детьми, которые переходили в старшие классы другой школы. Все дополнительные занятия она проводила бесплатно.

«Мы жили с ней в одном доме, когда я был ребёнком (Аполлинария Николаевна – на первом этаже, а я – на втором), и часто возвращались из школы вместе, – вспоминал Вадим Петрович Чанов, методист областного института усовершенствования учителей г. Кирова. – Я хотел помочь, и она давала мне сеточку со стопкой ученических тетрадей. А остальные тетради – их было очень много – она несла сама в огромном портфеле. Она вообще всё любила делать своими руками. <...> Утюгом, с углями, гладила свои знаменитые кофточки и юбку, а бельё любила проморозить и потом прокатать...» Напротив квартиры Тепляшиной в доме 42 почти окна в окна с Аполлинарией Николаевной жила её ученица – Люда Васекина. Она помнит, как Аполлинария Николаевна всегда была занята делом. Проверяла тетради под зелёной лампой или шила на швейной машинке вещи для Дома малютки. Люда часто приходила к ней домой заниматься дополнительно13.

Аполлинария Николаевна учила школьников выполнять нехитрые поделки, например, вышивать, и мальчиков, и девочек. Об одном из выпускников, Сергее Фёдоровиче Новикове, говорится: «<...> когда с ним случилась беда – отнялись ноги – и он в течение нескольких десятилетий был прикован к креслу-каталке <...> когда всё протестовало в нём против недуга, когда казалось, что жизнь кончена, он вспомнил навыки, полученные в школе. Он стал вышивать. Вышивал прекрасно. Были заняты руки. Были заняты мысли. Он был у дел. Потом это увлечение заменили другие. Но вот именно вышивание, его первое духовное лекарство, – это тоже от Аполлинарии Николаевны»14.

С годами росло мастерство учительницы. Но неудержимая жажда знаний, стремление к совершенству не давали покоя. А. Н. Тепляшина проходила различные курсы.
Справка от 30 июня 1930 г.: «Дана сия тов. Тепляшиной А. Н. в том, что она действительно окончила двухгодичные курсы по политехнической подготовке учительства, организованные ГОРОНО, что и удостоверяется».

Справка от 8 мая 1933 г.: «Настоящая справка выдана Аполлинарии Николаевне Тепляшиной в том, что она с 15.11.1932 г. по 1.05.1933 г. прослушала курсы по ИЗО при Вятском педтехникуме и практически проработала все задания, что и удостоверяется».

Удостоверение, выданное областным ИУУ: «Учитель начальной школы тов. Тепляшина с 1 ноября 1938 г. по 20 марта 1940 г. прослушала курсы по истории СССР, без отрыва от работы в школе».

Кроме того, в личной карточке рукою А. Н. Тепляшиной записано о прохождении общеобразовательных педагогических курсов (1918 г.), курсов военной подготовки (1932 г.), семинара по повышению квалификации при педтехникуме.

Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 10 апреля 1936 г. вводятся персональные звания для учителей. На этом основании Народный Комиссариат просвещения РСФСР выдал аттестат: «Тепляшина А. Н., окончившая в 1898 г. женскую гимназию и прошедшая установленный испытательный стаж педагогической работы в школе, удостоена ... звания учителя начальной школы»15.

«Чуткая, Аполлинария Николаев­на вместе с тем требовательна и принципиальна. Сама во всём может служить примером: всегда аккуратна, приветлива, точна. Эти качества прививает она и своему детскому коллективу»16, – писали в 1940 г. в газете «Кировская правда».

«Ни один учащийся не выпадает из поля зрения учительницы, она видит каждого и вовлекает в коллективную работу. Особенная черта – профессиональная добросовестность. Несмотря на свой опыт и эрудицию, Аполлинария Николаевна тщательно готовится к каждому уроку. Загляните в её рабочую тетрадь. Там всё продумано до мельчайших деталей: записаны полностью рассказы, которые она готовит для сообщения учащимся, подготовлены тексты письменных работ, составлены вопросы. Кропотливо и с большим умением подбирает она дополнительный материал к уроку, а в этих целях систематически следит за детской и методической литературой, журналами и газетами»17, – так отзывался в 1940 г. о работе А. Н. Тепляшиной заведующий кабинетом начальной школы областного института усовершенствования учителей А. Березовец.

«Любой урок Аполлинарии Николаевны является показательным. Она систематически готовит к будущей практической деятельности. Её воспитанники умеют сознательно работать с книгой, вести наблюдения. Получают навыки исследовательской работы. Каждый день в школе начинается сообщением учеников о новостях в нашей стране, переданных по радио. Часто в классе отдельные учащиеся делают короткие доклады, отчёты. <...> Ни одна деталь жизни и работы школы не проходит мимо зоркого и внимательного взгляда учительницы. <...> Всё ... является предметом её забот. Аполлинария Николаевна неутомима. Она как-то удивительно находит для всякой работы время»18.

И. С. Милова, выпускница 1941 г., писала: «Уроков последней (Аполлинарии Николаевны. – И. З.) ... мы всегда с нетерпением ожидали, так как они проходили спокойно, и даже самые непоседливые и нерадивые ученики внимательно слушали её. А. Н. Тепляшина пользовалась огромным авторитетом среди учащихся многих поколений и их родителей. Аполлинария Николаевна была воплощением не только тепла, но и добра, мудрости, скромности, справедливости и многих других ценных человеческих качеств»19.

Заведующая школой № 9 Ф. В. Лютина рассказывала, что каждый год во время приёма в школу новичков приходилось сдерживать напор родителей, которые когда-то учились у Аполлинарии Николаевны. Для них не существовало районирования. Где бы они ни жили в городе Кирове, все добивались, чтобы их ребёнок учился здесь, приводя «убедительные» аргументы о том, что они тоже учились у Аполлинарии Николаевны20.

Беззаветная преданность делу была оценена обществом по заслугам. 6 августа 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР учительнице начальной школы № 9 г. Кирова Аполлинарии Николаевне Тепляшиной присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». 5 февраля 1941 г. в г. Кирове были вручены почётные грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР «работникам народного образования, которым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от ... 6 августа 1940 г. ... присвоено почётное звание заслуженного учителя школы РСФСР», в том числе Аполлинарии Николаевне21.

22 июня 1941 г. – трагическая дата в истории нашего народа. Тяжесть военных будней испытали на себе все: и боец на поле боя, и учитель у школьной доски. Учились тогда в одежде, в шапках, носили с собой фитильки. Аполлинария Николаевна скрашивала, чем могла, тяжесть военного лихолетья для своих учеников. В суровые годы Великой Отечественной войны многим детям она давала ощущение заботы и тепла семейного очага, когда матери были на работе. Некоторые ученики жили у неё по неделе, она шила им вещи из своих материалов. Аполлинария Николаевна приглашала сама, и к ней заходили просто так. Всем находилось и место, и время. По воспоминаниям учеников, она была изумительно добрым человеком. Из своего военного пайка (а это был паёк служащей) Тепляшина подкармливала детей. Не афишировала это. Тихо подойдёт к парте, положит кусочек хлеба и ведёт урок дальше.

А 17 декабря 1944 г. «Учительская газета» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах ... наградить: орденом Ленина Тепляшину Аполлинарию Николаевну – учительницу начальной школы № 9 г. Кирова»22. И полетели к ней со всех концов страны поздравительные письма и телеграммы.

«С гвардейским приветом Ваш бывший ученик по начальной школе. <...> Стяжкин Степан. <...> Сейчас нахожусь на фронте, и читал газету, и встретил Вашу фамилию, и решил поздравить».

«Я как фронтовик ... очень рад за ваши трудовые подвиги. Вы поднимаете дух у нас, фронтовиков, и, в частности, у меня. Бывший учащийся Чарушин Николай Иванович, трижды орденоносец».

«Вот, Аполлинария Николаевна, смотрю я на Ваш портрет, и мне кажется, что вы не изменились. Вы такая же, [как] когда я учился у вас в школе № 9. Вот даже куда попал Ваш портрет ... а я служил на другом конце СССР, т. е. на Дальнем Востоке, и тоже узнал о Ваших больших трудах. Ваш бывший ученик, который был самым недисциплинированным, Владимир Порошин. <...> Прошу дать ответ, хоть пару слов».

«Это письмо от фронтовиков Прибалтики, которые желают Вас поздравить с Новым годом и с высокой правительственной наградой. Смирнов А. А., Михайлов В. Ф., Дяткин В. Х.»23

Ученик военных лет, писатель А. Лиханов вспоминал: «Получив награду (орден Ленина, к которому полагалась доплата), Аполлинария Николаевна сказала: “Ребята, я не считаю себя вправе истратить эти деньги на себя”. Тогда в аптеке без карточек продавали витамин С. И вот утром, прежде чем начать урок, Аполлинария Николаевна шла по рядам и серебряной ложечкой каждому в рот клала горошинку витамина С. Когда эти деньги у неё заканчивались, она добавляла свои, а когда и они исчезали, она вот что придумывала: мы лазали на сосны во дворе школы и собирали хвою, нянечка её заваривала, а Аполлинария Николаевна с ведром этого отвара обходила класс и заставляла выпить каждого по полкружки. Так она спасла нас от цинги»24.

Первый мирный учебный год. Сентябрь 1945 года. Первый урок. 45 лет работает учительницей Аполлинария Николаевна Тепляшина. Сорок пятый раз переживает она радостное волнение, встречая начало учебного года.

В 1945 году А. Н. Тепляшина была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

До конца своей жизни жил с ней отец Николай Ферапонтович Тепляшин (1856–1942). Также, согласно справке из школы от 9 августа 1946 г., подписанной директором Ф. В. Лютиной, она оказывала материальную помощь своей племяннице Нине Павловне Поповой, которая находилась в Вятке в эвакуации. Зарплата самой Аполлинарии Николаевны в то время составляла, согласно справке 1946 г., 650 руб.25

Трудная и не всегда радостная была жизнь у Аполлинарии Николаевны. Но она никогда не показывала это детям. Для них она всегда была добра и приветлива.

А. Н. Тепляшина с учениками
А. Н. Тепляшина с учениками

В 1948/1949 учебном году А. Н. Тепляшина работала в 3 классе и руководила методобъединением учителей третьих классов. Она работала, как написано в характеристике областного отдела народного образования, «с исключительным усердием. Уроки проходят на высоком идейно-политическом уровне. Большой мастер педагогического дела. Серьёзно работает над собой. Охотно делится опытом с другими. Принимает активное участие в общественной жизни школы»26.

В 1948 г. А. Н. Тепляшина решением исполкома Облсовета от 9 апреля была введена с состав Совета по народному образованию при областном отделе народного образования27.

Живая связь с выпускниками характерна для всего периода работы А. Н. Тепляшиной. Она помнила всех. Когда приходили бывшие ученики, она не разрешала им первыми называть себя, а всегда вспоминала сама и имя, и годы учёбы. «О жизни каждого мы узнавали от Аполлинарии Николаевны», – говорили они. Ещё в 1916 г. в школе был заведён журнал, в котором ежегодно отмечались все необходимые данные о каждом выпускнике. В этом журнале записаны имена большинства бывших воспитанников А. Н. Тепляшиной. Многие из них, став взрослыми, приводили к ней в класс своих малышей. По два, даже по три поколения одной и той же семьи учились у Аполлинарии Николаевны. Из разных уголков страны получала она письма от своих бывших питомцев. И каждый из них вспоминал о своей учительнице с благодарностью и любовью. «Одного она научила вышивать, и, когда пришла беда – парализовало ногу, – он нашёл в этом спасение. Другого она подкармливала, зная о бедственном положении его семьи. Третьему она писала на фронт, ободряя, поддерживая. Четвёртый чтил её, как мать, и ей первой представил свою будущую жену. В воспоминаниях писателя Л. В. Дьяконова Аполлинария Николаевна – молодая учительница церковно-приходской школы»28.

В 1949 г. Указом Верховного Совета СССР А. Н. Тепляшину наградили вторым орденом Ленина за выслугу лет и безупречную работу29.

Исключительная скромность отличала Аполлинарию Николаевну. По воспоминаниям соседа, Вадима Петровича Чанова, в доме никогда не говорили о том, что учительница дважды награждена орденом. Ведь сама она не рассказывала об этом. Но уважал и любил её весь дом.

Сентябрь 1950 года. Первый день учёбы – волнующий для Аполлинарии Николаевны. Исполнилось 50 лет её педагогической деятельности. Недаром на вопросы о своей биографии она отвечала: «Моя жизнь – это школа».

Выписка из приказа министра просвещения РСФСР от 30.12.1950 г.: «Наградить значком “Отличник народного просвещения” по Кировской области Тепляшину А. Н., учительницу начальной школы № 9 г. Кирова»30.

И вновь полетели в Киров праздничные телеграммы.

«Приветствуем Вас ... в день 50-летия учительской деятельности, желаем здоровья. Захваткины». «Сердечно благодарна ... за те начальные знания, которые я получила от Вас. Тринадцать лет я работаю врачом, теперь сын мой Владимир учится у Вас. Лебедевы». «Горячо поздравляем. Желаем долгих лет работы, здоровья, благополучия. Ваши ученицы: Лена, Оля Столбовы. Ленинград». «Желаю здоровья, успехов в работе. Бывшая ученица Сырнева». «Горячо поздравляем с 50-летием. Семья Рыбаковых».

А жизнь и работа продолжались. В отчёте школы № 9 за 1950/1951 учебный год в разделе «Состояние преподавания знаний и навыков учащихся по предметам» написано: «2-а класс. Преподаватель Тепляшина. Материал по русскому языку усвоен учащимися вполне. Преподаватель действительно является мастером педагогического дела»31.

«Аполлинария Николаевна ведёт очень большую индивидуальную работу с каждым учеником. Строго следит за выполнением орфографического режима, систематически работа проводилась над ошибками. Все эти вместе взятые приёмы содействуют грамотному письму. На человека падает 0,9 ошибки. Многие учащиеся пишут без ошибок. Программа по чтению выполнена, учащиеся читают правильно, выразительно, умеют разделить статью на части, озаглавить каждую часть и дать пересказ прочитанного»32.

«Программный материал по арифметике усвоен хорошо. Тепляшина на протяжении всего учебного года ведёт огромную работу индивидуально. Благодаря этому успеваемость повышается»33.

А. Н. Тепляшина с учениками начальной школы № 9. Киров, 1950-е гг.
А. Н. Тепляшина с учениками начальной школы № 9. Киров, 1950-е гг.

На выставке в областном ИУУ было в своё время немало методических разработок и записей уроков Тепляшиной. Она оформила альбом «История начальной школы № 9». Это интересная работа, дающая представление о творческом коллективе учителей и его вкладе в воспитание многих поколений жителей нашего города. Ею же было составлено ценное наглядное пособие: «Домашние и дикие животные Кировской области». Им много лет пользовались на уроках все учителя девятой начальной школы34.

По воспоминаниям Ольги Леонидовны Рязанцевой, художницы, жены скульптора Рязанцева, трое детей которой учились в школе № 9, у Аполлинарии Николаевны был удивительно красивый поющий голос, входящий в душу, и необыкновенные глаза. Походка лёгкая, неслышная, а сама она спокойная, уравновешенная, собранная во всём. Очень застенчивая, скромная и в то же время ласковая. Малышей гладила по головке и в головку целовала. К любому могла подобрать ключик. Непосредственно у Тепляшиной училась Галина Рязанцева (выпуск 1953 г.). Она вспоминала, что Аполлинария Николаевна на уроках в классе тщательно следила за осанкой учеников, под её руководством делали гимнастику на расслабление мышц глаз, рук, чтобы привести организм в работоспособное состояние. Аполлинария Николаевна была очень тактичным человеком. Никогда никого в грубой форме не останавливала. К каждому относилась бережно, с заботой и теплом. Опоздавшему ученику говорила: «Мы с тобой за переменой выясним причину». И когда все уходили из класса гулять, они беседовали. Никогда ничего не заставляла делать насильно. Например, если дочь скульптора и художницы – значит должна делать газету. Говорила: «Может быть, у тебя получится? Попробуй». Над ней не смеялись, а робели, уважали, любили, чувствуя её благородство.

Аполлинария Николаевна старалась говорить с родителями индивидуально, поэтому однажды пришла на квартиру к Рязанцевым. Дома за работой был отец Гали – известный Кировский скульптор Вадим Сергеевич Рязанцев. Его поразил образ Аполлинарии Николаевны, и он предложил сделать её скульптурный портрет. «Да я пришла по другому вопросу», – отказывалась Тепляшина. Но потом всё-таки согласилась. Приходила позировать она после занятий на квартиру в семью скульптора по адресу: улица Ст. Халтурина, дом 1, квартира 3. Это было недалеко от девятой школы. «Да почему вы именно меня выбрали? У нас ещё есть преподаватели. Я никогда никому не позировала и ничего из себя не представляю. Может быть, достаточно?» – говорила Тепляшина. Скульптор редко делал комплименты, но тогда не выдержал: «Ну, мне ведь видней. Вы же ведь прелесть какая! Смотрите, какие глаза, какой лоб. Ваш образ меня покорил. Нет, я бы хотел вылепить именно Ваш портрет». Позировала она недолго, около недели. А вдохновлённый скульптор сделал работу за месяц. Так появился скульптурный портрет Аполлинарии Николаевны, который хранится в Областном краеведческом музее.

И вновь годы напряжённой работы, требующей от человека полной самоотдачи. И Аполлинария Николаевна щедро отдавала свои силы любимому труду.

Сознание важности педагогической деятельности, отношение к ней как к любимому делу, творческий подход к работе, ответственность за судьбы вверенных ей детей увеличивали её физические и духовные силы. «Бывало, – говорила она, – я чувствую себя совсем больной. Там что-то болит и тут болит. Но стоит только мне прийти в класс, как снова хочется жить. Тут я и о годах забываю, и чувствую себя так же, как 20 или 25 лет назад. Наверное, какими-то невидимыми нитями частичка детской души и мне передаётся»35.

«На её уроках прежде всего поражает тот темп, в котором она их проводит. <...> Аполлинария Николаевна ведёт занятия настолько увлекательно, что ... ни один из учеников не отвлекается ничем посторонним. Время урока чётко распределено...», – писали о ней36.

Из служебной характеристики: «Это действительно мастер педагогического дела. Несмотря на свой богатый педагогический опыт ... всегда тщательно готовится к уроку, подбирает материал и обеспечивает урок наглядностью. Уроки проводит на высоком ... уровне. <...> Несмотря на свой возраст, принимает горячее участие во всей общественной жизни. Охотно делится опытом и помогает молодым учителям. Всегда отзывчивая, любит своё дело. Работает с большим усердием. Ей чуждо формальное отношение как к детям, так и к школе». «Принимает активное участие как в районных методических секциях, так и внутри школы, настойчиво повышает свой уровень, принимая активное участие в собеседованиях. С родителями имеет самую тесную связь, пользуется большим авторитетом среди населения. Много лет ведает детской библиотекой при школе». В отчёте школы за 1952/1953 учебный год говорилось: «При школе имеется библиотека, которой заведует в порядке общественной работы Тепляшина А. Н.»37

«В библиотеке насчитывается свыше 1 000 томов книг и более 300 читателей – школьников и учителей. И с каждым из них Аполлинария Николаевна успевает побеседовать, каждому может дать совет, какую книгу почитать»38.

В 1952/1953 учебном году Аполлинария Николаевна вела 4 класс. В отчёте школы о её уроках написано: «Тепляшина Аполлинария Ни­колаевна действительно является мастером педагогического дела, её уроки проходят всегда живо, интересно и зажигательно. За 3 и 4 четверти класс пришёл со 100 % успеваемостью. Ставя себе целью дать учащимся твёрдые знания, развить самостоятельность, интерес к изученному, Тепляшина работу строит так, что учащиеся сами делают выводы и обобщения материала по русскому языку. Разбор слов учащиеся проводят вполне сознательно». «Экзамен по письменному русскому языку показал прочные глубокие знания учащихся». «Учащиеся очень бегло и выразительно читают, свободно передают прочитанное, схватывая основное в содержании. Все до одного знают части речи и предложения»39.

Урок в третьем классе ведёт А. Н. Тепляшина. 1955 г.
Урок в третьем классе ведёт А. Н. Тепляшина. 1955 г.

По арифметике «экзамен закончили все успешно, большинство сдали на “4” и “5”. Экзамен показал глубокие осмысленные математические знания, учащиеся свободно разбираются в нумерации и решении задач. Тепляшина вовремя предупреждает неуспеваемость и в течение всего учебного года не выпускает из поля зрения ни одного ученика. Ведёт исключительно большую индивидуальную работу с каждым учеником. Ребята очень любят заниматься арифметикой»40.

Так, например, ученица 4 «А» класса 1953 г. Любовь Филипповна Ходырева (Беко) вспоминала, как Аполлинария Николаевна бесплатно занималась с ней в весенние каникулы у себя дома. Люба проболела всю третью четверть скарлатиной и отстала в выполнении программы. Но благодаря дополнительным занятиям сдала экзамены за 4 класс на четыре и пять.

Бывшая заведующая кабинетом педагогики областного института усовершенствования учителей Нина Васильевна Столбова-Трейтер вспоминала: «Работая в ИУУ, отлично зная исключительно талантливую работу в начальных классах Тепляшиной А. Н., я уговорила её разрешить привести к ней на урок заведующих педагогическими кабинетами области, приехавших на курсы. Согласие было дано и встреча организована. <...> Своих курсантов я встречала в учительской, где около двери сидела Аполлинария Николаевна, перебирая бумаги (ей было около 76 лет). Когда я тихонько сказала им, кто это, они были поражены. Заведующая школой Лютина Ф. В. пригласила гостей в класс, где посадила на скамейки позади учеников. Ребята были уже в классе и весело щебетали, прыгали, перебегали с места на место, смеялись и т. п. Вошла Аполлинария Николаевна. Стало тихо, дети встали, дежурные доложили, кого нет и почему. Начался урок. Перед нами был живой, энергичный, уважаемый детьми командир, на вопросы которого быстро отвечали и задания которого быстро выполняли. Вопрос Коле, он затрудняется. “Помоги, Вася”. Он бойко отвечает. “Кто думает иначе?” – вопрос учителя. Следует чёткий и хороший ответ девочки. В таком темпе часть урока. Затем учитель объясняет новый материал. Снова дети повторяют его, и, наконец, учитель даёт задание на дом. А как мои наблюдатели? Получив мой совет записать ход урока, они ничего не успели, увлечённые наблюдением за Тепляшиной»41.

Аполлинария Николаевна
Аполлинария Николаевна

«Школа – вся моя жизнь», – говорила А. Н. Тепляшина. Она отдала ей светлые порывы юности, душевные силы зрелых лет, а на склоне жизни, ещё бодрая, энергичная, она не мыслила себя вне школы, без любимого дела.

Она была мастером педагогического дела, замечательным методистом. Её уроки захватывали не только учащихся, но и присутствующих на них взрослых. В её методических приёмах было что-то особенное, трудно повторяемое, свойственное педагогу-творцу, что делало учебный материал особенно доходчивым для учащихся.

Как методист А. Н. Тепляшина сотрудничала с НИИ методов обучения АПН РСФСР. Вела апробацию учебников.

В 1957 г. А. Н. Тепляшина окончила педагогическую деятельность. Последний её выпуск был в 1956 г., а затем, проработав со следующим своим классом один учебный год, предала его другой учительнице. Но она не ушла из школы, оставаясь работать в школьной библиотеке вплоть до 1961 г. и получая ежемесячно по 7 руб. 50 коп., о чём свидетельствуют платёжные ведомости за 1961 г.42

«... В день 95-летия беру на себя смелость от имени тысяч Ваших учеников поклониться Вам до земли, сказать Вам великое спасибо. Шестьдесят лет школе – это целая человеческая жизнь. Ваша жизнь – подвиг. Мы поздравляем Вас, помним и навсегда сохраним в сердце память. С великой благодарностью и любовью Ваш ученик Алик Лиханов»43.

Поздравительная телеграмма от писателя Альберта Лиханова
Поздравительная телеграмма от писателя Альберта Лиханова

В последние годы жизни, когда деревянный дом, где А. Н. Тепляшина проживала вместе с Л. М. Болванович, снесли, им дали благоустроенную двухкомнатную квартиру по адресу: улица К. Либкнехта, дом 34, квартира 6644. У каждой была своя комната и разные ордера на жилплощадь. В одном доме, в одном подъезде с ними проживала племянница Ф. В. Лютиной Евгения Ивановна Чебунина – врач – и её мать София Ивановна Лютина (отцы Софии и Фаины были родные братья). Чебунины и Тепляшина помогали друг другу, а во время болезней Аполлинарии Николаевны они ухаживали за ней. В последние годы жизни она перенесла инфаркт; Евгения Ивановна позвала знакомого врача, и Тепляшину устроили в спецбольницу – вылечили. Позднее у неё был перелом ноги – тоже вылечили. За Аполлинарией Николаевной ухаживали и соседи, и родственники. Периодически приезжала племянница Нина и её муж. Е. И. Чебунина до сих пор хранит Евангелие, принадлежавшее Аполлинарии Николаевне. Л. М. Болванович, проживавшая с ней, ушла из жизни первая, тихо, во сне.

Скончалась А. Н. Тепляшина на 97-м году жизни 19 мая 1976 г., похоронена на Новомакарьевском кладбище.

Все, кто общался с Аполлинарией Николаевной Тепляшиной, бережно хранят в памяти облик этого светлого человека.

Примечания

1 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
2 ЦГАКО. Ф. 213. Оп. 2. Д. 160. Л. 101.
3 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
4 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 36. Л. 3–5.
5 Там же. Д. 37. Л. 5.
6 Громыко Г. Заслуженная учительница // По родному краю : сб. ст. по краеведению. Вып. 2. Киров, 1952. С. 25–28.
7 ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. л/с. Д. 112. Л. 30.
8 Семейный архив В. И. Бугаевой и О. Ф. Жениховой.
9 Завойчинская И. Г. Нравственный идеал «тепляшинцев» // Некоторые аспекты региональных проблем : сб. науч. ст. Киров, 2001. С. 28–39.
10 ЦГАКО. Ф. Р-897. Оп. 9. Д. 551. Т. 3. Л. 194–196.
11 Там же. Ф. Р-1864. Оп. л/с. Д. 2. Л. 2 об., 3, 220 об., 230 об.
12 Там же. Д. 291. Л. 72, 73.
13 Тепло души отдав ученикам... Том II. Каталог личного фонда. Вып. 2. Киров, 2005. С. 53–54
14 Там же. С. 21.
15 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
16 Березовец А. Народная учительница // Кировская правда. 1940. 15 авг. С. 2.
17 Там же.
18 Там же.
19 Тепло души отдав ученикам... Указ. соч. С. 29, 30
20 Березовец А. Указ. соч. С. 2.
21 ЦГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 2. Д. 4. Л. 32.
22 Указ Президиума Верховного Совета СССР: «За успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах...» // Учительская газета. 1944. 17 дек.
23 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
24 Учительская газета. 2016. 20 дек. (№ 51).
25 КОМИНО. Документы архива А. Н. Тепляшиной.
26 ЦГАКО. Ф. Р-1864. Оп. л/с. Д. 291. Л. 41.
27 ЦГАКО. Оп. 4. Д. 132. Л. 31.
28 Ануфриева В. Чтоб душа  // Вятский край. 1992. № 241 (511). С. 5.
29 Указ Верховного Совета СССР от 19 марта 1949 г. // Кировская правда. 1949. 16 апр. (№ 74). С. 2.
30 Награждение учителей // Кировская правда. 1951. 8 июня (№ 111).
31 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 11. Л. 38.
32 Там же.
33 Там же. Л. 40.
34 Лубнин Л. М. Славный путь // Бюллетень информационный Кировского обл. отдела народного образования и ИУУ. 1956. № 1. С. 48.
35 Там же.
36 Громыко Г. Указ. соч. С. 27.
37 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 11. Л. 46.
38 Громыко Г. Указ. соч. С. 27.
39 ЦГАКО. Ф. Р-1970. Оп. 11. Д. 11. Л. 49.
40 Там же. Л. 51 об.
41 КОМИНО. Ф. 120. Личное дело А. Н. Тепляшиной.
42 Премия имени Учителя // Дитя человеческое. 2000. № 1.
43 КОМИНО. Ф. 120. Документы А. Н. Тепляшиной.
44 ЦГАКО. Ф. Р-897. Оп. 9. Д. 551. Т. 3. Л. 194–196.


* Первая часть опубликована в альманахе «Герценка: Вятские записки». Киров, 2017. Вып. 32. С. 134–145.