Главная > Выпуск №37 > О сундуках из Белой Холуницы

О сундуках из Белой Холуницы

(Вятская губерния, вторая половина XIX в. – начало XX в.)*

Г. А. Пудов

В истории русского сундучного производства в настоящее время остаётся множество белых пятен. Наряду с широко известными центрами, такими как Холмогоры и Великий Устюг, Муромский уезд, Невьянск и Нижний Тагил, Макарьев, существуют гораздо менее исследованные сундучные центры. К ним относится и Белая Холуница – город, расположенный на северо-востоке Кировской области.

О производстве сундуков и шкатулок здесь в минувшее время сведений крайне мало. Некоторую информацию можно встретить лишь в каталогах выставок в Казани (1890) и Нижнем Новгороде (1896), в «Прейскуранте кустарных изделий Яранского отделения Вятского кустарного склада губернского земства» (1907), в «Прейскуранте кустарных изделий Вятского кустарного склада губернского земства» (1915). Кроме того, в 10 томе «Энциклопедии земли Вятской», где перепечатана с сокращениями фундаментальная работа Ф. Г. Кучина о вятском сундучном промысле, воспроизведён белохолуницкий сундук1. Однако в самой статье земского статистика Белая Холуница как центр сундучного производства не прозвучала.

Изделий мастеров из Белой Холуницы сохранилось очень мало. Они находятся как в государственных, так и частных коллекциях. Возможно, именно из-за того, что сундуков и шкатулок сохранилось немного, а также из-за упоминавшейся выше скудости сведений в литературе, белохолуницкий сундук до последнего времени оставался вне поля зрения исследователей.

Цель настоящей статьи – на основе имеющегося материала дать первоначальное представление о белохолуницком сундучном центре, определить его значение в общей истории русского сундучного производства.

Материалом послужили произведения из собраний Белохолуницкого краеведческого музея, Великоустюгского музея-заповедника и частных коллекций.

Настоящая статья отражает лишь определённый этап работы над темой и не претендует дать промыслу исчерпывающую характеристику.

* * *

Начало городу Белая Холуница положил железоделательный завод, основанный генерал-прокурором А. И. Глебовым в 1764 году. С 1769 года владельцем завода был Савва Яковлевич Яковлев (Собакин) – крупный предприниматель и заводчик, один из богатейших людей своего времени. Позднее завод часто менял хозяев, пока в 1873 году не перешёл в собственность известного судовладельца, виноторговца и золотопромышленника А. Ф. Поклевского-Козелл, с 1890 года – его наследников2. В XIX веке поселение стало центром Холуницкого горнозаводского округа3. С 1909 по 1917 год завод был закрыт, многие мастера уехали на Урал.

Среди многочисленных ремёсел (например, плетение кружев, производство различных предметов из ивы) в заводском посёлке существовал сундучный промысел. Его зарождение и развитие было обусловлено соединением нескольких факторов, таких как обилие материалов (металла и дерева) и людей, способных работать с ним; существование спроса на сундуки; относительная близость места их сбыта (г. Вятка). Исследователи XIX века указывали на значительное развитие в Слободском уезде, где находилась Белая Холуница, кузнечного дела и столярного промысла4. Немалое значение имел железоделательный завод. Надо отметить, что большая роль крупного металлургического комплекса в зарождении и развитии ремёсел – далеко не новость для России. В качестве примера можно привести заводские посёлки Урала, где в XVIII–XX веках развивались художественные промыслы, связанные с обработкой металла: производство посуды и сундуков, роспись подносов, гравюра на стали и прочее. Кстати, Савва Яковлев имел отношение и к уральской металлургии: с 1766 по 1779 год он приобрёл 16 и построил 6 заводов, в итоге стал владельцем 22 предприятий, расположенных на Урале.

Таким образом, зарождение и развитие производства сундуков в Белой Холунице стало возможным благодаря сложению необходимых условий.

Местные мастера участвовали в крупных выставках. Например, Григорий Николаевич Лютиков упоминается в научно-промышленной выставке в Казани (1890), где получил бронзовую медаль «за весьма тщательную работу обитых жестью сундуков»5. Он представил на выставке следующие сундуки: «по зеленой окраске обитый жестью, цена 4 рубля; обитый прорезным железом по белой жести, цена 11 рублей; казамат (несгораемый сундук), цена 16 рублей»6. Также Г. Н. Лютиков упоминается среди ремесленников и торговцев в 1890 году в «Списке мелких торговых и промышленных заведений и жилых домов, находящихся в Слободском уезде и привлеченных к обложению земским сбором». Его «столярня» оценивалась в 15 рублей, дом – в 113 рублей7. Другой мастер, Даниил Евдокимович Чугунов, принимал участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896). О его заведении указано: «Годовое производство на сумму 500 рублей, материал местный, изделия сбываются в Вятку»8. Известным холуницким мастером был также Константин Герасимович Лютиков. Он участвовал в Нижегородской выставке, на которой представил «сундук с секретным замком, обитый мороженой жестью»9. О заведении К. Г. Лютикова указано: годовое производство на сумму до 300 рублей, делались окованные железом сундуки на заказ и для сбыта на ярмарках, железо приобреталось в Слободском и в Вятке, лес – в Белой Холунице, изделия сбывались в Глазовский, Вятский, Нолинский и Слободской уезды, казаматы сдавались в волостные правления.

Кроме того, в «Прейскуранте кустарных изделий Яранского отделения Вятского кустарного склада губернского земства» (1907) упомянуты холуницкие сундуки10, также их можно встретить в перечне изделий в «Прейскуранте кустарных изделий Вятского кустарного склада губернского земства» (1915)11.

Исходя из этой информации, можно сделать вывод, что, во-первых, холуницкие мастера наряду с другими видами сундучных изделий изготавливали сундуки, которые были обиты «мороженой» жестью или железом по деревянной основе12, во-вторых, что расцвет промысла пришёлся на период времени с 1890-х до 1917-го и, в-третьих, что основным местом сбыта была Вятка и некоторые уезды Вятской губернии.

Вкратце технология производства была такова.

Сундуки делались чаще всего из сосны. Сначала из брёвен выпиливались доски, которые сушились летом на открытом воздухе, а зимой в доме. После этого они распиливались по длине будущих стенок сундуков. Края досок затем выстругивались, чтоб склеивать «щиты»-стенки. После склейки доски выравнивались различными инструментами. Когда эта заготовка высыхала, начиналась подгонка крышки и днища. Для этого использовался не только клей, но и деревянные шпонки. После того, как было готово несколько «ставок» сундуков, врезались замки и приколачивались шарниры.

Технология «морожения» жести немного отличалась от принятой в других центрах. Лист белой английской жести помещался в печь жилой избы и нагревался до того момента, когда он начинал приобретать синий цвет. После этого лист вытаскивался из печи железными щипцами, и на ту его сторону, которая была не на углях, брызгали холодную воду. Затем лист ставился ребром к печи и таким образом охлаждался. В это время производилось «морожение» других листов, необходимых мастеру. Потом готовые листы обтирались раствором кислоты (азотная кислота и чистая холодная вода с солью или азотная кислота и соляная кислота). При этом обтиралась та сторона листа, на которую ранее не брызгалась вода. Затем листы просто обмывались холодной водой и сушились в избе. Вятские мастера чаще всего делали «мороз» по жести белого или жёлтого (разных оттенков) цветов. В последнем случае использовались масляный лак и постное масло. Цвет листа зависел от температуры в печи13. Особо устойчивым лаком (наподобие уральского) вятский «мороз» не покрывался.

Кроме «морожения» жести вятские мастера применяли чеканку. Лист клался на доску и закреплялся на ней, сверху накладывали лист бумаги с наколотыми на нём узорами. По бумаге постукивали маленьким мешочком, наполненным истолченным мелом. Затем бумагу убирали, и по получившимся изображениям на жестяном листе выбивались орнаменты. Ф. Г. Кучин справедливо сетовал на однообразие орнаментальных мотивов на вятских изделиях этого вида14.

Как указывалось выше, в настоящее время в государственных и частных собраниях сохранилось не много сундуков из Белой Холуницы. В подавляющем большинстве случаев они либо не атрибутированы, либо атрибутированы неверно (часто они путаются с великоустюжскими изделиями). Это вещи различных размеров, простой конструкции (что, в общем, характерно для вятских сундучных изделий) – деревянный ящик с плоской крышкой, с двумя литыми ручками по бокам. Со временем сложились излюбленные орнаментальные композиции. На лицевой стороне располагались несколько ажурных железных полос разной ширины, представляющих различные виды орнамента (сердцеобразные фигуры, эллипсы, «процветшие» круги и прочее). На крышке, в центре, большая фигура в виде квадрата или ромба, углы оформлены небольшими декоративными фигурами. Боковые и задняя стенки укреплялись полосами «в сетку». Фон, как правило, зелёный или синий (если не декорирован «морозом»). Лицевая сторона холуницких сундуков могла оформляться только широкой ажурной полосой, расположенной вертикально строго по центру. Оставшиеся поля при этом заполнялись полосами «в сетку», а на лицевую сторону крышки прикреплялась узкая полоска с прорезным орнаментом (пример – сундук из коллекции Белохолуницкого краеведческого музея15).

Рассмотрим подробнее некоторые виды изделий холуницких мастеров. Заслуживает внимания большой сундук из собрания Великоустюгского музея-заповедника16. Он имеет плоскую крышку, невысокие ножки. Все поверхности покрыты листами фигурного железа (под ними – «мороз» по жести), орнамент состоит из геометрических и растительных мотивов. На лицевой стороне – три горизонтальных полосы (одна широкая и две узких по краям), в центре – ромб, в котором размещена симметричная композиция из стилизованных растительных завитков с ягодами. Украшение крышки соответствует украшению лицевой стороны. Оно также состоит из композиции с растительными и геометрическими мотивами, однако не повторяет композицию лицевой стороны, а как бы вторит ей. В кругах и ромбах расположены изображения растительных завитков и ягод. Общее художественное решение сундука отличается логичностью и продуманностью. Например, расположение горизонтальных полос именно на лицевой стороне сообщило произведению такие качества как устойчивость, надёжность и солидность.

Подобные принципы характерны и для другого изделия из коллекции Великоустюгского музея, также происходившего из Белохолуницкого завода, – шкатулки17. Она имеет прямые стенки и плоскую крышку. Украшение стенок состоит из полос разной ширины, состоящих из повторяющихся фигур сложной формы. Крышка декорирована подобным орнаментом, но в её центре расположен большой круг, внутри которого розетка и растительные завитки. На крышке прикреплены две ручки одинаковой формы. Под железные полосы подложены листы «мороженой» жести золотистого цвета.

Сундуки белохолуницких мастеров могли быть украшены простой сеткой из железных полос. Пример сундук из краеведческого музея Миасского городского округа (Челябинская область)18. Он имеет плоскую крышку и прямые стенки (ножек нет), на боковых сторонах по одной литой ручке. По пропорциям вещь напоминает уральские сундуки конца XIX – начала XX века (например, невьянского заведения А. С. Алексеева). Железные полосы прикреплены к деревянной основе, окрашенной в зелёный цвет. Замок внутренний, личина простой формы.

* * *

При взгляде на белохолуницкие изделия отчётливо просматривается «промышленно-производственный» характер их происхождения и изготовления. Одинаковые детали мастера использовали для разных сундуков; воспроизводили одни и те же декоративные композиции, которым порой свойственны сухость и излишняя старательная «геометричность»; делали вещи стандартных размеров. Тем не менее, им нельзя отказать в качественности, добротности исполнения. Многие из этих особенностей роднят белохолуницкий центр с уральским, свидетельствуют о подобии происхождения и развития. Однако при этом улавливается внутренняя связь с устюжским центром. Хотя она не нашла столь конкретного воплощения, какое имело место в случае с уральским производством, ощущается тождество некоторых декоративных композиций. Думается, всё это не случайно: секрет «мороза» по жести, по сведениям Ф. Г. Кучина, был заимствован вятскими мастерами из Устюга19; Вятская губерния граничила как с Вологодской, так и с Пермской губерниями, то есть Белая Холуница находилась между Великим Устюгом и заводами Среднего Урала. Они развивались в едином историческом и культурном контексте. На сундуках из Белой Холуницы отразились русские традиции металлообработки.

Белохолуницкие сундуки находились до последнего времени в тени других гораздо более известных изделий вятских мастеров – расписных20. Последних сохранилось колоссальное количество (их можно встретить почти во всех столичных и провинциальных музейных собраниях, часто они продаются через интернет). Вероятнее всего, белохолуницкий центр, по сравнению с другими уездами губернии, занимал гораздо более скромное место в истории вятского промысла. Об этом же свидетельствует меньшее количество сохранившихся произведений. Тем не менее, следует подчеркнуть, что они представляют самостоятельный тип сундуков Вятской губернии.

Белохолуницкий центр являлся важной частью вятского сундучного производства, в некотором смысле одной из его граней.

Примечания

1 Энциклопедия земли Вятской. Т. 10 : Ремесла / [сост. Н. И. Перминова]. Киров, 2000. С. 379.
2 См. подробнее: Холуницкие горные заводы наследников действительного статского советника Альфонса Фомича Поклевского-Козелл Вятской губернии, Слободского и Глазовского уездов. Вятка: Губ. типография, 1896. С. 5–12.
3 См. о дореволюционной истории посёлка при Белохолуницком заводе: Порошин И. В. Белая Холуница. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1991. С. 5–20.
4 Спасский Н. А. Кустарная промышленность Вятской губернии. Статистический очерк. Вятка: Губ. типография, 1882. С. 24, 25, 42–44.
5 Список наград, присуждённых на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. Казань, 1890. С. 65.
6 Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г. Вятка, 1890. С. 15.
7 Список мелких торговых и промышленных заведений и жилых домов, находящихся в Слободском уезде и привлечённых к обложению земским сбором на 1890 г. Вятка: Губ. типография, 1890. С. 8, 9.
8 Подробный указатель по отделам Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Отдел XI. Кустарные промыслы. М., 1896. С. 45.
9 Там же. С. 42.
10 Прейскурант кустарных изделий Яранского отделения Вятского кустарного склада Губернского земства. Яранск: скоропечатная типография А. Н. Глушкова, 1907. С. 33–35.
11 Прейскурант кустарных изделий Вятского кустарного склада губернского земства. Вятка, 1915. С. 15.
12 Надо отметить, что в Вятской губернии не только холуницкие мастера делали сундуки, обитые «мороженой» жестью. Известны, например, М. И. Вылегжанин из Крутецкого починка Орловского уезда, Л. Е. Кокорев из дер. Дреслы Вятского уезда, А. И. Попов из Скурихинского починка Орловского уезда и другие мастера (см.: Список наград, присуждённых на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года. С. 67, 104, 110).
13 См. подробнее: Кучин Ф. Г. Сундучный промысел // Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вятка, 1890. Вып. 2. С. 82–85.
14 Там же. С. 85.
15 Инв. № БИМ № 2087.
16 Инв. № ВУМЗ 19575. Ошибочно атрибутируется как великоустюжский XIX века.
17 Инв. № ИК 9430 / III 162. Названа в музее «сундучком» и ошибочно атрибутирована как великоустюжское изделие XIX века.
18 Инв. № Д-9. В музее атрибутирован как русский сундук начала XX века.
19 Кучин Ф. Г. Указ. соч. С. 75–76.
20 См. подробнее: Пудов Г. А. О производстве сундуков в Вятской губернии (история, технология, художественный стиль) // Герценка : Вятские записки. Вып. 32. Киров, 2017. С. 48–58.


* Автор выражает благодарность за сотрудничество директору Белохолуницкого краеведческого музея Наталие Ивановне Кошурниковой.