Главная > Выпуск №35 > Творческая натура

Творческая натура

(Иван Степанович Кулигин)

В. Ю. Шеин

Этот очерк начну с короткой биографии человека, всю свою сознательную жизнь (или любительски, или профессионально) посвятившего театру, уржумской сцене.

«Я, Кулигин Иван Степанович, родился в 1900 году в деревне Пумари Косолаповской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Мой отец, крестьянин-бедняк, занимался исключительно сельским хозяйством. Ввиду малоземелья нас, семерых детей, нечем было кормить, поэтому вместе со старшим братом с семилетнего возраста я был отдан в подпаски в своей деревне Пумари. В летнее время пастушил, а в зимнее – гонял коней во время молотьбы у зажиточных крестьян. До 14-летнего возраста имел возможность окончить пятиклассное училище в селе Косолапове. В 1914 году я уехал в город Казань и поступил учеником в парикмахерскую А. А. Киселёва в Кошачьем переулке. Парикмахерская была полутеатральная, где в свободное от стрижки и бритья время мастера и мальчики делали парики, бороды, косы, всевозможные театральные изделия, с которыми хозяин посылал меня по договорённости на любительские спектакли, взимая некоторую сумму за прокат париков и бород, за грим. Там я и проработал три года бесплатно учеником и один год подмастерьем. В 1918 году по новому закону хозяин вынужден был отпустить меня к отцу на один месяц. После отпуска в Казань мне вернуться не пришлось ввиду сильных боёв с колчаковцами в той местности. Помогал отцу по хозяйству.

И. С. Кулигин. 1979 год
И. С. Кулигин. 1979 год

В начале 1919 года я переехал на постоянное место жительства в город Уржум Вятской губернии и был принят на работу в Уржумский городской театр в качестве театрального парикмахера. В мае 1919 года я был мобилизован в ряды Красной армии. Служил в Нижнем Новгороде, Макарьеве, Лыскове в особом рабочем батальоне по заготовке дров для Москвы в качестве парикмахера, библиотекаря и по культмассовой работе, где мной был поставлен ряд спектаклей Островского и Чехова.

В мае 1920 года после болезни тифом мне был предоставлен отпуск на один месяц для поправки здоровья, который провёл в деревне Пумари у отца. После окончания отпуска был зачислен Уржумским райвоенкоматом в уржумскую караульную роту в качестве парикмахера при красноармейском клубе.

В Уржуме клуб ставил спектакли. В мои обязанности входило гримирование артистов, изготовление париков, бород и кос. Коллектив артистов обслуживал весь район, военные части, лесозаготовителей. В мае 1922 года был демобилизован из рядов Красной армии.

С 1922 по 1930 год работал парикмахером-единоличником, одновременно принимал участие в художественной самодеятельности города Уржума в качестве артиста драматического коллектива и солиста в концертах, театрального парикмахера. В 1928–1929 годах был художественным руководителем Уржумского профклуба: руководил драматическим коллективом и хоровым кружком. За два года мною было поставлено около 10 многоактных и одноактных пьес, в том числе “Женитьба” Гоголя, “На бойком месте” Островского и другие советских авторов.

В 1930 году как кустарь был объединён в общую мастерскую при многопромысловом товариществе, одновременно руководил в нём хором, в который входило до 50 человек. В 1937 году на областном смотре хор получил первое место. В этом же году мне было предложено перейти на работу в Уржумский колхозный театр в качестве актёра второго положения, где я работал до 1941 года.

И. С. Кулигин в роли Фурманова (слева), Ф. Л. Ларионов в роли Чапаева
И. С. Кулигин в роли Фурманова (слева),
Ф. Л. Ларионов в роли Чапаева
Кулигин в роли. 1930-е годы
Кулигин в роли. 1930-е годы
 

Любительская драматическая труппа. 1930-е годы
Любительская драматическая труппа.
И. С. Кулигин во втором ряду в центре. 1930-е годы

20 сентября 1941 года был мобилизован в ряды Красной армии по изгнанию фашизма с советской территории. После предварительной подготовки был зачислен в 1207-й стрелковый полк в качестве стрелка и отправлен на передовую линию в 60 километрах от Москвы. По ранению и после госпитального лечения был отправлен в распоряжение Уржумского райвоенкомата как нестроевой.

С 20 марта 1942 года снова был принят на работу в Уржумский колхозный театр. В сентябре 1949 года вынужден был по болезни (радикулит) перейти на работу в Дом культуры сначала художественным руководителем, а с 1 декабря 1949 года в качестве директора.

Директором Дома культуры работал до 1957 года. Затем по болезни лёгких врачебной комиссией был выведен на вторую группу инвалидности и работал в качестве руководителя драматического коллектива, костюмера, театрального парикмахера, реквизитора. 1 мая 1960 года вышел на пенсию, но ещё несколько лет помогал родному коллективу».

Что же представлял дореволюционный городок Уржум начала ХХ века? Почему именно сюда, а, например, не в Казань, приехал в 1919 году крестьянский сын, начинающий самостоятельную жизнь парикмахер Кулигин? Только ли из-за того, что шла Гражданская война?

Во-первых, Уржум Вятской губернии был центром уезда, границы которого простирались далеко за пределы современного разделения района (в него входила территория Лебяжского и части Советского районов Кировской области и три района республики Марий Эл). То есть можно сказать, что город был «столицей» довольно обширного административного участка Вятской губернии, его нельзя было назвать тихой захолустной провинцией.

Здесь, в Уржуме, существовали свои культурные традиции, было достаточно талантливой артистичной интеллигенции, в том числе и молодёжи, для того, чтобы культурная жизнь в провинции процветала. Будущий поэт Н. А. Заболоцкий среди прочих «достопримечательностей» города в своих воспоминаниях называл театр «Аудиторию» в виде длинного деревянного строения, где давал спектакли любительский драматический кружок, в кинематографе «Фурор» шли картины с участием Веры Холодной и Ивана Мозжухина, существовало музыкальное училище, работали две приличные библиотеки.

Иван Кулигин ещё в Казани пристрастился к посещению выступлений театральных студий. Сначала он ходил туда поневоле как работник парикмахерской с «волосяным реквизитом и гримом», а потом всё с большим интересом. Наблюдая из-за кулис за игрой артистов, вращаясь в их среде, присутствуя на репетициях и при разборе постановок после их окончания, а иногда и спускаясь в зрительный зал, он порой примерял себя к некоторым ролям: смогу ли я сыграть так же. Таким образом, он осваивал сценическое движение, манеру исполнения ролей, мимику. Почти за четыре года такого обучения на задах театральных подмостков он кое-чему научился. Тем более что к этому было большое желание юноши. Можно сказать, что именно с этого времени Кулигин стал жрецом Мельпомены.

Во-вторых. Быть может, в то время в глубинке было легче прожить, чем в большом городе, где после революции начинались трудности с продуктами, и откуда жители выезжали в сельскую местность, чтобы хоть как-то прокормиться. В родной деревне парикмахеру работы не было, а труд на сельской ниве его не очень-то привлекал. Да и под Казанью в то время шли бои.

И, в-третьих, именно здесь, в Уржуме, молодой Кулигин нашёл применение своей первой специальности «волосяных дел мастера», был принят на работу в Уржумский городской театр в качестве театрального парикмахера. Одновременно он исполнял и небольшие роли. В последующем, служа в Красной армии, в течение всех трёх лет не порывал связи с искусством. Он активно участвовал в художественной самодеятельности, продолжал совершенствовать творческое мастерство и как постановщик спектаклей.

С 1918 по начало 1920-х годов в Уржуме действовала профессиональная оперная труппа под руководством выпускника Московской консерватории Александра Васильевича Новикова, семья которого, спасаясь от голода, переехала из Москвы в Уржум, откуда родом была его жена. Как отмечают старожилы, исполнительский уровень певцов был очень профессиональным. Под деятельным руководством Новикова ставились оперы, которые шли в сопровождении рояля. Много зависело здесь от мастерства концертмейстеров-пианистов К. Н. Львовой и О. П. Спасской. И они были всегда на высоте1.

Далее хотелось бы привести отрывок из воспоминаний бывшего актёра и режиссёра Вениамина Павловича Полякова «Об Уржуме, Уржумском театре, артистах и спектаклях»2:

«В июле, августе 2003 года я отдыхал в Уржуме – моём родном городе, где не был уже 8 лет. Волею случая, проживал я в доме Лидии Михайловны Шумихиной, что на углу улиц Гоголя и Подгорной.

Когда-то дом принадлежал земскому врачу Львову, потом в нём жила семья народного артиста Александра Васильевича Новикова, который был женат на дочери доктора Львова Ксении Николаевне.

А. В. Новиков, в начале 20-х годов XX века, поставил на уржумской сцене много оперных спектаклей, в которых сам исполнял главные роли (партии): Мефистофеля – в “Фаусте”, мельника – в “Русалке”, Демона – в “Демоне” и многие другие. Оперная труппа просуществовала в Уржуме несколько лет. Затем Новиковы уехали в город Свердловск (Екатеринбург). Руководить оперным коллективом стал Ф. Л. Ларионов.

А. В. Новиков был солистом оперного театра и преподавателем Свердловской консерватории. Ксения Николаевна, будучи прекрасной пианисткой, давала сольные концерты и вела педагогическую работу. Обыкновенно, каждое лето Новиковы приезжали в Уржум; город наш они очень любили. Приезжали всей семьёй (продолжалось это до 1957 года. – В. Ш.). Когда Новиковы появлялись в городе, в их доме собирались все уржумские “меломаны”: Н. А. Владимирский, Ф. Л. Ларионов, И. С. Деренков, И. С. Кулигин, К. С. Юркин, З. Н. Спасская, Э. В. Самарцева, А. В. Винокурова, Л. В. Польнер и многие другие. Домашние концерты в доме Новиковых были известны всему городу. Их можно было услышать каждому желающему. Окна в доме были открыты. Музыка, оперные арии, романсы были отлично слышны “публике”, которая располагалась вокруг дома на зелёной травке. Тех, кто имел право доступа в дом, считали счастливчиками. Этим правом иногда пользовался и я. Это случилось так: преподаватель литературы школы им. В. И. Ленина Мария Ивановна Зубарева задумала поставить в школе инсценировку поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Мне была поручена роль Якима Нагого. А кроме того, я должен был обеспечить грим всем участникам спектакля, а всех их в инсценировке было немало. Нужны были бороды, усы, парики. Всем этим “сложным искусством” – изготовления волосяных изделий – в Уржуме владел лишь один человек – Иван Степанович Кулигин, который проживал в доме Новикова на правах “управляющего”-дворецкого. На 2–2,5 летних месяца, когда приезжали хозяева, он переселялся с женой и дочками в нижний этаж, а с 1-го сентября, когда младшим Новиковым нужно было учиться и начинался учебный год в консерватории, Иван Степанович переселялся в верхний этаж, или, как он говорил, “в чистые комнаты”. Все инструменты для изготовления париков, бород, усов, кос, локонов, шиньонов оставались в нижнем этаже. Вот в нижнем этаже новиковского дома и произошло моё “приобщение” к театральному искусству. Мария Ивановна договорилась с мастером, что он за несколько месяцев обучит меня основам грима и научит изготовлению простейших волосяных изделий. Спектакль “Кому на Руси жить хорошо” состоялся в марте 1935 года. Октябрь, ноябрь, декабрь 1934, январь, февраль 1935 года я добросовестно занимался с Иваном Степановичем. За пять месяцев кое-чему научился, а главное, стал своим человеком в его семье.

Хочется несколько строк посвятить этому талантливому актёру, блестяще игравшему роли Бубнова в пьесе А. М. Горького “На дне”, Зелкина в комедии К. Крапивы “Кто смеётся последним”, Семёна Скопцова в пьесе “Любовь Яровая”, Фурманова в инсценировке “Чапаев”, Мужика в сказке “Финист – Ясный Сокол”, старшего сына в сказке “Василиса Прекрасная”. Он был актёром, певцом и замечательным мастером-гримёром. В 1934 году у меня не стало отца, и он во многом помог мне пережить эту невосполнимую утрату. Его постоянное внимание, исключительная доброта, а где необходимо и отеческая строгость во многом способствовали формированию моего характера. Звал он меня “Венюшей”. Перед тем, как усадить меня за работу, он обыкновенно спрашивал: “Венюша, а ты обедал сегодня?” И спрашивал так ласково и доброжелательно, что его интонация как будто и сегодня мне слышна... А если я признавался, что ещё не обедал, говорил: “Некормленый конь, брат, не пашет!..” И обращался к Анастасии Алексеевне: “Жена, ну-ка, покорми моего помощника!”

Всё это было очень давно!.. Но, когда через много, много лет, по воле случая, я снова попал в дом Новиковых, где с детства всё запомнил до мелочей, перед глазами ясно возникают картины: большой рояль (в то время он казался огромным), за роялем – Ксения Николаевна, музыкант “от Бога”, красивая, величественная, и Александр Васильевич – великолепный певец с изумительным редким тембром голоса... Здесь разыгрывались (репетировались) отдельные сцены из опер. Теноровые партии успешно пел Н. А. Владимирский, а позднее К. С. Юркин. Так они прекрасно исполняли последнюю сцену из “Русалки”: Новиков пел партию мельника, а Николай Аркадьевич Владимирский – князя. Здесь Фёдор Логинович Ларионов шлифовал, под руководством Новикова, своего “Ивана Сусанина”. Отдельные партии пел и Иван Степанович Кулигин, обладавший приятным баритоном. Очень выразительно звучали романсы и русские песни. Особенно “Ой, ты степь широкая”. Позднее, когда Н. А. Владимирский, Ф. Л. Ларионов и И. С. Кулигин работали в Уржумском театре, эту песню они исполняли в каждом концерте и всегда с неизменным успехом. А родилась она в Новиковском доме, в “дружеской” аранжировке Александра Васильевича...»

В очерке «Театр в Уржуме» Е. П. Замятин называет фамилии исполнителей оперных партий и музыкантов: Н. Д. Селюнина, Ф. Л. Ларионов, Н. А. Владимирский, сёстры О. и Н. Ивановские, концертмейстеры О. П. Спасская, Л. Е. Шеховцева. Гримировали актёров И. С. Кулигин и скульптор А. В. Винокурова3.

Перед музыкальными спектаклями местный меломан И. С. Деренков комментировал предстоящее действие. Оперный коллектив выступал не только в Уржуме и Уржумском районе, но выезжал в Советск, Малмыж, Нолинск, добирался даже до Яранска.

Архив Кулигина насчитывает несколько десятков нотных сборников и партий* для голоса, в том числе и дореволюционных, очевидно, привезённых ещё из Казани. В основном это романсы и песни, но есть отдельные партии и из опер. Например, из «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Садко», «Царской невесты», «Алеко», «Травиаты», «Фауста» и других. Встречаются среди них и оригинальные, переписанные рукой Ивана Степановича. Неужели их все в разное время он исполнял? Скорее всего, да. Потому что в документах есть список, озаглавленный «Вокальные номера артиста Уржумского колхозного театра Кулигина И. С.» Всего на листе значится 31 произведение. В том числе не только песни, но и арии из опер «Князь Игорь», «Запорожец за Дунаем», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Дон Жуан», «Кармен», «Нерон».

Иван Степанович Кулигин, считавший себя местным интеллигентом, не только посещал многие культурные мероприятия, проводившиеся в Уржуме, но и почитал для себя за честь участвовать в них. В том числе и в драматическом кружке. Актёрское мастерство, грим и парики – в этом в полной мере мог проявить себя уже, можно сказать, сложившийся артист Кулигин. Пробовал он себя и в режиссуре. Имея хорошо поставленный сильный голос, пел в концертах художественной самодеятельности.

Задолго до открытия колхозного (более профессионального) театра в Уржуме плодотворно работали два любительских коллектива. Труппа под руководством Ф. Л. Ларионова (оперно-драматическая), называемая в народе ларионовской, и труппа, которую возглавлял А. Н. Тренин (соответственно – тренинская). В одной из них и подвизался Кулигин, по отзывам современников, добиваясь неплохих результатов как в творческой, так и во вспомогательной сценической деятельности. Художественный уровень постановки спектаклей самодеятельными артистами был достаточно высоким. На них довольно охотно шли зрители. Впоследствии оба самодеятельных режиссёра и талантливые актёры вошли в труппу колхозного театра.

Фасад здания Уржумского колхозного театра. Конец 1930-х годов
Фасад здания Уржумского колхозного театра. Конец 1930-х годов

В 1935 году, через год после убийства С. М. Кирова, по решению наркомпроса и кировских краевых организаций в городе Уржуме был открыт государственный профессиональный театр. Датой его образования считается 5 июля. Первым директором и художественным руководителем колхозного театра был режиссёр-педагог Михаил Петрович Троянский. Его ученики – молодые студийцы Московского театра имени Евгения Вахтангова В. В. Куза, К. Я. Миронов, И. К. Липский, Н. П. Яновский, А. К. Толмазова и другие – составили творческую основу коллектива. У многих артистов – ещё недавно рабочих и служащих столичных предприятий и организаций не было театрального образования и даже средней школы, но зато они были молоды, энергичны и очень любили искусство. В ходе первых репетиций они осваивали сценическое и актёрское мастерство.

Комсомолка, агроном по образованию, работавшая на заводе не по специальности, а в клубе одного из цехов, ставшая артисткой Уржумского колхозного театра, А. В. Летникова вспоминает:

«Ядром и организатором этого театра была группа ТРАМовцев** при заводе № 24 имени Фрунзе в городе Москве.

Актёры порой не считались со сном. С раннего утра и до 2-х часов ночи они в народных массах. В поле, не отрывая людей от работы, проводили беседы, в  то же время другая бригада оставалась развлекать детей в деревне. Вечером – лекции и беседы для молодёжи о том, как правильно, с пользой проводить культурный отдых. Выпускали стенные газеты, где отражали положительные сдвиги в работе, бичевали лодырей, тунеядцев и пьяниц. И, конечно же, показывали спектакли. Иногда они продолжались до 3-х часов ночи, но было очень трудно не закончить их. Все с нетерпением ожидали, чем же закончится действие. Условий не было никаких. Играли в овинах, амбарах, бывало и на скамейках среди деревни».

В начале работы в театре едва набиралось 20 человек. Через год коллектив насчитывал уже 35.

Под руководством москвичей театр проработал два года.

На эмблеме, помещённой на театральных афишках тех лет, значится: «Кировский областной 2-й колхозный театр. Уржум».

Перед руководителем нового коллектива стояла непростая задача: в сжатые сроки собрать полноценную труппу и приступить к постановке спектаклей. Постепенно «московский костяк» стал обрастать местными работниками сцены.

Перед самодеятельными артистами города стояли весьма сложные задачи: стать достойными преемниками театральных традиций, сложившихся в Уржуме, показать спектакли значительно качественнее, художественно интереснее, освоить новые репертуарные вершины. Наиболее талантливые артисты-любители были приглашены на постоянную работу в театр. Так в труппу в первые годы существования была зачислена значительная часть уржумцев: Ф. Л. Ларионов, А. Н. Тренин, Б. А. Курочкин, И. С. Кулигин, Н. А. Владимирский, Б. А. Куньшин. Позднее в коллективе театра образовалось местное молодёжное пополнение: П. К. Вихарев, В. П. Поляков, А. А. Мальцев, И. М. Куршаков, М. П. Ершова (Адонина), В. И. Чукавина и другие. Возглавил молодёжное ядро талантливый актёр А. К. Логинов. Некоторые из них впоследствии стали актёрами и режиссёрами театров в больших городах.

Открытие театра в Уржуме было для города и района событием огромного значения. Учебные заведения и городские организации заинтересованно следили за его становлением и первыми спектаклями. И нужно сказать, что театр оправдал ожидания своих будущих зрителей.

Премьерой спектакля по пьесе Н. Богданова «Афродита» (на колхозную тему) новая труппа порадовала зрителей уже 6 августа 1935 года. Коллектив вдвое перевыполнил свой план: вместо трёх спектаклей подготовил шесть. Театр показал в первом сезоне (1935/1936 годы) спектакли «Трус» (А. Крон), «Слуга двух господ» (К. Гольдони), «Шестеро любимых» (А. Арбузов), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не всё коту масленица» (А. Н. Островский). Готовили также концерты.

Завершился первый сезон стихотворной пьесой Виктора Гусева «Слава», которая прошла в театре с большим успехом. За это коллектив театра был награждён благодарностью за подписью заместителя председателя Кировского крайисполкома*** Е. Х. Филюшкиной, а от районных властей – Красным Знаменем.

В день празднования рождения театра из Москвы пришла поздравительная телеграмма: «Уржум, Киркрая, колхозный театр. Приветствую первую годовщину вашего театра. Рад, что вы отмечаете её “Славой”. Поэт Виктор Гусев».

В конце 1930-х годов значительно пополнился состав театральной труппы. Были приняты две новые актрисы С. В. Канн и Л. А. Самочернова и актёры Г. Я. Глебов и Н. С. Тарасов. Приехал из Сибири известный режиссёр А. Л. Ларский, его супруга Н. Н. Ларская была хорошей бытовой комедийной актрисой. А их дочь Нонна Аркадьевна, тоже работавшая много лет в театре, долгое время жила в Уржуме и после ликвидации театра работала в школе имени Ленина.

Летом 1939 года театр выезжал с творческим отчётом на областной смотр в город Киров. Были показаны спектакли «Падь серебряная» (Н. Погодин), «Сын народа» (Ю. Герман) и «На дне» (А. М. Горький). Все они получили весьма высокие оценки.

Великая Отечественная война застала Уржумский колхозный театр на гастролях в Марийской республике. Пришлось в спешном порядке сворачиваться и возвращаться домой. В районе началась мобилизация. Мужчины покидали дома и отправлялись сражаться за Родину. Огромная страна вставала на смертный бой.

20 сентября 1941 года Иван Степанович Кулигин был призван на службу. Одиннадцать работников театра в первые месяцы войны тоже ушли на фронт, чтобы бить ненавистного врага, приближать долгожданную победу. Не все вернулись в свои семьи, многие сложили головы за счастье тех, кто остался жить после них.

Рядовой Кулигин воевал под Москвой в период массового наступления наших войск. В конце декабря 1941 года был ранен в руку и направлен в госпиталь. После лечения комиссован и снова приступил к работе в колхозном театре. Не знаю, по стечению каких обстоятельств это произошло, но как раз в первый рабочий день 20 марта 1942 года он отмечал свой сорок второй день рождения. Ещё болели раны, но он самоотверженно работал, стараясь ни в чём не отставать от коллег.

Уржум в то время был перенаселён. Много эвакуированных прибыло с оккупированных врагом территорий, из Ленинграда и Москвы, из Прибалтики и Белоруссии. Среди них было немало интеллигенции. Поэтому театр посещали активно, и спектакли шли при сплошных аншлагах.

Какой же репертуар был в те военные годы у колхозного театра? В первую очередь ставилось много пьес военной тематики (более тридцати): «Дым Отечества» (братья Тур), «За окнами посольства» (Ариадна Тур), «Партизаны в степях Украины» (А. Корнейчук), «Они жили в Ленинграде» (О. Берггольц) и другие.

И как же в войну обходиться без комедий? Ведь любому зрителю надо периодически смеяться, а в тяжёлое военное время труженикам тыла нужно было поднимать настроение. В марте 1942 года с большим успехом в Уржуме шли комедии А. Ардова «Мелкие козыри», Н. В. Гоголя «Женитьба», постановка по пьесе А. Афиногенова «Машенька».

Здесь же, в театре, зрителям доводили последние сводки Совинформбюро. Победам бойцов Красной армии радовались все, и тогда со спектакля уходили в приподнятом настроении.

В военные годы творческий потенциал уржумских артистов не снижался. Быть может, даже наоборот, чувствуя ответственность перед теми, кто воюет с фашистами, они прилагали все силы, чтобы их творчество тоже приближало долгожданную победу. Это выражалось не только в постановке спектаклей, поднимавших мужество и героизм уходящих на фронт. Коллектив продолжал поддерживать сельскую художественную самодеятельность, выезжал на село и в эвакогоспиталь с концертами и выступлениями агитбригады, готовил праздничные программы к красным дням календаря.

Со скромной зарплаты артисты подписывались на очередной заём, собирали тёплые вещи и деньги на постройку танка «Уржумский театр», за что коллектив получил благодарность от Верховного Главнокомандующего.

Закончилась война, но работа в колхозном театре продолжалась в таком же ритме. Зимний театральный сезон коллектив открывал комедией Н. В. Гоголя «Ревизор» в постановке Александра Сурушкина. Премьера шла на сцене целых шесть дней. Спектакли игрались под девизом: «10 лет работы на родине С. М. Кирова».

В 1952 году Уржумский колхозный театр был закрыт, очевидно, возникли сложности с его финансированием. Труппа была распущена, её бывшие члены искали работу в организациях города, другие уезжали.

Уржумский актёр и режиссёр Б. А. Курочкин вспоминал4:

«Но с закрытием театра не замерла в Уржуме театральная жизнь. В Доме культуры образовался новый коллектив художественной самодеятельности. Часть актёров осталась в городе (Ларионов, Кулигин, Поляков и другие). Они-то и возглавили работу художественной самодеятельности. Дом культуры переселился в здание театра, где было оставлено всё имущество театра и богатая костюмерная».

В № 51 от 27 апреля 1960 года районная газета «Кировская иск­ра» писала: «23 апреля 1960 года драматический коллектив районного Дома культуры показал новую работу – спектакль “Зовут голубые дали” (по пьесе В. Ларева). Постановка спектакля осуществлена под руководством одного из старейших участников художественной самодеятельности – Ивана Степановича Кулигина.

На премьере состоялось чествование И. С. Кулигина, которому недавно исполнилось 60 лет».

Рядом был помещён фотоснимок актёра и режиссёра. В программке к спектаклю отмечается, что восемнадцатилетним юношей Иван Кулигин уже участвовал в любительских спектаклях. Одиннадцать лет он проработал в Уржумском колхозном театре. Артист сыграл более 200 ролей (Осип в «Ревизоре», Костылев в «На дне», Фурманов в «Чапаеве», Мужик в «Финисте – Ясном Соколе», Подколесин в «Женитьбе», Гордей Карпыч в комедии «Бедность не порок» и другие).

Юбиляром были поставлены пьесы «Любовь Ани Берёзко», «На пятом этаже», «Хрустальный ключ», «Огни маяка», «Василиса Прекрасная», «Свадьба с приданым», «Взаимная любовь» и другие.

Несмотря на преклонный возраст, И. С. Кулигин не прекращал своей творческой деятельности. Любовью, уважением и заслуженным авторитетом пользовался он среди участников художественной самодеятельности и зрителей города. Даже выйдя на заслуженный отдых, Иван Степанович не порывал связи с творческим коллективом, ставшим ему за долгие годы работы родным. Он не только осуществлял постановки спектаклей, но и исполнял в них роли, помогал гримировать артистов, изготавливал бороды, усы, парики и косы.

В феврале 1967 года творческий коллектив Уржумского дома культуры представлял на сцене Кировского театра юного зрителя спектакль «Чти отца своего» (по пьесе Виктора Лавренёва). Постановка получила высокую оценку жюри и признана лауреатом смотра драматических коллективов области. Это заслуженная награда коллективу (режиссёр И. С. Кулигин). Также была отмечена игра артистов А. Ф. Куньшиной, Н. Я. Двоеглазовой, В. Лянгузова, Ю. С. Селивановского, Ф. П. Исупова, М. Я. Попова, В. С. Плотникова, М. Черняк. Всем артистам были вручены памятные значки лауреата смотра.

И. С. Кулигин в гримёрной
И. С. Кулигин в гримёрной

Записи о поощрениях в трудовой книжке И. С. Кулигина: от 7 ноября 1940 года «Актёру Уржумского театра за усердие и добросовестное отношение к своей работе, за большую работу над своим творческим ростом объявить благодарность»; от 1 января 1941 года «За честное, высокосознательное подлинно социалистическое отношение к труду, выразившееся в экстренной организации концерта 31 декабря 1940 года, за художественность выполнения номеров объявляю благодарность». Подпись: директор (неразборчиво, скорее всего, А. П. Ширяев). За свою творческую жизнь Иван Степанович подготовил много молодых актёров. За добросовестную работу был награждён множеством почётных грамот, благодарностей и дипломов, в том числе Министерства культуры РСФСР и Центрального комитета профсоюза работников культуры «За успешную работу, в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».

Боевая награда за совершённый подвиг нашла рядового героя после Великой Отечественной войны. И. С. Кулигин в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряжёнными с риском для жизни, содействовал успеху действий на фронте, за что 29 января 1949 года и был удостоен медали «За боевые заслуги».

Любимыми занятиями во время отдыха у И. С. Кулигина были рыбалка и охота. Слыл он и заядлым шахматистом, имел другие увлечения.

На рыбалку и охоту обычно он выходил вместе с А. В. Новиковым, который в 1930-х – 1950-х годах приезжал на лето в Уржум, он и «заразил» его этим увлечением. Но из-за ухудшения здоровья с охотой после войны пришлось расстаться. Рыбалкой семья Кулигиных продолжала заниматься до конца 80-х годов прошлого века. На реку выезжали всем семейством.

На Вятке Иван Степанович пел. Иногда вполсилы, а бывало и во весь голос. Обычно это были партия мельника из оперы «Русалка», что-то из «Евгения Онегина» и «Князя Игоря» или русское народное. Тогда в утреннем тумане или на вечерней зорьке, когда умолкали птицы, несмотря на преклонные годы, его ещё сильный голос разносился далеко над водой. На такой дивной природе, как наша вятская, его душа рвалась в полёт и находила выражение именно в пении. Здесь был не маленький зал Дома культуры, а ширь, простор родного края. И арии или песни звучали не камерно, а мощно, и слушателями, казалось, были не только рыбаки по всей округе, но и старые дубы, и молодые осинки, кусты шиповника и заросли ивы.

Провожали в последний путь И. С. Кулигина холодным январским днём 1980 года. Проститься с ним пришли и его бывшие коллеги по театру, по районному Дому культуры. О нём было сказано много хороших слов. Их он заслужил своим честным, добросовестным многолетним творческим трудом.

Примечания

1 Лебедева И. Певец Александр Новиков // Уржумская старина. Вып. 9, сентябрь-октябрь. Уржум, 1998.

2 Уржумская старина. Вып. 11. Киров, 2012.

3 Замятин Е. П. Театр в Уржуме // Вятка. Киров, 1981.

4 Курочкин Б. Славилась уржумская сцена // Кировская искра. 1984. 15 марта.


* Партия – часть многоголосого музыкального произведения, исполняемая одним певцом.

** ТРАМ (Театр рабочей молодёжи, соответственно, ТРАМовцы – его артисты) – театр самодеятельного или полупрофессионального типа. В СССР получили развитие во второй половине 20-х – начале 30-х годов ХХ века. В репертуаре были в основном агитационно-политические представления. В последующем многие ТРАМы были преобразованы в профессиональные театры.

*** Кировский край стал Кировской областью только в декабре 1936 года.