Главная > Выпуск №34 > Исповедальность в пространстве публицистики

Исповедальность в пространстве публицистики

Б. Я. Мисонжников

Бакина О. В. Национальная традиция исповедальности в публицистическом дискурсе : монография / О. В. Бакина. — Киров, 2018. — 208 с.

Концепт «исповедальность» является важнейшим системообразующим элементом уникальной концептосферы и в силу своей высочайшей значимости и притягательности воссоздаёт сложный метакомплекс, в котором функционируют многие соотносительные концепты, в частности «искренность», «откровенность», «открытость», «прямодушие», «задушевность». Исповедальность, интегрированную в общий публицистический дискурс, исследует в своей монографии кандидат филологических наук, известный публицист Ольга Владимировна Бакина.

Нельзя не обратить внимания, прежде всего, на то, что монография О. В. Бакиной выполнена на очень высоком уровне исследовательской культуры. Это можно объяснить, в частности, тем, что Ольга Владимировна в качестве соискателя прошла достойную подготовку в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, где успешно защитила кандидатскую диссертацию. Научным руководителем О. В. Бакиной была профессор Галина Сергеевна Мельник, ведущий в стране специалист в области массмедиа. В настоящее время Ольга Владимировна увлечённо продолжает свою исследовательскую деятельность и является докторантом Санкт-Петербургского государственного университета.

В качестве объекта изучения О. В. Бакина избрала категорию исповедальности, представляющую собой компонент публицистического дискурса, то есть актуализированного современного текста. Это означает признание особой важности и злободневности категории исповедальности, прежде всего в гуманитарной сфере. Данная категория в настоящее время как никогда востребована, а обращение к ней представляется исключительно своевременным. Дело в том, что в связи с переходом общества к доминирующей информационной модели устройства и функционирования, с безусловным приоритетом технологий и цифровых форматов происходят угрожающие трансформации в аксиологической среде, выхолащивается личностное начало в социальной коммуникации. Это может спровоцировать глубинные необратимые процессы в антропологической сфере и не просто сместить некоторые духовные приоритеты, но и привести к полномасштабной гуманитарной катастрофе. В связи с этим особую важность приобретают концепты гуманитарного характера, и особенно духовного. Содержательные аспекты исповеди коррелируют с формальными, что проявляется, в частности, в процессе жанрообразования.

О. В. Бакина приходит к важному выводу: «Таким образом, рассматривая исповедь как художественно-публицистический жанр и церковное Таинство, мы пришли к выводу о вербальной тождественности речевых актов в церковной практике и публицистике. Специфика русской исповедальности заключается в сознании греха, необходимости и потребности не столько объяснения, сколько покаяния перед Богом и людьми. Потому и метатексты культуры воплощены не только в фигурах проповедников веры, но и писателей, и публицис­тов» (С. 36–37). Это свидетельство высокого призвания тех, кто посвятил себя служению Слову, что, к сожалению, наше общество в полной мере ещё не осознало, и это негативно сказывается не только на его культуре, но и на духовной идентичности.

Внимание к концепту «исповедальность» предполагает также и внимание к соотносительным с ним концептам. Это уже названные нами концепты, отражающие высокие нравственные качества индивида и действующие в русле христианской православной традиции. В монографии О. В. Бакиной выстраивается, по сути, многоаспектная историософская система не просто реализации категории исповедальности как содержательно-формальной структуры, но и артикулируется задача отечественной публицистики — развивать православное нравственное богословие, способствовать становлению личности человека, её самоактуализации, а это «означает стремление человека стать как можно лучше» (С. 81). Вот, вне всякого сомнения, первенствующая миссия публицистики, в которой исповедальность, обретая жанровые черты, наполняется в то же время светом Божественного Логоса. Без него публицистика, и, прежде всего, исповедь, не может существовать как самодостаточное и самоценное гуманитарное явление.

В заключение хотелось бы отметить, что О. В. Бакина — автор многих публицистических произведений, ведущая передачи областного радио «Вятка православная», постоянный автор сетевой газеты «Петербургский публицист». Она талантливо сочетает качества серьёзного исследователя-теоретика и практикующего журналиста.