Главная > Выпуск №34 > По старой Вятке

По старой Вятке

Экскурсии по гор. Вятке для ознакомления с его историей*

П. Н. Луппов


Введение / Экскурсия первая / Посад / Вторая экскурсия / Общие выводы из двух экскурсий


I. Экскурсия первая

Первую экскурсию всего лучше начать посещением того места высокого берега р. Вятки, где оно образует угол с оврагом Засорой. Здесь жили в течение нескольких столетий (10–13) первоначальные насельники этого края удмурты (вотяки) племени ватка, давшие, по-видимому, название протекающей здесь реке, образовавшемуся на этой реке населенному пункту и всей окружающей его местности (Вятская земля, позднее Вятская провинция и Вятская губерния). Здесь удмурты, будучи огражденными высоким берегом реки и двух глубоких оврагов (Раздерихинского и отчасти Засоры), с западной стороны большим болотом, находившимся на нынешней Халтуринской площади, чувствовали себя сравнительно безопасными от набегов неприятеля.

В XIV в. сюда являются новые поселенцы – русские, надвигавшиеся с севера, вытесняют отсюда удмуртов вверх по течению реки Вятки и ее притока Чепцы. Бывшее удмуртское поселение таким образом делается русским поселком. Поселок этот сравнительно быстро увеличивается и превращается в русскую слободку. Около 1433 г. эта слободка в одном письменном документе (именно в духовном завещании галицкого князя Юрия, Древние акты, относящиеся к истории Вятского края, стр. 3) называется уже «городом», что свидетельствует о произведенной в ней постройке укреплений, ограждающих ее от нападения неприятелей (древнерусским словом «город» обозначалось огороженное, укрепленное место). Ни о размерах города, ни о характере его первоначальных укреплений не сохранилось никаких известий, но судя по тому, что через 25 лет после 1433 г. рать московского великого князя, имевшая поручение овладеть Вяткой, вынуждена была долго стоять перед Вяткой, прежде чем вятчане добили челом, т. е. изъявили покорность московскому князю, надо думать, что укрепления Вятки были довольно прочными по тогдашнему времени. Определенные известия о вятских укреплениях идут уже от начала XVII века (1615 и 1628 гг.). Из них видно, что гор. Вятка в то время разделялся на две части – кремль и посад.

Кремль был обнесен деревянными стенами с деревянными же башнями. На площади перед стенами кремля был вырыт широкий ров, для прохода и проезда через этот ров были устроены деревянные мосты. В кремле помещались восемь деревянных церквей, дома духовенства этих церквей, разрядная съезжая изба, сыскная изба, пороховой амбар, воеводский двор и двадцать семь домов частных лиц, а в башнях хранились запасы оружия. О наружном виде кремля первой половины XVII в. можно составить представление по сохранившемуся рисунку1.

Во второй половине XVII века (1663–1666) было произведено полное переустройство укреплений кремля: вместо деревянных стен вокруг кремля была сооружена дерновая земляная стена с пятью деревянными башнями, поставленными в различных пунктах этой стены. Вырытый ранее перед западной (со стороны посада) стенной ров был оставлен; теперь он имел 14 саж. ширины и 15 саж. вышины «по осыпи вверх».

После этой перестройки укреплений в кремле кроме церквей, оставлены были приказная воеводская изба да сыскная изба и двор вятского архиерея, назначенного на Вятку после 1656 г. Архиерей этот, ставший во главе управления Вятской епархией, очень скоро, благодаря отведенным правительством на содержание архиерейского двора вотчинам, оказался крупным по Вятке феодалом. Менее чем через 100 лет (к 1752 г.) во владении его оказалось крестьян 8591 чел. мужского пола или около 17000 душ обоего пола, которые должны были работать на архиерейский двор и платить ему денежные и натуральные оброки. Архиерейская эксплоатация ни раз заставляла крестьян жаловаться правительству, но жалобы эти не имели успеха: ходоков крестьянских (т. е. жалобщиков) даже в Москве хватали архиерейские служащие люди, заковывали их в железо и препровождали в Вятку, где их наказывали кнутом.
На средства архиерейских вотчин к 1717 г. были устроены каменные здания как для самого архиерея с его канцелярией (архиерейским приказом), так и для ближайших его приближенных.

Архиерейский приказ с половины XVIII века переименован в духовную консисторию, которая просуществовала до Октябрьской революции.

Воздвигнутая во второй половине XVII в. земляная дерновая стена с деревянными сооружениями существовала не долго – меньше столетия, так как, за отсутствием в эту эпоху внешних врагов Вятки, какие-либо ограждения кремля теряли свой смысл (ни разинское, ни пугачевское движение, как известно, не задели Вятку), а между тем поддержание укреплений в исправном виде вызывало немалые расходы. Земляная стена постепенно осыпалась, деревянные части (стены и башни) сгорали во время пожаров и уже не восстанавливались полностью. В конце XVIII в., после обращения Вятки в губернский город, уничтожены и последние остатки этих укреплений; с восточной и южной сторон кремля была сооружена обыкновенная кирпичная стена с некоторым подобием прежних башен (она сохранилась и до сих пор); с восточной, а равно и западной сторон бывшего кремля построены каменные дома духовенства.

С размерами древнего кремля мы можем ознакомиться, если с нынешней Халтуринской площади от памятника Степана Халтурина, воздвигнутого после Октябрьской революции, войдем в левые ворота. Все пространство, заключенное между каменными стенами, будет прежним кремлем. От кремлевских построек XVII в. и первой половины XVIII в. в нем сохранился лишь один каменный собор (Богоявленский) и архиерейский дом (ныне обращенный в пионерский клуб), с каменными флигелями.
В здании бывшей духовной консистории после 1917 г. была помещена центральная станция «радио», ныне переведенная в здание почтамта; теперь в нем помещается промышленно-экономический техникум, преобразованный из старших классов быв. коммерческого училища. Деревянный дом, сохраняющийся здесь и населенный теперь местными жильцами, был выстроен уже в 1880-х годах для противораскольнической школы, имевшей целью подготовлять крестьянских юношей к учительству среди старообрядческого населения и к ведению среди него специальных бесед и споров по вопросам веры.

Покончив с осмотром бывшего кремля, выйдем через восточные ворота на берег; перед нами откроется вид на старое и новое русло реки Вятки – старое, направляющееся мимо слободы Дымковской, и новое, проходящее ныне у подножия берега.

Р. Вятка была древнейшим путем передвижения людей, по ней происходили сообщения с Северным поморьем и Приуральским краем, а также с Нижним Прикамьем и Приволжьем. По ней в XIII в. болгары (жившие в нижнем течении Камы) направляли свои дружины в гор. Устюг; по ней снаряжались ушкуйнические походы из Новгорода и Вятской земли в землю Болгарскую, а позднее татарскую. По ней после завоевания московским правительством Казанского царства вятские торговцы стали отправлять свои товары в Казань на Макарьевскую ярмарку и в Нижнее Поволжье. По ней приплывали барки с солью, добытою в Пермских соляных варницах. Здесь у города эта соль выгружалась в громадные соляные амбары, находившиеся под горой у нынешнего спуска из города около Засоры. Наконец еще в начале XIX в. вятчане по летам ежедневно через Вятку переправляли своих коров (для пастьбы на лугах) – в тихую погоду вплавь, а в ветреную на паромах; так как в то время, как писал губернатор в своем отчете, река была местами глубока, быстра и широка, а переправа на паромах совершалась медленно, то это создавало большие неудобства как для горожан, так и для приезжающих из-за реки; поэтому в начале XIX века был устроен через Вятку пловучий мост, за проход и проезд по нему взималась особая плата.
Во второй половине XIX в. (с 1860-х гг.) по р. Вятке началось пароходное движение, доставившее жителям сравнительно дешевый и удобный способ сообщения с Прикамьем и Приволжьем и давший несколько иное направление вятской внешней торговле: вятский хлеб и сырье, вместо Архангельска, стали направляться пароходами через гор. Рыбинск к портам Балтийского моря. В самом начале XX в. к вятской пароходной пристани была проведена ветка Пермь-Котласской железной дороги, соединявшая таким образом два водные бассейна: Вятско-Камско-Волжский и Северо-Двинский и весьма облегчившая продвижение вятских грузов в Западную Европу через Архангельский порт.
Напротив гор. Вятки, за рекой, расположена слобода Дымковская, возникшая в ту эпоху, когда после разгрома Вятки (1489 г.) и выселения из нее коренных жителей московским князем Иваном III было предоставлено устюжанам и двинянам переселяться в Вятскую страну. Название и местоположение этой слободы, напоминающее о слободе Дымковской, расположенной за рекой Двиной, против гор. Великого Устюга, как будто говорит нам о том, откуда появились первые насельники вятского Дымкова. Вятские дымковцы, между прочим, уже довольно давно приобрели широкую известность в Вятской стране своими оригинальными изделиями – глиняными куклами и свистушками, приготовленными из простой красной глины и раскрашенными яркими красками. Изделия эти имели широкий сбыт на весенних народных праздниках в Вятской стране (вятская свистунья, семик в г. Слободском и другие). В конце XIX в. дымковскую глиняную игрушку начали вытеснять гипсовые изделия.

Налево от Дымкова в начале XX в. была устроена спичечная фабрика Сапожникова; после революции она вновь отстроена и переименована в «Красную звезду». Ныне на ней работает около …* рабочих.
Еще далее влево, на правом же берегу реки Вятки, до революции была устроена кожевенная фабрика Долгушина; после революции она была расширена и переименована в Коминтерн. Около него теперь проходит железнодорожная ветка из г. Слободского к Пермь-Котласской железной дороге.

Направо от Дымкова, за лесом, на берегу старого русла р. Вятки, расположилось село Макарье, возникшее около половины XVII века. Мимо этого села от гор. Вятки в XVII веке прошла «большая Сибирская дорога», соединившая Москву с Сибирью через гг. Слободской и Кай и заменившая собою другую более длинную дорогу от Москвы на Сибирь (через г. Великий Устюг). В конце XIX в. дорога от Дымкова к Макарью по правому берегу старого русла р. Вятки была шоссирована.

За селом Макарьем, вправо от большой Сибирской дороги, ответвлялся Каринский тракт, который вел к татарскому селению Карино, игравшему в XVI веке роль уездного центра наравне с гг. Слободским и Шестаковым.

Несколько правее Макарья, вдали на горизонте, в ясный летний день можно увидеть с. Никуличино, бывшее удмуртским (вотским) городком перед заселением этого края русскими: «Повесть о стране Вятской» (письменный памятник XVII века) считает, что русские, прибывшие на среднее течение р. Вятки, сначала поселились именно в Никуличине и лишь через несколько лет перебрались на место нынешнего гор. Вятки.



Введение / Экскурсия первая / Посад / Вторая экскурсия / Общие выводы из двух экскурсий



* Луппов П. Н. По старой Вятке. Экскурсия по гор. Вятке для ознакомления с его историей. Вятка, 1934. (Сохранены орфография и пунктуация источника.)
В нашем альманахе мы приводим текст в полном виде, без сокращений. В 2002 г. эта работа П. Н. Луппова с некоторыми сокращениями была опубликована в книге В. А. Бердинских «История города Вятки : очерки» (Киров, 2002. С. 264–315).

1 Рисунок этот помещен, между прочим, в книге П. Н. Луппова «Исторический очерк Вятского края», Вятка 1930, стр. 23.

* Цифры не указаны в книге и в авторской рукописи.