Главная > Выпуск №34 > Министры образования в Вятке

Министры образования в Вятке

Н. Л. Головизнина

Наше музейное исследование, основанное на материалах фондов Областного музея истории народного образования, позволяет отследить посещение первыми лицами, изначально Министерства образования, позднее Народного комиссариата просвещения, и вновь министерства, нашего края, что является далеко не ординарным событием в истории вятского просвещения. Интерпретация музейных источников потребовала дополнительных сведений из печатных изданий историков и краеведов, а также из документов ГАКО.

В 1802 году в России учреждено особое Министерство народного просвещения. И первым из его министров по материалам наших музейных фондов, кто удостоил в 1878 году столь большой чести Вятку, стал Дмитрий Андреевич Толстой. Он был двенадцатым в списке министров просвещения России (годы пребывания на посту 1866–1880).

Деятельность Дмитрия Андреевича во многом определила развитие наших образовательных учреждений в последнюю треть XIX века.

Граф Дмитрий Толстой был воспитанником Царскосельского лицея и с молодых лет находился на поприще государственной службы: занимался образовательным направлением, а также проблемами церковной жизни и государственной безопасности. Почётный доктор Лейпцигского университета, президент Императорской Академии наук. На протяжении многих лет возглавлял Священный Синод и два министерства (народного просвещения и внутренних дел), являясь одним из наиболее влиятельных политических деятелей и администраторов Российской империи. Скорее всего, именно это и привело к тому, что Д. А. Толстого и его преемника И. Д. Делянова называли «одними из реакционнейших политических деятелей России». Эту оценку, по мнению современных историков, нельзя считать историческим приговором, ибо в государстве закономерно сменяются эпохи перемен и годы реакции. И для того, и для другого требуются талантливые политики, одарённые администраторы.

Поэтому, чтобы осмыслить роль Толстого в нашей истории, следует вспомнить суть его образовательной реформы: низшая школа для народа, реальные училища для буржуазии, классические гимназии для дворянства. По уставу 1871 года в гимназии просматривался явный перевес в сторону классицизма (с акцентом на древние языки), как основы общего научного образования, открывающего доступ в университеты. Реальные же училища по уставу 1872 года призваны давать юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям. Целью реформы университетов, вынесенной на рассмотрение Государственного совета в начале 1880 года, было усиление правительственного влияния на управление университетами, контроля над преподаванием в них и утверждение порядка и дисциплины среди учащихся.

Время графа Д. А. Толстого было отмечено основанием историко-филологического института в Санкт-Петербурге, который готовил преподавателей древних языков, русского языка и словесности, истории, открывая лучшим из них доступ к профессорским кафедрам. Учителей математики и физики доставляли физико-математические факультеты университетов. Новыми, совершенно оригинальными высшими учебными заведениями стали при Дмитрии Андреевиче Толстом Варшавский университет и сельскохозяйственный институт в Новой Александрии, русская филологическая семинария в Лейпциге для приготовления учителей древних языков, Ярославский Демидовский лицей был преобразован в юридический. По инициативе частных лиц возникли Московский Императорский лицей в память Цесаревича Николая (Катковский), Императорский Санкт-Петербургский Археологический институт, Высшие женские курсы. Сам Дмитрий Андреевич называл свою линию европейским путём для России.

Д. А. Толстой действовал согласно и твёрдо своих убеждений. В молодости он был членом кружка петрашевцев, увлекался либеральными идеями. Это сказалось на его министерской работе. Он рассматривал классическое образование как средство от нигилизма и ценил его именно за это. Его школьная реформа имела целью утвердить в молодёжной среде пристрастие к нравственным нормам, ориентацию созидания, а не разрушения, а также уважения к законам. Он стремился оградить учащихся от политических страстей, чтобы они не оказались жертвами политических интриг, а сосредоточились на серьёзном образовательном труде. Считал, что школа и университет должны быть вне политики.

В стремлении достаточно объективно оценить личность Дмитрия Андреевича как реформатора российской школы, вспомним дополнительно, что именно при нём, в 1872 году издано положение о городских училищах, а затем и положение о начальных училищах, для надзора за которыми в 1880 году учреждены должности инспекторов народных училищ. В действительности они были зачастую самыми последовательными и активными проводниками и практиками просвещения в необъятной и многонациональной России.

И, тем не менее, оценки личности министра остаются по-прежнему крайне противоречивыми. Краски в ещё большей степени сгустила советская история, рисуя его как настоящего «мракобеса»…
Скорее всего, не стоит чернить или восхвалять фигуру Д. А. Толстого. Но нельзя не признать его как политика дальновидного и гибкого. В своей речи к молодым он сказал: «Я знаю, что ваши лета советов не любят, всякий молодой человек хочет узнать все по собственному опыту, но иногда плоды этого опыта бывают очень горьки… Популярности я не ищу… ищу только пользы и, признаюсь, что буду весьма счастлив, если со временем, вспоминая о годах своей молодости и перечисляя имена лиц, которые желали вам добра, вы причислите к ним и моё имя»1.

В благовидном ракурсе видится фигура Дмитрия Андреевича Толстого при рассмотрении материалов, связанных с его пребыванием в Вятской губернии весной 1878 года2.

Министр отличался от других крупных сановников тем, что в существовавших проблемах российской действительности разбирался не только в тиши своего кабинета, а через общение с жителями провинции. Ежегодно, как правило ранней весной, Д. А. Толстой выезжал в служебную командировку. Министр всегда беседовал с учителями и учениками, общался с губернаторами, архиереями, земцами. В г. Вятке Высокий гость побывал в мужской и женской гимназиях, посетил духовную семинарию, уездное училище. Министр посещал уроки, присутствовал на экзаменах, смотрел ученические тетради, проводил опросы гимназистов. И в целом остался доволен работой вятских учебных заведений.
Не остался граф равнодушен к нуждам вятских школ. Благодаря его поддержке на содержание земских школ Нолинского и Уржумского уездов, сильно пострадавших от неурожаев 1870-х годов, были выделены министерские учебные пособия. По ходатайству городских обществ он оказал содействие открытию реального училища и женской гимназии в Сарапуле и Елабуге «на счет казны и пособием от частных лиц». В ответ города Елабуга и Сарапул просили вятского губернатора ходатайствовать перед Государем императором о присвоении графу Толстому звания почётного гражданина этих городов. На что получено было высочайшее соизволение.

С приездом на Вятку Д. А. Толстого связана и одна из крупных благотворительных инициатив местных предпринимателей. Купец 1-й гильдии, коммерции советник Я. А. Прозоров в память о визите высокого гостя и личного ему дара сделал пожертвование на обустройство городского училища. По-видимому дело обстояло так: столь именитые гости всегда «привозят» важные для своего времени идеи. Дмитрий Андреевич не был исключением. Перед уважаемым вятским сообществом он развивает мысль о необходимости открытия в городе высшего городского четырёхклассного училища. Именно он ратовал о создании таких общеобразовательных учебных заведений для городского населения: детей выходцев из самых разных сословий, преимущественно из бедной части (мещан, дворян, чиновников, лиц духовного звания, крестьян, купцов, солдат)3. Естественным было приветствие этой идеи министра, как мы уже видели, закреплённой специальным уставом 6 лет назад, как и последующее сетование на отсутствие средств на данное предприятие. Поддержал министра Яков Алексеевич Прозоров личным пожертвованием Вятскому городскому обществу дома с двумя флигелями и службами вместе с необходимой суммой денег и условием4: «…чтобы в нем навсегда помещалось или открывалось городское училище, или то учебное заведение, в какое оно будет преобразовано»5. Так Вятское высшее городское четырёхклассное училище открыло свои двери в каменном особняке в центральной, лучшей части города. А его воспитанники после четырёх лет обучения с курсом неполного среднего образования могли продолжить его в Вятской мужской гимназии, что было нечастым явлением, скорее выпускники шли в специальные училища: технические, землемерные, железнодорожные, даже учительские семинарии. А можно было сразу стать мелкими служащими канцелярий, банков, почтовых и телеграфных контор6.

Дав столь пространное описание личности министра и его пребывания в наших местах, нельзя не указать и ещё на одну серьёзную причину визита графа Толстого, о которой не трудно догадаться. Достаточно напомнить точную дату визита: 21–25 мая 1878 года. Европа ещё «не остыла» от революционных потрясений. В России это время мощного реформаторского движения, всколыхнувшего все слои общества, в том числе учащуюся молодёжь: народнические организации, «хождение в народ», суд присяжных заседателей под председательством А. Кони над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. И – на этом фоне – Вятка. Город ссыльных. В 1872 году здесь было открыто Вятское земское училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей. Это была удачная попытка создать школу совершенно нового типа. Программа её давала как общее образование, так и техническое, и сельскохозяйственное. Изучались столярное, слесарное, кузнечное и другие виды ремёсел, стекловарение, пивоварение, паточное дело и т. д. Учебно-педагогическая работа училища приближала его к типу высших учебных заведений. Граф Д. А. Толстой учительские семинарии не считал полезными, тем более те, что были открыты земством. «Ни для кого не тайна, что у нас есть земства, стремящиеся в ущерб правительству захватить все в свои руки: но неужели же им может быть отдано образование народа, то есть будущность страны», – писал он в своём докладе Александру II7. И как следствие: Вятское земское училище для подготовки учителей было закрыто.

Прошло 44 года. В списке министров просвещения двадцать девятый по счёту – народный комиссар Анатолий Васильевич Луначарский (1917–1929). Он был в г. Вятке 16 мая 1923 года проездом, скорым поездом из Москвы в Сибирь. К моменту приезда поезда, как сообщает газета «Вятская правда», на вокзал прибыли представители губкома РКП, губисполкома, губпрофсовета, губоно, студенты вузов, 10-я пехотная школа, 6-я окружная школа физо, части вятского гарнизона и много железнодорожников. На вокзале состоялся быстрый импровизированный митинг, на котором товарищ Луначарский выступил по вопросу о возможности войны и в целом о международном положении. По мнению наркома, война маловероятна. Правительство Антанты совершенно растерялось перед теми бурями протеста против войны, перед тем негодованием, которые выявили широкие трудящиеся массы Запада по отношению новых притязаний и нападок на Советскую Россию. Затем выступали представители вятских красноармейских частей, заявлявшие о своей готовности вступить в бой с врагами республики. С краткими приветственными речами выступали товарищи от губоно Алыпов и Барановский. Студенчество просило товарища Луначарского на обратном пути остановиться в Вятке. На что получило согласие наркома. Около 9-ти часов под дружные крики «Ура!» поезд с наркомом отошёл от станции8.
Говоря о 20-х годах XX столетия, мы просто не могли в связи с именем А. В. Луначарского не вспомнить о Н. К. Крупской. О её пребывании на Вятской земле.

Дело в том, что в фонды нашего музея в 2006 году были переданы краеведом Б. И. Шуром фотографии. Снимки сделаны в 20–30-е годы XX века. Надписи на обороте свидетельствуют, что они принадлежат работнику киносекции Мершину. Из Энциклопедии земли Вятской (Т. 6) известно, что Мершин Павел Михайлович – изобретатель в области цветной фотографии, во время Первой мировой – аэрофотограф, в дальнейшем трудился на киностудии «Мосфильм». Родился в д. Дуванное (ныне Опаринский район Кировской области)9. Особо нас заинтересовали те фотографии, которые можно объединить одной темой: «Н. К. Крупская и Вятка».

В связи с этим хотелось бы сразу напомнить, что в рассматриваемый период Н. К. Крупская занимала пост товарища наркома просвещения А. В. Луначарского. Авторитет её был непререкаем. Она являлась председателем научно-педагогической секции Государственного учёного совета, редактировала журнал «На путях к новой школе», организовывала десятки педагогических съездов, конференций, совещаний. К этому времени Надежда Константиновна уже пережила краткий период увлечения радикальными проектами кардинального переустройства школы как трудовой коммуны, с отменой уроков, систематического содержания образования и даже летних каникул.

Посещение Вятской губернии Надеждой Константиновной было связано с участием в работе агитпарохода «Красная звезда».

По предложению В. И. Ленина рейс агитпарохода «Красная звезда» по Волге и Каме совершался с целью утверждения авторитета советской власти среди населения освобождённых от Колчака районов. При этом как главные формы работы с населением использовались: встречи с рабочими, митинги, демонстрации агитационных фильмов, продажа специальной литературы. Комиссаром «Красной звезды» назначен Вячеслав Михайлович Молотов, Наркомпрос представляла Н. К. Крупская. В это время Надежда Константиновна была серьёзно больна. Выступления и встречи давались ей с большим трудом. Но на многократные предложения вернуться обратно она отвечала постоянно отказом.
Для нас важным моментом стало то, что по совету В. И. Ленина Н. К. Крупская во время поездки вела подробно дневник. То, что она воочию видела сама, она подробно фиксировала на его страницах10.

По её мнению, дела единой трудовой школы обстоят не так уж плохо, но основной принцип строительства единой трудовой школы – должно строиться совместно учителями и местным населением – игнорируется. Слабо поставлено внешкольное воспитание.

Нередко вместе с учителями местных школ Надежда Константиновна разрабатывала программы школы 2-ой ступени. В дневнике читаем: «…вела беседу с учителями. Собралось человек сто. Пели “Интернационал”. Учителя в Сарапуле организованы в Союз работников просвещения и социалистической культуры. Председательница Смирнова недурно говорит и вообще производит недурное впечатление… По задаваемым вопросам видно было, что учителя задумываются серьезно над проведением в жизнь трудовой школы. Вообще отдел народного образования в Сарапуле мне чрезвычайно понравился, понравились и учителя».

«…На третий день нашего пребывания в Воткинске учительницы и ученицы приехали на “Красную звезду” вместе с учениками… было около 30 человек. Я сделала подробный доклад о трудовой школе и организации учительства… Учителя заявили, что им теперь понятно, что такое трудовая школа. Учительница спросила: из вашего доклада вытекает, что школа должна быть связана с населением и местной трудовой жизнью. Тогда должна быть в каждой местности своя программа. А между тем из центра прислана программа маловыполнимая, но требуется строгое выполнение её в жизнь. Как быть. Можно ли её приспособить к местным условиям? Я сказала, что можно»11.

В эти дни Крупская побывала в Елабуге, Воткинске, Сарапуле, Камбарке…


Н. К. Крупская с учениками школы её имени в Вятской губернии. Снимок П. М. Мершина

В 1940 году наркомом просвещения назначен Владимир Петрович Потёмкин (1940–1946). Без сомнения, личность для нас чрезвычайно интересная. Доктор исторических наук, профессор, выпускник историко-филологического факультета МГУ.

Распространение марксизма в России не обошло его стороной. Разделяя идейную платформу большевиков, он в начале XX века по заданию Московского Комитета РСДРП развернул революционную пропаганду среди студентов. После октябрьских событий 1917 года был назначен членом коллегии Народного Комиссариата просвещения РСФСР, участвовал в создании первых рабочих университетов, в разработке «Положения о единой трудовой школе», составлял книги для чтения по истории нового времени. Окружающих поражала его неистощимая энергия. Пожалуй, не было ни одного Всероссийского совещания по народному образованию, где он не принимал бы участия. Имеется информация о том, что в 1918–1919 гг. под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний работников народного образования. В 1918 году он был председателем Первого Всероссийского съезда учителей. В течение шести лет был комиссаром просвещения РСФСР. Современники отмечали высокую культуру языка Потёмкина. Он обнародовал приказ о введении буквы «ё» в школьной практике. Стал первым президентом Академии педагогических наук РСФСР, созданной в годы Великой Отечественной войны (1943). Под его руководством разрабатывались теория и история педагогики.

В. П. Потёмкин был человек разносторонних интересов. Он редактировал трёхтомный труд «История дипломатии» и был одним из его авторов, за что ему была присуждена Сталинская премия. Под его редакцией вышло полное собрание сочинений А. П. Чехова и материалы Всесоюзного Археологического совещания12.

Имя Потёмкина для нас связано не только со столь разноплановой деятельностью, но и с тем, что в годы Великой Отечественной войны в г. Киров был эвакуирован Наркомат просвещения РСФСР вместе с его народным комиссаром. По скупым сведениям наших исследователей известно лишь то, что основная группа сотрудников Наркомпроса была эвакуирована в г. Киров 16 июля 1941 года. Ехали 5 суток в товарном поезде. Нарком со своими замами прибыл после 16 октября, когда враг был уже на самых подступах к столице13. Время пребывания министерства у нас было слишком коротким, всего несколько месяцев. Но каким было это время. Даты 15–16 октября считаются самыми страшными в обороне Москвы. По сути дела, уже было подписано постановление об эвакуации столицы СССР. Все наркомы по распоряжению Сталина должны выехать из города в места, установленные для размещения их наркоматов по плану эвакуации.

К профессиональному портрету министра время работы в г. Кирове прибавляет ещё одну деталь. Помимо основного рода деятельности, он трудится над вторым и третьим томами «Истории дипломатии», используя книжный фонд научной библиотеки им. А. И. Герцена. Впоследствии он добился того, что библиотека стала получать обязательный экземпляр книг, выпущенных издательствами страны14. Несколько томов книг под авторством Владимира Петровича Потёмкина входят в книжный фонд и нашего музея.

1982 год. На первой странице газеты «Кировская правда» читаем заголовок передовой статьи: «Области вручено знамя», из которой узнаём, что в городе состоялось собрание областного актива по народному образованию, посвящённое дальнейшему совершенствованию трудового воспитания и профориентации учащихся сельских школ. Кировской области вручалось Красное знамя Совета Министров РСФСР, ВЦСПС и денежная премия за победу во Всероссийском социалистическом соревновании ученических производственных бригад в 1981 году. Поэтому в зале вместе с представителями образования, сельского хозяйства, партийными и советскими работниками находились члены ученических производственных бригад – главные виновники торжества. Перед собравшимися выступает министр просвещения РСФСР Г. П. Веселов.

Георгий Петрович Веселов (1980–1990) – практически последний министр просвещения Российской Федерации в бывшем Советском Союзе. Выпускник Псковского пединститута им. С. М. Кирова и Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук, профессор, автор 80 работ по проблемам образования. На его долю выпала следующая волна преобразований, которая началась с вступления в силу закона постановления от 12 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» с явным усилением в программе школы трудового воспитания. На школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки учащихся на уровне средних профессионально-технических училищ. Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлён переход на 11-летний курс обучения. Детей в школе предполагалось начинать обучать с шестилетнего возраста.

Одновременно в эти годы расширен демократизм в школах, предоставлено больше прав руководителям органов образования. Введены новые программы по специализации школ с учётом интересов учащихся. В 1990 году были введены 14 дифференцированных (вариативных) школьных учебных программ, позволяющих школе самоопределиться и чувствовать себя свободнее. Г. П. Веселов активно поддерживал опыт школ-комплексов (УВК – учебно-воспитательные комплексы). При нём успешно работала программа «Сельская школа». Уделялось большое внимание педагогическому образованию, системе повышения квалификации учителей. Министр понимал важность эстетического развития школьников, дав жизнь инновационным идеям Кабалевского и Неменского. За десять реформаторских лет, когда министерство возглавлял Г. П. Веселов, десятки малых народов получили возможность обучать детей на родном языке или изучать родной язык как предмет. При всех положительных моментах, необходимо отметить, что реформа шла трудно. В апреле 1987 года М. С. Горбачёв в своём выступлении на ХХ съезде ВЛКСМ вынужден был отметить: «Не будем себя убаюкивать разговорами об общеобразовательной и профессиональной школе. Скажем прямо: сегодня реформа пока буксует…»15. Одновременно осознание необходимости кардинальных перемен в системе образования привело к настоящему всплеску педагогической инициативы и новаторства (методика опережающего обучения С. Н. Лысенковой, коллективный способ учебной работы, школы диалога культур, открытие гимназий, лицеев, колледжей, получивших право на инновации и привлечение к организации учебного процесса преподавателей высшей школы). Активный научный поиск методов развивающего обучения ведут учёные: В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и т. д. Формируются центры гуманной педагогики. Предпринимаются попытки переосмыслить и осуществить внешкольное образование и воспитание.

Но вернёмся в 1982 год, в зал, где проходит торжество, где выступает министр просвещения Г. П. Веселов, с одобрением отмечая, что вопросы трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ постоянно находятся в центре внимания партийных и советских органов Кировской области. Высокий гость делает акцент на подготовке учащихся к труду в животноводстве, на создании на селе для молодых тружеников необходимых производственных, жилищных и культурно-бытовых условий. Животноводство объявлялось ударным фронтом. Зал приветствовал аплодисментами вручение Красного знамени. С ответным словом выступил заведующий облоно Ю. М. Головнин: «Велика и почётна эта награда. Но чем больше степень доверия к нам, тем выше ответственность работников народного образования, школы в решении наиважнейших проблем времени. Качество обучения в школе сегодня – это не только полный объём знаний в соответствии с программой, но и также трудовое и нравственное воспитание в их единстве, это и активная жизненная позиция выпускника»16.



Знамя «Победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании» в экспозиции музея

И, наконец, Андрей Александрович Фурсенко. Материалы музейного фонда, включающего фотографии и специальные номера газеты вятского учительства «Педагогические ведомости» с рубрикой «Новая школа – высокое качество знаний»17 – современное информационное свидетельство произошедшего события, давшего толчок к оформлению у нас в музее специальной выставки одинакового с данной статьёй названия.

Министр образования и науки Российской Федерации, доктор физико-математических наук Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. В 1971–1991 годы прошёл профессиональный путь от стажёра-исследователя до заместителя директора по научной работе физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР. Занимался вопросами математического моделирования, участвовал в 1988  году в подготовке запуска многоразового космического корабля «Буран», отвечал за расчёт скорости восстановления связи с заходящим на посадку кораблём. С 1991 по 2003 год – вице-президент АО «Центр перспективных технологий и разработок» (Санкт-Петербург), генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации. 9 марта 2004 года указом Президента России назначен на пост министра образования и науки РФ.

На посту министра А. А. Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы «Единого государственного экзамена» и начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствие с европейскими18.

В Программе рабочего визита министра образования и науки в Кировскую область (29 августа 2009 года) было следующее: перелёт на вертолёте в пос. Речной Опаринского района, где состоялось торжественное открытие нового здания школы. В церемонии участвовали вместе с А. А. Фурсенко губернатор области Н. Ю. Белых, главный федеральный инспектор по Кировской области Т. А. Терехина, А. М. Чурин – глава департамента образования области, В. В. Быков – глава г. Кирова, представители администрации Опаринского района, федеральные и местные СМИ. Генеральный директор ЗАО «Трест Ямалгаздобыча» вручил директору школы В. В. Шубину символический ключ от здания. При открытии школы министр сказал: «…именно школа является основой любого села и посёлка. Очень важно, что, несмотря на экономические трудности, руководство области находит средства и возможности для строительства таких важных объектов». Затем прошла экскурсия по школе, встреча с учителями и учащимися. Новое двухэтажное здание позволяет проводить обучение по обязательным и дополнительным предметам. Всего в школе будет обучаться 149 учеников. Министр выступил на Областном совещании педагогических работников, где присутствовало 500 человек. Встречала гостя и Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка (директор В. В. Вологжанина. С 1999 года гимназия является федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РФ). Далее состоялась встреча с 11-классниками инновационных образовательных учреждений г. Кирова. Побывал А. А. Фурсенко и в студии REN TV-Киров, участвовал в заседании совета ректоров Кировских вузов в здании Вятского государственного университета19.

15 августа 2014 года состоялся визит в Кировскую область министра образования и науки РФ Дмитрия Викторовича Ливанова. Источником сведений данного события являются средства массовой информации. Музейный фонд успевает в данном случае только констатировать факт, вписать его в летопись регионального образования. Что известно о Дмитрии Викторовиче Ливанове? Российский государственный деятель, физик-теоретик, автор более 60 научных работ (в том числе 49 в зарубежной печати), учебника для вузов «Физика металлов». Возглавлял министерство с 21 мая 2012 года по 19 августа 2016 год20.

Он посетил детский сад во вновь отстраивающемся микрорайоне «Солнечный берег». Впечатление осталось хорошее. Задача обеспечения дошкольными заведениями в стране стоит остро. Министр выступил на областном педсовете, где говорили не только об успехах. Накануне нового учебного года министр рассказывал учителям о том, какие изменения ждут систему. Дмитрий Ливанов обещал рост зарплаты и ставил задачу перехода школ на односменный режим. Он говорил о том, что нужно развивать дистанционную практику, и дал задание школам усилить внимание иностранному языку и технологии21.

Трудно идти по ещё «свежим следам», дорогой неосмысленных историками фактов; беспристрастно, пока ещё не на «расстоянии», отсматривать событие, прочитывать биографии, не со страниц монографий снимать сведения, а с газетных полос и сайтов сети Интернет. Такое историческое скорочтение не для музея. В данном случае, у тех, чьим трудом добываются свидетельства из музейного предмета, первостепенная задача скомплектовать музейные коллекции по истории современной школы, позволяющие окунуться в реформы, факты, образы, которые ещё «в пути». Всё это требует времени. Свидетельства музейных коллекций – это «руда» для будущего исследователя.

Отсюда, автор статьи не утверждает, называя имена министров Российского штаба просвещения, посетивших в разные времена  наш край, что список имён полон. Мы называем только тех, свидетельства о которых закреплены коллекциями Областного музея истории народного образования. Развитие данной темы как прерогативу мы оставляем профессиональному историку, способному не только перечислить все имена и раскрыть содержание визита, но и в полном масштабе представить картину их благотворного влияния на развитие системы регионального образования. Это было в нашей истории. И без этой страницы трудно быть объективным в будущем понимании того, как складывалась, развивалась и что представляла школа, что спроецировала она, привнесла в школу XXI века.

Примечания

1 Народное образование в России : исторический альманах / [авт. проекта: А. Кушнир, В. Чумаков]. М., 2000. – 393, [7] с. : [8] л. цв. ил.
2 Судовиков М. С. Министр народного просвещения Д. А. Толстой и гуманитарные инициативы на Вятской земле. Памятная книжка Кировской области и календарь на 2008 год. Киров, 2008. С. 265–267.
3 Министр в своё время был поражён малым числом оканчивающих курс в гимназиях и большим числом учеников, выходивших из средних классов, не оканчивая курса. Более того, налицо в России формирование нового сословия, которое требовало и специального учебного заведения для своих детей, что является прообразом интеллигенции.
4 Вятское городское четырёхклассное училище. Краткий очерк его жизни и учебно-образовательной деятельности / сост. И. Деренков. 1900.
5 Завещание купца нарушено было только в годы Великой Отечественной войны, когда в его залах располагалось отделение челюстно-лицевой хирургии госпиталя, расположенного в здании школы № 22. Сегодня на верхнем этаже здания расположен Кировский областной музей истории народного образования, что ни в коей мере не противоречит, хранящемуся в ГАКО документу.
6 Сидорова М. А. Вятское городское четырёхклассное училище // Образование Вятского края. Киров, 2011. С. 9–12. (Лидеры Кировской области. Вып. 23).
7 Толстой Д. А. Речи и статьи графа Д. А. Толстого. СПб, 1876. – [4], 187 с.
8 [Передовица]. Вятская правда. 1923. 19 мая (№ 113).
9 ЭЗВ : Т. 6. Знатные люди. 1996. С. 284.
10 В 1960 году журнал «Новый мир» (№ 11) опубликовал дневник Н. К. Крупской.
11 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 11. М. 1963.
12 Слободчиков А. М. Министры просвещения России : [Рукопись]. Киров. 2010.
13 Рашковский А. Таинственный нарком Потёмкин: разведчик во главе Наркомпроса // Культурная среда. 2009. 1 октября (№ 6(6). С 12.
14 Попов В. В. В ту военную зиму // Кировская правда. 1972. 11 июня.
15 Головизнина Н. Л. Этапы реформирования современной школы // Образование Вятского края. Киров, 2006. С. 8–11. (Лидеры Кировской области. Вып. 9.)
16 Горина Л. Области вручено знамя // Кировская правда. 1982. 19 июня (142(18695).
17 Педагогические ведомости. 2009. Август (№ 7–11) ; 2009. Сентябрь-октябрь. (№ 12–14).
18 Фурсенко А. //http: www/ru\ 2002\ 11\20\ fursenko-andrey
19 Актуальные вопросы министру // Педагогические ведомости. 2009. Сентябрь-октябрь. (№ 12–14). С. 2.
20 Ливанов. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ливанов,_Дмитрий_Викторович (дата обращения 10.09.2018).
21 URL: rentv-kirov.ru/news/kirov-posetil-ministr-obrazovaniya-dmitriy-livanov (дата обращения 10.09.2018).