Певец Слова

В. С. Сизов

Злыгостева Н. И. «Как слово наше отзовётся...» : сборник статей / Н. И. Злыгостева ; Киров. ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена. – М. ; Киров, 2018. – 272 с.

Самое главное, что, по моему убеждению, надо знать и сказать о Наталье Ильиничне Злыгостевой – это то, что она всегда была и остаётся певцом Слова. Слова с большой буквы. И опубликованная ею книга ещё одно доказательство сказанному. Своё отношение к Слову она описывает так: «Слово – таинство его рождения необъяснимо и оттого магнетически притягательно. Мир, живущий в нём, открыт и потаёнен одновременно. Тьма неотделима от немоты, избавление от неё и обретение света возможно лишь через слово, через ‘‘живое его волшебство’’».

Эти строки как откровение, как объяснение природы неустанного тяготения и даже поклонения Натальи Ильиничны перед Словом. Потому что для неё «слова» – это не только звуки, выстроенные в определённой последовательности для общения друг с другом. Для Натальи Ильиничны, безусловно, это нечто большее, для неё встреча со Словом – это встреча с самим Богом. Ибо сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Бога невозможно видеть, но это не значит, что Он скрывается от людей, нет. Бог ежедневно, ежечасно открывает Себя людям через Слово.

В своей книге Наталья Ильинична через образы великой русской литературы исследует многие духовно-нравственные темы. Пишет о любви, семье, непростой женской доле, о воспитании детей и вере. Но в любом из очерков тема Бога, воплощённого в Слове, являющего се­бя через Слово – это главная тема.
И возникает вопрос, если в мире столько зависти, ненависти и зла, то слышим ли мы Бога? Ветхозаветные патриархи могли напрямую говорить с Творцом мира. А современный человек, способен ли, если не говорить с Богом, то хотя бы слышать Его?

В Книге Бытия говорится, что Человек создан по образу и подобию божьему. Мне кажется, что весь текст книги Натальи Ильиничны пронизан одним очень важным вопросом, обращённым к читателю: «А твои слова, подобны ли они Слову Божьему? Способен ли ты, творить своими словами новые миры и вселенные?»

Не случайно в название книги вынесена строка из стихотворения Ф. Тютчева «Как слово наше отзовётся...». Да, нам не дано этого предугадать. Но если стремиться уподоблять свои слова и дела Слову Божьему, то наши слова дадут хорошие семена и взойдут достойными духовными плодами. Именно это и делает Наталья Ильинична всю свою сознательную жизнь. Она как сеятель методично и неустанно насаждает в душах своих учеников и людей, с которыми сталкивается на своём пути, слова-идеи, которые в её душе соотносятся со Словом Божьим. По её благородному окружению и благодарным ученикам мы с лёгкостью можем судить, что труды её дали и продолжают давать прекрасные всходы. А книга, о которой мы сегодня ведём речь – это квинтэссенция её трудов.

К кому бы ни обращалась в своей книге Наталья Ильинична, кому бы ни посвящала свои очерки, она изучает и глубоко анализирует, как её герои обходятся со словами, как их используют, что в них вкладывают. Герои её исследований – это люди любящие и ценящие слово, умеющие с ним обращаться. Вот, например, как она пишет о Слове поэта Гребнева: «Поэтическое слово Анатолия Гребнева, вкусное, сочное, выразительное, осязаемое и зримое» (С. 38).

Она пишет о том, что Слово наполняет и опустошает. А проблема слов в том, что не выстраданные, говоримые без должного содержательного и душевного отношения к ним, они превращаются в пустословие. Немой безграмотный тургеневский Герасим для неё гораздо более тонкая и чувствующая натура, чем образованные барышни и барчуки.

Наталья Ильинична очень точно подмечает выразительность и смысловую наполненность молчания, через которое только и раскрывается весь смысл слов и приводит в доказательство изумительную своей антиномичностью мысль Ильина: для того чтобы в слове раскрылся его подлинный смысл до него надо домолчаться.

Действительно, Слово лишь переносчик смыслов. Причём не всегда хороший и точный переносчик. Размышления Натальи Ильиничны о смысле молчания перекликаются с идеей китайского философа Чжуанцзы, выраженной им через притчу о словах, которые нужны для передачи смыслов, но на самом деле не способные этого делать. В сердцах Чжуанцзы восклицает: «…Где бы мне найти такого человека, который забыл все слова, чтобы с Ним поговорить?» Чжуанцзы так же, как и Ильин, имеет ввиду смысловое молчание или молчаливый диалог, доступный для понимания только настоящим мудрецам, познавшим мир. В таком диалоге Слова выражаются не через знаки и не через звуки, а через душу и чувства, которые её наполняют. «Душа, открытая Богу, людям, миру, сама становится Словом, несущим смирение, терпение и любовь» (С. 7).

Люди с открытой душой воплощают в себе Мысль Бога, то, что чаще всего называют Божественным Промыслом. Сама жизнь таких людей и их отношение к другим людям и есть Слово Божье, которое они несут, даже ни говоря о Боге, ни о Его Заповедях, ни о правилах нравственной жизни. Такова и сама Наталья Ильинична. Её обращение к миру, к нам, заключается не столько в её лекциях, книгах и выступлениях, хотя и в них тоже, сколько в самом образе её жизни и в тех акцентах и интонациях которые она расставляет, обращаясь к тому или иному человеку.