Главная > Выпуск №34 > Когда же в городе Кирове появились первые светофоры?

Когда же в городе Кирове появились первые светофоры?

А. А. Хохлов

Трудно представить современный город без светофоров. Светофор предназначен для регулирования движения механических транспортных средств, а также пешеходов на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Причём потребность в новых установках этих уникальных приборов постоянно растёт. С раннего детства я помню светофоры на ул. Ленина. Но когда же появился первый светофор и где именно – для меня долгие годы это было загадкой.

Для того чтобы разгадать эту загадку, я стал просматривать краеведческую литературу и периодичес­кую печать. Удивило меня то, что местные журналисты областных газет «Кировская правда» и «Комсомольское племя» на факт появления первых светофоров никак не отреагировали. Первые упоминания о появлении в областном центре светофоров были найдены в вышедшем к 60-летию ГАИ фотоальбоме (1996), где авторы А. Таджибаев и Л. Клюшина писали, что «в 1954 г. в областном центре начали внедряться автоматические светофоры»1. Идея установки светофоров возникла в ГАИ ещё в 1952 г. Начиная с 1953 г., на перекрёстках главных улиц областного центра по ленинградскому образцу были построены железные будки регулировщиков, из которых они и управляли движением. На сессии Кировского горисполкома в конце 1953 г. предложение Госавтоинспекции о переводе светофоров на автоматический режим работы было сочтено фантастическим и невыполнимым. Однако уже в конце 1954 г. фантастика стала реальностью – первые автоматические светофоры были установлены на улицах Ленина, Карла Маркса и Октябрьском проспекте. Для этих первых автоматических светофоров на Кировском машстройзаводе были отлиты специальные стойки по образцам, привезённым из Москвы. Необходимо отметить, что подобных «чудес» тогда ещё не было ни в одной из соседних областей, кроме Горьковской.

Несмотря на отсутствие источника информации, можно смело предположить, что данные факты были взяты из воспоминаний кого-то из ветеранов ГАИ. Они вызвали у меня некоторые сомнения. Во-первых, в 1954 г. ещё не было Октябрьского проспекта, а была односторонняя улица Октябрьская с деревянными домами. Только 14 июля 1952 г. решением Кировского горисполкома № 436 был утверждён проект реконструкции улицы Октябрьской шириной 60 м (с шириной проезжей части 18х2) и бульваром. В 1953–1954 гг. были заложены фундаменты первых пятиэтажных домов на углу ул. Октябрьской и Розы Люксембург. Следовательно, надобности в устройстве светофоров на данной улице тогда ещё просто не было. Необходимость установки светофоров в этом месте появилась только в 1958 г., когда проезжая часть улицы стала покрываться асфальтом и стали устанавливать опоры для троллейбусной линии. Во-вторых, обычно проводят сессии горсовета, а не горисполкома. Просмотр же заседаний горисполкома, да и сессий горсовета за 1953–1954 гг. не выя­вил документов, подтверждающих установку светофоров. Просмотр же других документов усилил мои сомнения. Так, на партийном собрании Управления милиции 30 августа 1954 г. начальник ГАИ Кировской области И. М. Царьков обратился к начальнику Управления милиции области с просьбой увеличить штат регулировщиков в г. Кирове на 3–4 поста2. Если в это время в областном центре уже действовали светофоры, то такой просьбы бы не было. Увеличение штата регулировщиков возможно только при отсутствии светофоров.

По архивным документам оказалось, что идея установки светофоров на перекрёстках г. Кирова возникла не в 1952 г., а ещё в 1949 г., когда готовили к утверждению на заседание облисполкома новые «Правила движения». И эти «Правила уличного движения в городе Кирове и на дорогах Кировской области» были утверждены 4 января 1950 г. решением Кировского облисполкома № 8. В данные «Правила» уже был включён раздел «Значение сигналов светофора»3.

27 февраля 1953 г. на заседании Кировского облисполкома рассматривался вопрос «О мерах по ликвидации аварийности на автотранспорте». В решении № 259 было записано: «Обязать исполком Кировского горсовета привести в порядок имеющиеся в г. Кирове средства регулирования автотранспорта (светофоры)»4. Возможно, по причине отсутствия у города средств, городские власти не спешили выполнять данное постановление областной власти. Только 12 июня 1955 г. горисполком принимает решение № 487 «О мероприятиях по безопасности движения транспорта и пешеходов в г. Кирове». Этим решением Кировский горкомхоз обязали до 1 ноября установить светофоры и 6 будок для регулировщиков, а Кировскому городскому плановому отделу выделить необходимое количество листовой стали и 500 погонных метров электрокабеля5.

Вскоре на перекрёстках главных улиц областного центра по ленинградскому образцу были построены железные будки регулировщиков, из которых они и управляли движением. Сам светофор размещался на тросах по центру перекрёстка. Анализируя «Правила движения транспорта и пешеходов в г. Кирове и Кировской области», утверждённые Кировским облисполкомом в 1954 г., можно определить примерное местонахождение всех светофоров. В данных правилах были перечислены главные улицы: Ленина, Карла Маркса, Профсоюзная, Энгельса (ныне Преображенская), Коммуны (ныне Московская), Красноармейская, Милицейская, Комсомольская и Филейское шоссе6. Соответственно, светофоры были размещены в местах пересечений главных улиц. Вероятнее всего, первый светофор был размещён на углу улиц Ленина и Коммуны, так как именно здесь в то время размещался Кировский горком партии и Кировский горисполком.


Светофор и будка регулировщика на перекрёстке улиц Ленина и Коммуны

Следовательно, предложение Госавтоинспекции о переводе светофоров на автоматический режим работы управления могло поступить в конце 1955 г., а не 1953 г., как предлагают авторы текста фотоальбома.

Конечно, для более точных данных необходимо изучить материалы архива УВД. Ведь для перехода регулирования движения с помощью светофора необходимо было подготовить специалистов-регулировщиков. Изменить штатное расписание госавтоинспекции. Возможно, в архиве УВД можно найти не только список перекрёстков, где устанавливались светофоры, но и фамилии первых регулировщиков. Переход работы светофора на автоматический режим обязательно потребовал или сокращения штатов, или их перевода на другие виды работы. Но, к большому сожалению, работать в архиве УВД могут только штатные работники данной организации. Думаю, что в ГИБДД найдутся люди, которые помогут раскрыть все тайны появления первых светофоров в областном центре.

Примечания

1 ГАИ 60 лет на страже безопасности дорожного движения : [ГАИ : вчера, сегодня, завтра : фотоальбом] / [рук. авт. коллектива В. М. Кузьмин ; авт. текста: А. Таджибаев, Л. Клюшина ; фот.: Л. Шишкин, А. Добряков ; худож. ред. А. Поздняков]. [Киров], 1996. 31 с. : ил.
2 ГАСПИ КО. Ф. 835. Оп. 5. Д. 81. Л. 46.
3 ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 2221. Л. 303–393.
4 Там же. Д. 1772. Л. 157–158.
5 ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 9. Д. 102. Л. 78–79.
6 Правила движения транспорта и пешеходов в г. Кирове и Кировской области. Киров, 1954. 111 с.