Главная > Выпуск №37 > Воскресший из небытия.

Воскресший из небытия.

История одного поиска

В. Ю. Шапошников

НХ – так обозначают в музеях картины неизвестных художников. Попалась такая и мне, поиск автора оказался похожим на распутывание клубка с едва заметным кончиком нитки...
В Художественном салоне, куда я периодически заглядывал, продавалась картина с изображением серенького осеннего пейзажа. Архаичность мотива в манере передвижников мне сразу понравилась, но цена оказалась явно завышенной, да и автор был неизвестен. Картину эту я не мог забыть и, вернувшись из летнего отпуска, опять зашёл в салон. Её так и не продали, и мне удалось приобрести её по доступной цене. Всё, что известно было об авторе, и то по преданию, что он был глухим. Ни подписи, ни названия или хотя бы даты написания – ничего из того, что могло навести на истину, только маленькая зацепка в виде наклейки, уведомляющей о том, что работа прошла через Художественный фонд, стало быть, написана она в советскую эпоху.

Рама не родная, новая, но холст явно старый. На картине запечатлено состояние покоя, тишины, равновесия и при этом некое безмолвие, как мне показалось. Она не грела своим осенним пасмурным мотивом с изображением заболоченного берега озера в охристых и бледных серо-зелёных тонах. Холст местами не прописан и даже нетронут. Может быть, копия известной работы? Потому известной, что иначе не резон было её писать. Или этюд к картине?

Начав поиск автора, я перелистал свои альбомы, надеясь путём сравнения, аналогии выйти на путь истины. Поискал в интернете, ничего похожего не нашёл и обратился в музеи. Ни один искусствовед Вятского художественного музея не мог сказать ничего определённого: мотив незнакомый, манера тоже, но у всех возникал вопрос: «Не Фёдор Васильев?»

Это начинало смущать, но картина всё-таки не равнялась до высокого поэтического обобщения, столь свойственного гениальному пейзажисту. Был ли автор вятским художником, или картина попала сюда с кем-то из эвакуированных питерских, которых много было здесь в начале сороковых XX века? А если художник сам был питерским? «Жуковский?» – предположила скульптор К. И. Коциенко. (Уж только не он: мотив, колорит да и стиль другие.) «Может быть, ранний Васильев?» – спросил В. А. Бондарев. Теплее, но в это я тоже не верил, все его картины известны, они в лучших музеях, да и не он это явно. По преданию, автор подарил Н. Хохрякову свою работу, и она где-то здесь, возможно, в запасниках музея, но моя картина писана суше, не так поэтично и красочно.

Картина, купленная в Художественном салоне
Картина, купленная в Художественном салоне

Я уже чувствовал себя обладателем раритета, рассуждая о том, имею ли я право держать у себя столь ценную работу и, оказавшись на гастролях в Санкт-Петербурге, сразу продолжил поиск. В зале Государственного Русского музея задали тот же вопрос о Васильеве, но интеллигентная молодая барышня-искусствовед, взглянув на снимок с картины, сказала, что без оригинала затрудняется ответить, заметив только: «Симпатичная работа». Так значит, не Васильев? Я был разочарован. При этом открыть новое, возможно, неизвестное имя в искусстве увлекало и интриговало, так даже интереснее.

После концерта оркестра Мариинского театра в Репино я ушёл бродить по берегу Финского залива, надеясь найти похожие места с тем видом на картине, если её писал петербургский художник. Конечно, изображён в ней не Финский залив с его характерными валунами, да берег не заболочен, песчаный. Значит, автор наш, вятский.

Вернувшись домой, я отправился к старейшему именитому искусствоведу Г. Г. Киселёвой, которая работала ещё с Саввой Ямщиковым.

«Прекрасная картина! – воскликнула она. – Ничего подобного не видела. Васильев? Пожалуй, не он, но похоже».

Оставалось спросить художников, и я пригласил зайти ко мне Н. Жолобова. Присев напротив картины, он стал внимательно её разглядывать и после некоторого молчания начал:

– Очень хорошая картина по композиции, тональным планам. Был такой глухой художник, лишённый дара речи, он много писал похожие мотивы, кажется, это он.

(Так вот откуда возникло у меня ощущение некоего безмолвия картины!)

– А его имя?

– Фамилия его была Кочкин, и в альбоме П. С. Вершигорова изображён его графический портрет.

Портрер А. Н. Кочкина, написанный П. С. Вершигоровым. 1964 г.
Портрер А. Н. Кочкина, написанный
П. С. Вершигоровым. 1964 г.

Вот оно, это имя! Альбом Петра Саввовича1 у меня был, и я тут же открыл его. Конечно, имя не говорило мне ни о чём, впрочем, и другим тоже, кого ни спросишь, исключая известного российского художника В. Харлова, в мастерскую которого я и направился, чтобы удостовериться в предположении. Поставив перед ним работу, я стал ждать.

– Хорошая картина. Это Кочкин, он такие картины и писал.

– Но почему без подписи и названия?

– Так ведь он был совсем неграмотный и даже расписаться не умел.

– Значит, он был самоучкой?

– Не совсем, на выставкомах* работы разбирали, делали замечания.

Ободрённый, я слушал дальше. А дальше начался профессиональный разбор с отмеченными непрописанными местами, не угаданными тональными отношениями и прочими слабостями: «Ведь он был копиист и делал такие работы на заказ». Затем мы долго говорили об искусстве, собственно, говорил преимущественно сам художник, посвящая меня в профессиональные секреты.

Итак, автор установлен, но и только. По крохам я продолжал собирать сведения о нём.
21 декабря 1952 г. в Художественном музее открылась выставка произведений живописи, скульптуры и графики художников Кировской области. Она была творческим отчётом кировских художников за 1952 год. В каталоге выставки среди живописных этюдов указана одна работа Алексея Никитича Кочкина (род. в 1914 г.) «Пейзаж», 60х80, холст, масло2.

В каталогах за 1951, 1953–1954, 1955–1957 годы такая фамилия уже не встречается.

В 1956 г. в газете «Кировская правда» вышла статья «Выставка произведений самодеятельных художников области». В Областной Дом народного творчества прислали рисунки и этюды Путинцев, Мамаев, Кочкин3. Выставка открылась 6 июня в Кировском областном художественном музее им. А. М. Горького, в ней приняли участие более 60 самодеятельных художников, было представлено более 200 произведений4.

Но если его знал Вершигоров и даже пожелал писать портрет, датированный 1964 годом, значит, Пётр Саввович ценил его. Зная мой интерес к этой теме, сотрудники отдела краеведческой литературы библиотеки им. А. И. Герцена наконец нашли то, что я так давно и безуспешно искал: в только вышедшей книге В. М. Сюткина «Неистовая Вятка»5 несколько страниц (!) были посвящены забытому теперь художнику. Автор поведал драматическую историю самоучки с феноменальной способностью запоминать виденное, воплощая затем это необыкновенно быстро на холсте в готовую картину. Начав с росписи шкатулок, он применял мелкий точечный мазок, но если у французских пуантилистов такой мазок был методом, то у Кочкина всего лишь техникой, которую позднее он поменял на построение длинных планов широкой кистью.

И каким образом удавалось ему писать сразу, что называется, набело, ничего не стирая и не добавляя? Ведь он ни у кого не учился и был абсолютно неграмотным. Удивительно, но все свои картины он писал не с натуры, а по впечатлению от мельком виденного, при этом точность изображения в деталях оказывалась невероятной. Да и метод работы был невероятен: картина писалась не последовательно, а в разных участках холста, исходя из общего задуманного плана. Напрашивается аналогия с Моцартом и его непостижимой способностью чувствовать форму и слышать всё произведение разом, в один момент, когда всё сочинение, по выражению Моцарта, лежит, словно яблоко на ладони.

Картины Кочкина быстро раскупались, и коллеги по цеху из Союза художников, писавшие типовые сюжеты в стиле соцреализма, не стали терпеть конкурента. Решением Худсовета ограничили продажу его картин в салоне, прилепив к нему ярлык старомодности и непартийности искусства, это неграмотному-то, безответному человеку, писавшему только пейзажи! Жаль, ведь среди них были уважаемые мною люди. Правды ради надо отметить, Н. Н. Пименов, например, находил его этаким ремесленником, чуть ли не халтурщиком, и подобное отношение было у многих. И это понятно: кто-то писал месяцами, а Кочкину хватало на картину 3–4 часа... Кочкин жестами показал, что покончит с собой. По словам Сюткина, был он неунывающим, весёлым человеком, но бурного, холеричный нрава, по этой причине его несколько раз увольняли с работы, например, когда он с обиды закрасил несколько готовых работ своих товарищей-художников.

Оставшись без заработка, Кочкин впал в нищету. «В архиве ГАСПИ КО (в личном деле художника6. – В. Ш.) сохранилось письмо в КОСХ из Общества глухонемых с просьбой “уволить Кочкина для устройства его через Облсобес в приют, поскольку он материально не обеспечен, не имеет жилья, не имеет питания”»7.

В мае 2019 г. в арт-центре Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена прошёл краеведческий вечер, посвящённый А. Н. Кочкину, на котором выступили А. И. Веприков и Н. А. Жолобов. Оба художника отметили мастерство отнюдь не самодеятельного, высокого класса, а искусствовед Л. Б. Горюнова сказала о ценности собирательства и подобных исследовательских работ, открывающих новые страницы истории искусства на Вятке.

...Из множества написанного Кочкиным почти ничего не сохранилось и сейчас известны лишь четыре картины в собрании Сюткина, одну из которых, по его словам, он нашёл где-то на чердаке под слоем голубиного помёта. Одна картина в собрании Перминова, одна у В. Н. Бердникова, сбережённая им, когда такие картины с «устаревшим» сюжетом списывались в организациях, да две у меня. Можно сделать выставку этих восьми работ с рассказом о художнике (ведь бывает же выставка одной картины) и вернуть его имя в историю вятской живописи. Это будет справедливо.

Приложение
Из переписки с В. М. Сюткиным

* * *

Приветствую Вас, Владимир Юрьевич. Разрешите поздравить Вас – без сомнения, это Ваша удача, это именно Кочкин.
Узнаётся его единый колористический мотив, его точный, хотя и довольно размашистый мазок его маленькой кисти, легко лепившей формы объектов. При этом, эта работа для Кочкина не слишком характерная – это его редкая «зимняя работа». Он больше любил писать лето.
Я далеко не искусствовед, но вижу, что вот она, его излюбленная композиция, когда сюжетно-композиционным центром является пятно дальнего плана, к которому нас влечёт всё композиционное многообразие этого серенького мира на первых планах пейзажа. Всё написано в едином колористическом мотиве, всё в охристо-сером тоне. И чисто «по-кочкински». Пейзаж достаточно ясно выражает главное в содержании сюжета: от серенькой повседневности в даль, в «голубую мечту».
Вот его скромная палитра, его однослойная живопись и при этом невероятная точность мазка, его ювелирных отношений тона и цвета.
И ещё: на каждой картине вместо подписи неграмотный художник всегда бросал нам знак – несколько выскакивающих на первый план мазков. Конечно, может, это случайность: наш Кочкин всегда спешил, он был горяч, был человеком порыва – замысел он воплощал, пока муза сидела рядышком, он, мучаясь всегдашней жаждой куда-то бежать, стиснув зубы, терпел – писал немедленно, делал работу за 2–4 часа и более уже к ней не возвращался.
Как-то так.
А наклейка говорит, что эта картина продавалась через Худ. салон.
С уважением В. М.

* * *

Уважаемый Виктор Михайлович! Посылаю репортаж с вечера в арт-центре и новую картину Кочкина. Будьте здоровы.
Владимир Шапошников 

* * *

Уважаемый Владимир Юрьевич. Статью прочитал с большим интересом, и красочна она, и сюжетна – талантливый Вы человек! Когда она выйдет, поколения кировчан скажут спасибо за возвращение имени замечательного вятского художника.
Добавить, вроде бы, нечего, разве что для разжигания страстей к «чердачному поиску» уцелевших работ. Статья, на мой взгляд, вполне закончена, думаю, что после Вашего выступления появится что-то для её корректировки.
Ваш В. М.

* * *

Уважаемый Владимир Юрьевич!
Спасибо Вам – получил громадное удовольствие от Ваших материалов. Если всё начатое Вами, не дай Бог, не затухнет, то Вы будете открывателем замечательного вятского художника, которому не повезло с рождения, потом «не повезло», когда его, могучего конкурента, худсовет КОСХ признал вопиюще несовременным и технически архаичным. Когда он был ими «предан остракизму» и не мог продавать более 2-х работ в год, придя через унижения к забвению ещё при жизни. И даже после смерти его вымарали, выдрали из памяти вятчан. Наберусь нахальства и от всех этих вятчан, и живущих, и грядущих, поблагодарю Вас за возвращение его имени.
А Николай Александрович (Жолобов. – В. Ш.) в своём замечательном выступлении всё-таки был неправ в вопросе о времени создания картин Кочкиным. Этот процесс был краток, но внутренне ослепителен, как цвейговский амок: художник садился и вставал с последним, с её завершающим мазком. Он работу не писал с этюдов, он не знал ни подмалёвки, ни долгой изматывающей работы по соотношению цвета и тона каждого мазка. В его голове картина была вся готова заранее и нужно было только перенести её «из извилин на полотно». Я видел, как он работал, как он стекленел и потел, и как он вставал и улыбался по завершении полотна. «Большую реку нельзя мерить палкой», – говорят на Кавказе, это и о Кочкине, который стремительно писал, чья палитра была «детской» по размеру, и кто был не упоминаем при жизни, забыт после смерти и кого воскресили Вы.
Надо же, какую замечательную работу Вы ещё разыскали, видимо, одну из лучших кисти Алексея Никитича.
Искренне Ваш В. М. Сюткин

* * *

Уважаемый Виктор Михайлович! Спасибо за добрые слова, но главный источник информации – это Вы. В сборнике «Герценка» моя статья будет опубликована и, если позволите, с Вашей перепиской, касающейся уникальных деталей. В перспективе будем готовить выставку картин А. Н. Кочкина, их набирается 8 вместе с Вашими, в маленьком арт-центре они просмотрятся. В собрании Перминова ещё одна работа (та самая 8-я), и только получу её изображение – вышлю Вам.

Примечания

1 Анисова К. П. Пётр Вершигоров. Киров, 2005. С. 31.
2 Выставка живописи, скульптуры, графики художников Кировской облас­ти : каталог / Кировский обл. худож. музей им. Горького. Киров, 1952. С. 9.
3 Захваткин Н. Выставка произведений самодеятельных художников области // Кировская правда. 1956. 12 мая (№ 94). С. 4.
4 Выставка работ самодеятельных художников // Кировская правда. 1956. 8 июня (№ 113).
5 Сюткин В. М. Неистовая Вятка : воспоминания. Киров, 2017. С. 97–102.
6 ГАСПИ КО. Ф. Р-6746. Оп. 1. Д. 80. Л. 8.
7 Сюткин В. М. Указ. соч. С. 100 ; ГАСПИ КО. Ф. Р-6746. Оп. 1. Д. 80. Л. 8.


* Выставком – мероприятие, где заседает комиссия из художников и отбирает путём голосования картины на ту или иную выставку. – Прим. ред.