Главная > Выпуск №34 > Из истории Вознесенского собора г. Сарапула

Из истории Вознесенского собора г. Сарапула

А. А. Потапов

Осенью 2016 года ко мне обратился председатель дворянского собрания Удмуртии В. В. Никитинский с предложением написать статью о Вознесенском соборе Сарапула. Работая с архивами городов Ижевска, Кирова, Санкт-Петербурга, в своей попытке найти исторические сведения о строительстве хотя бы не первых деревянных церквей, а уже каменного собора, я столкнулся с тем, что документов об истории этого храма практически не сохранилось! На сегодняшний день трудно установить дату появления первых культовых сооружений на территории современного Сарапула, точно можно сказать одно: Вознесенская церковь построена на рубеже XVI и начала XVII веков. Эти выводы можно сделать, исходя из архивных записей, так как уже в 1621 году в «Дозорной книге Осипа Зюзина»1 Сарапул назван селом, что говорит о наличии в поселении церкви, скорее всего, Вознесения Господня. Удалось установить членов причта Вознесенской церкви и их родни из переписи 1646 года2:

«Дворы поповские...
Во дворе Вознесенской поп Иван Климентьев с детьми с Алешкою да с Левкою да с Федькою.
Во дворе Вознесенской же поп Степан Левонтьев с племянником с Ондрюшкою Васильевым сыном Ожгихиным, у Ондрюшки сын Александрико.
Во дворе Вознесенской дьякон Тихон Иванов сын Ижболдин с детьми с Якимкой да с Епифанкой да с Конанкою.
Во дворе церковной дьячок Левка Гаврилов Кокорев с пасынками Оською да с Федосейком Кондратьевы дети.
Во дворе просвирня Федосика Прокофьева дочь с внуком Сенькою Васильевым».

Как выглядела деревянная церковь во имя Вознесения Господня, построенная первыми поселенцами, можно лишь предполагать. Многократно горевшая и перестраиваемая, церковь сохраняла только своё название, перенесённое впоследствии и на каменный храм — Вознесенский собор Сарапула.

В одном из немногих дошедших до нас описаний, сделанном в 1704 году казанским воеводой Никитой Алферовичем Кудрявцевым, читаем: «Сарапул. Городок деревяной рубленой двоестенной. А по мере в круг 379 сажень*, в вышину две сажени с аршином. На нем десять башен, в том числе пять башен проезжие. И тот городок не достроен и не покрыт. (Судя по сохранившимся документам, городок так и не был достроен. — А. П.) Военного наряду. Пушка железная на станке длиною два аршина девять вершков, весом 32 пуда. Пушка железная же длиною два аршина полдевята вершка, весом 30 пуд с четвертью. К ним 100 ядер железных. Две затинные железные же пищали, длиною одна два аршина с вершком, другая — два аршина полчетверта вершка. К ним 160 ядер железных. 13 пуд с четвертью зелья пушечного. 14 пуд с полупудом свинцу. 7 пуд с полупудом фетилю. 27 фунтов железа в прутьях и в дроби»3.

В документе казанский комендант описывает оборонительные возможности Сарапула, но нет упоминаний церквей на территории Городка. Да это и понятно: в 1704 году вспыхнуло крупное башкирское восстание, и в первую очередь требовался отчёт о фортификационных сооружениях и огневой мощи, а за безопасность вверенных ему территорий отвечал воевода Никита Алферович Кудрявцев.

Следующий документ переносит нас уже на 60 лет вперёд. Отчёт, который был составлен комиссаром Василием Мироновым в бытность «Сарапульским Управителем капитана Афанасия Воеводы Царского», даёт представление, хотя и в самых общих фразах, о том, как выглядела деревянная архитектура Сарапульского церковного ансамбля.
В нём, как и в документе воеводы Кудрявцева, описывается Сарапульская крепость, но более подробно указывается расположение как церковных, так и административных строений4.

Описание Сарапула, составленное в 1764 году:

«В показанном селе Сарапуле, которое состоит на берегу Камы реки на горной стороне.
Город деревянный рубленной в клетки, в нём четверо ворот:
1 на площади к Каме реке; 2 Покровские; 3 по Казанской дороге; 4 к речке Юрманке; 5-ое калитка с косогору к Каме реке.
Мерою вокруг города триста девяносто семь сажен трехаршинных и оная городовая стена и ворота весьма ветхие и сгнили и во всех местах развалились».

Если сравнить с описанием, составленным в 1704 году казанским воеводой Никитой Кудрявцевым («...по мере в круг 379 сажень...пять башен проезжие») — и в том, и в другом документе много общего: 5 выходов из крепости, практически одинаковый периметр. Что же касается разницы в 18 саженей, то только в документе 1764 года указано, что сажень трёхаршинная, поэтому, исходя из измерительных инструментов того времени, погрешность вполне допустимая для написания в различных документах. Впрочем, исходя из описания крепости 1764 года, можно сделать вывод, что она, если и не перестраивалась, то ремонтировалась за 6 десятилетий своего существования, отсюда и увеличения периметра крепости.

«Внутри оного города церкви: 1-ая Соборная Вознесения Господня деревянная пяти главная под нею кладовые амбары, в которых исплат (в оплату.— А. П.) в церковный доход содержится казенная соль. (Это первое встретившееся мне описание Вознесенского собора и колокольни при нём, исходя из которого, сравнивая с церквями постройки того времени, можно предположить, как выглядел этот храм до пожара 1776 года, полностью его уничтожившего. — А. П.)
2-ая при оной же соборной Казанской Пресвятые Богородицы деревянная зимняя с печью ветхая (удивительно, но из четырёх храмов после пожара 1776 года сохранилась только она. — А. П.). При оных двух церквях колокольня деревянная рубленная в восмери (восьмигранная. — А. П.).
3-ая Церковь приходская во имя Леонтия Ростовского чудотворца деревянная новая (видимо, построенная около 1760 года. — А. П.).
4-ая Покрова Пресвятой Богородицы деревянная зимняя с печью. При оной церкви колокольня деревянная рубленная в восмери».
Дальше следуют описания, позволяющие сделать некоторые уточнения в описании построек внутри крепости:
«Подле Вознесенской соборной церкви на север управительский двор под ним земли длиннику (длинной. — А. П.) от улиц что ж меж церковью и двором от ворот до городовой стены двадцать девять в другом конце что на восток тридцать восемь поперешнику (шириной. — А. П.) двадцать шесть сажен с половиною трех аршинных».

Замковая часть как бы разделена между духовной и светской властью: в северной части, ближе к речке Юрманке, располагается административная часть с домом воеводы, а в южной — 4 церкви, 2 колокольни которых использовались как смотровые башни, откуда в случае необходимости, набатом, можно было предупредить о приближении врага или другой опасности.

Следующий документ, в котором упомянут Сарапул и его церкви, — записки капитана Николая Петровича Рычкова, путешественника и географа, о дворцовом селе Сарапуле за 1770 год, где о церквях написано совсем немного: «...Дворцовое село, Серапуль называемое, и есть такое жительство, которое и строением обывательских домов, и богатством ея жителей превосходит многие уездные города. Строения сего же села составляют 3 деревянныя церкви(здесь и далее выделено автором. — А. П.), внутри деревянного ж замка построенныя... Среди деревянных церквей в крепости находилась главная, во имя Вознесения Господня. Она и дала второе, русское, название поселению — село Вознесенское»5.

Наиболее полные сведения, хоть и они очень скудные, о Вознесенском соборе можно найти в рукописи «Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской губернии»6, хранящейся в ГАКО. Она, составленная в 1909 году, стала главным трудом архивариуса духовной консистории Василия Ивановича Шабалина. Он работал делопроизводителем, затем архивариусом Вятской духовной консистории, после революции — научным сотрудником Вятского губернского архивного бюро. Согласно аннотации — это самое полное описание приходов Вятской губернии, описание ведётся от начала строительства, отмечены все перестройки и изменения. И не просто описание, но и анализ, сопоставление с архивными и краеведческими работами того времени. Свою рукописную книгу Василий Шабалин предварил словами: «Да будет сей мой труд первым камнем фундамента при составлении учеными мужами полной истории построения церквей в Вятской епархии». Но даже в его книге сведения о Вознесенском соборе весьма скромны: «Город Сарапул. Вознесенский собор. До 1757 года была деревянная Вознесенская церковь, которая в 1757 года стала называться соборной». Следовательно, в 2017 году исполнилось бы 260 лет Вознесенскому собору.

Далее В. И. Шабалин пишет: «В ночь на 9 июня 1776 года Вознесенская соборная церковь сгорела вместе с церквями Покровской и Леонтия Ростовского Чудотворца. В том же 1776 году (в книге “Православные храмы Удмуртии” есть некоторые добавления, что храмозданная грамота “выдана епископом Вятским и Великопермским Леонтием”. — А. П.) дана храмозданная грамота, от 2 июля за № 1555, на построение небольшой временной деревянной Вознесенской церкви. В следующем 1777 году приступлено к построению каменного собора».

Так началось строительство первой каменной церкви в селе Сарапул. «16 марта 1785 году освящен главный предел во имя Вознесения Господня». Однако, согласно «Описанию, учиненному города Сарапула городничим секунд-майором Касиновским, на присланные при указе из Вятского Наместнического правления географические и исторические запросы»7, в 1781 году на запрос «много ли приходов внутри и за городом и которые церкви прихода состоящие внутри города?» следует ответ: «за городом не имеется, церкви каменные или деревянные 2 есть каменная новая соборная Вознесения Господня одна: деревянные 1-ая Покрова Пресвятой Богородицы, 2-ая Казанской Богородицы в которой службы не происходят». Здесь прямо говорится, что в НОВОЙ соборной Вознесения Господня церкви происходит служба, а как бы это могло быть, если храм не освящён? Кто же из двоих ошибался? Касиновский или Шабалин? Лично я склонен больше верить городничему Касиновскому, врать ему смысла не было, да и жил он в это время непосредственно в Сарапуле, ставшим городом. Возможно, к присвоению Сарапулу статуса города и была проведена первая служба в новом каменном храме.
В. И. Шабалин продолжает описание: «В теплой церкви устроены 2 престола, из коих левый освящен 17 ноября 1802 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а правый престол Богоявления Господня освящен 1 сентября 1808 года». Вот, собственно, и все сведения предоставленные архивариусом Шабалиным, у него даже не упоминается — в каком году была построена колокольня Вознесенского собора.

В обнаруженных архивных документах о Вознесенском соборе, датируемых второй половиной XIX века, в основном говорилось о необходимости ремонтно-восстановительных работ (как для собора, так и для торговых рядов вокруг него). Всё же один документ привлёк моё внимание — это «Дело о постройке соборного храма в городе Сарапуле Вятской губернии»8. Как следует из дела, к концу XIX века Вознесенский собор уже не мог вмещать всех желающих, приходивших на праздничные службы, да это и н? е удивительно, приход собора составлял 4 849 душ обоего пола (в том числе раскольников).

Из архивного документа следует, что: «Апреля 20 дня 1890 года. По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, о необходимости точного установления границ приходов в столичных и губернских городах.
Приказали: по собранным сведениям оказывается, что не только в обеих столицах, но и в губернских городах не существует определительного росписания или распределения городских приходов, с точным указанием улиц и обывательских домов, принадлежащих к каждому приходу, вследствие чего Епархиальные Начальства не располагают точными сведениями о границах каждого прихода, а довольствуются только некоторыми общими на то указаниями, имеющимися в клировых вдимостях, где обозначается одно общее число домов, к приходу принадлежащих, без поименования места их нахождения (улицы, площади или переулка) и их владельцев. В виду вышеизложенного, Святейший Синод определяет: привести в точную известность нынешний состав каждого прихода в городах, а затем составить обязательное к исполнению роспись приходов с точным обозначением входящих в состав их улиц и домов обратив при сем особенное внимание на духовно-религиозные потребности и нужды горожан и на желание их принадлежать к тому или другому приходу и таковым писания представить Святейшему Синоду на утверждение. О чем и дать знать Епархиальным Преосвященным циркулярными указами. Обер-Секретарь Полонский. Секретарь Протопопов».

10 мая 1890 года поступил указ преосвященному Сергию, епископу Вятскому и Слободскому, «составить роспись приходов». Дальше последовало распоряжение по епархии, на основании чего членами Сарапульского духовного правления — Протоиереем Вячеславом Бережневым, священником Алексеем Виноградовым и священником Павлом Трониным — были составлены списки сарапульских приходов. Приход Вознесенского собора составил: 699 домов. Число душ: 1 444 муж. 1 408 жен. Квартирантов — 875 муж. 1 007 жен. В том числе раскольников. Число домов 19. Число душ: 53 муж. 62 жен»9.


Разграничение приходов. Карта, составленная священником Н. Блиновым.
ГАКО. Ф. 237. Оп. 193. Д. 521

Где же было поместиться в старом соборе такому количеству людей? Поэтому было принято решение построить новый кафедральный собор в городе. Губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин даже сделал проект собора, но как следует из обращения священников Вознесенского собора к Его преосвященству Никодиму епископу Сарапульскому: «Предлагаемая постройка собора в городе Сарапул, не может скоро осуществится за неимением средств на сей предмет, а так же потому, что строительный комитет не избрал еще ни места, ни плана для нового собора. Предположение комитета о том, чтобы сломать существующий собор до основания и на сем месте построить новый собор (по плану архитектора Савицкого) — едва ли исполнимо, так как почти все граждане города Сарапула положительно не желают этого. Таким образом постройка нового собора оттягивается на неопределенное время, а между тем существующий соборный храм в настоящем его виде, малопоместителен, почему во время воскресных и праздничных служб не может вместить всех желающих помолиться. Для устранения означенного неудобства нами предложено расширить собор». Предлагалось следующее: «...с северной и южной стороны сделать боковые пристройки с помещением для двух предельных алтарей, чтобы впоследствии с удобством можно было устроить все три алтаря в ряд. Собор примет вид обширного храма, без разделения его на теплый и холодный»10. При реализации подобного проекта не требовалось и новых печей, в дополнение к существующей системе отопления — калориферной. План на переустройство Вознесенского собора был предоставлен в строительный комитет всё тем же архитектором Чарушиным. Со стороны епархиального начальства претензий к устройству собора по этому плану не имелось. Процесс пошёл, и, согласно утверждённого плана от 2 октября 1898 года, началась надстройка колокольни при Вознесенском соборе. Но само переустройство храма затягивалось. Уже епископа Никодима сменил епископ Владимир, которому духовная консистория и представляет 12 июля 1901 года доклад с утверждённым «Отделением Вятского Губернского Правления планом устроения Вознесенского собора»11. Казалось, всё было решено с перестройкой собора, но вдруг последовал «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Сарапульского Духовного Правления. Отцу настоятелю Сарапульского Вознесенского Собора, Протоиерею Вячеславу Бережному. Во исполнение резолюции Его Преосвященства, Преосвященного Михея, Епископа Сарапульского, сим предписывает Вам представить в Правление сведений о положении дел по постройке в городе Сарапуле нового Кафедрального собора. Сентября 25 дня 1902 года»12.


Собор после перестройки колокольни

Почему вновь вернулись к вопросу постройки нового собора, остаётся неясным. Оставался открытым вопрос и с финансированием, согласно завещанию, потомственный почётный гражданин Дмитрий Григорьевич Ижболдин пожертвовал на постройку нового кафедрального собора или перестройку старого 15 000 рублей, но наследники не спешили, к решению этого вопроса был привлечён даже прокурор Сарапульского уездного суда. Из записей в журнале Сарапульского духовного правления 1902 года известно, что планировалось «разобрать до основания прилегающее к колокольне входное крыльцо, сторожку и канцелярию, а вместо них построить, согласно плана, совершенно новые помещения». Эти строительные работы были воплощены в жизнь, но просуществовали новые постройки недолго.

Кража в Вознесенском соборе

Просматривая описи архивных дел, я нашёл дело, связанное с кражей в Вознесенском соборе13, происшедшей в начале XX века. Возможно, были и другие кражи, более ранние или поздние, но документы о них не обнаружены.

«Его Преосвященству Михею Епископу Сарапульскому.
Имею долг почтительнейше донести, что с 29 на 30 января в сарапульском Вознесенском соборе с главного престола похищены 2 напрестольных серебряных креста, о чём заявлено причтом полиции. Настоятель Вознесенского собора протоиерей Вячеслав Бережнев».

На что уже 31 января последовала резолюция его преосвященства: «в правление для расследования». Расследование было поручено Благочинному сарапульских градских церквей священнику Сергию Феофилактову.

Из рапорта 8 марта 1906 года. Протодьякон Иван Семёнов Петров, в обязанностях которого входило хранение всех священных предметов, по случаю кражи ответил следующее: «29 января Божественную литургию в соборе совершал его Преосвященство, Преосвященный Михей и на престоле лежали кресты дорогие, после литургии я кресты убрал и заменил их менее ценными. Вечером, венчалось 12 браков, народу было очень много. Все браки венчались в теплом храме, а Св. Алтарь холодного храма в это время был не заперт стороны, так как члены причта за некоторыми предметами ходили туда и для караула был поставлен сторож, на которого и пало подозрение в краже».
Очевидно, кресты были похищены во время венчания браков. О похищении было заявлено в полицию, которая произвела обыск в квартире церковных сторожей, но никаких церковных вещей найдено не было. При проверке всего соборного имущества по описи оказалось, что похищено только два креста. «Первый крест: серебряный позлащенный с литым изображением распятия в 1 фунт и 58 золотников. Пожертвован в 1880 году, Протоиереем сего собора Павлом Анисимовым. Второй — крест серебряный позлащенный, гладкий с чернью, весом 74 золотника. Ценность первого креста 40 руб. 20 коп; второго 22 руб. 20 коп». Согласно документу кража из Вознесенского собора так и не была раскрыта.

23 октября 1910 года, во время вечернего богослужения, 16 летний подросток затаился в Вознесенском соборе14. Ночью незадачливый святотатец, взломав две церковных кружки, похитил 7 рублей 70 копеек.

Поутру пропажу, конечно, сразу обнаружили и первым делом стали осматривать собор. Затаившегося воришку, думавшего выйти из храма во время утренней службы, обнаружили на хорах. Но то ли раскаяние и признание своей вины, то ли юный возраст преступника и безработица, названная им причиной кражи, умягчили сердца судей: подростка отдали под надзор матери.

В 1911 году вновь последовала попытка кражи из собора. Вот что писали в газете «Прикамская жизнь» в рубрике «Хроника происшествий» за этот год: «В субботу, 20 апреля, в 4 часа вечера в алтаре сарапульского Вознесенского собора случайно обнаружен спрятавшийся в ризницу неизвестный молодой человек. Арестованный полицией злоумышленник назвался сыном отставного чиновника Константином Ивановичем Киртиковым, 18 лет, приехавшим в Сарапул из Казани. В покушении на грабеж Киртиков сознался, объяснив, что попал в алтарь и спрятался в ризницу еще с 6 часов утра 20 апреля. В одной из ризниц найдена принесенная Киртиковым стальная пилка, режущая железо как дерево, а в кармане злоумышленника нож. Задержан Киртиков был так: соборный сторож, случайно открывший дверь ризницы, заметил злоумышленника и закричал караул. На крик сбежались сторожа, которые и помогли схватить Киртикова. Злоумышленник был отправлен в полицию. Есть предположение, что на ограбление покушалась шайка из нескольких лиц. Так, около 11 часов дня в субботу, когда Киртиков сидел уже в ризнице, четверо неизвестных молодых людей после обедни внимательно рассматривали в соборе иконостас. По словам близких к собору лиц, собор мог бы потерпеть от злоумышленников большие убытки, т. к. ценностей в соборе насчитывается на много тысяч руб. По делу производится энергичное следствие».

Эти события в Вознесенском соборе можно назвать весьма незначительными и малозначимыми по сравнению с тем, что ожидало этот храм в недалёком будущем.


Проект расширения и переустройства Соборного храма
в городе Сарапуле архитектора И. А. Чарушина

Эпилог

Прогремели революции 1918 года, в стране сменилась власть, закончилась целая эпоха в жизни страны и уездного города. Что бы произошло с новым кафедральным собором после Октябрьской революции, если он был бы сооружён, можно лишь гадать. Постановление президиума Сарапульского окружного исполкома от 20 июня 1930 года решило дальнейшую судьбу Вознесенского собора: «Ввиду того, что со стороны граждан верующих жалобы на закрытие собора не поступило, собор закрыть. (А ведь всего 30 лет назад почти все граждане города Сарапул не желали этого даже для перестройки храма. — А. П.) Поручить Горсовету — снять колокола и кресты и приступить к разборке колокольни и весь полученый стройматериал использовать на промышленное и жилое строительство. Одновременно установить технадзор за проведением этой работы, с тем расчетом, чтобы это здание в ближайшее время было использовано под культурное учреждение». Но сносом колокольни дело не ограничилось, последовала очередь и самого собора, уничтоженного до основания.

От всей трёхвековой истории Вознесенского собора остался только реализованный в строительстве Михайловского собора в Ижевске «Проект расширения и переустройства Соборного храма в городе Сарапуле» архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина.

На этом и закончилась история Вознесенского собора, когда-то гордо возвышавшемся в историческом центре города Сарапул.

Примечания

1 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ч. 1. Д. 153.
2 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6445.
3 РГАДА. Ф. 396. Оп. 3. Д. 3.
4 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 2. Д. 1576.
5 Журнал или Дневныя записки путешествия Капитана Рычкова по разным провинциям российскаго государства, 1769 и 1770 году. Санкт-Петербург, 1770.
6 ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 5. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии / сост. В. Шабалин. Вятка, 1909. Рукопись.
7 ГАКО. Ф. 583. Оп. 1а. Д. 1231.
8 ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 2. Д. 1040.
9 ГАКО. Ф. 237. Оп. 193. Д. 521.
10 ГАКО. Ф. 583. Оп. 521. Д. 410.
11 ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 2. Д. 1040.
12 Там же.
13 ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 1. Д. 4084.
14 Газетные Старости : Обзор русских газет начала ХХ века... В этот день, но сто лет тому назад... URL: http://starosti.ru (дата обращения 17.10.2018).

* Сажень и аршин — одни из наиболее распространённых на Руси мер длины. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные «складени», имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве. Из текста можно предположить, что при измерении использовалась трёхаршинная сажень, но утверждать это довольно трудно, так как в то время использовалось более 10 видов саженей, они имели свои названия и были несоизмеримы и не кратны одна другой. — А. П.